СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Городской семинар учителей начальных классов «Школа молодого учителя» по теме «Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Приемы и методы технологии смыслового чтения сегодня актуальны и востребованы, так как соответствуют основным требованиям модернизации образования – формированию предметных, личностных и метапредметных образовательных результатов, и решающим условием организации развивающего обучения выступает совместная учебная деятельность.

Просмотр содержимого документа
«Городской семинар учителей начальных классов «Школа молодого учителя» по теме «Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС».»

     Приемы  смыслового чтения  в начальной школе при реализации ФГОС

Приемы смыслового чтения в начальной школе при реализации ФГОС

Актуальность 1.Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу. 2. Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора, телефона или компьютера. 3. Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом. Вывод:  привить интерес обучающихся к чтению, научить их «читать», необходимость разработки новых подходов к обучению чтению.

Актуальность

1.Современные дети относительно мало читают, особенно классическую художественную литературу.

2. Младший школьник с неохотой проводит время за чтением книг, предпочитая досуг перед экраном телевизора, телефона или компьютера.

3. Детям необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана, им трудно воспринимать слышимое и читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут связывать их, в результате не понимают текста в целом.

Вывод: привить интерес обучающихся к чтению, научить их «читать», необходимость разработки новых подходов к обучению чтению.

Целостно-системная организация работы с текстом осуществляется в настоящее время на основе так называемых стратегий чтения. По мнению известного специалиста в этой области Н.Н.  Сметанниковой, стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой ребёнок работает самостоятельно под руководством учителя. В целом насчитывается около ста стратегий чтения, и согласно статистике, около 30-40 применяется в школе. Чтобы повысить уровень сформированности правильной читательской деятельности школьников следует больше опираться на технологию продуктивного чтения, разработанную Н. Н. Светловской . Она в полной мере способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых образовательных стандартах.

Целостно-системная организация работы с текстом осуществляется в настоящее время на основе так называемых стратегий чтения.

По мнению известного специалиста в этой области Н.Н. Сметанниковой, стратегия — это план-программа совместной деятельности, в которой ребёнок работает самостоятельно под руководством учителя. В целом насчитывается около ста стратегий чтения, и согласно статистике, около 30-40 применяется в школе.

Чтобы повысить уровень сформированности правильной читательской деятельности школьников следует больше опираться на технологию продуктивного чтения, разработанную Н. Н. Светловской . Она в полной мере способствует достижению тех результатов, о которых говорится в новых образовательных стандартах.

Навык чтения складывается из двух сторон: смысловой и технической. Смысловая: понимание содержания и смысла читаемого. Техническая: способ чтения, темп чтения, правильность чтения, выразительность.

Навык чтения складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Смысловая:

понимание содержания и смысла читаемого.

Техническая:

  • способ чтения,
  • темп чтения,
  • правильность чтения,
  • выразительность.
Смысловое чтение - глубокое понимание текста. Умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Смысловое чтение - глубокое понимание текста.

Умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию)

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:   I этап. Работа с текстом до чтения.  II этап. Работа с текстом во время чтения.   III этап. Работа с текстом после чтения

Технология смыслового чтения включает в себя три этапа работы с текстом:

I этап. Работа с текстом до чтения.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

 

III этап. Работа с текстом после чтения

I этап. Работа с текстом до чтения 1.   Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. 2.     Постановка целей  урока с учетом общей готовности обучающихся к работе.

I этап. Работа с текстом до чтения

1.   Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).

Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

2.     Постановка целей  урока с учетом общей готовности обучающихся к работе.

Технология смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на различных этапах чтения.   ПРИЕМЫ:  1. Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения.  Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения).  Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Технология смыслового чтения обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на различных этапах чтения.

ПРИЕМЫ:

1. Один из важнейших приёмов работы с текстом до чтения. Антиципация (предвосхищение, предугадывание предстоящего чтения). Определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт.

Разновидности антиципации: а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу. б) Восстановление текста с пропущенными элементами. в)  Составление  до  чтения   плана  текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста. г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками:  Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор? Результат: мотивирование чтения

Разновидности антиципации:

а) Прогнозирование содержания текста по названию, фамилии автора, эпиграфу.

б) Восстановление текста с пропущенными элементами.

в)  Составление  до  чтения   плана  текста с опорой на имеющиеся знания, читательский опыт, заголовок, жанр и стиль текста.

