В горах мое сердце... Доныне я там.
По следу оленя лечу по скалам.
Гоню я оленя, пугаю козу.
В горах мое сердце, а сам я внизу.
Прощай, моя родина! Север, прощай, -
Отечество славы и доблести край.
По белому свету судьбою гоним,
Навеки останусь я сыном твоим!
Прощайте, вершины под кровлей снегов,
Прощайте, долины и скаты лугов,
Прощайте, поникшие в бездну леса,
Прощайте, потоков лесных голоса.
В горах мое сердце... Доныне я там.
По следу оленя лечу по скалам.
Гоню я оленя, пугаю козу.
В горах мое сердце, а сам я внизу!
(My Heart’s in the Highlands –Роберт Бернс)
"Где находится твой Дагестан?" — спросили у одного горца, живущего высоко в горах." Над и под крылом орла", — ответил горец. У Дагестана есть три сокровища. Первое сокровище —Земля: горы и равнины. Второе сокровище — Вода: реки, родники, озера и море. Третье сокровище — Люди, их мастерство и стремления. Из этих драгоценностей создали Дагестан.
Мое родное село Мискинджа расположено на высоте более чем тысячи метров над уровнем моря. У подножья Шалбуз-Дага. Как прекрасно рассматривать землю с высоты птичьего полета! Вокруг горы, а у самого подножия — река Самур. А какие великолепные у нас фруктовые сады! Сочные груши, румяные яблоки, душистые персики, сладкий виноград известны на весь Дагестан. Еще одна достопримечательность моего села — святыня Дагестана, гора Шалбуз-Даг. Считается, что нужно совершить паломничество от подножия горы до самой вершины (а это 4142 м) семь раз. Я уже побывал там четыре раза. Это незабываемо!
Над нашим селом возвышается гора Шалбуз-Даг. Если смотреть с высоты орлиного полета на мое село, то кажется, что оно лежит на тарелке. Края "тарелки" — горы, а "дно" — село. У подножия гор бежит бурная, сверкающая сотнями цветов река Самур, и каждая капелька ее — это большой, ничем не замутненный бриллиант. А небо здесь такое чистое, иногда даже кажется, что по нему никогда не пролетали облака. А ночью оно сплошь усыпано звездами, которые окружают свою царицу-Луну, а она плывет между ними и кланяется, здороваясь с каждым. Я не чувствую холода — от любви, которая переполняет меня, когда я вижу всю эту красоту, когда я вижу, как маленький пастушок вместе с дедушкой пасет большое стадо овец на соседней горе, как девчонки идут с красивыми серебряными кувшинами, наполненными прозрачной холодной водой из горного родника, который течет тихо-тихо среди деревьев и кустарников...
21 июль 2013 года. Воскресенье. Мы с друзьями поднимаемся на священную гору Шалбуз-Даг. Жара. Душно. Никуда не укрыться, разве что под кондиционером. Однако лучше взобраться на горы, да повыше, где в самые жаркие месяцы можно отдышаться и набрать в ладони хоть немного снега. Правда, ныне в горах его все меньше и меньше. Шалбуздаг - наш пункт назначения. Существуют разные версии происхождения этого названия. Согласно одной из них Шалбуздаг (тюркское слово) означает «гора Шалбуз». По преданию, Шалбуз – имя любимой жены Надир-шаха. Отсюда и название горы. Ученые-топонимисты предпочитают другую версию: слово Шалбуз стоит в одному ряду старинных географических названий с корнем Алп (Алб). Отсюда название древнего кавказского государства Албания, Алпрус (Эльбрус) и др.
Сказать легче, чем сделать. Забраться на гору высотой более чем 4100 метров вовсе не шутка, но можно. Для этого надо всего ничего, чтобы она тянула тебя к себе. Иначе никак. Нет, конечно, можно к подножию вершины и на машине подъехать, здесь дорога тянется до самого Мавзолея Святого Пир-Сулеймана. Но это совсем не то. Ничто не сравнится с радостью преодоления, когда шаг за шагом ты, несмотря на усталость, идешь к вершине и, поднимая глаза время от времени от тропы, отдышавшись, озираясь вокруг, созерцаешь пространство. Неописуемое чувство охватывает тебя от величественной панорамы. Ты окунаешься в аромат горных лугов и в пронзительную тишину...
Шалбуздаг красив неописуемо и красотой этой манит к себе. А мы и не сопротивляемся. Несмотря на усталость, шаг за шагом преодолевая ее, идем на удачу, чтобы добраться до вершины до вечера.
