СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 29.05.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Города русской земли

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Города русской земли»

Урок 11. Города Русской земли

Цели деятельности педагога

Сформировать представления об изучаемом предмете; продолжать знакомить с учебником и учебной тетрадью, их особенностями, материалами и инструментами, создать условия для развития интереса к истокам искусства деревянного зодчества Руси

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, рабочей тетрадью, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы; смогут уяснить суть понятий «сторожевая башня», «ров», «композиция»; познакомятся с укреплениями древнерусского города.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение, пользуются учебником и рабочей тетрадью; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.

Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте деревянного зодчества Руси

Методы и формы
обучения

Объяснительно-иллюстративный; коллективная, фронтальная

Основные понятия и термины

Изобразительное искусство, живопись, архитектура, зодчество, сторожевая башня, звонница, собор, образ, цвет, тон, композиция

Образовательные
ресурсы

Интернет-ресурсы: http://art.ioso.ru, http://ru.wikipedia.org

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация «Древние города нашей земли».

Работы учащихся 4 классов.

Музыкальный ряд: Академический русский народный оркестр имени Н. П. Осипова «Любимая балалайка», 1962 (2005)

Оборудование

Доска, компьютер, проектор. Материалы и инструменты: гуашь, листы бумаги, палитра, кисти, стаканчик-непроливайка, салфетка, клей ножницы, цветная бумага

Организационная структура урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы
организации совзаимодействия

Универсальные
учебные действия

Промежуточный контроль

I. Организационный

момент

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Проверяют готовность обучающихся

к уроку.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Много нового узнать

Получив целе-

вую установку, слушают учителя

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться

Устные
ответы

II. Изучение нового материала

Словесно-иллю-

стративный рас-

сказ с элементами беседы по теме «Древние города нашей земли».




























Просмотр мультимедийной презентации «Древнерусский город-крепость».





– Сегодня мы будем говорить о городах.

– Какие города Древней Руси вы знаете?

– А что значит город-крепость?

– Во все времена, во все эпохи человек строил и защищал крепости. А крепости защищали его. Человек любил свои крепости, оберегал их, украшал башни взметнувшимися в небо шатрами, делал прекрасные ворота из кованого металла.

Он поднимался на стены и башни, чтобы вспомнить героические подвиги своих отцов и дедов. Возвращаясь из дальних стран, он издалека видел высокие баш-
ни, мощные стены. Крепости, подобно людям, не любили селиться в одиночку. Они, словно дружина богатырей, плечом к плечу сражались, поддерживая и помогая друг другу, и стали щитом своего государства, родной земли, щитом, не пустившим врага к самому святому, самому ценному.

Изборск – древнейший город в Псковской земле. Более того, он один их самых древних городов Руси. В одной из летописей XVI в. в связи с событиями IX столетия записано: «То ныне пригорок псковский, а тогда был в кривичех большой город». Кривичи – одно из самых многочисленных восточнославянских племен.

– Сегодня мы рассмотрим структуру

города-крепости.

Северо-западная башня – Плоская – стоит на самом углу преступной стены.

Пятиярусная (Талавская) башня находится в северо-западном углу крепости на краю преступной стены.

К югу от Талавской башни следуют круглые башни Вышка, Рябиновка, Темнушка. Эти ласковые названия упоминаются еще в описях XVI в. Круглые башни имеют форму неправильных усеченных конусов. Неправильность формы придает каждой из них своеобразие.

Башня Вышка – самая высокая и мощная, служила как сторожевая, ее высота

и теперь достигает 19 м, а в прошлом она была еще выше из-за деревянной надстройки – вышки для сторожевой охраны. Отсюда и ее название. Башня возвышается на западной, так называемой приступной стороне крепости и вместе с башнями Рябиновка и Темнушка представляла главную оборонную силу крепости. Из нее в поле вел тайный лаз.

Рябиновка расположена в центре приступной стены между Вышкой и Темнушкой. Башня глухая, имеет шесть ярусов, ее круглый мощный силуэт сам по себеуже был психическим оружием. Название, дошедшее до наших дней, – позднее, как ее первоначально называли, пока неизвестно.

Темнушка – последняя из трех башен приступной стены. Она прикрывала главный въезд в крепость, именно от нее начинался Никольский захаб – длинный и узкий проезд вдоль южной стены с внешними и внутренними воротами. Как и башня Рябиновка, имеет шесть ярусов.

Колокольная башня стояла за Никольскими воротами на южной стороне крепости, обращенной в сторону Пскова и к посаду. На ней почти до конца XIX в. стояла белая двухпролетная звонница со «сполошным» колоколом, возвещающим
о приближающейся опасности. Его мощный голос был слышен даже в Пскове.

Поэтому и саму звонницу на башне называли Сполошной. Эта башня – единственная, сохранившаяся с нетронутой до сих пор своей «живой» поверхностью, радующей глаз.

