Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 18 им. А.С. Сергеева»
г. Курска
«РАССМОТРЕНО» на заседании МО естественнонаучного цикла Протокол №______ от «_____»________2021 г. Руководитель МО: __________Паюдис Т.П. | «СОГЛАСОВАНО» Зам. директора по УВР: _______Капленкова Н.П. «_____»________2021 г. | «УТВЕРЖДАЮ» Директор: Приказ от «___» ______2021 г._№_____ _____________ Медвецкая С.Г. |
Программа курса внеурочной деятельности
«Город, смотрящий в будущее»
11 класс
Срок реализации: 33 часа (за курс)
Направленность: социальная
Программу составила Кондакова Л.И.,
учитель биологии.
Курск-2021
Пояснительная записка
Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Очень остро стоит вопрос занятости детей, умения организовать свой досуг в свободное время. Данный курс направлен на то, чтобы каждый учащийся задумался о важности и необходимости сохранения и поддержания порядка в своем городе, на своей улице, чтобы горожане стремились возродить то лучшее, что было утеряно временем, сохранить то, что создано его предками, развивать и совершенствовать то, что достанется его потомкам.
Современный Курск – это город с доступной и удобной инфраструктурой, которая развивается и совершенствуется, однако научно-технический прогресс поставил перед человечеством ряд новых, весьма сложных проблем, одна из которых ухудшение экологической ситуации, что, в свою очередь, указывает на необходимость поиска оптимальных вариантов решения данной проблемы.
Программа «Город, смотрящий в будущее» составлена в соответствии с нормативными документами, определяющими структуру и содержание курса:
Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года.
Приказ Министерства образования и науки РФ от 05 марта 2004 года № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования;
Конвенция о правах ребенка. Принята резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеи от 20 ноября 1989 года;
Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014г № 1726-р утверждающее Концепцию развития дополнительного образования детей;
Письма Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального образовательного стандарта общего образования»
Постановление Главного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях».
Примерные основные образовательные программы основного общего и среднего (полного) общего образования (в соответствии со ст. 14 п.5 Закона Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации»).
Социальная направленность программы ориентирована: на создание условий для становления гражданской идентичности личности, для проявления потребности в социальной активности детей и их творческом самовыражении. В процессе работы формируются такие личностные характеристики как любознательность, целеустремленность, способность к организации собственной деятельности, к взаимодействию с другими детьми, стремление делать полезные дела, ответственность, доброжелательность, развивается чувство эмпатии.
Вид программы:
модифицированная
по уровню освоения – общеразвивающая;
по цели обучения – познавательная - творческая;
по форме организации образовательного процесса – практико-ориентированная.
Новизна. В основе реализации программы заложена проектная деятельность, которая включает в себя разработку и создание прообраза предполагаемого объекта, организацию процесса выработки новых знаний через творческое познание. Развитие логического мышления, самостоятельности, воображения, целостного восприятия окружающей действительности в ходе выполнения практической работы.
Актуальность программы состоит в том, что дети получают ценный опыт общественного действия, удовлетворяют свои духовные, познавательные, творческие, социальные потребности. Используя разные виды деятельности, инициированные учителем и предложенные самими учениками, обучающиеся не только формируют компетентности в различных областях знания, но и самостоятельно создают продукт, имеющий значимость для других. Реализуя программу, педагог создает такие условия для творчества, что становятся востребованными любые способности и увлечения детей, что многократно повышает их мотивацию и интерес к совместной деятельности.
Практическая значимость. Занятия по предложенной программе позволяют создать условия для интеллектуального развития личности ребёнка, его эстетического вкуса, а также применение полученных знаний и умений в практической повседневной жизни.
Отличительной особенностью содержания программы является оптимальный и сбалансированный отбор тем в соответствии с возрастом обучающихся и их творческими возможностями, применение эффективных форм и методов обучения, воспитания, направленных на развитие ребенка с опорой на практическую деятельность.
