Государство как кредитор и заемщик Подготовила: Павлова Ю.С. Преподаватель экономических дисциплин
Сущность государственного кредита
Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
Функции государственного кредита
- Распределительная функция – формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.
- Регулирующая функция – государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капитала, на производство и занятость.
- Контрольная функция имеет свои особенности :
- - она очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
- - охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
- - осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами .
Управление государственным кредитом
Управление государственным кредитом включает в себя два направления:
1. Формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.
2. Совокупность действий , связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.
Органы управления государственным кредитом:
- Федеральное Собрание;
- Правительство РФ;
- Министерство финансов;
- Федеральное казначейство;
- Центральный банк РФ.
Российская Федерация как заемщик
Государство выступает в качестве заемщика для:
- покрытия бюджетного дефицита;
- рефинансирования ранее сделанных долговых обязательств;
- обеспечения инструментов регулирования ликвидности кредитных институтов.
Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям.
Общегосударственный долг – это задолженность Правительства РФ и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства .
Обеспечение государственного долга России – все имущество, составляющее государственную казну.
Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:
- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;
- государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;
- договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;
- договоров о предоставлении государственных гарантий РФ;
- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.
Структура государственного долга
Структура государственного долга РФ характеризуется классификацией займов по следующим признакам:
1) по месту размещения:
а) внутренние (внутри страны);
б) внешние (вне страны, кредиторы – правительства зарубежных стран или юридические лица);
2) по праву эмиссии:
а) федеральные займы;
б) займы на уровне субъекта Федерации;
в) местные (муниципальные) займы.
Российская Федерация как кредитор
а) бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе;
б) бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.
- В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:
- бюджетные учреждения;
- государственные и муниципальные унитарные предприятия;
- юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями;
- органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов;
- отдельные категории граждан.