СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Государственные символы России

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по обществознанию в 5 классе "Государственные символы России". Урок соответсвует требованиям Федеральнго государственного образовательного стандарта. В ходе урока рассметривается происхождение и история государственного герба, гимна, флага. Одной из целей урока явлется воспитание патриотризма и любви к совей Родине

Просмотр содержимого документа
«Государственные символы России»

Урок обществознания в 5 классе «Государственные символы России»

Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Постановка проблемы.

Ребята, наш сегодняшний урок мы начнем с игры «Ассоциация». Обратите внимание на первый слайд. Какие страны вы представляете, когда видите эти изображения? Почему?

- На слайде изображены Египет и Франция.

Почему вы так быстро справились с этой игрой?

- Потому что на слайде изображены символы этого государства.

Ребята, а что такое символ?

- Символ – условный знак, обозначение чего-либо.

Скажите, символом какого государства являются следующие изображения? (Слайд №2)

- Россия.

Верно. А теперь посмотрим на слайд №3. Скажите, чем отличаются изображения левой колонки от изображений правой колонки?

- В правой колонке даны изображения государственных (официальных) символов России.

Совершенно правильно. Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами поговорим на сегодняшнем уроке?

- О государственных символах России.

  1. Открытие новых знаний.

Откроем тетради, запишем число (19 марта) и тему сегодняшнего урока: «Государственные символы России».

Какие вы знаете государственные символы России?

- Герб, гимн, флаг.

О государственных символах вы говорили в начальной школе на уроках окружающего мира, на классных часах. Поэтому, я хочу предложить вам заполнить следующую таблицу:

Знаю

Хочу знать

Узнал

Герб, гимн, флаг

Об истории государственных символов, их значении


Итак, мы с вами определили, что мы хотим узнать о государственных символах. А зачем нам необходимо знать о символах нашего государства?

- они нужны как воплощение ее истории;

- они отражают ее настоящее;

- выражают патриотизм ее граждан;

- обозначают ее на международной арене;

- являются зрительным и музыкальным образом.

Отношение к гербу, гимну и флагу – это отношение к самому государству, а оно должно быть уважительным.

А теперь мы более подробно поговорим о каждом символе России.

А) ГЕРБ

Что же такое герб. Это определение мы найдем в учебнике на странице 124. Записываем определение в тетрадь.

Есть такая наука, которая занимается изучением гербов – геральдика.

Для самого творческого ученика в классе у меня есть задание: собрать из разных элементов герб РФ. Пока он собирает, мы с вами поработаем с документом. Называется он «Конституционный закон о Государственном гербе РФ». Мы с вами должны проверить все ли элементы присутствуют в гербе, который собрал ученик, он натура творческая, мог и напутать. (Ученик собирает герб у доски, остальные работают с розданным документом).

Федеральный конституционный закон от 25 декабря 2000 г.

"О Государственном гербе Российской Федерации"

  • Принят Государственной Думой 8 декабря 2000 года

  • Одобрен Советом Федерации 20 декабря 2000 года

Настоящим Федеральным конституционным законом устанавливаются Государственный герб Российской Федерации, его описание и порядок официального использования.

Статья 1

Государственный герб Российской Федерации является официальным государственным символом Российской Федерации.

Государственный герб Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и - над ними - одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла - скипетр, в левой - держава. На груди орла, в красном щите, - серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона.

(Слайд №5) Первый государственный герб России появился в конце XV века. В период правления Ивана III Васильевича появляется главная составная часть герба России - двуглавый орел. Он пришел к нам из Византии.

У орла две головы. Почему? Россия - одна из немногих стран мира, расположенных сразу на двух материках - Европе и Азии. Поэтому одна голова орла обращена на Восток, другая - на Запад при едином теле - едином направлении.

Государственные символы являются отражением истории государства. С течением времени меняются поколения, границы государства, мышление людей, устройство их жизни. И смена правителей, и их личные привязанности, и их личные качества сказываются на государственном гербе. Орел в XV веке более походит на орленка, нежели на орла. Крылья опущены, никаких символов власти - Россия только начинает формироваться как централизованное государство.

В XVI в. в лапах Орла появились меч, крест, изменили форму короны и Орел поднял крылья и как бы взлетел. В лапе Орла появился крест православный. Он означает, что Россия остается верной православию и дает отпор всем попыткам папы Римского распространить католичество. Над орлом появляются три короны, которые символизируют великие царства: Казанское, Астраханское, Сибирское.

Герб в начале XVII века. В лапах орла появляются символы самодержавной власти - скипетр и держава. Грудь орла украшена щитом с иконным изображением Георгия Победоносца - защитника Отечества, борющегося со змием. В этом гербе отразилась постоянная борьба добра и зла.

После свержения монархии в России появляется новый герб.

Этот герб просуществовал до 1993 года, затем был заменён современным гербом РФ.

Где мы с вами можем увидеть изображение герба?

- На паспорте, на печатях, на деньгах, на государственных наградах.

