СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по предмету начальной школы с использованием интерактивной доски

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по предмету начальной школы с использованием интерактивной доски»

Предмет: Окружающий мир

Класс: 3

Тема: «Государственный бюджет»

Цель: сформировать представления детей о государственном бюджете.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с понятиями: «бюджет», «доход», «расход», «налоги». Обеспечить усвоение взаимосвязи доходной и расходной частей бюджета. Формировать умения переносить знания о бюджете в повседневные ситуации.

Воспитательные: воспитывать бережливость, формировать умение рассчитывать свои ресурсы и экономно их расходовать, поддерживать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и экономики

Развивающие: способствовать формированию психических познавательных процессов: памяти, мышления, речи, воображения; развивать умение связно и грамотно строить свои высказывания, устанавливать причинно-следственные связи, развивать познавательный интерес, формировать культуру чтения и речи.

Планируемые результаты:

●Предметные: знать составляющие государственного  бюджета; основные источники доходов и расходов государства и уметь оперировать этими понятиями; уметь варьировать средствами государственного бюджета, извлечение из памяти сохраненной информации;  формирование умения наблюдать,  анализировать, делать выводы и использовать полученные   знания;  развитие  познавательного интереса.

●Личностные: уметь применять полученные знания в реальной жизненной ситуации; владеть культурой экономических взаимоотношений, навыками и способами планирования государственного бюджета, воспитание   ответственного  и  законопослушного гражданина.

Метапредметные: демонстрировать коммуникативные, организаторские качества личности; умение строить диалог и достигать взаимопонимания с людьми; уметь принимать альтернативные решения, комбинировать известные способы деятельности с новыми; определять проблемы и способы их решения; применять навыки исследовательской деятельности.

Оборудование: учебник окружающий мир 3 класс, раздаточный материал, презентация

Тип урока: урок «открытия» нового знания



















Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

-Здравствуйте, ребята! Сегодня урок окружающего мира у вас проведу я, меня зовут Милана Салаватовна.

Урок мы  с вами начинаем,

И в экономику вникаем.

    Какая тема – назовете сами.

    Мы будем вместе обсуждать,

    Искать ответы на вопросы,

    Мы будем знанья расширять,

     И в жизни нашей применять.

– Я думаю, что радость, доброта и улыбка всегда помогают человеку. Так давайте, и наш урок сегодня начнется с улыбки. Ребята, улыбнитесь друг другу!

Проверяют готовность к уроку.

2.Актуализация знаний

-Ребята, скажите мне, о чем вы говорили на прошлом уроке?

-Прежде чем мы узнаем тему нашего урока, я предлагаю вам разгадать кроссворд.

  1. Как называется прямой обмен одних товаров на другие? (Бартер)

  2. Как называются бумажные деньги? (купюры)

  3. Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги.(деньги)

  4. Часть денег, которые человек может отложить на будущее, сберечь? (сбережения)

  5. Купить или продать товар - это значит обменять его на какое-то количество денег, на какое именно указывает ... (цена)

  6. Деньги за труд – это заработная... (плата)

-Итак, у нас получилось слово «бюджет» (слайд 1)


Ответы учащихся

Разгадывают кроссворд

3.Самоопределение к деятельности

- А о каком бюджете мы будем с вами говорить, вы узнаете, разгадав анаграмму. (слайд2)

Р у о д т г с а в о с

7 4 11 5 9 1 3 6 10 2 8

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока

(слайд3)


-Что это такое государственный бюджет?

-Правильно, какую главную цель мы поставим?


Ответы учащихся




-Государственный бюджет



-Мы этого понятия ещё не знаем


-Узнать, что такое государственный бюджет и как он работает. Научиться объяснить из чего складывается государственный бюджет

4. Беседа

-Давайте для начала вспомним, что такое государство. Какую роль оно играет в жизни общества, в жизни каждого человека?