Маршрутов к вершине множество, мы пошли через мое родное село Мискинджа. Жители села были удивлены нашему пешему подвигу, и не случайно, ведь от села до расположившегося у самой вершины горы "гостиницы" по серпантину автомобильной дороги более 30 километров - а мы напрямик, в гору.
Уже на склоне, довольно крутом и нескончаемом, вспоминая удивленные лица мискинджинцев, разъясняющих нам наиболее короткий путь к вершине, понимаем, почему, провожая нас как на бой, сельчане читали нам вслед дуа. За подъемом подъем, солнце неуклонно катится к закату, и мы понемногу осознаем, что нам, возможно, не добраться до вечера до ночлега, а это значит, придется спать под прохладой открытого неба, на склоне горы, где нет ни деревца, ни дощечки.
Но все же адреналин и тихий восторг придают нам силы. Короткие перевалы с легкой трапезой бодрят и с легкостью снимают усталость в ногах и в плечах от несущей поклажи. Все выше и выше. Чем выше, тем тише. Давно не слышно всего, чем наполнено человеческое существование. Здесь свой мир, и он пронизывающе чист. Поражает гармония контрастов, где на фоне громады горных вершин отчетливо слышны шелест травы, мнущейся под ногами, бьющиеся о камни струйки родника на привале и треск крыльев богомола, назойливо пытающегося устроиться на твоем плече. Наверное, услышав стук своего сердца в этой тихой, но полнозвучной мелодии творения, и возможно понять смысл самой жизни. Впрочем, в часы подъема вовсе не до размышлений. Мысли забирают много энергии, и потому лишь смотришь и чувствуешь, и это говорит тебе куда больше. Но вот и вершина ближе, уже различим рельеф ее пика, разбитого, вернее, расколотого, оттого и столь необычного.
О Шалбуз-Даге бытует множество легенд. Похоже, гора еще в доисламскую и дохристианскую эпохи была местом исполнения различных мистических культов. Возможно, что древние адепты зороастризма здесь поклонялись солнцу. А может, они верили религии шумеров? В этой связи интересна одна из легенд, не связанная непосредственно с горой, но навязчиво напоминающая о себе, когда рассматриваешь расколотые скалы Шалбуздага.
Сказка эта о соперничестве Зевса и Энлиля, почитаемого шумерами. Суть ее в том, что, демонстрируя свою мощь и силу, дабы показать свое превосходство, Зевс, устрашая Энлиля, метнул свою огненную стрелу на одну из гор Кавказа. Энлиль же на это лишь улыбнулся, и все вновь расцвело и наполнилось жизнью.
Конечно же, это всего лишь миф, но вполне вероятно, что он возник где-то в окрестностях древнего Шалбуз-Дага. Мысль, что пик горы раскололся под внешним воздействием, появляется уже на его склонах, где повсюду беспорядочно разбросаны огромные скальные валуны, очевидно, составляющие некогда часть ее вершины.
Чем выше к пику, тем их больше, но есть они и у самого его основания. Один, расколотый надвое большой камень «Хъуьткьуьр къван», что в отдалении села Мискинджа, по всей видимости, скатился сюда еще пару тысяч лет тому назад. От него по направлению к вершине тянутся несколько линий каменных россыпей, вероятно, составляющих некогда некую конструкцию, которую можно разглядеть лишь с высоты птичьего полета. Уж очень похоже, что это дело рук человека. Правда, когда доподлинно это служило дорогой деревянных саней, заправленные к быкам и лошадей, перевозивших пшеницу и рожь, которая люди сажали на равнинных склонах.
Абсолютно неземной, лунный пейзаж, который предстает перед каждым, кто поднимается к подножию пика этой горы, с лихвой перебьет массу впечатлений от подъема к нему. Тут забудешь обо всем и вспомнишь, что ты существуешь... Нам повезло. Уже ночью при свете луны еще не успевших замерзнуть, нас с горной дороги подбирает проезжающая машина. На "буханке" везли провизию для чабанов, пасущих здесь овец. Но поднимались вверх мы еще час-полтора. Ночь. Недолгий ночлег, и утро, которое трудно будет забыть. Маршрут наш закончился практически на вершине Шалбуздага у небольшого озера с кристально чистой водой с источником Зам-зам (назван по аналогии с источником в стене главного храма мусульман Каабы в Мекке).
Впечатления не описать ни карандашом, ни словом. Лучше гор могут быть только горы.
1