СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Господин Великий Новгород

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка интегрированного урока по истории России с элементами урока географии. анный урок способствует представлению об особенностях экономико-географического и политического строя Великого Новгорода.

Просмотр содержимого документа
«Господин Великий Новгород»

Тема: Господин Великий Новгород

Цели урока:

Образовательная цель - способствовать формированию представлений об особенностях экономико-географического и политического строя Великого Новгорода

Развивающая цель - способствовать обучению школьников умению характеризовать объекты и явления, применительно к теме урока, аргументировать доказательства своего предположения.

Воспитательная цель - формировать опыт равноправного сотрудничества учителя и учащихся, формирование чувства патриотизма и гордости за свою Родину

Тип урока - изучение нового материала и первичное закрепление знаний.

Обеспечение урока: - тексты исторических документов, интерактивная доска, учебник, текст с ошибками, географический атлас с контурными картами.



ХОД УРОКА

Предмет

Дидактическая задача

Деятельность учителя и ученика

Методическое обеспечение

ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВИРУЮЩИЙ ЭТАП


Подготовка учащегося к работе на уроке

Здравствуйте! Садитесь!


География































История















География

вступление

Учитель: Сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие в один из древнейших городов России, Великий Новгород, (показываются слайды Кремля, храма Святой Софии).

Тема нашего урока «Господин Великий Новгород»

По ходу презентации ученики отмечают, что Учитель: Какое путешествие без карты?

Давайте посмотрим, где располагался этот необычный географический объект. Вашему вниманию предлагается карта Великого Новгорода ХII века. Какие данные мы из нее можем извлечь?

Ученики: город был разделен рекой Волхов на 2 части: Торговую и Софийскую. Кроме этого, город делился на 5 районов(концов): Плотницкий, Словенский, Неревский, Людин и Загородский.

Учитель: А что вы уже знаете о Великом Новгороде из курса Истории России?

Ученики: Великий Новгород- один из центров Русского государства, торговый город, именно здесь правил легендарный Рюрик.

Учитель: в средние века Великий Новгород называли землей, а не княжеством, и даже очень почтенно - Господин Великий Новгород. Как вы сможете объяснить эти исторические парадоксы?

Ученики: данные названия отражают особенности экономико-географического положения, место Великого Новгорода во взаимоотношениях с соседями. Новгород был столицей (или, как говорили в старину, господином и государем) огромной территории, простиравшейся от Кольского полуострова на севере до Торжка на юге.

Учитель: давайте попробуем поставить цели урока, к каким выводам вы хотите прийти, в чем хотите разобраться?

Ученики: изучение Великого Новгорода, выявление его особенностей как одного из центров Руси.




Презентация











Карта на доске

Изучение нового материала. Работа в группах

История, География

































География

















История

Проверка выполнения задания

























Проверка выполненного задания



















Проверка выполненного задания






Учитель: Продолжим наше путешествие с изучения исторического источника (Приложение №1), прочитав который вы должны ответить на вопрос: какие особенности Великого Новгорода упомянуты в документе?

Ученики: выполняют задание учителя, отвечают на вопросы.

Учитель: Известно, что летописи фиксировали важнейшие события из жизни княжеств. Тем интереснее следующее задание…В отрывке из Лаврентьевской летописи встречаем следующие факты: «В быт «русинов» крепко вошла «словенская» привычка к «древеной» (деревянной) бане с ее паром, едким квасом и «прутьем»(свежим веником), где «бьются сами, и до того добьют, едва слезут еле живы, и обливаются водою студеною…»

Какое отношение этот отрывок имеет к истории Великого Новгорода

Ученики: отвечают, что «Низовые» - земли северо-восточной Руси. «Править долги» -требовать возвратить долг(во время войны это было делать запрещено). «Любские купцы»- торговый союз Ганза. Жителей юга Древней Руси называли русинами, а севера - словенами. Обычай париться в бане пришел к нам в т.ч. из Древнего Новгорода

Учитель: продолжая наше путешествие, вам сейчас предстоит выявить территориальные особенности Новгородской земли, какие земли и климат присутствовали в этом районе. Отметьте соответствующие районы на контурных картах по географии.

Учитель: продолжая наше путешествие, вам сейчас предстоит выявить особенности политического устройства Великого Новгорода, прочитав материал учебника и составить схему.

Ученики: отвечают, что Великий Новгород- это боярская республика, имевшая вечевые традиции. Должностными лицами были посадник, владыка, тысяцкий. Роль князя была минимальна.