-Государство-это власть в стране, которая управляет жизнедеятельностью в стране, следит за порядком. Государство играет ключевую роль в жизни общества и каждого человека, который живёт в этом государстве. Ведь государство организовывает жизнь общества, принимает законы и следит за их исполнением, заботится о слаженной работе

всех частей экономики страны

-Давайте прочтем на стр.67, что такое бюджет.

-Бюджет-это план доходов и расходов. Такой план должен быть в каждой стране. Его называют государственным бюджетом.

-Слово «бюджет» родилось в Англии и означало «кожаный мешок" или  «денежная сумка». (слайд4). Так вот представьте себе кошелек, в который складывают деньги, а потом из него вынимают, чтобы потратить на те или иные нужды. Бюджет можно сравнить с таким кошельком. Деньги, которые в него кладут, - это доходы. Деньги, которые тратят, расходы. Проще говоря, доходы, значит доходят до кошелька, а расходы-расходятся в разные стороны, т.е тратятся на нужды.

-Посмотрите на иллюстрацию на стр.66. (слайд5). Это Центральный банк Российской Федерации. Он играет важную роль в исполнении государственного бюджета. Центробанк отвечает за эффективность всей финансовой системы страны.

-В Астрахани есть отделение Центрального Банка России по Астраханской области. Он играет важную роль в бюджете Астраханской области. (слайд6).

-Зачем нужен государственный бюджет?

-Ответ на этот вопрос вы найдете на стр.67 2 абзац. Давайте прочитаем.

-Откуда же государство получает доходы и на что расходует деньги? Давайте с этим разберемся.

Чтение и беседа с учениками

-Ребята, в семье также существует бюджет, и называться он будет уже не государственным, а семейным.

-Как вы думаете, из чего будет складываться семейный бюджет?

-Правильно, семейный бюджет складывается из доходов всех членов семьи.

-А на что расходуется семейный бюджет?

-Верно, на продукты, на образование детей, на покупку одежды для всей семьи, на бытовые вещи и т.д.


-Давайте прочитаем, что такое налоги.

-Почему человек обязан платить налог, а не рекомендуется платить налог.

-Правильно, налоги - это платежи, установленные законом. Вообще слово налог произошло от слова наложить. К слову налог можно подобрать такие синонимы как платеж, сбор, взнос. В древней Руси также существовал государственный бюджет, который пополнялся за счет налогов, но тогда налоги назывались данью. К оплате принимались мед, рыба, зерно- в зависимости от рода занятий поселенцев. (слайд7)

-Теперь у вас на столах лежат карточки. (1 карточка на парте). Прочтите, что на ней написано. (Например: Дима и Алина получили зарплату за январь. Наталья и Андрей выиграли в лотерею 10 тысяч рублей. Артём - директор кондитерской фабрики. Перед Новым годом он получил большую прибыль от продажи конфет и т.д.)

-Обратите внимание на яркую полосу на каждой карточке. Разрежьте карточку ровно по полоске. Сколько частей у вас получилось?

- У вас получилось 2 части.

-Большую часть оставьте себе, а меньшую положите мне в сумку.

-Какую часть вы мне вернули?

-Давайте представим, что я –это государство, а вы, соответственно, граждане РФ. Сумка – государственный бюджет.

-Кто заметил, как называется та часть вашего дохода, которую вы вернули государству?

-Эта часть называется налог. Вы выплатили государству налог.

-Молодцы. Действительно, большую часть доходов государства составляют налоги с граждан и предприятий.

- Платить налог – это обязанность людей, т.е человек не скрывает свой доход, а честно платит государству 13% своего дохода.

-Что произойдет, если люди не будут платить налоги?)



-Верно, а также если человек не будет платить налоги, то его ждет наказание, т.к он нарушает Конституцию РФ.

-Ребята, знаете что такое конституция?

-Конституция-это основной закон РФ, в ней прописаны все законы, а также права и обязанности граждан. (слайд 8). Так выглядит конституция. А это статья 57, которая гласит, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.