Слушают учителя, отвечают на вопросы.

Обсуждают, сравнивают, анализируют.

Фронтальная работа.



Личностные: имеют мотивацию учебной дея-

тельности, способность

к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство».

Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта)
о красоте деревянных построек русского зодчества.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их

Устные
ответы.





– Так сколько всего башен было в Из-

борске?

– Рядом с башней находится Тайник

ступенчатая траншея, перекрытая сводом, ведущая к колодцу – роднику, из которого изборяне брали воду во время осад. Длина подземной галереи – около 40 м. Псковичи и изборяне в первой половине XV в. усилили Изборскую крепость не только башнями, но и утолщением стены: с внешней ее стороны был дополнительно приложен толстый слой плиты. Одновременно увеличили и высоту стены. За стенами крепости возвышается белый собор. Он посвящен Святому Николаю: перенося город на другое место, изборяне сохранили своего покровителя.

Простота форм собора, пропорциональность его центрального куба, увенчанно-

го одной главой, стоящей на мощном
барабане, сильно выступающая апсида со щелями-окнами – все это создает впечатление уравновешенности и силы.

Это один из самых выразительных памятников зодчества на Псковской земле. Строгость облика в целом сближает этот храм не столько с псковскими, сколько с новгородскими постройками.

Кресты на стене Изборской крепости
расположены с напольной стороны. Древние изборяне верили, что эти символические знаки охраняют город от врага. Могучая Вышка с вылазом и примыкающая к ней покрытая красновато-желтым лишайником стена со знаками крестов

и сейчас создают ощущение силы, мощи, несокрушимости. Это ощущение прекрасно передано Н. К. Рерихом в картине «Дозор», хранящейся в Русском музее. На ней запечатлен воссозданный воображением художника эпизод: вдоль напольной стены возвращаются к Вышке усталые воины-изборяне. Ворота до сих пор поражают своей суровой мощью.

В XVI в. захаб перекрывался металлическими решетками. Чрезвычайно интересен в Изборске тайник – тайный ход
к воде. Начинаясь в крепости возле Колокольной башни, он идет по южному склону горы к ее подножью – к источнику. Сейчас начало тайника в крепости не найти: оно засыпано землей.

Отвечают
на вопрос.



Устные
ответы


Физкультминутка.

Пауза общего
воздействия

Мы в лес пошли, топор нашли.

Дрова рубили: Ах! Ух! Ох! Их!

Руки – в замок, энергичные наклоны вперед

Выполняют упражнения




III. Творческая практическая деятельность

Создание коллективного панно «Город-крепость».

Музыкальный фон: русская народная музыка в исполнении Академического русского народного оркестра имени

Н. П. Осипова


Делит учащихся по группам. Объясняет порядок выполнения работы.

– Выполните задание на с. 53 по плану:

1-я группа выполняет собор и колокольню, три смотровые башни.

2-я группа – людей (для каждого учащегося по 2 персонажа).

3-я группа выполняет избы.

4-я группа – растительность, животных (деревья, скот).

5-я группа – общий фон (на ватмане)

Составляют план работы над панно
по группам.

Рисуют красками.





Выполняют аппликацию

Коллективная работа

Познавательные: умеют применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности.

Регулятивные: составляют план и последовательность действий; контролируют сличение способа действия и его результата.

Коммуникативные: зада-

ют вопросы для уточнения последовательности работы и техники исполнения панно

Наблюдение.

Выполнение коллективной работы

IV. Итог урока. Рефлексия

Выставка коллективной работы обучающихся, анализ и эстетическая оценка. Обобщающая беседа

– Что нового узнали вы на уроке?

– Рассмотрите выполненную вами коллективную работу и подумайте, все ли

у нас получилось. Удалось ли нам передать образ древнерусского города-крепости?

– Крепость в легендах Запада и Восто-

ка – это всегда хранитель священного.
И неважно, как называть этот священный центр – Ось Мира, Чаша Христова, Святой Грааль, Небесный Иерусалим,

Небесный Камень или как-то еще. Есть много названий, но суть одна – это то, что невозможно описать словами, но ради чего только и стоит жить на свете.

Человек, по древним легендам, сам символически представляет собой крепость со священным центром, находящимся
в сердце. Пока не откроешь в себе сердце, пока не найдешь собственный центр, ты ничего не узнаешь ни о своей судьбе, ни о своем предназначении...

Рассматривают панно, оценивают работу свою и одноклассников

Фронтальная работа

Личностные: понимают значение знаний для человека, воспринимают произведения искусства; связывают свои наблюдения архитектуры родного края с оценкой увиденного в произведениях русского зодчества.

Регулятивные: оценивают свою работу.

Устные
ответы


1



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Закрыть через 5 секунд
Комплекты для работы учителя