Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №18»
Консультация для родителей подготовительной группы на тему:
«Государственная символика России»
Воспитатель:
Перевалова К.А.
Донской 2024
Дошкольное детство — важнейший период становления личности человека. Именно в это время формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре, закладываются предпосылки формирования гражданской позиции.
Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников — одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы педагога.
Патриотизм, т.е. любовь к Родине, ответственность и гордость за нее, преданность ей, желание беречь и умножать ее богатства , желание трудиться на ее благо, — начинает формироваться именно в дошкольном детстве. Невозможно сформировать полноценную личность, обладающую чувством собственного достоинства и уверенностью в себе, без уважения к истории и культуре своего Отечества.
Одним из направлений в рамках формирования патриотических чувств является ознакомление дошкольников с государственной символикой.
Во всех ее элементах (герб, флаг, гимн) заложен глубочайший смысл: они отражают историю происхождения государства, его структуру, цели, принципы, национальные традиции, особенности хозяйства и природы.
У дошкольников недостаточно развито образно-символическое мышление, не так обширен кругозор, поэтому в полной мере понять, осмыслить, запомнить некоторые исторические сведения, значение цветов и образов, их взаимное расположение и функции — дело непростое для дошкольников, Подбирая методы и приемы патриотического воспитания нужно учитывать все особенности детей дошкольного возраста: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, обостренность чувств, недостаточное сформированное историческое сознание, непонимание некоторых социальных явлений.
Следует помнить: патриотическое воспитание дошкольников и работа по ознакомлению с государственной символикой как его часть — это не столько передача знаний, сколько формирование на их основе любви к Родине. И эта работа даст большой эффект, если будет опираться на организацию доступной возрасту детей деятельности.
Целесообразно сначала познакомить детей с Государственным флагом России.
Во-первых, с российским флагом дети встречаются наиболее часто: флаги на улицах, его изображение на открытках, плакатах, в телевизионных заставках, на одежде, сувенирах.
Во-вторых, при знакомстве с российским флагом ребенку необходимо уяснить лишь цвет его полос и взаимное расположение.
Затем следует познакомить детей с Государственным гимном России, который имеет две составляющие: текст и музыку.
После этого целесообразно познакомить детей с гербом страны, родного города, района.
У детей старшего дошкольного возраста можно сформировать представления об основных функциях государственной символики страны, о том, для чего стране нужны флаг, герб и гимн. Старшим дошкольникам доступно понимание того, что государственные символы объединяют людей, живущих в государстве, граждан России, служат нашей стране, её гражданам отличительными знаками. Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о назначении государственных символов тесно связано с такой важной задачей, как воспитание любви и уважения к своей Родине, гордости за принадлежность к гражданам России.
Ребят нужно познакомить с символическим значением цветов герба и флага нашей страны, изображение на гербе России. Символика несёт в себе огромный потенциал для нравственного воспитания детей, поскольку в ней заложены наиболее устойчивые нравственные качества народа. Важно не столько узнать и запомнить, что изображено на гербе, какого цвета полосы, на флаге нашей Родины, сколько понять, что они означают добро и красоту, подумать о том, какие мы сами, какими должны быть, являясь гражданами России. Известно, что белый цвет означает мир и чистоту души, синий – верность и правду, красный – отвагу и любовь. Беседуя о флаге нашей страны, детям необходимо объяснить, что они тоже должны соответствовать этим символам, стараться быть дружными, честными и отважными, любить близких и свою Родину.
Флаг России
Государственный флаг Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета. Отношение ширины флага к его длине 2:3.
Поднятый (вывешенный, установленный) флаг указывает на особенно важное событие, официальную церемонию, крупное торжество, происходящее в том месте, где временно установили флаг.
Не допускается:
1) надругательство над Государственным флагом;
2) использование искаженного флага, т.е. флага, изготовленного с нарушением установленного описания – несоблюдение соотношения сторон, порядка расположения полос, ширины полос, помещение на флаге каких-либо изображений и надписей и т.п.;
3) нарушение правил размещения Государственного флага в комплексе с другими флагами.
Герб России
Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и над ними одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.
Изображение Государственного герба помещается на печатях органов, организаций и учреждений, наделенных государственно-властными полномочиями, нотариусов, а также органов, осуществляющих государственную регистрацию актов гражданского состояния.
Изображение Государственного герба помещается на документах общегосударственного образца, выдаваемых органами, осуществляющими государственную регистрацию актов гражданского состояния, а также на документах, оформляемых и (или) выдаваемых нотариусами.
Не допускается:
1) надругательство над Государственным гербом;
2) использование искаженного герба, т.е. герба изготовленного с нарушением установленного описания;
3) нарушение правил размещения Государственного герба в комплексе с другими гербами.
Гимн России
Государственный гимн Российской Федерации представляет собой музыкально-поэтическое произведение. Гимн может исполняться в оркестровом, хоровом, оркестрово-хоровом либо ином вокальном и инструментальном варианте.
При этом могут использоваться средства звуко- и видеозаписи, а также средства теле- и радиотрансляции.
Музыка А. Александрова
Слова С. Михалкова
Россия — священная наша держава,
Россия — любимая наша страна.
Могучая воля, великая слава —
Твоё достоянье на все времена!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая —
Хранимая Богом родная земля!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Широкий простор для мечты и для жизни
Грядущие нам открывают года.
Нам силу даёт наша верность Отчизне.
Так было, так есть и так будет всегда!
Славься, Отечество наше свободное,
Братских народов союз вековой,
Предками данная мудрость народная!
Славься, страна! Мы гордимся тобой!
Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденными музыкальной редакцией и текстом.
При официальном исполнении гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов.
Официальным является исполнение гимна в тех случаях, когда гимн выполняет свою знаковую функцию: обозначает российское государство, государственное присутствие, событие общероссийской важности или государственного значения. Официальными случаями исполнения являются все случаи, описанные в конституционном законе о гимне, а также иные случаи исполнения гимна в церемониальных ситуациях, на официальных и массовых мероприятиях, в значимых общественных и частных случаях.