Исторический источник на партах

Приложение 1

Отрывок из Лаврентьевской летописи на партах. Приложение 2



























Контурные карты и атлас по географии


Закрепление


Физкультурная пауза

 

Примерные движения

Читаем стихотворение

Мы расскажем вам сейчас

Кто такой великий князь:

Много городов славянских

Существует на Руси.

Но один из них – особый, 

Про него мы не забыли –

Это наш любимый Киев!

Знаем - этот стольный град 

Удивительно богат:

Правит в нем  великий князь –

Самый старший он из нас.

Наши земли объезжает 

И полюдье собирает:

Все для Киевской казны

Все на пользу для Руси.

Князь великий правит мудро

Хоть порой бывает трудно.

Руки на пояс, повороты вправо – влево;

- Показать большой круг руками, потянуться на носочках вверх;

- Сложить руки «как за партой», присесть, одну руку поднять и указательным пальцем «посчитать» несколько раз, остановиться и вертикально выпрямить руку, изобразить «флигель», который «указывает» в сторону Киева;

- Руки поставить на бока и изобразить «упитанного богача»;

- Важно поднять голову, подняться на носки и немного походить «как князь»;

- Изобразить наездника на коне: поворот вокруг себя;

- «сгребающие» движение руками к себе;

- Несколько  приседаний.

 




Музыкальное сопровождение

География



Учитель: покажите на карте местонахождение Великого Новгорода. Какие соседи его окружают, на каких землях он расположен

Ученик показывает у доски, остальные следят по географическому атласу

Карта на доске

история

Работа с тестом

Оценивание деятельности учеников

Учитель: В завершении урока вам предлагается выполнить задание «Текст с ошибками». Проверка правильности выполнения. Обмен листочками с соседом, самопроверка

Тестовые задания на партах Приложение № 3

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

История

 

Придумайте и нарисуйте герб Великого Новгорода периода феодальной раздробленности

Сравните политическое и экономическое развитие Великого Новгорода и Северо-Восточной Руси.

 

География

 

Сравните географическое положение Великого Новгорода и Северо-Восточной Руси.

 

РЕФЛЕКСИЯ



Анализ и оценка

успешности достижения цели

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:







Самооценка учащихся

« Незаконченное предложение» сегодня я узнал…

  1. было интересно…

  2. было трудно…

  3. я выполнял задания…

  4. я понял, что…

  5. теперь я могу…

  6. я почувствовал, что…

  7. я приобрел…

  8. я научился…

  9. у меня получилось …

  10. я смог…

  11. я попробую…

  12. меня удивило…

  13. урок дал мне для жизни…

  14. мне захотелось…



 

 

Документ

Приложение №1.

Новгородская земля была до крайности бедна земледельческими произведениями. Благосостояние Новгорода опиралось на торговлю и ремесла. Поэтому для Новгорода было насущной потребностью находиться в добрых отношениях с Северо-Восточной Русью, откуда он мог получать хлеб для собственного продовольствия и разные сырые произведения, служившие предметом вывоза за границу(торговля шла с немецкими и датскими купцами, Византией и странами Востока): пушнина, мед, воск. Всякая вражда Новгорода с князьями Владимиро-Суздальской земли отзывалось пагубно на хозяйстве Новгорода и его торговых интересах; поэтому-то в Новгороде были всегда богатые и влиятельные люди, хотевшие, во что бы ни стало, находиться в ладах с этим краем.

Костомаров Н.И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей.

Приложение №2 Отрывок из Лаврентьевской летописи

«В быт «русинов» крепко вошла «словенская» привычка к «древеной» (деревянной) бане с ее паром, едким квасом и «прутьем»(свежим веником), где «бьются сами, и до того добьют, едва слезут еле живы, и обливаются водою студеною…»

Приложение №3 Текст с ошибками.

Центр Новгородской земли - Нижний Новгород- возник еще в Х веке до нашей эры и располагался на знаменитом пути из «варяг в греки». Отсюда шли торговые пути в немецкие земли, Данию, Китай. Территория Великого Новгорода по площади едва превосходила территорию Киевского княжества. Большинство новгородских земель были малопригодны для земледелия. Поэтому, с его многочисленным населением не хватало своего хлеба, который привозили из Галицко-Волынского княжества. Новгородцы в основном занимались ремеслом и торговлей. Политической особенностью Новгорода была президентская республика, где главным должностным лицом был князь.