География
История
География | вступление | Учитель: Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в один из древнейших городов России, Великий Новгород, (показываются слайды Кремля, храма Святой Софии). Тема нашего урока «Господин Великий Новгород» По ходу презентации ученики отмечают, что Учитель: Какое путешествие без карты? Давайте посмотрим, где располагался этот необычный географический объект. Вашему вниманию предлагается карта Великого Новгорода ХII века. Какие данные мы из нее можем извлечь? Ученики: город был разделен рекой Волхов на 2 части: Торговую и Софийскую. Кроме этого, город делился на 5 районов(концов): Плотницкий, Словенский, Неревский, Людин и Загородский. Учитель: А что вы уже знаете о Великом Новгороде из курса Истории России? Ученики: Великий Новгород- один из центров Русского государства, торговый город, именно здесь правил легендарный Рюрик. Учитель: в средние века Великий Новгород называли землей, а не княжеством, и даже очень почтенно - Господин Великий Новгород. Как вы сможете объяснить эти исторические парадоксы? Ученики: данные названия отражают особенности экономико-географического положения, место Великого Новгорода во взаимоотношениях с соседями. Новгород был столицей (или, как говорили в старину, господином и государем) огромной территории, простиравшейся от Кольского полуострова на севере до Торжка на юге. Учитель: давайте попробуем поставить цели урока, к каким выводам вы хотите прийти, в чем хотите разобраться? Ученики: изучение Великого Новгорода, выявление его особенностей как одного из центров Руси.
| Презентация
Карта на доске |
История, География
География
История | Проверка выполнения задания
Проверка выполненного задания
Проверка выполненного задания
| Учитель: Продолжим наше путешествие с изучения исторического источника (Приложение №1), прочитав который вы должны ответить на вопрос: какие особенности Великого Новгорода упомянуты в документе? Ученики: выполняют задание учителя, отвечают на вопросы. Учитель: Известно, что летописи фиксировали важнейшие события из жизни княжеств. Тем интереснее следующее задание…В отрывке из Лаврентьевской летописи встречаем следующие факты: «В быт «русинов» крепко вошла «словенская» привычка к «древеной» (деревянной) бане с ее паром, едким квасом и «прутьем»(свежим веником), где «бьются сами, и до того добьют, едва слезут еле живы, и обливаются водою студеною…» Какое отношение этот отрывок имеет к истории Великого Новгорода Ученики: отвечают, что «Низовые» - земли северо-восточной Руси. «Править долги» -требовать возвратить долг(во время войны это было делать запрещено). «Любские купцы»- торговый союз Ганза. Жителей юга Древней Руси называли русинами, а севера - словенами. Обычай париться в бане пришел к нам в т.ч. из Древнего Новгорода Учитель: продолжая наше путешествие, вам сейчас предстоит выявить территориальные особенности Новгородской земли, какие земли и климат присутствовали в этом районе. Отметьте соответствующие районы на контурных картах по географии. Учитель: продолжая наше путешествие, вам сейчас предстоит выявить особенности политического устройства Великого Новгорода, прочитав материал учебника и составить схему. Ученики: отвечают, что Великий Новгород- это боярская республика, имевшая вечевые традиции. Должностными лицами были посадник, владыка, тысяцкий. Роль князя была минимальна. | Исторический источник на партах Приложение 1 Отрывок из Лаврентьевской летописи на партах. Приложение 2
Контурные карты и атлас по географии |
| Физкультурная пауза | | Примерные движения | Читаем стихотворение Мы расскажем вам сейчас Кто такой великий князь: Много городов славянских Существует на Руси. Но один из них – особый, Про него мы не забыли – Это наш любимый Киев! Знаем - этот стольный град Удивительно богат: Правит в нем великий князь – Самый старший он из нас. Наши земли объезжает И полюдье собирает: Все для Киевской казны Все на пользу для Руси. Князь великий правит мудро Хоть порой бывает трудно. | Руки на пояс, повороты вправо – влево; - Показать большой круг руками, потянуться на носочках вверх; - Сложить руки «как за партой», присесть, одну руку поднять и указательным пальцем «посчитать» несколько раз, остановиться и вертикально выпрямить руку, изобразить «флигель», который «указывает» в сторону Киева; - Руки поставить на бока и изобразить «упитанного богача»; - Важно поднять голову, подняться на носки и немного походить «как князь»; - Изобразить наездника на коне: поворот вокруг себя; - «сгребающие» движение руками к себе; - Несколько приседаний. |
| Музыкальное сопровождение |
история | Работа с тестом Оценивание деятельности учеников | Учитель: В завершении урока вам предлагается выполнить задание «Текст с ошибками». Проверка правильности выполнения. Обмен листочками с соседом, самопроверка | Тестовые задания на партах Приложение № 3 |