Тема: Государства Востока. Начало европейской колонизации.
Цели: -совместно с учащимися определить тенденции развития восточных
государств;
-продолжить формирование умений учащихся работать с картой и с текстом
учебника;
-прививать культуру мыслительной деятельности (умения анализировать,
сравнивать, делать обобщения, выводы).
Основные понятия: могол, сипай, деспотия, богдыхан, сёгун, сёгунат, кабуки,
даймо.
ХОД УРОКА
I. Учитывая большой объем нового материала, и в целях экономии времени, опрос домашнего задания не проводится. Вопросы из домашнего параграфа будут содержаться в заданиях теста, проводимого в конце урока.
II.Изучение нового материала.
План: 1. Индия.
2. Китай.
3.Япония.
В начале урока учащиеся получают карточки одного из трех цветов и в соответствии с выбранным цветом - страну для самостоятельного изучения:
розовый – Индия
желтый – Китай
голубой – Япония.
Карточки содержат алгоритм изучения страны. В течение 15 минут учащееся работают в группах, выбирая из текста учебника материал для внесения в таблицу.
Задания для группы № 1.
1. Используя карту «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV середине XVII в.», покажите территорию Империи Великих Моголов и опишите ее местонахождение.
2.Назовите династию, утвердившуюся на Делийском троне в XVI в. (стр. 274)
3.Назовите известных вам представителей этой династии. (стр.274-275)
4.Расскажите о реформах, проводимых в Могольской империи в 1556-1605 гг. (стр.275-276).
5.В чем вы видите причины кризиса и распада империи? (стр.276).
6.Расскажите о взаимоотношении Индии с европейскими странами (стр.276-277).
7.Найдите в тексте учебника (стр.273-277) новые понятия и объясните их.
8. Найдите в тексте учебника (стр.273-277) новые даты и назовите события,
произошедшие в эти годы.
9. Сделайте вывод о роли проводимой правителями политики для развития страны.
Задания для группы №2.
1. Используя карту «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV середине XVII в.», покажите территорию Китая и опишите его местонахождение.
2. Назовите династию, утвердившуюся в Китае в XVII в. (стр. 277-278). Назовите форму правления в Китае в это время.
3. Расскажите о внешней политике Китая (стр.278).
4. Расскажите о взаимоотношении Китая с европейскими странами (стр.279).
5. Найдите в тексте учебника (стр.277-279) новые понятия и объясните их.
6. Найдите в тексте учебника (стр.277-279) новые даты и назовите события,
произошедшие в эти годы.
7. Сделайте вывод о роли проводимой правителями политики для развития страны.
Задания для группы №3.
1. Используя карту «Великие географические открытия и колониальные захваты в XV середине XVII в.», покажите территорию Японии и опишите её местонахождение.
2. Назовите династию, утвердившуюся в Японии в конце XVI – XVII вв. (стр. 279-280).
3. Расскажите о внутренней политике Японии. (стр.280-281).
4. Расскажите о взаимоотношении Японии с европейскими странами (стр.2281-282).
5. Найдите в тексте учебника (стр.279-282) новые понятия и объясните их.
6. Найдите в тексте учебника (стр.279-282) новые даты и назовите события,
произошедшие в эти годы.
7. Сделайте вывод о роли проводимой правителями политики для развития страны.
После самостоятельной работы с текстом учебника представители групп рассказывают о своей стране, а учитель по ходу рассказа заполняет таблицу на доске ( а учащиеся – в тетради).
Страна | Правящая династия | Внутренняя политика | Внешняя политика | Взаимоотношения с европейцами | Новые слова |
Индия | 1526г-утверждениединастии Бабура | Реформы Акбара: -реформа управления; -поощрение ремесла и торговли; -налоговая реформа; -забота о состоянии оросительной системы; -запрет обращать в рабство военнопленных; -признание всех религий равными; -покровительство искусству; -принцип реформ – «мир для всех» | -бесконечные завоевательные войны; -1739 г.-персидский завоеватель Надир-шах разграбил Дели; -северную часть Индии наводнили афганцы. | - Индия представляла интерес для португальцев, голландцев, французов и англичан; -1600-англичане основали Ост-Индскую компанию; -1690 г.- англичане построили на территории Индии город Калькутту; -1757-англичане захватили Бенгалию. | -могол; -сипай |
Китай | 1644г.-утвердиласьманьчжурская династия Цин | -строительство императорских дворцов, храмов, загородных парков; -строительство загородного дворца-парка Ихэюнь. | -бесконечные захватнические войны; -завоевана вся Монголия; -к Китаю присоединены государство уйгуров, восточная часть Тибета; -походы во Вьетнам и Бирму. | -1537г.- португальцы основали на южном побережье Китая колонию Макао; - XVII- XVIII вв.-появление англичан и французов; -1757г.-закрытие Китая для иностранцев. | -деспотия; -богдыхан; |
Япония | Конец XVI-начало XVII вв.-утверждение династии Токугава | -лишение императорской семьи реальной власти; -сёгуны добивались укрепления центрального правительства; -введение системы заложничества; -объявление буддизма государственной религией; Развитие грамотности; -возникновение народного театра кабуки; | ------------ | -1542г.-прибытие португальских кораблей в Японию; -затем прибытие испанцев, голландцев и англичан; -30-е годы- принятие ряда мер для изоляции Японии от внешнего мира; -1640 г.-окончательное закрытие страны для иностранцев. | -сёгун; -дайме; -кабуки |
После заполнения таблицы совместно с учащимися делается вывод: на Востоке процесс развития новых буржуазных отношений был более замедленным и имел свою специфику. Слабость центральной власти в Индии позволила европейцам успешно вести колониальные захваты в этой стране. Сильная власть в Китае и Японии преградила путь европейской колонизации и позволила этим странам сохранить независимость. Несмотря на активное вмешательство правительств этих стран в экономическую жизнь. В Японии началось зарождение новых экономических отношений.
