СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Государство как кредитор и заемщик

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Понятие кредита, государственного кредита. Государство как заемщик

Просмотр содержимого документа
«Государство как кредитор и заемщик»

Государство как кредитор и заемщик  Подготовила: Павлова Ю.С.  Преподаватель экономических дисциплин

Государство как кредитор и заемщик Подготовила: Павлова Ю.С. Преподаватель экономических дисциплин

Сущность государственного кредита  Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Сущность государственного кредита

Государственный кредит – совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления, с одной стороны, и физических и юридических лиц – с другой, при которых государство выступает в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

Функции государственного кредита Распределительная функция – формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности. Регулирующая функция – государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капитала, на производство и занятость. Контрольная функция имеет свои особенности : - она очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств; - охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств; - осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами .

Функции государственного кредита

  • Распределительная функция – формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.
  • Регулирующая функция – государство воздействует на состояние денежного обращения, уровень ставок на рынке денег и капитала, на производство и занятость.
  • Контрольная функция имеет свои особенности :
  • - она очень тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
  • - охватывает движение стоимости в обе стороны, поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
  • - осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами .
Управление государственным кредитом Управление государственным кредитом включает в себя два направления:  1. Формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.  2. Совокупность действий , связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий. Органы управления государственным кредитом: - Федеральное Собрание; - Правительство РФ; - Министерство финансов; - Федеральное казначейство; - Центральный банк РФ.

Управление государственным кредитом

Управление государственным кредитом включает в себя два направления:

1. Формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанной с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта.

2. Совокупность действий , связанных с подготовкой к выпуску и размещению долговых обязательств государства, регулированию рынка государственных ценных бумаг, обслуживанию и погашению государственного долга, предоставлению ссуд и гарантий.

Органы управления государственным кредитом:

- Федеральное Собрание;

- Правительство РФ;

- Министерство финансов;

- Федеральное казначейство;

- Центральный банк РФ.

Российская Федерация как заемщик Государство выступает в качестве заемщика для: - покрытия бюджетного дефицита; - рефинансирования ранее сделанных долговых обязательств; - обеспечения инструментов регулирования ликвидности кредитных институтов. Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям. Общегосударственный долг – это задолженность Правительства РФ и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства .

Российская Федерация как заемщик

Государство выступает в качестве заемщика для:

- покрытия бюджетного дефицита;

- рефинансирования ранее сделанных долговых обязательств;

- обеспечения инструментов регулирования ликвидности кредитных институтов.

Государственный долг – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права, включая обязательства по государственным гарантиям.

Общегосударственный долг – это задолженность Правительства РФ и органов управления низовыми звеньями, входящими в состав государства .

Обеспечение государственного долга России – все имущество, составляющее государственную казну. Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:  - кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;  - государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;  - договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;  - договоров о предоставлении государственных гарантий РФ;  - соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Обеспечение государственного долга России – все имущество, составляющее государственную казну.

Долговые обязательства РФ могут существовать в форме:

- кредитных соглашений и договоров, заключенных от имени РФ как заемщика с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

- государственных займов, осуществляемых путем выпуска ценных бумаг от имени РФ;

- договоров и соглашений о получении бюджетных ссуд и бюджетных кредитов от бюджетов других уровней бюджетной системы РФ;

- договоров о предоставлении государственных гарантий РФ;

- соглашений и договоров, в том числе международных, заключенных от имени РФ, о пролонгации и реструктуризации долговых обязательств РФ прошлых лет.

Структура государственного долга Структура государственного долга РФ характеризуется классификацией займов по следующим признакам: 1) по месту размещения: а) внутренние (внутри страны); б) внешние (вне страны, кредиторы – правительства зарубежных стран или юридические лица); 2) по праву эмиссии: а) федеральные займы; б) займы на уровне субъекта Федерации; в) местные (муниципальные) займы.

Структура государственного долга

Структура государственного долга РФ характеризуется классификацией займов по следующим признакам:

1) по месту размещения:

а) внутренние (внутри страны);

б) внешние (вне страны, кредиторы – правительства зарубежных стран или юридические лица);

2) по праву эмиссии:

а) федеральные займы;

б) займы на уровне субъекта Федерации;

в) местные (муниципальные) займы.

Российская Федерация как кредитор Внутренние кредиты:  а) бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе;  б) бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года. В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:  - бюджетные учреждения;  - государственные и муниципальные унитарные предприятия;  - юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями;  - органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов;  - отдельные категории граждан.

Российская Федерация как кредитор

  • Внутренние кредиты:

а) бюджетный кредит – форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основе;

б) бюджетная ссуда – бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

  • В качестве заемщиков средств федерального бюджета могут выступать:

- бюджетные учреждения;

- государственные и муниципальные унитарные предприятия;

- юридические лица, не являющиеся государственными или муниципальными унитарными предприятиями и бюджетными учреждениями;

- органы исполнительной власти нижестоящих бюджетов;

- отдельные категории граждан.