Тема: «Государственные символы России»
Цель урока: совершенствовать представления обучающихся о государственных символах, о понятиях «герб», «флаг».
Задачи:
Предметные:
- актуализация знаний учащихся о гербе и флаге РФ;
- создать условия для формирования правовой культуры;
Метапредметные:
- формировать умение формулировать тему, цель и задачи урока;
- формирование умениями работать с различными источниками информации;
Личностные:
- продолжить развитие таких качеств личности, как уважение к государственной символике своей страны;
- воспитание патриотизма, толерантности; осознания важности знания символики своего государства.
Ход урока:
Орг. момент.
Проверка Д/З:
Тест по пройденной теме «Россия – наша Родина»
Актуализация знаний и постановка цели
Сегодняшний урок мы начнём с задания – «ассоциация».
Обратите внимание на экран, какие города и страны вспоминаются, когда вы видите эти фотографии?
СЛАЙД – Пирамида Хеопса (Египет)
СЛАЙД – Эйфелева башня (Франция)
СЛАЙД – Статуя свободы (Нью-Йорк)
СЛАЙД – Кремль (Москва)
(ответ: потому что изображения на фото – это символы стран и городов)
Символ - это условный знак, обозначение чего-либо.
Какие ещё символы России вам известны? (берёза, матрёшка, балалайка, самовар, медведь)
Но есть и другие символы. (на экране флаги, гербы стран)
Чем они отличаются от первых?
Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня поговорим на уроке? (О государственных символах России).
Тема: «Государственные символы России».
Сегодня мы поговорим о том, что такое государственные символы и какое значение они имеют и жизни государства, общества и каждого человека.
В тетради: Символ - это условный знак, обозначение чего-либо.
Изучение нового материала
Действительно символов России много, но есть особые символы, они называются государственными и закреплены в основном законе нашей страны – Конституции Российской Федерации.
Давайте сейчас вспомним, какие символы мы называем государственными?
(варианты детей)
Верно, государственными символами в любой стране являются – государственный герб, государственный флаг, государственный гимн.
Эта триада возникла не сразу. Только в 20-м веке во всем мире установилась обязательная традиция - каждой стране иметь свой герб, флаг и гимн.
Жители разных стран по праву гордятся своими символами. Отношение к гербу, флагу и гимну - это отношение к самому государству. А оно должно быть уважительным. Символы нашей родины насчитывают не одну сотню лет.
Но почему выбрана именно такая государственная символика?
Что означает наш герб, гимн, флаг?
Сегодня я предлагаю вам вспомнить, а может быть и узнать ответы на эти вопросы. И начнем мы с герба России.
Из курса истории давайте вспомним, что такое герб?
В тетради:
Герб – это отличительный знак города или государства.
Как называется наука, которая занимается изучением, составлением гербов? (геральдика)
В тетради:
Геральдика – наука о гербах.
Давайте обратимся к Федеральному конституционному закону от 25 декабря 2000 г. "О Государственном гербе Российской Федерации"
Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года
Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года
Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.
Статья 1
Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья.
Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
История герба.
Любой символ имеет глубокий смысл и, если его расшифровать, можно узнать многое о территории, которой он принадлежит.
Герб нашего государства имеет долгую историю длинною более чем в 5 веков.
Первый государственный герб России появился в конце XV века. В период правления Ивана III Васильевича появляется главная составная часть герба России - двуглавый орел. Он пришел к нам из Византии.
У орла две головы. Почему? Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле – единой территории.
Государственные символы являются отражением истории государства. С течением времени меняются поколения, границы государства, мышление людей, устройство их жизни. И смена правителей, и их личные привязанности, и их личные качества сказываются на государственном гербе.
Орел в XV веке более походит на орленка, нежели на орла. Крылья опущены, никаких символов власти - Россия только начинает формироваться как централизованное государство.
В XVI в. в лапах Орла появились меч, крест, изменили форму короны и Орел поднял крылья и как бы взлетел. В лапе Орла появился крест православный. Он означает, что Россия остается верной православию и дает отпор всем попыткам папы Римского распространить католичество. Над орлом появляются три короны, которые символизируют великие царства: Казанское, Астраханское, Сибирское.
Герб в начале XVII века. В лапах орла появляются символы самодержавной власти - скипетр и держава. Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца - защитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.
После свержения монархии в России появляется новый герб (слайд)
Этот герб просуществовал до 1993 года, затем был заменён современным гербом РФ (слайд)
Где мы можем видеть изображение герба?
Что означает слово "герб"? (наследство).
В 18 веке появились гербы у российских городов.
