II. Изучение нового материала | Словесно-иллю- стративный рас- сказ с элементами беседы по теме «Древние города нашей земли». Просмотр мультимедийной презентации «Древнерусский город-крепость». | – Сегодня мы будем говорить о городах. – Какие города Древней Руси вы знаете? – А что значит город-крепость? – Во все времена, во все эпохи человек строил и защищал крепости. А крепости защищали его. Человек любил свои крепости, оберегал их, украшал башни взметнувшимися в небо шатрами, делал прекрасные ворота из кованого металла. Он поднимался на стены и башни, чтобы вспомнить героические подвиги своих отцов и дедов. Возвращаясь из дальних стран, он издалека видел высокие баш- ни, мощные стены. Крепости, подобно людям, не любили селиться в одиночку. Они, словно дружина богатырей, плечом к плечу сражались, поддерживая и помогая друг другу, и стали щитом своего государства, родной земли, щитом, не пустившим врага к самому святому, самому ценному. – Изборск – древнейший город в Псковской земле. Более того, он один их самых древних городов Руси. В одной из летописей XVI в. в связи с событиями IX столетия записано: «То ныне пригорок псковский, а тогда был в кривичех большой город». Кривичи – одно из самых многочисленных восточнославянских племен. – Сегодня мы рассмотрим структуру города-крепости. – Северо-западная башня – Плоская – стоит на самом углу преступной стены. Пятиярусная (Талавская) башня находится в северо-западном углу крепости на краю преступной стены. К югу от Талавской башни следуют круглые башни Вышка, Рябиновка, Темнушка. Эти ласковые названия упоминаются еще в описях XVI в. Круглые башни имеют форму неправильных усеченных конусов. Неправильность формы придает каждой из них своеобразие. Башня Вышка – самая высокая и мощная, служила как сторожевая, ее высота и теперь достигает 19 м, а в прошлом она была еще выше из-за деревянной надстройки – вышки для сторожевой охраны. Отсюда и ее название. Башня возвышается на западной, так называемой приступной стороне крепости и вместе с башнями Рябиновка и Темнушка представляла главную оборонную силу крепости. Из нее в поле вел тайный лаз. Рябиновка расположена в центре приступной стены между Вышкой и Темнушкой. Башня глухая, имеет шесть ярусов, ее круглый мощный силуэт сам по себеуже был психическим оружием. Название, дошедшее до наших дней, – позднее, как ее первоначально называли, пока неизвестно. Темнушка – последняя из трех башен приступной стены. Она прикрывала главный въезд в крепость, именно от нее начинался Никольский захаб – длинный и узкий проезд вдоль южной стены с внешними и внутренними воротами. Как и башня Рябиновка, имеет шесть ярусов. Колокольная башня стояла за Никольскими воротами на южной стороне крепости, обращенной в сторону Пскова и к посаду. На ней почти до конца XIX в. стояла белая двухпролетная звонница со «сполошным» колоколом, возвещающим о приближающейся опасности. Его мощный голос был слышен даже в Пскове. Поэтому и саму звонницу на башне называли Сполошной. Эта башня – единственная, сохранившаяся с нетронутой до сих пор своей «живой» поверхностью, радующей глаз. | Слушают учителя, отвечают на вопросы. Обсуждают, сравнивают, анализируют. | Фронтальная работа. | Личностные: имеют мотивацию учебной дея- тельности, способность к эстетической оценке произведений русского деревянного зодчества, понимают значимость предмета «Изобразительное искусство». Познавательные: имеют способность к художественному познанию мира, умеют произвольно и осознанно строить речевое высказывание в устной форме о произведениях искусства; осуществляют поиск существенной информации (из рассказа учителя, родителей, из собственного жизненного опыта) о красоте деревянных построек русского зодчества. Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: умеют строить понятное монологическое высказывание; согласовывать свои действия с партнером; активно слушать одноклассников и учителя; вступать в коллективное учебное сотрудничество, принимая его условия и правила; рассуждать и находить ответы на вопросы, формулировать их | Устные ответы. |