Технологическая карта урока
Тема: Города Эллады подчиняются Македонии
Эпиграф урока: Когда мы едины, мы непобедимы.
Цели урока
Способствовать ознакомлению с особенностями соц.-эконом. и политического устройства Македонии; содействовать развитию умения определять причины ослабления греческих полисов в V-IV в. до н.э.; создать условия для формирования представлений о противоборстве Греции и Македонии, деятельности Демосфена по сплочению греческих полисов, определения последствий греческого войска в битве при Херонее
Тип и вид урока
Изучение и первичное закрепление новых знаний/урок-исследование
Планируемые результаты (предметные)
Расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории человечества в целом
Личностные результаты
Применение правил делового сотрудничества; проявление понимания и уважения к ценностям культур других народов
Метапредметные результаты
Умение определять цели своей деятельности, ставить и формулировать для себя новые задачи; готовность к сотрудничеству с соучениками, к коллективной работе.
Основное содержание темы, понятия и термины
Местоположение Македонии, характеристика ее социально-экономического и политического устройства. Пелопонесская война. Упадок греческих полисов. Возвышение Македонии при правлении Филиппа II, реформа армии. Наступление Македонии на север Греции. Деятельность Демосфена, объединение крупнейших полисов против македонской угрозы. Битва при Херонее (338 г. до н.э.) Смерть Филиппа II, переход власти к Александру Македонскому. Македоняне, македонская фаланга, филиппика
Образовательные ресурсы
Учебник. Карта «Древняя Греция».Учебная картина «Македонское войско»
Организационная структура урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1.Орг.момент
Приветствует обучающихся. Проверяет готовность к уроку
Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место
Быстрое включение в деловой ритм
2.Повторение изученного материала
Организует работу с вопросами
1.Как по- другому называли Древнюю Грецию?( Эллада)
2.Назовите знаменитого древнегреческого поэта и его произведения.(Гомер, Иллиада и Одиссея)
3.Как назывались древнегреческие военные корабли?(триеры)
4.Назовите известных древнегреческих богов и героев мифов (Посейдон, Зевс, Афина, Гефест, Деметра, Ахиллес, Геракл…)
5. Какая форма правления получила свое начало в Греции?( демократия)
6. Как назывались древнегреческие города- государства?(полисы)
7. Что проводили греки каждые четыре года в честь своих богов?(олимпийские игры)
9. Как называли людей в Древней Греции, умеющих красиво говорить?(ораторы)
10. Кто мог участвовать в работе Народного собрания при Перикле?( граждане, мужчины с 20 лет)
11. Как часто собиралось Народное собрание? (3-4 раза в месяц)
12. Какие вопросы решало Народное собрание?( выбирало первого стратега, принимало законы, ведало казной, объявляло войну, заключало мир)
13. Что свидетельствует о развитии демократии в нашем государстве сегодня? (участие народа в выборах, органах управления, свобода слова)
14. А кто сегодня в нашем государстве может участвовать в выборах? (все граждане с 18 лет)
15. Могут ли женщины участвовать в выборах?
16. Могут ли они быть избраны в органы государственной власти?
- Перечислить главные заслуги Перикла?
Учитель подводит учащихся к выводу предыдущего урока
Вывод: демократия при Перикле в Афинах достигла своего расцвета.
Коммуникативные: строят понятные для соучеников высказывания, слушают и понимаю речь других
3.Постановка учебной задачи
Вам на прошлых уроках говорили о том, что Греция достигла своего расцвета. Город Афины привлекал многих людей, которые не только здесь жили, но и приезжали по делам. Но этот расцвет был недолгим. Ещё при жизни Перикла начались междоусобные войны. Главным соперником Афин была Спарта.
Задание: Прочитайте вступление к §41 на стр. 196 учебника.
З/Т Пелопоннеская война — серия войн за господство в Греции между Афинами и Спартой в 431-404 гг. до н.э.
Предполагаемые ответы учащихся:
1.Упадок хозяйства
2.Разорение крестьян и ремесленников
3.Обострение борьбы между богатыми и бедными.
А в это время на севере Греции происходит возвышение государства Македония. Она превратилась в сильное государство, и подчинило себе все города Греции.
Мы пока ничего не знаем о Македонии, но можно предположить, что:
• либо это могущественное и огромное государство;
• либо обладает передовой боеспособной армией.
Вопрос: Ребята, что бы вы хотели узнать на нашем уроке?
