Выполнила учитель музыки и МХК Погосова А.Ю.
Арочный контрфорс
Еще одним достижением готической архитектуры был арочный контрфорс, который выдерживал уже иную нагрузку - созданную весом свода, но направленную наружу. Вместо того, чтобы утолщать кладку стены, контрфорсы располагались на определенном расстоянии и соединялись с ней лишь узкими изогнутыми арками, чего, однако, было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. И, что было очень важно, это позволяло главному нефу - центральной части церкви -возвышаться над боковыми приделами храма, причем верхний ряд окон, освещающих хоры, ничем не заслонялся.
© Элегантный интерьер французского собора в Бове - ярчайший пример готического здания, совершенство форм, изящество и особенно высота которого поражают и сегодня. Изначальный замысел строителей был еще более амбициозным, но своды собора обрушились, и их пришлось отстраивать заново.
Ажурная ка-
менная работа - еще одна характерная черта готического стиля - со временем приобрела вид замысловатых орнаментов; нервюры на сводах также соединялись во все более прихотливом плетении. Готический период дал толчок и расцвету скульптуры: высвободившееся пространство соборов предоставляло неограниченные возможности для развития более реалистичного искусства, и отдельно стоящие фигуры, высеченные в полном объеме, заменили господствовавшие прежде рельефные композиции, фигуры которых как бы проступали из стены.
Готический стиль распространился из Франции в Англию и Германию, где стал доминирующим. Южнее, где значительно отличались и традиции, и климат, он оказал меньшее влияние, хотя Миланский собор и является образцом итальянской готики.
В Англии среди многих шедевров готической архитектуры можно назвать Уэльский, Линкольнский и Солсберийский соборы, Йоркский кафедральный собор, Вестминстерское аббатство и церковь Св. Георга, а также Виндзорский замок. На смет'довольно невзрачной «раннеанг-лийской» фазе (ок. 1180-1280) пришел пе-
риод «украшенного» стиля (ок. 1280-1360). отмеченного появлением многих сугубо национальных черт. Но в целом богатый декор был больше свойствен континентальной Европе, где не было аналогий английскому «перпендикулярному» стилю (ок. 1360-1550) с его подчеркнуто прямыми линиями и упрощенными повторяющимися мотивами. Простота этого стиля делала его приемлемым не только для соборов, но и для приходских церквей, которых по всей стране было выстроено великое множество, пока в XVI веке, с расцветом Ренессанса и началом Реформации, готическая эпоха не подошла к концу как в Англии, так и в остальной Европе.
О Великие готические соборы предоставляли неограниченные возможности для развития новых направлений в скульптуре. Статуи становятся менее столпообразными и замкнутыми. Каждая из человеческих фигур собора в Шартре наделена индивидуальными чертами и характером.
Готическая архитектура
- Готика была первым по-настоящему самобытным архитектурным стилем, родившимся в Северной Европе. Более 300 лет вздымающиеся ввысь, пронизанные светом соборы и церкви являлись олицетворением смирения и гордыни средневековых христиан.
Арочный контрфорс
Еще одним достижением готической архитектуры был арочный контрфорс, который выдерживал уже иную нагрузку, созданную весом свода, но направленную наружу. Вместо того, чтобы утолщать кладку стены, контрфорсы располагались на определенном расстоянии и соединялись с ней лишь узкими изогнутыми арками, чего, однако, было достаточно для эффективного переноса нагрузки со стены на опорные колонны. И, что было очень важно, это позволяло главному нефу - центральной части церкви -возвышаться над боковыми приделами храма, причем верхний ряд окон, освещающих хоры, ничем не заслонялся.
Романский стиль
- Романский стиль, господствовавший в архитектуре раннего средневековья, впечатлял прежде всего приземистой массивностью форм. Толстые стены, объемистые колонны и мощные контрфорсы не оставляли места свету, что делало соборы и церкви мрачными и строгими сооружениями, повергавшими в благоговейный трепет. Затем, в середине XII века, во Франции возник совершенно иной тип церковных сооружений. При том, что их шпили, казалось, касались небес, конструктивно новые церкви были значительно изящнее и легче. Внутри здания воображение поражали высота и обилие света.
С технической точки зрения, готика была просто системой, позволяющей использовать гораздо менее массивные несущие конструкции для обеспечения устойчивости более высоких сооружений.
Шедевры готической архитектуры встречаются по всей Англии, но одним из красивейших является собор в Солсбери, графство Уилтшир, шпиль которого - самый высокий в стране.
Готический стиль распространился из Франции в Англию и Германию, где стал доминирующим. Южнее, где значительно отличались и традиции, и климат, он оказал меньшее влияние, хотя Миланский собор и является образцом итальянской готики.
Великие готические соборы предоставляли неограниченные возможности для развития новых направлений в скульптуре. Статуи становятся менее столпообразными и замкнутыми. Каждая из человеческих фигур собора в Шартре наделена индивидуальными чертами и характером.
Витражное окно Шартрского собора во Франции
В готический период витражи на окнах стали важным видом искусства. Росписи делались яркими красками, и свет, проходя сквозь разноцветное стекло, создавал в величественных соборах магическую
атмосферу.