Подготовка к ЕГЭ
02.10.21
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная чередующаяся гласная корня
1) стремиться, растениеводство, коренной;
2) отвлекающий, загореть, распространить;
3) замереть, перескочить, предположить;
4) подстегнуть, примирение, разжимать;
5) озаряемый, разбираться, прикосновение
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня
1) делянка (в лесу), перегореть, отрасль;
2) содрогнуться (от холода), (в доме появляется) привидение, увядание (растений);
3) окатиться (водой), скачок, краснобай;
4) скрепить (две доски), дороговато, одиночество;
5) богатство, колено, наказание
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня
- иллюстрация, предложение, вырасти;
2) примирить , сострадание, касаться;
3) вакантной (должности), парадоксальный, аккуратный;
4) толстячок, горные, прижимистый;
5) эгоистичный, огромное, фольклорные.
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов
- бе..рассудный, во..главить, бе..донный
- сверх..нтересная, по..ск, меж..нститутский
- пр..влекательность, пр..слушиваясь, пр..подавать
- с..трудник, низк..рослый, в..круг
- без..ядерный,автопод..ѐмник, из..явить
- пред_юбилейный, п_едестал, в_южный,
- пр_имущество, пр_вратиться, пр_думанный
- и_черпать, ра_даривать, во_требовать
- с_митировать, без_нтересный, из_мать
- пр..мьера, пр..тензия, пр..людия
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию из второго столбца
1 Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
А О первом космонавте Земли рассказывает Л.Обухова в статье «Любимце века».
2 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б Ноги спортсмена должны быть слегка согнуты, держась за буксирную верёвку.
- Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
- Ошибка в построении предложения с однородными членами
- Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
В Благодаря имеющихся источников литературоведы пришли к выводу о реальном факте награждения М.Ю.Лермонтова боевой наградой за участие в бою при Валерике.
6 Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Г Один из фактов биографии А.П.Чехова, ставшие недавно известными, - строительство им на свои средства четырёх сельских школ.
7 Неправильное построение предложения с косвенной речью
Д Каждый из тех, кто побывал на международном кинофестивале в Москве, увидели лучшие отечественные и зарубежные кинофильмы года.
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию из второго столбца
1 Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
А Готовясь к походу, многое зависит от организаторов.
2 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б Биолог Малышев провёл интересные наблюдения, результаты которых изложил через несколько лет в своей статье «Топографических способностях насекомых».
3 Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В Благодаря понимания со стороны родителей и друзей мне удалось преодолеть трудности.
- Ошибка в построении предложения с однородными членами
- Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г Андрюшин долго оставался на террасе, любовавшийся ослепительными вспышками молний над садом.
6 Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д После выступления весь состав ансамбля спустились со сцены.
7 Неправильное построение предложения с косвенной речью
Установите соответствие между предложениями и допущенными в них грамматическими ошибками: к каждой позиции первого столбика подберите соответствующую позицию из второго столбца
1 Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом
А Каждый, кто читал повесть А.С.Пушкина «Капитанская дочка», сочувствуют главным героям.
2 Нарушение связи между подлежащим и сказуемым
Б О творчестве великого композитора П.И.Чайковского повествуется в рассказе К.Г.Паустовского «Скрипучих половицах».
3 Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением
В Иллюстрации к рассказам всем очень понравились, присланные на конкурс.
- Ошибка в построении предложения с однородными членами
- Неправильное построение предложения с деепричастным оборотом
Г Погасив свет, комната погрузилась во мрак.
6 Нарушение в построении предложения с причастным оборотом
Д Благодаря состоявшегося разговора с Гайдном решение Бетховена учиться у знаменитого композитора и ехать в Вену укрепилось.
