СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ГОС внеурочная деятельность-важнейший компонент современного образовательного процесса в школе». Анализ работы внеурочной деятельности и дополнительного образования в МОУ

Категория: Завучу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеурочная деятельность  – это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности, проводимая классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования с обучающимися школы после уроков, и образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями, различными формами содержательного досуга (праздниками, смотрами, конкурсами, фестивалями т.п.).

Просмотр содержимого документа
«ГОС внеурочная деятельность-важнейший компонент современного образовательного процесса в школе». Анализ работы внеурочной деятельности и дополнительного образования в МОУ»

ГОС: внеурочная деятельность-важнейший компонент современного образовательного процесса в школе». Анализ работы внеурочной деятельности и дополнительного образования в МОУ


Сидоренко Владимир Викторович,

заместитель директора по УВР

МОУ «Шахтерская СШ с. Малоорловка»


Великая ценность образования

– это не знания, а действия.

английский философ, социолог и педагог

Герберт Спенсер

Мы никого и ничему не можем обучить –

Мы только можем помочь познать себя.
Галилео Галилей


 Обществу и государству сегодня нужны люди, умеющие социализироваться в быстроизменяющемся социуме, люди творческие, активные, владеющие универсальными способами действий. Ответом системы образования на этот запрос времени стала идея компетентностного подхода в обучении, реализованная государственных образовательных стандартов.

Успешной социализации учащихся в немалой степени способствует опыт самостоятельных социальных проб, освоение школьниками способов реализации собственных инициатив, навыков самоорганизации, опыт партнерских, сотруднических отношений детей друг с другом, со взрослыми в совместной деятельности.

Усвоенные в детстве стратегии поведения в обществе закладывают фундамент социального поведения человека и во многом определяют его в дальнейшей жизни.

Стихийное становление поведенческих стратегий далеко не всегда обеспечивает эффективную социальную адаптацию, поэтому процесс их формирования нельзя пускать на самотек. Школьнику необходима целенаправленная помощь педагогов, так как на основе знаний, умений, навыков и разнообразного опыта деятельности и отношений у ученика формируются ключевые компетенции, относящиеся к общему содержанию образования, приводящие к образованности и компетентности ученика в определенной сфере.

По словам Герберта Спенсера «Великая ценность образования – это не знания, а действия».

Напомню, что внеурочная деятельность в рамках реализации ГОС - образовательная деятельность, осуществляемая в формах, отличных от классно-урочной, и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования в аспекте воспитания и социализации, т.е внеурочная деятельность, наряду с урочной, направлена на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения НОО ООП и ООО.

  Процесс воспитания в школьном пространстве непрерывен, но следует различать потенциал урочной и внеурочной деятельности. Основой формирования гражданской позиции и социальной активности может явиться внеурочная деятельность школьников.

Внеурочная деятельность  – это воспитательная деятельность, направленная на развитие, саморазвитие, воспитание и самовоспитание личности, проводимая классными руководителями, учителями-предметниками, педагогами дополнительного образования с обучающимися школы после уроков, и образовательная деятельность, представленная социально значимыми акциями, беседами и встречами, культурно- просветительскими мероприятиями, различными формами содержательного досуга (праздниками, смотрами, конкурсами, фестивалями т.п.).

Целью внеурочной деятельности является создание условий для проявления и развития ребёнком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно-нравственных ценностей и культурных традиций, создание условий для физического, интеллектуального и эмоционального отдыха детей.

Принципами организации внеурочной деятельности в нашей школе стали:

 соответствие возрастным особенностям обучающихся;

преемственность с технологиями учебной деятельности; опора на традиции и положительный опыт организации внеурочной деятельности;

опора на ценности воспитательной системы школы; свободный выбор на основе личных интересов и склонностей ребёнка.

Данные принципы определяют способы организации внеурочной деятельности, и они тесно связаны с основным образованием и являются его логическим продолжением и неотъемлемой частью системы обучения, созданной в школе.

