СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Государственные символы России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они живут.

Воспитывать духовные и патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к флагу, гимну и гербу России.

Формировать гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Просмотр содержимого документа
«Государственные символы России»

Государственные символы.

Цель: познакомить детей с государственными символами России: флагом, гербом, гимном.

Задачи:

Уточнить представление детей о России как о государстве, в котором они живут.

Воспитывать духовные и патриотические чувства, любовь к Родине, уважение к флагу, гимну и гербу России.

Формировать гражданско-патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста.

Интеграция образовательных областей: «социально-коммуникативное развитие», «познавательное развитие», «художественное развитие».

Материалы и оборудование: глобус;  фотографии с изображением флага России, герба России; паспорт РФ;  монеты с гербом России на каждого ребёнка; аудиозапись государственного гимна России, картон, цветной пластилин.

Ход занятия:

В.: Ребята, покажите мне, пожалуйста, свои ладошки. А теперь потрите их друг об друга. Что вы чувствуете? (Тепло)

В.: Да, это тепло - тепло ваших добрых рук, возьмите друг друга за руки и подарите его друзьям.

В.: Утро наступает,

Солнышко встречает.

Друг на друга посмотрели

И на стульчики присели. (Дети проходят на стульчики)

Воспитатель с детьми рассматривает на глобусе, как расположены леса, моря, горы.

В.: На планете этой много разных стран. Но самая большая наша страна. Ребята, а как она называется? (Россия)

Чтение стихотворения «Что мы Родиной зовем?»

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

                     (В. Степанов).

В.: Да, ребята, наша Родина - большая и красивая страна, у нее славная история, которой мы с вами должны гордиться. А как, мы еще можем назвать Россию? ( Отечеством, Родиной- матушкой.)

В.: От южных морей до полярного края
Раскинулись наши леса и поля.
Одна ты на свете! Одна ты такая -
Хранимая Богом родная земля!

Это слова из Государственного гимна Российской Федерации. Но страна – это не просто поля и леса, города и села. Это государство. А каждое государство имеет свои условные знаки – символы, по которым отличается от других.  

                                                       
Символами называют предметы, изображения или слова, которые имеют для нас особое значение. Государственной символикой становятся символы, которые имеют особое значение для граждан какого-то государства.
Обычно, пока жизнь идёт своим чередом, граждане не очень часто вспоминают о государственных символах — не ходят ежедневно по улицам с государственными флагами, не любуются часами своим государственным гербом и, собираясь вместе, поют не государственный гимн, а другие песни.
Но если вдруг появляется какая-то серьёзная, угрожающая всем опасность, например, приходят жестокие враги или, наоборот, случается всеобщая радость, допустим, сборная страны становится чемпионом мира, тут-то как раз и оказывается, что государственная символика и есть то самое, что помогает гражданам почувствовать свою общность, единство, сплотиться в одно целое. Граждане выходят на улицы с государственными флагами, с гордостью смотрят на герб своей страны и даже, стоя плечом к плечу, со слезами на глазах могут спеть государственный гимн.

У нашей страны, как и у всякого уважающего себя государства, есть свои собственные государственные символы. Это Государственный флаг, Государственный герб и Государственный гимн.

Выставляются фотографии: корабль, вертолёт, лыжник, солдаты, Большой Кремлёвский дворец. На каждой фотографии присутствует изображение Российского флага.

В.: Ребята, посмотрите внимательно на фотографии и найдите в них что-то общее.

В.: Правильно, ребята, общее на этих фотографиях изображение российского флага. Флаг – это символ или знак, сделанный из ткани. Его можно нести, им можно махать, он может развеваться на ветру. Тысячи лет назад древние охотники и воины придумали флаги, по которым их могли узнавать и друзья, и враги. А ещё по флагу можно было узнать, к чему нужно готовиться: к битве или дружеской встрече. Первые флаги изготавливались, вероятно, из звериных шкур или птичьих перьев. А флаги из ткани возникли гораздо позже.

Выставляется флаг России.

В: Флаг символизирует нашу Родину. Он развевается над зданием правительства, флаги вывешиваются во время праздников, поднимают во время побед. А сейчас давайте рассмотрим флаг, что вы можете сказать о нем? (ответы детей).

Воспитатель: Да, ребята, это полотнище прямоугольной формы, состоящие из трех горизонтальных полос. Наверху белая, посередине синяя, внизу красная. А еще ребята, нам флаг называется стягом, трехцветным полотнищем. Ребята, а какой флаг? (Трехцветный, нарядный большой, торжественный)

В.: А какие цвета вы видите на флаге? ( Белый, синий, красный.)

В.: А может кто-нибудь знает, что обозначают эти цвета? (ответы детей)

В.: Ребята, а что всегда бывает красным? (ответы детей). А еще бывает красным - огонь. Красный цвет - обозначает отвагу, мужество, храбрость, силу, могущество и жизнь. А еще в древности красным называли всё красивое. Например: весна - красна, красно - солнышко, девица - красная) То есть красный цвет обозначает красоту.

В.: А что бывает синим? (Реки, моря, небо). Синий цвет обозначает верность, правду, свободу.

В.: Ребята, а что бывает белым? (Облака, снег, пена море…). Белый цвет- цвет мира, символ мудрости, миролюбия.

В: А сейчас ребята, я хочу рассказать вам сказку о том, как природа выбрала цвет флага. Вы хотите узнать об этом? Тогда усаживайтесь поудобнее и слушайте:

«Встретились как- то раз снег, вода и солнце.

Снег говорит: «Я дам российскому флагу свой чистый белый цвет».

И на флаге появилась белая полоса.

