СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к ЕГЭ. Комплексное повторение

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дистанционный урок

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ. Комплексное повторение»

Качинскене М. С.

Урок русского языка в 11 классе № 78

Тема: Готовимся к ЕГЭ. Комплексное повторение

Цель: закрепление знаний, необходимых для выполнения тестовых заданий ЕГЭ.

План урока:

1.  Мотивация учебной деятельности

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, - ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык! Не будь тебя – как не впасть в отчаяние при виде всего, что совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!


Такие прекрасные слова о нашем языке сказал в 1882 году И.С.Тургенев – великий писатель, мастер русского слова. Высоко оценивая русский язык, И.С.Тургенев завещал нам беречь его: “Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык!”



Но что значит беречь язык?



Это значит грамотно писать и правильно говорить. 


2. Орфоэпическая разминка

Выпишите данные ниже слова в тетрадь, расставьте ударение

ЗНАМЕНИЕ, СОСРЕДОТОЧЕНИЕ, ОБЕСПЕЧЕНИЕ, УПРОЧЕНИЕ, ИКОНОПИСЬ, ТАНЦОВЩИЦА, ДОГОВОР, ГАЗОПРОВОД, СТОЛЯР, ИСПОВЕДАНИЕ, ИЗЫСК, ХРИСТИАНИН, КАТАЛОГ, СИНОНИМИЯ, ТУФЛЯ, ЖАЛЮЗИ, МЫТАРСТВО, БАРМЕН, РАЗНОВРЕМЕННОСТЬ.



3. Актуализация знаний лексических норм.

 ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ, ГУМАНИТАРНЫЙ, ГУМАННЫЙ

Как называются такие слова?

Необходимо соотнести данные слова с предложенными лексическими значениями:

  • относящийся к общественным наукам, изучающим человека и его культуру;

  • проникнутый любовью к человеку, уважением к человеческой личности;

  • относящийся к гуманизму как к мировоззрению, свойственный гуманизму.



Составьте с данными словами словосочетания или предложения, учитывая их лексическое значение.



4. Актуализация знаний морфологических норм

1. Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова.

А) любимые профессора

Б) биение сердец

В) более пятьсот экземпляров

Г) быть образованнее

2. Укажите пример, в котором нормы формообразования не нарушены

А) в пятидесяти метрах

Б) много брелков

В) у ярких георгин

Г) быть более решительнее

Исправьте ошибки, допущенные при формообразовании. 




5. Актуализация знаний синтаксических норм



Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены.

Грамматические ошибки  Предложения

А) нарушение в построении предложения 1) Радость и грусть относятся к

с деепричастным оборотом эмоциональной сфере деятельности

человека.

Б) нарушение в построении предложений с 2) Миллиард звезд смотрят на меня

однородными членами с высоты бездонного неба

В) нарушение связи между подлежащим и 3)Поднявшись на горную вершину

сказуемым перед нами открывается прекрасная

панорама.

Г) неправильное употребление падежной 4) Мой друг любит юмористические

формы существительного с предлогом рассказы и смеяться

Д) неправильное построение предложения 5) Согласно принятого решения мы

с косвенной речью приступили к озеленению площади

6) Смотритель сказал, готовы ли

лошади

Исправьте ошибкиЗапишите предложения в соответствии с синтаксическими нормами.


6. Актуализация знаний пунктуации в сложном предложении

Спишите, расставляя знаки препинания. Объясните наличие или отсутствие запятой на стыке двух подчинительных союзов и на стыке сочинительного и подчинительного союзов.


1) Подъем на вершину был настолько труден что когда мы достигли цели уже не было сил радоваться и мы просто улыбнулись друг другу.

2) Идти безоружному рискованно однако если человек взялся за дело то он должен делать его без колебаний и сомнений.

3) Если что-либо тебе не по силам то не решай еще что оно невозможно для человека но если что-нибудь возможно то считай что оно доступно и тебе.



7. Анализ текста

1) Я полон беспредельной любви к миру и к моей матери, которая называется Россия.

2) Там, в родных местах, так же, как и в моем детстве и юности, цветут купавы в болотных затонах и шуршат камыши, сделавшие меня своим шелестом, своими вещими шепотами тем поэтом, которым я стал, которым я был, которым я буду, которым я умру.

3) Там, в родных моих лесах, слышно ауканье, которое я люблю больше, чем блестящую музыку мировых гениев, поют соловьи, над полями возносятся, рассыпая ожерелья солнечных песен, жаворонки.

4) Там везде говорят по-русски, это язык моего отца и моей матери, это язык моего детства, почти всех мгновений моей жизни, которые вошли в мое прошлое как основа моей личности.

(К. Бальмонт)



Задания.

  1. Определите стиль речи.

  2. Определите тип речи.

  3. Определите тему текста.

  4. Найдите средства художественной выразительности.

  5. Определите проблему, которую ставит автор.

  6. Определите главную мысль текста.



8. Пунктуационный разбор

Не должно быть слепых к красоте глухих к слову и настоящей музыке чёрствых к добру беспамятных к прошлому а для этого нужны знания нужна интеллектуальность дающаяся гуманитарными науками. ( По Д.С. Лихачеву)



Дайте определения слов «ИНТЕЛЛИГЕНТНОСТЬ» и «ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТЬ».



Можно ли данные слова назвать паронимами?

Делаем вывод о том, что в первой части предложения говорится именно об интеллигентности.



Можно ли сказать, что в данном предложении автор ставит некие проблемы? Каковы они?

  • Проблема необходимости миру интеллигентных людей.

  • Проблема взаимосвязи интеллигентности и интеллектуальности.



Автор считает, что интеллигентность невозможна без интеллектуальности. В домашней работе поразмышляйте над одной из данных проблем, сформулируйте свою точку зрения, аргументируйте её.



Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, чёрствых к добру, беспамятных к прошлому, а для этого нужны знания, нужна интеллектуальность, дающаяся гуманитарными науками.

( по Д.С. Лихачеву)

Выскажите свою точку зрения по поставленной проблеме, аргументируйте ее.

9. Обратная связь

Рабочую тетрадь с выполненными заданиями фотографируем, высылаем на электронную почту учителя 16 апреля до 14 30 ([email protected])












Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!