Задачи:

  1. Развитие личности каждого ребёнка через самореализацию в условиях игровых и творческих ситуаций;

  2. Развитие инициативы и творчества детей;

  3. Воспитание любви к родному краю на основе элементов народного творчества;

  4. Пропаганда здорового образа жизни.

Ожидаемые результаты от внеурочной деятельности:

«Социальный заказ» сегодняшнего и завтрашнего общества на выпускника школы складывается из следующих компонентов:

- готовности к производительному труду (физическому и, прежде всего, умственному),

- готовности к дальнейшему образованию,

- сформированности естественно-научного и социально- философского мировоззрения,

- сформированности общей культуры,

- сформированности потребностей и умений творческой деятельности,

- сформированности педагогических умений, необходимых и в семейной, и в социальной жизни,

-сохранения здоровья, т.е. оптимального развития каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной деятельности.

Планируемые личностные результаты:

Самоопределение:

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

- внутренняя позиция школьника на основе положительного отношения к школе;

- принятие образа «хорошего ученика»;

- самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;

-экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесберегающего поведения;

- гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- осознание ответственности человека за общее благополучие;

- осознание своей этнической принадлежности;

- гуманистическое сознание;

- социальная компетентность как готовность к решению моральных дилем, устойчивое следование в поведении социальным нормам;

- начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире.

Смыслообразование:

- мотивация любой деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя);

- самооценка на основе критериев успешности этой деятельности;

- целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

- эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им.

Нравственно-этическая ориентация:

- уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;

- навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;

- эстетические потребности, ценности и чувства;

- этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;

- гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества.

Характерной особенностью внеклассной работы является то, что в ней наиболее полно реализуется принцип взаимного обучения, когда более опытные учащиеся, передают свой опыт. В этом состоит один из эффективных способов реализации воспитательных функций коллектива, самореализации учащихся.

Конечно, участие детей во внеурочной воспитательной деятельности должно быть добровольным, НО задача педагога состоит в том, чтобы найти тот мостик к ребенку, когда бы ему самому захотелось участвовать после уроков.

Правильная организация внеурочной деятельности в огромной мере способствует саморазвитию, самоопределению, самореализации ребенка.

Внеурочная деятельность в школе организуется по направлениям развития личности:

1. Спортивно-оздоровительное

2. Духовно-нравственное

3. Социальное

4. Общеинтеллектуальное

В начальных классах в нашей школе по спортивно-оздоровительному направлению работает 4 группы курса по выбору «Народные подвижные игры» (руководители: Зубарева И.Г. Сысоева С.Н., Ракус О.В.) и три группы 2-4 классы факультативного курса «Творим свое здоровье» (руководители: Зубарева И.Г. Сысоева С.Н., Ракус О.В., Ильницкая Г.В.), а также по интеллектуальному направлению четыре группы «Индивидуальные и групповые занятия по математики «Решаем сами» (руководители: Ильницкая Г.В., Сысоева С.Н., Ракус О.В, Андросова И.Ф.), в которых занимается 23 учащихся, т.е. абсолютная занятость.

Основное общее образование в нашей школе представлено следующими направлениями:

Духовно-нравственное – «Библейская история и христианская этика» (5-6 классы), руководитель Андросова И.Ф.

Спортивно-оздоровительное - «Настольный теннис» (5-10 классы), руководитель Зубарева И.Г.

Интеллектуальное - факультативный курс «За страницами учебника математики» 9 класс, руководитель Стальнова Р.А.

Основное среднее образование включает в себя:

Спортивно-оздоровительное - «Настольный теннис» (10 классы), руководитель Зубарева И.Г. и внеурочные учебно-практические занятия по НВП и МСП (руководители Сидоренко В.В., Зубарева И.Г.).

Интеллектуальное - факультативный курс для 10 класса «Подготовка к ГИА. Практикум по решению уравнений и неравенств» Глушкова Н.Н.

Социально-психологическое – курс по выбору для 10 класса «Жизненно-компетентностная личность» (руководитель Ракус О.В.).

