4 класс урок изо
ТЕМА: Города Русской земли
ЦЕЛЬ: дать представление об исторической архитектуре и памятниках Серпухова ; развивать навыки графики, композиционного мышления; воспитывать художественный вкус, потребность ориентироваться на духовные ценности памятников архитектуры.
Тип урока: Изучение нового материала.
Результаты : Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): расширяют свои представления о красоте деревянного зодчества Руси, получают возможность продолжить учиться: работать с учебником, организовывать рабочее место, использовать художественные материалы и инструменты для работы.
Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): понимают учебную задачу урока; отвечают на вопросы; обобщают собственное представление; слушают собеседника и ведут диалог; оценивают свои достижения на уроке; вступают в речевое общение; умеют выбирать средства для реализации художественного замысла.
Личностные: имеют мотивацию учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, отзывчивы к красоте архитектуры древней Руси.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор. Материалы и инструменты: фломастеры, листы бумаги, клей, ножницы, цветная бумага, лист ватмана.
Зрительный ряд: презентация о Серпухове, карта Серпухова, фотографии достопримечательностей Серпухова.
Литературный ряд: стихи о Серпухове.
Музыкальный ряд: гимн Серпухова, запись колокольного звона Высоцкого монастыря.
Организационный момент:
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Надеюсь наш сегодняшний урок будет наполнен светом наших улыбок.
Посмотрите пожалуйста на экран и прочитайте слова (Русь, земля, города) и попробуйте догадаться и сформулировать тему нашего урока.
Тема нашего урока «Города земли Русской».
Какова цель нашего урока?
- Узнать архитектуру городов.
Беседа по теме урока.
Прекрасна наша земля, прекрасны наши древнерусские города, свидетели давно минувших времен. Города, сказочный образ которых, по прежнему, волнует воображение людей, любящих историю и искусство своей страны. О древних городах Руси мы уже с вами говорили на прошлых уроках. Какие древние русские города вы знаете?
А вот чтобы узнать то, о каком городе пойдет речь сегодня. Я прошу вас в группах прочитать стихотворения, которые лежат у вас на столах. Подумайте пожалуйста, о каком городе идет речь?
При впаденье речки Нары
В воды славные Оки
Разместился город старый,
Как застава у реки.
Город—труженик и воин,
Южный областной форпост,
Ты награды удостоен —
Столько в жизни перенес!
В память о событьях давних
Носит на себе земля
Лик соборов златоглавых
И останки стен кремля.
Со времен борьбы с Ордою
Много крови пролилось,
Туч немало над тобою
Грозных , черных пронеслось.
Для российской обороны
Ты немало послужил,
И Москвы всегда заслоном
Крепким и надежным был.
Выстоять сумел и выжить
В исторической борьбе,
И должны бы мы пониже
Поклониться все тебе.
Ты с годами молодеешь,
Новой красотой цветешь,
И, в трудах сил не жалея,
Вновь к прекрасному идешь.
Прибавляет тебе славы
Каждый год и каждый век,
И богатством твоим главным
Остается Человек.
Своей историей богат,
Через столетья так же молод,
Он мне дороже всех наград -
Любимый мой, старинный город.
Как будто звёздочка во тьме,
Неповторимый и единый,
Свой герб с павлином на холме
С былых времён несёт доныне.
Ока и Нара - две реки
К нему прильнули берегами,
Что так близки и далеки,
В смешенье вод текут веками.
Не спит Соборная гора,
С неё - весь город на ладони,
Своё прекрасное вчера -
Доселе чтит она и помнит.
Церквей и храмов купола
Сусальным золотом блистают,
Звонят окрест колокола -
Народ на службу созывают.
По старым улочкам брожу
И, наслаждаясь тишиной,
Стихи, как прежде я пишу -
Тебе, мой _________, родной!
Сегодня мы будем говорить о Серпухове. Озвучьте, пожалуйста, эти стихотворения.
Было бы предательством, говоря о древних Русских городах, не вспомнить о городе рядом с которым мы с вами живем.
Посмотрите как выглядел древний Серпухов.
Что вы знаете о Серпухове?
Официальной датой, от которой отсчитывается возраст города считается 1339 год. Серпухов, как и любой город имеет свой герб и гимн. На гербе Серпухова изображен павлин.
Кто из вас знает почему?
В 18 веке когда выбирали эмблему городу, узнали, что в высоцком монастыре разводятся павлины. Так павлин и попал на герб.
В XIX - XX веках изображение павлина в гербе объясняли по-разному: одни, отмечая зоркость глаз и чуткость этой птицы, полагали, что она символизирует роль Серпухова как города-крепости на границе, другие, что яркость павлиньего хвоста - свидетельство красочных тканей, выпускаемых на серпуховских мануфактурах.
А чтобы побольше узнать о нашем замечательном городе, я предлагаю отправиться на виртуальную экскурсию в Серпухов.
( просмотр видео ролика о Серпухове 9мин 38 сек)
Что еще я могу добавить к этому видеоролику. Перед вами карта Серпухова. Еще я хочу познакомить вас с тем как выглядели серпуховичи того времени. (Вывешиваю фото с костюмами серпуховичей).
А теперь у меня снова задание для работы в группах. Давайте проверим, как вы знаете наш город, что запомнили из видео. У каждой группы на столе конверты с картинками на которых изображены различные архитектурные постройки. Выберите пожалуйста те изображения, на которых по вашему мнению изображены архитектурные памятники Серпухова. И прикрепите выбранные фото на карту Серпухова на доске.
На данное задание у вас 5 минут.
( выполнения задания в группах)
Физминутка.
Раз уж у нас сегодня идет речь о древней Руси, я предлагаю вспомнить древнюю, русскую народную сказку колобок. И с главным героем этой сказки немного отдохнуть.
Практическая работа.
А для закрепления наших знаний о Серпухове, мы сегодня выполним необычную работу. Вам предстоит из геометрических фигу и декоративных элементов воссоздать образ двух архитектурных объектов Серпухова. Это Троицкий собор и Старо обрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы.
Вы складываете из предложенных вам геометрических фигур собрать образ этих сооружений, можно вырезать и дорисовывать фломастерами, что считаете необходимым. И приклеиваете все на один лист.
Но прежде, чем вы приступите к выполнению задания, давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами и клеем.
(дети выполняют работу, во время выполнения прослушивают гимн Серпухова и запись колокольного звона Высоцкого монастыря.)
После завершения работы, аппликации вывешиваются на доску и к ним приклеиваются, заранее приготовленные названия строений.
Подведение итогов
Посмотрите какие прекрасные работы у вас получились. Мы живём в России, поэтому нужно знать и чтить российскую культуру. А храмы – это духовная летопись России.
Давайте подведем итоги нашего урока.
- Посмотрите на слайд и ответьте на вопросы в анкете.
На уроке я работал активно/пассивно
Своей работой на уроке я доволен/не доволен
Урок для меня показался коротким/длинным
За урок я не устал/устал
Мое настроение стало лучше/стало хуже
Материал урока мне был понятен/не понятен полезен/ бесполезен
Выставление оценок.
Спасибо за урок!