7 Неправильное построение предложения с косвенной речью
- (ты) разгон…шься
- (вы) бре…тесь
- (мы) кол…м
- (он) вид…т
- (ты) стро…шь
- (вы) промокн…те
- (он) колыш…тся
- (вы) исправ…те
- (вы) распил…те
- (ты) сгин…шь
- (вы) стел…те
Подберите к каждому глаголу соответствующий инфинитив
- решает (решить, решать) успокою (успокаивать, успокоить) запомню (запоминать, запомнить) выдерживаем (выдержать, выдерживать) обиделся (обидеться, обижаться) заготовишь (заготавливать, заготовить) бросит (бросать, бросить)
- решает (решить, решать)
- успокою (успокаивать, успокоить)
- запомню (запоминать, запомнить)
- выдерживаем (выдержать, выдерживать)
- обиделся (обидеться, обижаться)
- заготовишь (заготавливать, заготовить)
- бросит (бросать, бросить)
- независ..мый
- незыбл…мый
- волну..мый
- слыш..мый
- уважа..мый
- кле…мый
- муч…мый
!!! Запомните инфинитивы, от которых образованы некоторые причастия:
движ ИМ ый – движ ИТЬ
кле ИМ ый – кле ИТЬ
колебл ЕМ ый – колеб АТЬ
муч ИМ ый – муч ИТЬ
невменя ЕМ ый – вмен ЯТЬ
незыбл ЕМ ый – зыб ИТЬ ся
неотъемл ЕМ ый – отн ЯТЬ
неприемл ЕМ ый – прин ЯТЬ
непроница ЕМ ый – прониц АТЬ
- (они) хлопоч…т
- (они) трепещ…т
- (они) та…т
- (они) завис…т
- (они) стро…т
- (они) дремл…т
- (они) терп…т
!!! Запомните глаголы на -ЯТЬ:
баять
блеять
веять
затеять
кашлять
кланяться
лаять
лелеять
маяться
надеяться
отчаяться
реять
сеять
таять
хаять
чуять
чаять
- движ..щийся
- скач..щий
- бормоч…щий
- хохоч…щий
- жал…щий
- курлыч….щий
- порт…щийся
Гласная в окончаниях глаголов изъявительного наклонения с приставкой ВЫ-
- Если без ВЫ- окончание ударное , то пишем то, что слышим.
- Если без ВЫ- окончание безударное , то определяем гласную по спряжению.
- (он) вытеч…т
- (ты) выгор…шь
- (ты) выскаж…шь
- (вы) выстриж…те
- (вы) вымет…те
- (ты) выйд…шь
- (он) выдерж…т
- (он) вызов…т
- (вы) выгляд…те
- (ты) выбер…шь
- (вы) вытащ…те
- (вы) вызов…те
- Гласная перед -Л- (в глаголах), -В/-ВШИ (в деепричастиях), -ВШ- (в причастиях) такая же, как перед -ТЬ в инфинитиве
- выгляд…вший
- обид…вшись
- ненавид…вший
- разве…вшись
- повер…вший
- секретнич…л
- повес…вший
- соскуч…вшись
- огранич…вший
- умнож…вший
- выключ…вший
- закле…в
- обезум…вший
Гласная перед НН/Н в причастиях
- Обращаем внимание на контекст !
- пристрел…нный (зверь) – пристрел…нное (ружьё) – стрел…ный (воробей) – необстрел…нный (боец)
- замеш…нный (в преступлении) - замеш…нное (тесто)
- выкач…нная (из гаража бочка) - выкач…нная (из скважины нефть) – накач…нный (мышцы) – скач…нный (файл)
- откуш…нный (зубами) – откуш…нное (угощение)
- вал…ная (шерсть) – вял…ная (рыба)
- насто…нный (квас) – удосто…нный (награды)
- обвал…нный (в сухарях) – обвал…нный (берег)
Укажите цифру(-ы), на месте которой (-ых) пишется Н
- На спокойном чернеющим море показалась лу(1)ая дорожка, колеблющаяся и мерцающая; с берега веяли медвя(2)ые запахи свежих цветов и трав; погода стояла теплая и безветре(3)ая, и серебря(4)ый свет луны, разливаясь в неподвижном воздухе, казался таинстве(5)ым и дикови(6)ым.
- Передо мной стояла маленькая девочка в лата(1)ом, рва(2)ом полушубке, который торчал на ней как накрахмале(3)ый, топорщась в разные стороны.
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений
- Или вот сидишь за столом что-нибудь выпил или съел и в животе как заурчит и кто-нибудь на тебя так посмотрит дескать ну как так можно…
- Солнце то выглядывало то скрывалось за пушистыми облаками.
- От восторга тот вроде бы запьянел на миг и рогатая голова пошла кругом.
- Но Ёжик открыл люк спустился в погреб достал и грибков и брусники и орехов - всего что было у них в доме.
- В шкафу и на столе оказались фрукты и разнообразные сладости.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
- Данилу влили в новую бригаду (1) составленную почти сплошь (2) из недавних фронтовиков (3) поставив во главе её (4) опытного бригадира.