Цель программы: формирование ответственного отношения к окружающей среде и понимание ведущей роли человека в регулировании взаимодействий всех компонентов городской системы.
Задачи:
формирование знаний о закономерностях и взаимосвязях природных явлений, единстве неживой и живой природы, о взаимодействии и взаимозависимости природы, общества и человека;
формирование осознанных представлений о нормах и правилах поведения в природе и привычек их соблюдения в своей жизнедеятельности;
формирование экологически ценностных ориентаций в деятельности детей (способность и готовность самостоятельно, совместно с другими субъектами и институтами решать общественно значимые экологические проблемы);
воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни;
развитие способности формирования научных, эстетических, нравственных и правовых суждений по экологическим вопросам;
развитие альтернативного мышления в выборе способов решения экологических проблем, восприятия прекрасного и без образного, чувств удовлетворения и негодования от поведения и поступков людей по отношению к здоровью и миру природы;
развитие потребности в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школьнику, ведения здорового образа жизни, стремления к активной практической деятельности по охране окружающей среды;
развитие знаний и умений по оценке и прогнозированию состояния и охраны природного окружения.
Характеристика программы:
Принципы:
Принцип гуманности – осознанно-бережное отношение к окружающей среде.
Принцип прогнозируемости – предвидение результатов деятельности.
Принцип интеграции – взаимодействие теоретических и практических навыков.
Принцип непрерывности – поэтапное обучение, воспитание и развитие личности по вопросам окружающей среды.
Принцип системности – совокупность целей, содержания, методов, средств и форм воспитания и образования.
При реализации программы используются как традиционные, так и инновационные технологии:
проектные (занятия проводятся в форме метода проектов);
игровые (занятия проводится в форме сюжетно-ролевой, дидактической, деловой игры);
информационные (на занятиях используются мультимедийные и цифровые средства).
Формы организации деятельности детей:
индивидуальная;
парная;
групповая.
Формы проведения занятий: беседа, выставка, занятие-игра, практическое занятие, творческая мастерская, экскурсия, моделирование и конструирование, трудовые десанты (зеленый патруль).
Срок реализации программы: программа рассчитана на 33 ч.
Возраст детей: 16-17 лет.
Режим организации занятий: по 1 занятию в неделю продолжительностью 1 час. Группы формируются на добровольной основе, с учетом пожеланий детей. Специальной подготовки или знаний для зачисления не требуется.
Механизм оценки полученных результатов и формы проведения контрольных мероприятий:
Организация и осуществление контроля знаний, умений и навыков обучающихся включает в себя 3 этапа:
1.Вводный, проходит в форме беседы, цель которой заключается в выявлении уровня сформированности компетенций обучающихся на начальном этапе реализации программы.
2.Текущий, осуществляется в форме творческой выставки обучающихся, результаты и достижения их работы, проекты.
3.Промежуточный, проходит в форме тестирования, задания в тестовой форме составляются с учетом изученного в соответствии с учебно-тематическим планом учебного материала.
Условия реализации программы:
Материально-технические:
учебная аудитория с 30 рабочими местами;
технические средства (компьютер, проектор, цифровая лаборатория)
Методическое обеспечение программы:
Теоретические сведения обучающимся сообщаются в порядке рассказа, беседы. Так же используются зарисовки, игры, экскурсии, наглядный материал и проектная работа, индивидуальные опережающие задания.
Большое внимание уделяется практическим занятиям. Темы и перечень практических работ составлены с учетом сезонности года.
Результаты освоения курса внеурочной деятельности
Программа обеспечивает достижение следующих результатов:
Личностные:
самостоятельность в разных видах деятельности, навыки самоанализа и самоконтроля;
уважение и принятие ценностей микроколлектива и микросоциума, где они проживают часть своей жизни;
уважительное отношение к иному мнению;
положительное отношение к родному городу;
навыки взаимодействия со взрослыми и сверстниками через участие в совместной деятельности.