Формулирует проблему: Почему греки,, разгромившие в V в до н.э. мощное персидское войско, не смогли противостоять македонскому царю? 1) упадок хозяйства (гибель оливковых рощ и виноградников); 2) разорение крестьян и ремесленников; 3) обострение борьбы между богатым и бедными. Вывод: Греция была истощена междоусобными войнами.
Регулятивные: Принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем, планируют учебные действия
Коммуникативные: владеют монологической и диалогической формами речи
4.Усвоение новых знаний и способов действий
План
1.Македонский царь Филипп стремится покорить соседей.
2.Потеря Грецией независимости.
3.Приход к власти А. Македонского.
Организует работу с картой.
- Какие крупные города-государства были в Греции? Где они находились?
- В какой части Балканского полуострова находится Македония? Как называется столица? находится Македония (на севере Балканского полуострова
1. Рассказ учителя.
З/Т Реформы Филиппа II ( 359- 336 г. до н.э.)
1)создал большую, боеспособную армию
Македонская конница состояла из знати, а пехота набиралась из пастухов и земледельцев. Каждый пехотинец получал шлем, кожаный панцирь, круглый щит, короткий меч и длинное копье. Фаланга строилась в 16 рядов. В боюпервые шесть рядов держали двумя руками копья, направляя их в сторону врага: первый ряд — перед собой, а воины остальных рядов клали свои копья на плечи впереди стоящих. Если же часть вражеского войска заходила фаланге в тыл, то воины последних рядов поворачивались к противнику лицом. Тогда фаланга становилась неприступной со всех сторон. Недаром говорили, что она похожа на ощетинившегося железом зверя, к которому опасно приближаться.
Армия Филиппа имела метательные орудия, с помощью которых в противника бросали камни, бревна и большие стрелы. Такие орудия устанавливались также в огромных многоэтажных башнях на колесах. Сотни воинов толкали башни — они шумели и грохотали, приближаясь к осажденному городу и наводя ужас на его защитников
Царь с издевкой говорил, что в самой неприступной крепости найдется калитка, через которую проникнет осел, груженный золотом (Как вы понимаете эти слова?). Стремясь покорить соседние страны, Филипп рассчитывал не только на военную силу. Он умело ссорил между собой своих противников, нередко добивался успеха подкупом.
Причина поражения греков и их подчинение Филиппу кроется только в силе и многочисленности его войска?
2) укрепил царскую власть
3) чеканка золотой монеты
4)расширил торговлю с другими странами
Учитель предлагает познакомиться с п. 1 параграфа 41 и ответить на вопрос:
- Чем македонская армия отличалась от греческой?
- Сделайте вывод о македонском войске.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
2. Внутренние греческие противоречия и раздоры были выгодны…? (для Филиппа), он решил захватить Грецию и начал подчинять один город за другим. Среди греков было много сторонников и противников Филиппа.
Задание: заполните таблицу с.198 «Отношение греческого общества к угрозе македонского завоевания».
Промакедонская позиция
Антимакедонская позиция
Оратор
Исократ
Демосфен
Отношение к Филиппу и угрозе потерять независимость.
«Врага боятся меньше, чем собственных сограждан». Видел спасение родины в добровольном подчинении Филиппу, объединении греков и македонцев против персов.
«Если даже все эллины согласятся быть рабами, мы должны бороться за свободу». Отстаивал независимость и свободу Греции, сплотил ряд греческих городов для борьбы с Филиппом.
Речи Демосфена называли филиппиками – осуждение, обвинение. Демосфену удалось сплотить часть городов-государств для борьбы с Филиппом. В 338 г. при г. Херонея произошла решающая битва с войском Филиппа.
Самостоятельная работа с текстом учебника п.2 параграфа 41 и :Задания:
- Каковы были последствия битвы при Херонеи
Место сражения
Участники
Результат
Последствия
338 г. до н. э.
Близ г. Херонея
Македония,
Греческие полисы
Поражение греков
Потеря Грецией независимости
- Какую роль в битве при Херонеи сыграл юный сын Филиппа?
- Выписать в тетрадь причины покорения Греции Македонией.
3. Умный Филипп не объявил себя царём (почему?), он добился, что побеждённые греки поклялись ему в верности, признали его своим военным предводителем. Немедленно началась подготовка похода на персов.
4. Гибель Филиппа. Приход к власти Александра. Филиппу не удалось осуществить свои замыслы, он погиб, а его сын, Александр был провозглашён новым царём.