- Ребро перекладины было не шире ладони, и из него торчали болты (1) скрепляющие с ней все эти снаряды (2) и (3) пробегая (4) надо было ко всему ещё и не задеть их ногой.
- Андрей (1) оглушённый (2) услышанным (3) стоял посреди комнаты (4) задрав к потолку голову.
Расставьте все знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(- ые).
- Время! Хоть (1) ты (2) хромой богомаз (3) лик намалюй (4) мой (5) в божницу уродца века!
Я одинок, как последний глаз у идущего к слепым человека!
- Прочь (1) клевер (2) мох (3) сокройтесь в те места, где (4) ветер (5) мчит: ведь вас ему не ранить. Прочь (6) ветер (7) прочь, вокруг еще светло. Прочь, прочь, листва ― с ветвей, от взора ― скройся.
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).
Неподалёку находилось поместье (1) владельцы (2) которого (3) мало что заслужили, кроме худой о себе славы по округе (4) где их не любили (5) несмотря на то что (6) никто уже даже не мог сказать (7) из-за чего (8) именно появилась такая ненависть.
Грачику чудилось (9) что и торжественную песнь оргáна (10) под звуки (11) которого (12) совершалось шествие (13) он воспроизвёл бы теперь без ошибки
Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые)
Я смотрел на леса на склонах и думал (1) что (2) если бы (3) я оказался счастливчиком (4) и (5) мне быстро попалась бы попутная машина (6) то я через полчаса мог бы быть там.
Ты должна узнать (7) были ли написаны завещание и письмо (8) и (9) если они ещё не уничтожены (10) постарайся выяснить (11) где их найти.
Всякая насильственная реформа достойна порицания потому (12) что нимало не исправит зла (13) пока люди остаются таковы (14) каковы они есть (15) и (16) потому ещё (17) что мудрость не имеет нужды в насилии
Найдите предложения, в которых тире ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации.
(1) Чегемское ущелье – одна из настоящих жемчужин Кабардино-Балкарии. (2)Оно тянется с северовостока на северо-запад, пронзая Скалистый, Лесистый, Боковой и Пастбищный хребты. (3) В месте, где ущелье проходит сквозь Скалистый хребет, находится теснина – наиболее узкая его часть длиной 5 км. (4) Дно ущелья местами сужается до 15–20 м, зажатое по бокам отвесными стенами, которые возвышаются на 100–200 м и нависают над тропой и несущимся рядом Чегемом. (5) Река промыла здесь известняковый хребет, поэтому стены теснины окрашены в красивые оттенки: от белого и кремового до оранжевого. (6) За Скалистым хребтом сохранились древние башни, а в самом конце ущелья возвышается, пожалуй, самая живописная гора Главного Кавказского хребта – Тихтенген (4611 м), западнее которой находится перевал Твибер (3780 м). (7)Здесь путешествие обычных туристов заканчивается: дорогу перегораживает мощный ледник – передвижение по нему очень опасно.
Найдите предложения, в которых двоеточие ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации
(1) Профессор закрыл окно: уличный шум мешал работать. (2) Всё это: звуки и запахи, тучи и люди – было красиво и грустно. (3) Жизнь обладает одним чудесным свойством: она, как хлеб, не приедается. (4) Вдруг я чувствую: кто-то берёт меня за плечо и толкает. (5) Микеланджело писал о себе: «Не родился еще человек, который, подобно мне, был бы столь склонен любить людей». (6) Момент образования айсберга – грандиозное и страшное зрелище: откол сопровождается грохотом, напоминающим пушечную канонаду, а гладкая морская поверхность в это время приходит в сильное волнение. (7) Мы наткнулись на участок скалы с несомненными следами костра: кружком лежали камни, а между ними уголь и обгоревшие поленья.
Найдите предложения, в которых запятая ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации
(1)Чудско-Псковское озеро, будучи третьим по величине на территории Европы, представляет собой озёрный комплекс. (2)Этот комплекс, расположенный на границе Ленинградской и Псковской областей и Эстонии, состоит из трёх частей. (3)Их иногда называют отдельными озёрами: Псковское, Чудское, Среднее. (4)Общая длина комплекса составляет 150 километров, ширина – 50 километров, общая площадь поверхности – 3550 квадратных километров. (5)Общая глубина озера составляет 6 метров – оно мелководно. (6)География озера обширна: в него впадает более 30 рек, а вытекает только одна – Нарва. (7)Для него характерны болотистые низменные берега; местами можно встретить поросшие соснами холмы и дюны. (8)Самый крупный город, построенный на российском побережье Чудско-Псковского озера, – Гдов. (9)На Чудско-Псковском озере располагаются 29 островов (обитаем только один из них), 22 из которых находятся на территории Чудского озера.
1. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.
1) В тексте есть отглагольные имена существительные, употреблённые в форме единственного числа ( истощение, повизгивание).
2) Основной функционально-смысловой тип речи текста – рассуждение, что помогает автору сделать мысль более ясной и четкой, а позицию — более убедительной. Однако автор, помимо рассуждения, в своих аргументах использует и повествование, приведя в пример поведение Фрама и Сильвы. Это позволяет ему точнее рассказать о верности собак.
3)Воздействие на читателя достигается за счёт создания образности.
4) Использование метафор ( собака – преданность, цепь…поступков ), эпитеты (преданность идущая, в безмолвной пустыне , надрывный плач , сделанное добро ), разговорной лексики ( притащила, картофелину, морковку) способствует эмоциональности, выразительности изложения, помогает передать авторское отношение к описываемым явлениям.
5) Текст относится к научному стилю, так как его основная функция – передача логической информации и доказательство её истинности (при полном отсутствии выражения эмоций).
2. Самостоятельно подберите смысловую (модальную)указательную частицу, которая должна стоять на месте пропуска во втором предложении текста. Запишите эту частицу.
Собака — это преданность, идущая до конца, преданность, не знающая никаких компромиссов, преданность до последнего вздоха. несколько эпизодов, доказывающих это.
Фрам был вожаком упряжки, любимой собакой Георгия Седова, выдающегося русского географа, путешественника, стремившегося достичь Северного полюса. Седов не перенёс тягот похода, заболел и умер. Товарищи похоронили его на острове Рудольфа, в безмолвной полярной пустыне. Фрам остался там добровольно. Не захотел расстаться с могилой хозяина. Его ловили, но он убегал и вновь возвращался на могилу. Уходя, люди ещё долго слышали надрывный, протяжный плач Фрама.
Хозяев сеттера Сильвы фашисты заточили в концлагерь. Ребёнку первому грозила гибель от истощения и холода. Но вот однажды ночью людей разбудило тихое повизгивание. Кто-то тыкался влажным носом, лизал, радостно поскуливал… Сильва! Она была неимоверно тоща, на шее болтался обрывок верёвки. Собака перегрызла веревку и убежала от фашистов. Как она отыскала хозяйский след — тайна. Сильва притащила с собой кость с остатками мяса. Принесла и положила у ног хозяев. Эта кость вернула жизнь ребёнку. Ещё несколько раз приносила Сильва что-нибудь съестное: картофелину, сырую морковку. А потом ушла и больше не вернулась. Видимо, фашистская пуля оборвала цепь её благородных поступков…
Собака очень тонко ощущает добро, сделанное ей, и никогда не ошибается в человеке, оказывая знаки внимания в первую очередь достойному.
Бояться глобального потепления на Земле не стоит. Атмосфера планеты оперативно выводит избыток тепла, сохраняя при этом стабильность. заключение сделала группа исследователей во главе с академиком Кондратьевым, которая провела анализ архива данных о колебании температур в Северной полярной области с 1959 по 2000 годы. По мнению учёных, опасность растопления айсбергов сильно преувеличена. Вопреки расхожему мнению, их таяние не повлечёт за собой подъёма уровня мирового океана. Лёд, который уже находится в воде, растапливаясь, не прибавит к ней никакой массы.
- Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики фрагмента текста.
1) Большинство слов в тексте употреблено в прямом значении ( потепление, атмосфера планеты, избыток тепла, колебания температур) .
2) Основной функционально-смысловой тип речи текста — повествование, так как изображаемые явления даются не в одновременности, а в их хронологической последовательности.
3) В тексте есть отглагольные имена существительные, употреблённые в форме единственного числа ( потепление, заключение, колебание, растопление, таяние).
4) Использование стандартизированных фраз и шаблонов способствует однозначному восприятию текста ( анализ архива данных, группа исследователей, по мнению учёных, вопреки расхожему мнению).
5) Текст относится к официально-деловому стилю, так как порядок слов в предложении отличается строгостью и консерватизмом.
2. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем предложении текста. Запишите это местоимение.