получат возможность:
овладеть навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
развить личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;
ориентироваться в нравственном содержании и смысле собственных поступков и поступков окружающих людей;
сформировать эстетические ценности и чувства;
развить доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость;
научиться оценивать себя по критериям, предложенным взрослыми;
сформировать элементарные основы культуры труда.
Метапредметные:
в сотрудничестве с учителем учитывать выделенные педагогом ориентиры действий в новом учебном материале;
переносить навыки построения внутреннего плана действий из игровой деятельности в учебную.
получат возможность научиться:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
оценивать правильность выполнения действия на уровне оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей и родителей.
первоначальным навыкам работы в группе: распределять роли, обязанности, выполнять работу, осуществлять контроль деятельности;
учитывать в общении и во взаимодействии возможность существования у людей различных точек зрения;
развить навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные:
работать по предложенному учителем плану;
выделять и формулировать познавательную цель и проблемы с помощью учителя, включаться в творческую деятельность под руководством учителя.
устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений;
обобщать;
устанавливать аналогии;
использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями.
Содержание программы
Раздел 1. «Курская земля» (2ч). Виртуальная экскурсия по улицам города Курска.
Раздел 2. «История Курской земли» (4ч). Проекты: «Неизвестные факты из истории региона». «Храмы Курской области».
Раздел 3. «Боевые страницы истории города» (5ч). Проекты: «Мы будем помнить эти имена». «Памятники ВОВ».
Интервью с известным человеком.
Раздел 4. «Комфортный город». Основные аспекты проблем повышения качества жизни в городской среде (сохранность скамеек, транспортных остановок, урн, клумб, зон отдыха и тд.) (1 час)
Раздел 5. «Экологичный город». Правила экологического образа жизни в городе (раздельный сбор отходов, отказ от одноразовых вещей, бережное отношение к ресурсам (вода, электричество), субботник, домашние животные и улица. (4 часа)
Раздел 6. «Здоровый город». Здоровьесберегающее поведение городского населения (профилактика наркомании, курения, алкоголя, пропаганда ЗОЖ). (4 часа)
Раздел 7 «Безопасный город». Свод правил безопасного поведения на улицах города (ПДД, подземный переход, остановки, подъезды). (4 часа)
Раздел 8. «Красивый горд». Ответственность за граффити и незаконное нанесение надписей на стенах зданий, ограждений, трудовой десант. (4 часа)
Раздел 9. «Культурный город». Правила этикета настоящего курянина (нормы и правила поведения человека в обществе: общественном транспорте, торговых центрах, домах культуры, а также в социальных сетях). (4 часа)
Раздел 10. « Родной город». Итоговое занятие (2 час)
Календарно-тематический план
№п/п | Тема/модуль | Результат | Количество часов |
Теоретическое | Практическое |
1 | Курская земля | Виртуальная экскурсия по улицам города Курска. | 1 | 1 |
2 | История Курской земли. | Проекты: «Неизвестные факты из истории региона». «Храмы Курской области». | 2 | 2 |
3 | Боевые страницы истории города | Проекты: «Мы будем помнить эти имена». «Памятники ВОВ». Интервью с известным человеком. | 2 | 3 |
4 | Комфортный город | Курский район, изменения города Курска в ходе истории, создание электронной книги. | 1 | |
5 | Экологичный город | Волонтерское движение «Зеленый патруль Сергеевского микрорайона» Проект «Экомаршрут по городу Курску» | 2 | 2 |
6 | Здоровый город | Социальный ролик «Мы выбираем жизнь» | 2 | 2 |
7 | Безопасный город | Фотоколлаж «Безопасность превыше всего» | 2 | 2 |
8 | Красивый город | Презентация «Граффити в моём городе» Буклет «Как справиться с вандалами» | 2 | 2 |
9 | Культурный город | Онлайн - акция «Культура поведения» (социальная сеть ВКонтакте) | 2 | 2 |
10 | Родной город | Стендовый проект «Современный город глазами детей» | | 2 |
Итого: 33 часа | | 16 | 17 |