-Теперь, давайте ответим на такой вопрос: «А зачем мы платим налоги?»

-Ответ прочтем на стр.67.

-Подумаете, как называют человека, который платит налоги.

-Налогоплательщик. Сложное слово, которое состоит из 2 простых слов-налоги и платить. (слайд10)

-Теперь посмотрим на таблицу на стр.67(слайд11). Прочтите, из чего складываются доходы и на что тратятся расходы.

Работа в группе (слайд12)

-Теперь предлагаю вам разделиться на 5 групп. Каждому я вам дам листочек, на котором будет написаны профессии людей. Задача каждой группе соотнести профессии к нужной категории. Например, в 1 группе нужно определить, какие профессии людей получат зарплату из бюджета на образование, во 2 группе – на здравоохранение, в 3 группе-на содержании армии и полиции, 4-на науку и культуру, 5-на охрану природы. На выполнение этой работы я даю вам 5 минут. Давайте проверять (слайд13)




Ответы учащихся











Читают текст





















Ответы учащихся








-Из доходов всех членов семьи









Предположения учащихся

Читают текст





















-Меньшую часть вернули




-Вернули налоги










- в бюджете не будет денег, государство не сможет выделять средства на образование, медицину, экологию и т.д.
















-Читают текст



-Налогоплательщик



-Читают содержимое таблицы











5.Физминутка

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом,  (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить   (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока  (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)


Выполняют физминутку

Продолжение беседы

-Что же такое доходы государства?

-Каждый регион имеет свой бюджет, который строится на основе федерального бюджета. Также и в Астраханской области есть свой бюджет, такой же, как и федеральный, только расходуется он в масштабе своего региона. К примеру (слайд14).

- Зеленым цветом у нас выделена социальная политика.

-Как вы думаете, что значит социальная? Подберите синоним к этому слову

-Верно, социальная, значит, общественная. Таким образом, социальная политика-это то что связано с обществом, т.е решение проблем, относящихся к жизни людей. Под социальной политикой понимается выплата социальных пособий, повышение качества жизни населения, развитие образования, здравоохранения, жилищно-коммунального хозяйства, создание и развитие объектов социально-культурной сферы. Социальная сфера определяет уровень жизни людей, их потребление. Проще говоря, это то, в чем мы нуждаемся, т.е. образование, культура, физическая культура и спорт, здравоохранение. Как вы заметили, на социальную политику выделяется большая часть расходов. (слайд15).

-Что у нас выделено красным цветом?

Под национальной обороной понимается вооруженная защита государства, т.е защита и безопасность нашей территории (слайд16, 17)

-Что у нас выделено желтым цветом?

-Правильно, национальная безопасность и правоохранительная деятельность. Под этим подразумевается расходы на защиту населения и территории от ЧС, гражданскую оборону. (слайд 18,19)

-Что у нас выделено голубым цветом?

-Верно, национальная экономика. Расходы на национальную экономику - это расходы на транспорт, содержание и ремонт дорожного хозяйства, поддержание бесперебойного движения транспорта по дорогам. (слайд20,21)

-Что у нас выделено фиолетовым цветом?

-Верно, общегосударственные вопросы. Расходы на содержание и функционирование государственного аппарата АО (слайд 22,23)

-Получается, что Центральный банк РФ распределяет деньги по регионам, в том числе и в Астраханскую область, а Астрахань уже решает, как грамотно распределить эти деньги, т.е на что их потратить.

-Давайте прочтем на стр.68 на что выделяются большие деньги.


Доходы государства складываются из налогов






-Общественная
















-Национальная оборона




-Национальная безопасность и правоохранительная деятельность




-Национальная экономика







-Общегосударственные вопросы








-Читают текст

6.Закрепление

-Сейчас мы с вами выполним тест. Отвечайте на вопрос. Внимательно читайте задание.

  1. Бюджет-это….