В школе организованы кружки дополнительного образования, руководителями которых являются педагоги школы:

• «Память», туристско-краеведческий кружок на базе 6-7 классов (руководитель Куприч Н.В.);

• «Память», туристско-краеведческий кружок на базе 8 класса (руководитель Любкина И.А.);

Работа кружков организуется и проводится в комнате педагогов-организаторов и кабинетах русского и украинского языка, строго в соответствии с установленным и утвержденным директором школы графиком.

Кроме того, на базе школы действуют кружки Шахтерского ДДЮТ:

• Кружок декоративно-прикладного творчества «Радужная бумага», (руководитель Любкина Н.А.);

• Кружок эколого-натуралистического направления «Юный цветовод», (руководитель Любкина Н.А.)

• Историко-краеведческий кружок «Наша история» (руководитель Сидоренко В.В.).

Таким образом разнообразной творческой деятельностью в школьных кружках на факультативных занятиях и курсах по выбору занят0 постоянно 56 учащихся, т.е всего 100 % учащихся.

В заключение мне хотелось бы ещё раз подчеркнуть, что внеурочная деятельность должна быть интересна учащимся, только тогда она может принести ощутимые положительные плоды. И потому важнейшая задача педагогического коллектива - сделать внеурочную деятельность полезной и привлекательной для каждого ученика. 

Как говорил когда - то В.А Сухомлинский: «Только та школа становится очагом духовной жизни, где помимо интересных уроков имеются и успешно применяются самые разнообразные формы развития учащихся вне уроков…. Школа становится подлинным очагом культуры лишь тогда, когда в ней царят 4 культа: культ Родины, культ человека, культ книги и культ родного слова…».

Выводы:

1. В современном быстроменяющемся мире, который требует от людей широкого кругозора, высокой культуры, способности быстро переключаться на разные виды деятельности и принимать оптимальные решения в критических ситуациях, перед нами стоят особо сложные задачи. При этом главнейшей является та, что сформулирована в ст. 29 пункта I «Конвенции о правах ребенка». Она гласит: «Образование ребенка должно быть направлено на развитие личности, талантов, умственных навыков и физических способностей ребенка в их самом полном объеме». Современному обществу нужна творческая, духовно и физически здоровая личность - это социальный заказ общества. И будет ли этот заказ выполнен, во многом зависит и от школы, от того, каким образом будет организована внеурочная деятельность, потому что внеурочная деятельность является важнейшим компонентом современного образовательного процесса в школе.

2. Необходимо организовывать внеурочную деятельность учащихся таким образом, чтобы она обеспечивала достижение личностных и метапредметных результатов. Важно, чтобы внеурочная деятельность не сводилась к набору мероприятий, а была целенаправленно выстроена и была направлена на достижение планируемых результатов в соответствии с ГОС, определяемых в ООП образовательного учреждения.

3. Внеурочная деятельность школьников по формам должна радикально отличаться от урока, что позволит педагогу сделать ее более динамичной и интересной для учащихся. К тому же сочетание различных форм внеурочных занятий позволит педагогу использовать реальную окружающую среду, а учащимся создаст условия для самостоятельного освоения социальной действительности.

Формирование творческой личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном этапе. Человек будущего должен быть созидателем, с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Список литературы

  1. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

  2. Блонский, П.П. Психология младшего школьника. / П. П. Блонский., Воронеж: НПО «Модек», 1997.

  3. Государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ МОН ДНР № 665 от 25.07.2018 г.)

  4. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (Приказ МОН ДНР от 30 июля 2018 года № 678)

  5. Государственный образовательный стандарт среднего общего образования (Приказ МОН ДНР от 30 июля 2018 года № 679)

  6. Оценка достижения планируемых результатов в начальной школе. Система заданий. В 2 ч. Ч.1/ [М. Ю. Демидова, С. В. Иванов, О. А. Карабанова и др.; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 215 с. – (Стандарты второго поколения).]

  7. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975. - 112с., ил.

  8. Перевертень, Г. И. Самоделки из разных материалов: Кн.для учителя нач. классов по внеклассной работе. – М.: Просвещение, 1985. – 112с.

  9. Чернова, Е. В. Пластилиновые картины /е. В. Чернова – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 48с. – (Город мастеров).