г) Угадывание хода мысли автора при чтении с остановками:  Как вы думаете, что произойдёт дальше? Как будут развиваться события? К какому выводу придёт автор?

Результат: мотивирование чтения

Е.И.Чарушин «Страшный рассказ» 2 класс  Выставка книг и портрет писателя.

Е.И.Чарушин «Страшный рассказ» 2 класс Выставка книг и портрет писателя.

                 Е.И.Чарушин

Е.И.Чарушин

 - Посмотрите на портрет. Вспомните фамилию этого писателя. О ком он писал ? Какие его произведения читали? Что вы можете рассказать об этом писателе?  (Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина)  - Прочитайте, как Е.И. Чарушин назвал свой рассказ?  - Можно ли по названию предположить, о ком или о чём пойдёт речь? Отгадайте загадку: Вот иголки и булавки Вылезают из-под лавки. На меня они глядят, Молока они хотят.

- Посмотрите на портрет. Вспомните фамилию этого писателя. О ком он писал ? Какие его произведения читали? Что вы можете рассказать об этом писателе?

(Сегодня мы познакомимся с творчеством талантливого писателя и художника Евгения Ивановича Чарушина)

- Прочитайте, как Е.И. Чарушин назвал свой рассказ?

- Можно ли по названию предположить, о ком или о чём пойдёт речь?

Отгадайте загадку:

Вот иголки и булавки

Вылезают из-под лавки.

На меня они глядят,

Молока они хотят.

Е.И. Чарушин «Кабан» 3 класс Что вам известно о жизни и творчестве Чарушина?  Название произведения Чарушина, с которым мы сегодня познакомимся, вы тоже определите сами. Для этого прочитайте слова из заглавных букв, написанных на доске. (На доске написаны слова: Клетка Акварель Быстро Акулька Ноздри - Как называется это произведение? - Какова же тема сегодняшнего урока? (Тема нашего урока: Е.И.Чарушин «Кабан») - В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока.

Е.И. Чарушин «Кабан» 3 класс

  • Что вам известно о жизни и творчестве Чарушина?
  • Название произведения Чарушина, с которым мы сегодня познакомимся, вы тоже определите сами. Для этого прочитайте слова из заглавных букв, написанных на доске. (На доске написаны слова:
  • Клетка
  • Акварель
  • Быстро
  • Акулька
  • Ноздри
  • - Как называется это произведение?
  • - Какова же тема сегодняшнего урока? (Тема нашего урока: Е.И.Чарушин «Кабан»)
  • - В соответствии с темой сформулируйте цель нашего урока.
Произведения Н.Н.Носова – Какие  произведения этого автора вы знаете? («Живая шляпа», «Затейники»)    – Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…Даю подсказку: название состоит из двух слов. Дети разгадывают анаграмму:  А Н        К Е Г О Р («На горе»)  - Ребята, какую цель мы поставим перед собой? (Познакомиться с рассказом «На горе»)  Прогнозирование содержания по заголовку. Прием «Дерево предсказаний» Откройте учебник на стр. Прочитайте название и подумайте о чем будет произведение? Сформулируйте тему урока. - Рассмотрите иллюстрации. Какую информацию получили и что можно добавить?  - Какова цель нашего урока?

Произведения Н.Н.Носова

– Какие  произведения этого автора вы знаете? («Живая шляпа», «Затейники»)   – Сегодня мы прочитаем еще один рассказ этого писателя и будем учиться его пересказывать. А как называется этот рассказ, попробуйте догадаться…Даю подсказку: название состоит из двух слов.

Дети разгадывают анаграмму: А Н        К Е Г О Р («На горе») - Ребята, какую цель мы поставим перед собой? (Познакомиться с рассказом «На горе»)

Прогнозирование содержания по заголовку. Прием «Дерево предсказаний»

Откройте учебник на стр. Прочитайте название и подумайте о чем будет произведение? Сформулируйте тему урока.

- Рассмотрите иллюстрации. Какую информацию получили и что можно добавить? - Какова цель нашего урока?

Прием «Корзина идей»    Отгадаете загадку: Мордочка усатая, Шубка полосатая, Часто умывается,  А с водой не знается. (Кошка) -Что вы знаете об этом животном? - Кто автор произведения, с которым мы познакомились на прошлом уроке? - Что вы о нем можете рассказать.? - Какие произведения он писал? - На книжной полке представлены другие книги автора которые вы найдете в библиотеке и в классной библиотечке. (Выставка книг)

Прием «Корзина идей»

Отгадаете загадку:

Мордочка усатая,

Шубка полосатая,

Часто умывается,

А с водой не знается. (Кошка)

-Что вы знаете об этом животном?

