ГОРОДЕЦКАЯ РОСПИСЬ
Городецкая роспись - русский народный художественный промысел. Вид росписи по дереву, который появился в середине XIX века в Нижегородской губернии. Возникла городецкая роспись в Поволжье, в городе под названием Городец, где жители близлежащих деревень украшали деревянные прялки резьбой. Сначала узор создавали при помощи вставок из дерева, затем резной орнамент стали подкрашивать, а еще позже роспись полностью вытеснила резьбу.
Чуть позже яркими рисунками стали украшать сани, сундуки, мебель, игрушки, шкатулки, деревянные панно и многое другое. Изначально для росписи использовали яичные краски, но на смену им пришли масляные, темперные и гуашевые. Городецкую роспись выполняли на деревянной основе, которую перед этим грунтовали желтым, красным или черным цветами. Краски наносили большими цветовыми пятнами, после чего приступали к прорисовке деталей. Сюжетами городецкой росписи становились, прежде всего, жанровые сцены: праздники, прогулки, чаепития, охота, свидание влюбленных и многие другие.
Вторым излюбленным мотивом городецких мастеров были цветы. Часто встречались и изображения животных, в частности коней и птиц.
В 1935 году была открыта общественная мастерская в деревне Косково, где профессионально обучали молодых мастеров городецкой росписи. После войны в селе Курцево открыли артель «Стахановец», которая через несколько лет превратилась в фабрику. Эта фабрика работает до сих пор: здесь мастера-живописцы производят декоративные панно, расписные игрушки, детскую мебель, деревянные блюда и другие предметы.
Виды городецкой росписи.
2. Цветочная роспись с мотивом «конь» или «птица»
3. Сюжетная роспись
Этапы выполнения росписи.
Элементы городецкой росписи.
После подготовки поверхности изделия для росписи, ровным слоем наносятся основные элементы и цвета будущего узора.
2. Теневка, прорисовка.
На цветовые пятна наноситься контрастный рисунок чаще всего темной краской по светлому фону замалёвка.
3. Оживка.
Когда к узору добавляются блики и мелкие детали чаще белого цвета, как бы оживляя рисунок.