III. Закрепление материала проводится в форме тестирования. Учитывая творческий характер некоторых заданий, учащимся разрешается пользоваться тетрадью и учебником.
Тест по теме:
«Традиционные общества Востока.
Начало европейской колонизации».
1.Выберите правильный ответ.
1.1.Англичане захватили Бенгалию, что положило начало систематическому завоеванию всей страны в:
а).1526г.; б).1739г.; в).1757г.
1.2. Родиной буддизма является:
а).Китай; б).Индия; в).Япония
1.3.Наивысшего расцвета империя Великих Моголов достигла при:
а).Надир-шахе; б).Бабуре; в).Акбаре
1.4.Самурайский кодекс чести назывался:
а).дайме; б).бусидо; в).сёгунат
1.5.по форме правления цинский Китай в XVII - XVIII вв. являлся:
а).деспотией; б).республикой; в).ограниченной монархией
2.Согласны ли вы со следующими утверждениями?
2.1.Принцип круговой поруки – ответственность сельской общины за поступки всех её членов (да; нет).
2.2.На низшей ступени сословной лестницы в Японии стояли крестьяне (да; нет).
2.3.Правление сёгунов династии Токугава проходило под девизом «Мир для всех» (да; нет).
3.Что является лишним в ряду?
3.1. а).Самураи; б).крестьяне; в).купцы; г).сёгун; д).ремесленники.
3.2. а).Конфуцианство; б).синтоизм); в).кабуки; г).буддизм.
4.Установите соответствие между датой и событием. В таблицу впишите буквы выбранных вами ответов.
1. 1526 г. А.Строительство англичанами укрепленного
города Калькутты.
2. 1542 г. Б. Вторжение в Индию Бабура.
3. 1644 г. В.Утверждение в Китае маньчжурской
династии Цин.
4. 1690 г. Г.Первое прибытие португальцев в Японию.
5. 1739 г. Д. «Закрытие» Китая.
6. 1757 г. Е. Разграбление Дели персидскими войсками.
5.Путешественник, войдя в храм, увидел над дверями вырезанных из дерева трех обезьянок. Одна из них закрывала лапами глаза, другая – уши, а третья – рот. Изображение заинтересовало путешественника, и он спросил экскурсовода, что оно означает. «Обезьянки выражают одно из положений религиозного учения», - сказал экскурсовод.
15 | 10 | 25 | 6 | 4 | 16 | 15 | 6 | 3 | 10 | 8 | 21 |
15 | 10 | 25 | 6 | 4 | 16 | 15 | 6 | 19 | 13 | 29 | 26 | 21 |
15 | 10 | 25 | 6 | 4 | 16 | 15 | 6 | 4 | 16 | 3 | 16 | 18 | 32 |
Расшифруйте текст, заменив цифры буквами согласно их месту в русском алфавите, и вы прочитаете это положение. Напишите, какое религиозное учение в нем отражено. Почему вы так думаете?
6. Если вы правильно разгадаете кроссворд, то по вертикали в выделенных клеточках прочитаете понятие.
1.Название самурайского кодекса чести.
2.Династия военных правителей Японии, пришедших к власти в начале XVIII в.
3.Самая древняя религия японцев.
4.Титул военного правителя в Японии.
5. Исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, нормы поведения, взгляды, вкусы и т.д.
6.Японский народный театр.
7.Японское название князей.
IV. Домашнее задание.
Параграф 29-30. Вопрос № 2 на странице 283 (устно).
V. Подведение итогов работы на уроке. Оценивание учащихся.