Есть ли герб у нашего города? У нашей области? Что на нем изображено?
Где мы можем увидеть герб?
В первую очередь – на самом главном флаге – штандарте, который развевается над резиденцией Президента в Кремле, на знаменах воинских частей, на флагах военных кораблей, на пограничных знаках.
А еще герб изображен на печатях, бланках, денежных знаках и других важных документах, но только в одноцветном варианте.
Везде орёл, везде с ним слава!
Везде он гордый, впереди –
Крестом увенчана держава,
Святой Георгий на груди… (М. Шереметьев)
Следующий государственный символ, с которым мы познакомимся подробнее - флаг
В тетрадь:
Флаг – прикрепленное к древку полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением на нем герба или эмблемы.
Работа с документом.
Давайте поработаем с документом, и узнаем, как должен выглядеть государственный флаг РФ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН
О ГОСУДАРСТВЕННОМ ФЛАГЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года
Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года
Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный флаг Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.
Статья 1.
Государственный флаг Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней - белого, средней - синего и нижней - красного цвета.
Отношение ширины флага к его длине 2:3.
Многоцветный рисунок Государственного флага Российской Федерации помещен в приложении к настоящему Федеральному конституционному закону.
КРАСНЫЙ - храбрость, удаль, красоту.
СИНИЙ - величие, красота, ясность.
БЕЛЫЙ - цвет чистоты и святости.
Работа с текстом учебника.
Прочитать, найти ответы на вопросы:
Всегда ли наша страна имела такой флаг как сейчас?
Когда появился трехцветный флаг?
Какой день отмечается как день российского флага и почему? (21 августа 1991 г.)
Какой флаг приравнен к Государственному флагу России?
Почему Знамя Победы является символом?
Где и когда было водружено Знамя Победы?
Сколько лет со дня Победы мы будем отмечать в этом году?
Где мы обычно можем видеть флаг?
Автор: Людмила Максимчук
Салют, Россия! В будни или в праздник,
Над нами гордо реет полотно;
Всего – три цвета: белый, синий, красный,
А сколько в тех цветах заключено!
На крыльях бело-сине-красной птицы
Летит свобода, вера, чистота.
И к ней мы обращаем наши лица,
И с нею воплощается мечта!
Ещё один официальный символ РФ - это гимн. А что такое гимн?
В тетрадь: Гимн - торжественная песня, хвала и прославление.
Наша страна в разное время именовалась по-разному, и гимны были разные.
Назовите названия нашей страны в разное время.
(Российская империя, СССР, Россия)
Сейчас вы прослушаете 3 гимна и определите что в них общего и различного?
Что нужно сделать, когда ты слышишь гимн любой? (встать)
Давайте и мы с вами послушаем гимны стоя (заодно разомнёмся)
Первый Государственный гимн России был написан в XIX веке и назывался "Боже, царя храни!" - заслушать.
Звучит гимн: "Боже, царя храни", "Гимн СССР", "Гимн РФ".
"Боже, царя храни!" - гимн, написанный В.А.Жуковским на музыку А.Ф Львова.
В 1917 году была свергнута монархическая власть и нужно было подобрать другой гимн, так появился гимн, написанный С.В.Михалковым на музыку А.В.Александрова. - прослушать гимн.
"Гимн СССР" - слова С.Михалкова и Габриэль Аркадьевич Эль-Регистана, музыка - А.В.Александрова.
После распада СССР, и провозглашения независимости России, появилась потребность в создании нового гимна. Музыку оставили прежней, а слова изменил всё тот же С.В.Михалков - так появился современный гимн РФ - прослушать.
"Гимн РФ" - слова С.Михалкова, музыка А.В.Александрова.
Что общего и что различного?
А в каких случаях мы слушаем гимн?
Какие чувства у вас вызывает наш гимн?
Кто знает слова гимна наизусть?
Какие строки в тексте нашего гимна ты считаешь самыми важными? почему?
Заключительный этап урока. Рефлексия.
Сегодня мы познакомились с символами нашего государства, с их историей. Мне было интересно наблюдать над тем как вы работали, спорили, отстаивали свою точку зрения. Радостно, что не были равнодушными. Будущее России зависит от вас и хочется надеяться, что оно окажется в надежных руках.
Однако, независимо от итогов споров, мы должны уважительно относиться к государству, в котором живем, в том числе знать слова и музыку гимна. Мы должны помнить, что это один из его символов и должны достойно вести себя при его исполнении: гимн слушают стоя, молча или подпевая, мужчины при этом снимают головные уборы. Такое поведение считается достойным.
Домашнее задание
§ 12, термины выучить