А) план доходов и расходов

Б) кожаный мешок

В) купюры

2. Платежи, установленные законом

А) доходы

Б) налоги

В) бюджет

3. Как называют человека, который платит налоги

А) студент

Б) рабочий

В) налогоплательщик

4. От чего получает доходы государство?

А) от президента

Б) от банка

В) от сбора налогов

5. Что произойдет в случае нехватки денег в государственном бюджете?

А) государство не сможет выплатить гражданам зарплату, пенсию, стипендию

Б) митинг

В) будут выдавать фальшивые деньги


-Теперь обменяйтесь тестами. Сейчас вы будете проверять друг друга оценивать. Давайте проверим (слайд24).

-Прочтите вывод на стр.68

-Ребята, как вы думаете, что будет, если в государстве не хватит денег на расходы?

-Правильно, люди не получат зарплату, пенсию, стипендию, пособие.

Как вы считаете, что будет наилучшим вариантом:

- доходы больше расходов (богатеть)

- расходы больше доходов (стать банкротом)

- расходы равны доходам (жить по средствам)

(Сразу не говорить то, что в скобках, потом, когда дети выскажут свои предположения, прокомментировать)






























Читают вывод

-Людям не выплатят зарплату, пенсию, стипендию

7.Итог

-Давайте подведем итоги нашего урока

-С какой темой мы познакомились?

-Какую цель мы перед собой ставили?


-Достигли ли мы ее?

-Скажите мне, что такое бюджет?

-Что такое налоги?



-Как называют людей, которые платят налоги?

-На что расходуется деньги из государственного бюджета?

Домашнее задание:



-Государственный бюджет

-Узнать, что такое государственный бюджет и как он работает

-Да

Бюджет-это план доходов и расходов

-Налоги-это платежи, которые граждане обязаны вносить в бюджет государству.

-Налогоплательщики

-На образование, культуру, здравоохранение и т.д.

8.Рефлексия

-на уроке я узнал…

Я понял….

Было трудно…

Было интересно…. (слайд26)




Поднимите руки те, кому понравился урок и вы все решили правильно(показываю на 1 смайлик)

-Если понравился, но были ошибки (показываю на 2 смайлик)

-Если не понравился совсем (показываю на 3 смайлик) (слайд27)
















ГАПОУ АО «Астраханский социально-педагогический колледж»





ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

урока по окружающему миру,

проведенного в 3 «Г» классе МБОУ «НОШ № 19»

студенткой 3 курса группы «А»

Хусаиновой Миланы Салаватовны



Проверили:

_______ Комарова Е.Н., учитель окружающего мира

_______ Ванюшина Е.Е., методист ГАПОУ АО «АСПК»

_______ оценка за урок



Астрахань, 2022


Работа в группах

На образование

Учитель

Врач

Военные

Логопед

Воспитатель

Медсестра

Санитары

Следователь

Работники музеев

Работники заповедников

Егерь

Актеры

Ученые

Полицейские

Социальный педагог

Лесник

На здравоохранение

Учитель

Врач

Военные

Логопед

Воспитатель

Медсестра

Санитары

Следователь

Работники музеев

Работники заповедников

Егерь

Актеры

Ученые

Полицейские

Социальный педагог

Лесник

На содержании армии и полиции

Учитель

Врач

Военные

Логопед

Воспитатель

Медсестра

Санитары

Следователь

Работники музеев

Работники заповедников

Егерь

Актеры

Ученые

Полицейские

Социальный педагог

Лесник

На науку и культуру

Учитель

Врач

Военные

Логопед

Воспитатель

Медсестра

Санитары

Следователь

Работники музеев

Работники заповедников

Егерь

Актеры

Ученые

Полицейские

Социальный педагог

Лесник

На охрану природы

Учитель

Врач

Военные

Логопед

Воспитатель

Медсестра

Санитары

Следователь

Работники музеев

Работники заповедников

Егерь

Актеры

Ученые

Полицейские

Социальный педагог

Лесник