Вода собрала своих друзей- моря, большие и малые реки, океаны, озера и все вместе они решили дать флагу свой глубокий синий цвет.

Утром встало солнце посмотрело и сказало: «Я хочу подарить флагу самый яркий красный цвет». И третья полоса стала красной.

 Так российский флаг стал трехцветным.

В.: Ребята, а вы знаете, почему полосы на российском флаге расположены так, а не иначе? ( Ответы детей)

В.: Затрудняетесь, хорошо я вам расскажу: Красная полоса - наша прекрасная, красивая земля.

Над землей синее небо- это синяя полоса. А над землей и небом находится все самое чистое и светлое, доброе.

В.: Что мы считаем самым чистым, светлым, добрым? ( Добрые дела, поступки, улыбки, дружба). Поэтому верхняя полоса предназначена для белого цвета.

Проводится игра на внимание «Найди флаг России».

Физминутка: Игра с мячом «Что такое Родина? » (в кругу)

(описание: воспитатель бросает мяч детям по порядку и говорит: «Родина –это… » дети ловят мяч и отвечают одним словом: лес, поле, река, дом, улица, родители, друзья и. т. д.) .

В.: Кроме флага отличительным знаком страны, её символом является герб.

Гербы появились давным-давно. Это был отличительный знак рыцарей. Служил он для того, чтобы можно было отличить друг от друга закованных в железные доспехи воинов. Такой символ появился на рыцарских щитах. Шло время, не стало рыцарей, но остались гербы. Герб является знаком отличия, эмблемой государства. Его изображение помещается на флагах, печатях, монетах, на паспорте гражданина России, на пограничных столбах, на зданиях, где работает правительство.

В.: Посмотрите на герб нашего государства. Что вы видите?

На красном щите изображён двуглавый орёл, поднявший распущенные крылья. Орёл увенчан коронами, а над ними ещё одна большая корона. Короны соединены лентой. В правой лапе орла – скипетр, в левой – держава. Корона означает самостоятельность Российского государства. Скипетр и держава – символы государственной власти и единства. На груди орла красный щит с серебряным всадником. Всадник поражает копьём дракона. Это Георгий Победоносец. Ему с древности поклонялись как воину и защитнику Отечества. Красный щит – это герб какого города? (Города Москвы)

В.: Как вы думаете, почему герб Москвы в центре государственного герба? (Москва – столица нашего государства)

В.: Каждый элемент герба имеет свое значение:

– двуглавый орел – символ единства России;

– короны – союз республик, краев, областей, входящих в состав России;

– жезл и шар означают сильную власть, защиту государства и его единство.

– всадник на щите на груди орла – победа добра над злом, готовность народа защищать свою страну от врагов.

В.: Но почему у орла две головы? Россия – большая страна, головы орла смотрят на запад и на восток, это обозначает, что государство большое, но единое. В России живут люди разных национальностей – русские, татары, тувинцы, якуты и др.

В.: Давайте еще раз повторим, что же означают элементы герба.

Далее воспитатель предлагает детям подойти к столу и рассмотреть монеты.

В.: Что вы увидели на монетах? (Герб)

В.: Герб нужен не только для денег, он необходим для печатей, для важных документов (рассматривают паспорт РФ, свидетельство о рождении).

После рассматривания и беседы дети рассказывают стихотворение «Герб России»:

У России величавой на гербе орёл двуглавый,

Чтоб на запад, на восток он смотреть бы сразу мог.

Сильный, мудрый он и гордый.

Он России дух свободный.

                       (В. Степанов)

Гимн.

Государственный гимн — это торжественная хвалебная песня, посвящённая Родине. Гимн — точно такой же символ государства, как герб или флаг, но в отличие от герба и флага гимн можно не только увидеть, его можно ещё и услышать или спеть самому.

Существует специальный Федеральный конституционный закон «О государственном гимне Российской Федерации». В этом законе объясняется, где и когда исполняется государственный гимн и как надо себя при этом вести. Например, в законе сказано, что во время официального исполнения гимна России нельзя сидеть или лежать. Нужно слушать или петь государственный гимн стоя. Причём мальчики во время исполнения гимна обязательно должны снять головные уборы, а девочки могут остаться в шапочках или платках.

Что такое гимн вообще?

Песня главная в стране!

В гимне российском есть такие слова:

«Россия — любимая наша страна».

Россией гордимся, России верны,

И нету на свете лучше страны!

Гимн слушаем стоя и молча всегда:

Его нам включают в момент торжества!

                                    (Т. Попова)

В.: Ребята, а вы хотите услышать гимн нашего государства? Мы с вами любим и гордимся нашей страной, а значит, должны гордиться ее символами. Давайте, выразим свое уважение к российскому гимну и прослушаем его как положено, стоя.

 Звучит фрагмент «Гимна» в записи, все слушают стоя.

В.: Сегодня мы с вами говорили о символах нашей страны: флаге, гербе, гимне. Символы страны объединяют людей, усиливают чувство любви к своей стране, гордости за неё. Очень важно гордиться своей Родиной, любить её, защищать, быть достойным гражданином страны.

В.: Ребята, давайте ребятам из младшей группы расскажем о нашем российском флаге и подарим изображение флага. А сделаем мы его из пластилина. Изготовим каждому ребёнку в подарок декоративную пластину с изображением российского флага.

Дети выполняют из пластилина изображение российского флага.

Воспитатель по ходу работы напоминает детям о расположении полос на флаге и их цвете. (Работа выполняется на картоне размером 10x15 см, дети последовательно наносят на картон пластилин, тщательно распределяя его пальцами в виде полос российского флага: белым, синим, красным пластилином).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!