- Кто автор произведения, с которым мы познакомились на прошлом уроке?

- Что вы о нем можете рассказать.?

- Какие произведения он писал?

- На книжной полке представлены другие книги автора которые вы найдете в библиотеке и в классной библиотечке. (Выставка книг)

Вызов    Учитель читает стихотворение, набросив шляпку себе на голову. Шляпа – лучший друг на свете Знают взрослые и дети. При ярком солнце выручает И быть модной помогает. От дождя и снега спрячет, Пожелает нам удачи! Что такое шляпа? Какие бывают шляпы? (большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

Вызов

Учитель читает стихотворение, набросив шляпку себе на голову.

Шляпа – лучший друг на свете

Знают взрослые и дети.

При ярком солнце выручает

И быть модной помогает.

От дождя и снега спрячет,

Пожелает нам удачи!

Что такое шляпа?

Какие бывают шляпы?

(большие, маленькие, летние, соломенные, мужские, женские, цветные и т. д.)

Тренируя смысловую догадку детей, эффективным будут упражнения, направленные на развитие навыка антиципации.   1.Заполнение буквенных пропусков. Рыж__ пушист__ бел__, коричн__ шуст__ воро__, хит__ рыж__ лис__, больш__ сер__ сл__, длин__ умн__ жир__, сер__ шуст__ зай__. 2.Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями. Ма/ши/на, ли/си/ца, крас/ный, мед/ведь, во/ро/на. Ма-ши-на, ли-си-ца, крас-ный, мед-ведь, во-ро-на

Тренируя смысловую догадку детей, эффективным будут упражнения, направленные на развитие навыка антиципации.

1.Заполнение буквенных пропусков.

Рыж__ пушист__ бел__, коричн__ шуст__ воро__, хит__ рыж__ лис__, больш__ сер__ сл__, длин__ умн__ жир__, сер__ шуст__ зай__.

2.Деление слов на слоги вертикальными и горизонтальными линиями.

Ма/ши/на, ли/си/ца, крас/ный, мед/ведь, во/ро/на.

Ма-ши-на, ли-си-ца, крас-ный, мед-ведь, во-ро-на

3.Чтение «наоборот». К.Д. Ушинский «Васька». Котичек - коток — серенький лобок. Ласков Вася, да рети х; лапки бархатные, котогок остер. У Васютки икшу чутки, ысу длинные, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, икзалг закрывает, песенку тёоп , а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, икбуз -то кривые, когти выпускные! 4.Продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений. 1. Друзья познаются… 2. Любишь кататься - люби и… 3. Ахиллесова…

3.Чтение «наоборот».

К.Д. Ушинский «Васька».

Котичек - коток — серенький лобок. Ласков Вася, да рети х; лапки бархатные, котогок остер. У Васютки икшу чутки, ысу длинные, шубка шелковая. Ласкается кот, выгибается, хвостиком виляет, икзалг закрывает, песенку тёоп , а попалась мышка — не прогневайся! Глазки-то большие, лапки, что стальные, икбуз -то кривые, когти выпускные!

4.Продолжение пословиц, поговорок и крылатых выражений.

1. Друзья познаются…

2. Любишь кататься - люби и…

3. Ахиллесова…

5.Чтение текста с прикрытой верхней частью строки. 6.Чтение текста по нижней части букв. 7.Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом. ПАроХОД, ШколЬнИК, уЧеНик. 8.Чтение с постепенным наращиванием букв, слов. верх-вверх    низ-вниз лес-лесочек    сад-садик игра-игрушка   дом-домик 9.Чтение с закладкой . Прочитанные слова закрываются закладкой. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.

5.Чтение текста с прикрытой верхней частью строки.

6.Чтение текста по нижней части букв.

7.Чтение слов, записанных разновеликим шрифтом.

ПАроХОД, ШколЬнИК, уЧеНик.

8.Чтение с постепенным наращиванием букв, слов.

верх-вверх низ-вниз

лес-лесочек сад-садик

игра-игрушка дом-домик

9.Чтение с закладкой .

Прочитанные слова закрываются закладкой. Это поможет избежать путаницы, ребенок не будет отвлекаться и сосредоточится на чтении нового слова.

