Город Вежливости
Цель: познакомить учащихся с основами вежливого общения, положительными качествами человека;
побудить задуматься над причинами необходимости вежливого общения и последствиями несоблюдения норм общения.
Методы и формы работы: беседа, работа в группах.
Необходимое оборудование: плакаты по теме (карта), раздаточный материал для групповой работы.
Класс: 2
Ход занятия
...Ребята, сегодня мы будем говорить о чём-то очень важном. А о чём, вы узнаете после того, как я расскажу вам притчу. И так...
1. Притча
Однажды к старцу пришёл юноша и попросил разрешения учиться у него.
— Зачем тебе это? — спросил тот.
— Хочу стать сильным и непобедимым.
— Тогда стань им! Будь добр быть со всеми, вежлив. Вежливость снискают тебе уважение других. Твой дух станет чистым и добрым, а значит, сильным. Внимательность поможет тебе замечать самые тончайшие изменения, что даст возможность найти путь для того, чтобы избежать конфликта, а значит, выиграть поединок, не вступая в него. Если же ты научишься предотвращать конфликты, то станешь непобедимым.
— Почему?
— Потому что тебе не с кем будет сражаться.
Юноша ушёл, но через несколько лет вернулся к старцу.
— Что тебе нужно? — спросил старец.
— Я пришёл поинтересоваться Вашим здоровьем и узнать, нуждаетесь ли Вы в помощи…
Обсуждение.
- О каком главном качестве шло в этой притче?
Мы часто слышим выражение «вежливый человек». Какого человека называют вежливым? А что такое вежливость?
Т.о. Вежливость - моральное качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими.
- Сегодня мы совершим прогулку по городу Вежливости по этой карте.На каждой остановке вам предстоит выполнить задание. Путешествовать мы будем вот на этом сказочном автобусе. (демонстрируем автобус). И так, объявляется посадка на автобус ....
1. Вопросы- загадки
Для того, чтобы стать вежливым, вы должны как можно чаще пользоваться «волшебными» словами, от которых становится радостнее, теплее, светлее на сердце у других людей. И первая наша улица - Вежливые слова.
Я предлагаю ответить вот на такие вопросы-загадки. Только помните, что вести себя нужно вежливо никого не перебивать и не выкрикивать ответы с места:
-Расстаётся даже ледяная глыба от слова тёплого… (спасибо).
-Зазеленеет старый пень, когда услышит…(добрый день).
-Если больше есть не в силах, скажем маме мы… (спасибо).
-Когда нас бранят за шалости, говорим…(прости, пожалуйста).
-И во Франции и в Дании на прощание говорят…(до свидания).
2. Качества
Каждый человек должен воспитывать в себе привычку заботиться о людях, стремиться доставлять им радость, создавать хорошее настроение, быть отзывчивыми, внимательными.
И следующая наша остановка, проспект Качеств. На слайде представлены качества человека, нам необходимо назвать такие качества, которые соответствуют вежливому человеку. Какие из предложенных качеств, должны быть у вежливого человека? ( у каждого ребенка девочка, и листочки с качествами, каждый выполняет задание. а затем фронтально на одной девочке, учащиеся называют качества.) ....
3. Пословицы
Человек – существо общественное и не живёт изолированно от других людей. Он встречается в кругу семьи с родственниками, отмечает праздники с близкими людьми, приглашает в гости друзей и наносит визиты сам. И на нашем острове тоже действуют определённые правила этикета – правила поведения, которые веками складывались в быту и находили свое отражение в русских пословицах. И следующая остановка, Парк - Пословиц. Ваша задача собрать пословицу и объяснить ее суть. (работа в группах)
В просьбе поклон не в потерю;
Где больше двух, там говорят вслух;
По привету ответ, по заслуге почет.
Каков привет, таков и ответ.
Назовите, какие вы знаете русские пословицы, в которых отражены правила этикета.
4. Ситуация
Мы с вами уже знаем качества вежливого человека, познакомились с пословицами о вежливости, узнали о вежливых словах. Всё это, может встретится нам в различных жизненных ситуация, о которых мы сейчас с вами и поговорим. И вот мы приближаемся на главную площадь, которая называется площадь Ситуаций.
(На слайде!)
Мы прошли очень много испытаний, выполнили большое количество заданий, и от наконец мы добрались, до самого главного Острова, острова вежливости. В нём есть всё: и вежливые слова, и качества человека и пословицы о вежливости , которые необходимо учитывать в жизненных ситуациях.
Рефлексия.
Но для того чтобы нам, закончить наше с вами занятие, я предлагаю на бумажных сотовых телефонах, написать нам своё смс сообщение, как прошел урок.
SMS
Ученикам предлагается на бумажных сотовых телефонах написать SMS –сообщение другу о том, как прошёл урок, оценить как плодотворно он работал.
Мы очень надеемся, что каждый из вас будет вежливым и воспитанным. А для этого, конечно, нужно быть ещё и добрыми. Ведь добрым жить на белом свете веселей. Так как добро остаётся добром всегда: в прошлом, настоящем и будущем. И поэтому хочется закончить наше занятие такими словами:
Всюду, где нескромному
Укажут от ворот,
Вежливый попросит и пройдет.
Перед словом вежливым
Двери открываются!
Пусть оно почаще всюду повторяется.
Помните, как азбуку,
Как дважды два:
«Спасибо» и «пожалуйста»-
Волшебные слова.