В XVIII веке появились гербы у российских городов. Есть герб у нашего города, нашей области?

(Слайд №6) За основу герба Сызрани взят герб, утвержденный Екатериной II в 1780 году. На гербе нашего города изображен черный бык, стоящий на золотом поле. Бык на поле символизирует развитие сельского хозяйства.

Герб Самарской области изображает дикого козла с золотыми рогами. Козел означает мудрость и силу. Андреевская лента голубого цвета над гербом определяет принадлежность области к Российской Федерации.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Б) ФЛАГ (Слайд №7)

Давайте посмотрим в словаре учебника (стр. 126), что такое флаг? Запишем это определение.

В соответствии с ФЗ от 25.12.2000 года №1-ФКЗ «О государственном флаге РФ»: «Государственных флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней белого, средней – синего, нижней – красного цвета. Отношение ширины к длине 2:3».

Ребята, а что означают цвета российского флага?

- Белый – чистота, святость.

- Синий – величие, ясность.

- Красный – храбрость, удаль.

Откроем учебник на стр. 103. Прочитаем рубрику «Путешествие в прошлое». В ней говорится об истории флага.

Скажите, ребята, когда появился трехцветных флаг?

- При Петре I.

Когда отмечается День российского флага?

- 21 августа.

Какой флаг приравнен к государственному?

- Знамя Победы.



В Российском славном триколоре,

Цвет белый – символ чистоты,

А в ярко-синем, словно море,

Вся верность ценностям святым.



В нем красный – мужество и смелость,

Проливших за Отчизну кровь

И доказавших ратным делом

К родной земле свою любовь.



Слились в нём честность и свобода,

Сердец всех благородный пыл,

Великодушие народа –

Вот то, чем флаг наш есть и был!

В) ГИМН

Еще один официальный символ РФ – гимн.

Определение гимна мы найдем в словаре учебника на стр. 124. Запишем его.

В разные времена наша страна называлась по-разному и гимны были разные. Как в прошлом называлась наша страна?

- Русь, Российская империя, СССР.

Как она называется сейчас?

- Российская Федерация.

В России вплоть до XVII века во время государственных церемоний вместо гимна исполнялись православные церковные песнопения.

С 1816 года первым официальным государственным гимном России стал английский гимн "Боже, храни короля". Его текст был переведен поэтом Василием Жуковским и дополнен несколькими строфами Александра Пушкина. Гимн получил название "Молитва русских". Как все гимнические песнопения, текст "Молитвы " был кратким и легко запоминающимся.

Рождение второго официального гимна, с которым страна прожила почти век, связано с именем композитора Алексея Федоровича Львова. По указанию Николая 1 в 1833 году им была написана музыка российского государственного гимна на слова (уже другие) Василия Жуковского. Впервые "Боже, Царя храни" прозвучал 11 декабря 1833 года в Большом театре. По указу Николая 1 от 31 декабря 1833 года гимн "Боже, Царя храни" был объявлен государственным и оставался единственным и официальным гимном вплоть до 2 марта 1917 года, дня отречения императора Николая П от престола. Несложную хоральную мелодию Львова называли одной из красивейших в мире. Русский гимн был самым кратким в мире - всего шесть строк текста.

После Февральской революции непродолжительное время роль гимна выполняла французская "Марсельеза". После Октябрьской революции и до 1 января 1944 года государственным гимном Советского Союза был "Интернационал".

Новый гимн, написанный Александром Александровым на основе его песни "Гимн Партии большевиков" (текст Сергея Михалкова и Гарольда Эль - Регистана), прозвучал по радио в ночь на 1 января 1944 года. "Интернационал " стал партийным гимном.

12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР и создана комиссия из ведущих деятелей литературы и искусства по созданию гимна.

В 1993 году указом президента РФ была утверждена мелодия государственного гимна России. Им стала "Патриотическая песня" Михаила Глинки. 

Этот гимн вплоть до его замены в 2000 не имел слов.

Предлагаю вам исполнить гимн РФ. (Слайд №8).

В каких случаях звучит гимн?

- При подъеме национального флага, на спортивных мероприятиях, военных праздниках, ритуалах, в начале нового дня.

IV. Закрепление изученного материала.

Игра «Да или нет». (Слайд №9).

V. Рефлексия. (Слайд №10). Итоги урока.

VI. Домашнее задание.

Стр. 106. В классе и дома. Задание 1,2.

Россия - Родина святая,
Люблю тебя я всей душой.
Россия - ты обитель рая,
Горжусь Великою страной.

От Запада до Поднебесной
С сияньем северных ночей
Природа красоты чудесной
Земля родная, нет милей

Народ России мудрый, честный
Веками доблесть доказал
В суровых битвах - Победитель
Дух, волю, силу показал

Многострадальная Отчизна
Грааль духовной чистоты
Великодушна, не капризна
Культуры цвет и доброты

Россия - Родина святая
Люблю тебя я всей душой
Россия - ты обитель рая
Горжусь Великою страной