 II этап. Работа с текстом во время чтения   1 . Первичное чтение текста . Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся. Выявление первичного восприятия.  2.  Перечитывание текста . Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). 3.  Анализ текста  (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части. 4 . Беседа по содержанию текста . Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста. 5.   Выразительное чтение.

II этап. Работа с текстом во время чтения

1 . Первичное чтение текста . Самостоятельное чтение в классе или чтение - слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями обучающихся. Выявление первичного восприятия. 

2. Перечитывание текста . Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов).

3. Анализ текста  (приемы: диалог с автором через текст, комментированное чтение, беседа по прочитанному, выделение ключевых слов, предложений, абзацев, смысловых частей и проч.). Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

4 . Беседа по содержанию текста . Обобщение прочитанного. Постановка к тексту обобщающих вопросов. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

5.   Выразительное чтение.

II этап. Работа с текстом во время чтения  Прием над смысловым чтением при работе с текстом во время чтения  Цель – понимание текста на уровне содержания. Читаем и спрашиваем .       Данные стратегии используют во время чтения текста (изучающее чтение ) в режиме диалога с автором, делая паузы в чтении. 1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2.Ученики объединяются в пары. 3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него. 4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.

II этап. Работа с текстом во время чтения Прием над смысловым чтением при работе с текстом во время чтения Цель – понимание текста на уровне содержания. Читаем и спрашиваем .

Данные стратегии используют во время чтения текста (изучающее чтение ) в режиме диалога с автором, делая паузы в чтении.

1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.

2.Ученики объединяются в пары.

3.Один из учеников формулирует вопрос, другой – отвечает на него.

4.Обсуждение вопросов и ответов в классе.

 III этап. Работа с текстом после чтения 1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту . Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов. 2.  Знакомство с писателем . Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками. 3.  Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение обучающихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением. 4.  Творческие задания , опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности обучающихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

III этап. Работа с текстом после чтения

1. Концептуальная (смысловая) беседа по тексту . Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Знакомство с писателем . Рассказ о писателе. Беседа о личности писателя. Работа с материалами учебника, дополнительными источниками.

3. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение обучающихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

4. Творческие задания , опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности обучающихся (эмоции, воображение, осмысление содержания, художественной формы).

Наиболее продуктивные стратегии текстовой деятельности: «Чтение в кружок» (попеременное чтение»), «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с пометками».   «Чтение в кружок»  1. Учитель озвучивает задание:

Наиболее продуктивные стратегии текстовой деятельности: «Чтение в кружок» (попеременное чтение»), «Чтение про себя с вопросами», «Чтение про себя с пометками».

«Чтение в кружок»

1. Учитель озвучивает задание: "Мы начинаем по очереди читать текст по абзацам. Ваша задача – читать внимательно, задача слушающих – задавать чтецу вопросы, чтобы проверить, понимает ли он читаемый текст».  2. Дети работают в малой группе или в паре, по очереди читают текст, слушающие задают вопросы по содержанию текста, читающий отвечает. Если его ответ не верен или не точен, слушающие его поправляют.

«Чтение про себя с вопросами»

Цель стратегии – научить читать текст вдумчиво, задавая самому себе все более усложняющиеся вопросы, вести «диалог с автором».

  «Чтение с остановками»

Цель: управление процессом осмысления текста во время чтения.

Ход работы:

Мы будем читать текст с остановками, во время которых вам будут задаваться вопросы. Одни из них направлены на проверку понимания, другие – на прогноз содержания последующего отрывка.

«Чтение в парах – обобщение в парах».   Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы.   1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста.   2.Учитель объединяет обучающихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей.   3.Учитель привлекает всех обучающихся к обсуждению.

«Чтение в парах – обобщение в парах».

Цель: формирование умений выделять главное, обобщать прочитанное в виде тезиса, задавать проблемные вопросы. 1. Ученики про себя читают выбранный учителем текст или часть текста. 2.Учитель объединяет обучающихся в пары и дает четкий инструктаж. Каждый ученик поочередно выполняет две роли: докладчик – читает и обобщает содержание в виде одного тезиса; респондент – слушает докладчика и задает ему два вопроса по существу. Далее происходит смена ролей. 3.Учитель привлекает всех обучающихся к обсуждению.

«Читаем и спрашиваем».   Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.   1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем.   2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном.   3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него.   4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

«Читаем и спрашиваем».

Цель: формирование умений самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах. 1.Ученики про себя читают предложенный текст или часть текста, выбранные учителем. 2.Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном. 3.Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой – отвечает на него. 4.Обсуждение ключевых слов, вопросов и ответов в классе, коррекция.

3. Чтение с пометками (с карандашом)  ИНСЕРТ –в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений:   Цель:  сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами. Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму: «!» - помечается то, что уже известно , «-» - помечается то, с чем не согласен обучающийся , «+» - помечается то, что является для обучающегося интересно, «?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше.

3. Чтение с пометками (с карандашом) ИНСЕРТ –в переводе с английского означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления с использованием условных обозначений:

Цель: сформировать умение читать вдумчиво, оценивать информацию, формулировать мысли автора своими словами.

Учитель дает ученикам задание написать на полях значками информацию по следующему алгоритму:

«!» - помечается то, что уже известно ,

«-» - помечается то, с чем не согласен обучающийся ,

«+» - помечается то, что является для обучающегося интересно,

«?» - то, что неясно и возникло желание узнать больше.

4. Прием «синквейн»  В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов, в котором синтезирована основная информация.  ЦЕЛЬ: Написание «синквейнов» обогащают словарный запас, подготавливают к краткому пересказу, учит формировать ключевую фразу, и позволяет почувствовать себя творцом     Структура синквейна.   1. Существительное (тема).   2. Два прилагательных (описание).   3. Три глагола (описание действия).   4. Фраза из четырех слов (описание).   5. Существительное (синоним названия темы).

4. Прием «синквейн» В переводе с французского слово «синквейн» означает «пять». В данном случае речь идет о работе, состоящей из пяти этапов, в котором синтезирована основная информация. ЦЕЛЬ: Написание «синквейнов» обогащают словарный запас, подготавливают к краткому пересказу, учит формировать ключевую фразу, и позволяет почувствовать себя творцом

Структура синквейна. 1. Существительное (тема). 2. Два прилагательных (описание). 3. Три глагола (описание действия). 4. Фраза из четырех слов (описание). 5. Существительное (синоним названия темы).

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.   1. Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка. 2. Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая . 3. Описание действия. Читать, пересказывать, учить. 4. Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек. 5. Слово — синоним. Фантазия, выдумка.

При прохождении учебного материала из раздела «Русские народные сказки» предлагаем определить значение слова сказка на основе составления синквейна.

1. Имя существительное, выраженное одним словом. Сказка.

2. Описание темы именами прилагательными. Волшебная, бытовая .

3. Описание действия. Читать, пересказывать, учить.

4. Фраза, выражающая отношение автора к теме. Сказка — ложь, да в ней намек.

5. Слово — синоним. Фантазия, выдумка.

Синквейн по произведению В. М. Гаршина  «Лягушка путешественница» 3 класс    1.  Лягушка   2. Лупоглазая, толстая.   3. Соображает, болтает, хвастает.   4. Изобретает необыкновенный способ передвижения.   5. Путешественница.

Синквейн по произведению В. М. Гаршина «Лягушка путешественница» 3 класс

1. Лягушка 2. Лупоглазая, толстая. 3. Соображает, болтает, хвастает. 4. Изобретает необыкновенный способ передвижения. 5. Путешественница.

Синквейн по произведению И.А.Крылова

Синквейн по произведению И.А.Крылова "Ворона и лисица" (3 класс).

Ворона

Лисица

1.Глупая, доверчивая.

1. Хитрая, коварная. 

2.Верит, слушает, каркает,лукавит.

2. Обманывает, льстит, 

3.Вороне нравятся льстивые слова.

3. Лисица всегда добивается своего.

4.Простофиля.

4. Плутовка.

Синквейн по произведению М.Пришвина «Ребята и утята

Синквейн по произведению М.Пришвина «Ребята и утята" (2 класс).

1. Составление синквейна. Работа в группах. -Я предлагаю вам составить синквейн о ребятах, утятах, утке, Пришвине.( Дети составляют синквейн, затем каждая группа читает, что у них получилось).

Ребята. Глупые, легкомысленные. Бегут, ловят, раскаиваются. Дети пожалели о своём плохом поступке. Глупыши. Утята. Маленькие, беспомощные. Идут, боятся, путешествуют. Утята – маленькие живые существа. Дети.  Утка. Заботливая, смелая. Ведёт за собой, учит, защищает. Утка заботится о своих утятах. Мама.  Пришвин. Добрый, неравнодушный. Наблюдает, записывает, любит. Михаил Пришвин учит любить природу.

Приём таблица «ЗХУ»   (Знаю – хочу узнать – узнал)   Цель: Методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. Это очень удобный способ систематизации изучаемого материала. При применении таблицы ЗХУ в учебном процессе происходит двустороння активность: как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся. В ходе заполнения таблицы дети учатся соотносить между собой уже знакомое и новое опираясь при этом на уже известную информацию.

Приём таблица «ЗХУ» (Знаю – хочу узнать – узнал)

Цель: Методический прием, направленный на развитие обратной связи в познавательном процессе. Это очень удобный способ систематизации изучаемого материала. При применении таблицы ЗХУ в учебном процессе происходит двустороння активность: как со стороны учителя, так и со стороны обучающихся. В ходе заполнения таблицы дети учатся соотносить между собой уже знакомое и новое опираясь при этом на уже известную информацию.

В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока. В начале урока, на основе ответов обучающихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю». Сразу же, после заполнения столбца

В ученических тетрадях и на доске чертится таблица, заполнение которой будет происходить в ходе всего урока. В начале урока, на основе ответов обучающихся по пройденному материалу заполняется графа «Знаю». Сразу же, после заполнения столбца "Знаю", формулируются новые вопросы, ответы на которые ребята хотели бы получить после изучения темы. Их записывают во второй графе. Здесь важна помощь учителя, он должен замотивировать обучающихся к рассуждению: Что вы хотели бы узнать еще? Чему сегодня на уроке можно научиться?

Ассоциативный куст Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения. Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями. Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность обучающихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.

Ассоциативный куст

  • Это один из основных приёмов работы с информацией до чтения.
  • Учитель даёт ключевое слово или заголовок текста, ученики записывают вокруг него все возможные ассоциации, обозначая стрелочками смысловые связи между понятиями.
  • Это позволяет актуализировать уже имеющиеся знания, активизировать познавательную активность обучающихся и мотивировать их на дальнейшую работу с текстом.
Приёмы работы с текстом   6. Прием «Инсерт» . Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Пример 1 : Текст «Первая рыбка», русский язык, 2 класс. -Прочитайте текст. Подчеркивайте новые незнакомые слова. Пометьте начало каждого абзаца. - Найдите и объясните значения новых слов в толковом словаре. В каком абзаце говорится какую рыбку поймал Юра? Сколько частей в тексте? Сколько абзацев в первой части? Во 2? В3? В 4? - Подчеркни в тексте слова, которые описывают ерша. Пример 2 : Текст «Кузнечик». - Прочитай текст, делай пометки в тексте. - Перечитай текст ещё раз, заполняя таблицу Уже знал (V) Узнал новое (+) Думал иначе  (–) Есть вопросы (?)

Приёмы работы с текстом

6. Прием «Инсерт» .

Применяется для стимулирования более внимательного чтения.

Пример 1 :

Текст «Первая рыбка», русский язык, 2 класс.

-Прочитайте текст. Подчеркивайте новые незнакомые слова. Пометьте начало каждого абзаца.

- Найдите и объясните значения новых слов в толковом словаре.

  • В каком абзаце говорится какую рыбку поймал Юра?
  • Сколько частей в тексте? Сколько абзацев в первой части? Во 2? В3? В 4?

- Подчеркни в тексте слова, которые описывают ерша.

Пример 2 : Текст «Кузнечик».

- Прочитай текст, делай пометки в тексте.

- Перечитай текст ещё раз, заполняя таблицу

Уже знал (V)

Узнал новое (+)

Думал иначе  (–)

Есть вопросы (?)

Применение данных приемов критического мышления на уроках чтения  в начальной школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько  техника чтения , сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать. Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.
  • Применение данных приемов критического мышления на уроках чтения  в начальной школе позволяет получить очень хороший результат, поскольку используются разные источники информации, задействованы различные виды памяти и восприятия. Письменное фиксирование информации позволяет лучше запоминать изученный материал, ведь на уроках в начальной школе важно не столько  техника чтения , сколько умение эффективно работать с текстом: понимать его, анализировать, использовать.
  • Работая с текстом таким образом, дети могут выделить нужную информацию, составить текст самостоятельно, доказать свою точку зрения.