СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к ЕГЭ по биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примеры заданий №24,25. Элементы ответов.На что следует обратить внимание.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/ege-po-biologii-24-zadanie/

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ по биологии»

Готовимся к ЕГЭ по биологии



Примеры заданий №24

Задание: Найдите три ошибки в приведенном тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.

Пример 1

(1) Среди автотрофных организмов большое количество растений. (2) Наряду с автотрофным питанием существует гетеротрофное. (3) К гетеротрофным относят паразитические и сорные растения. (4) Сорные растения конкурируют с культурными за свет, воду, углекислый газ и минеральные соли. (5) Часто культурные растения не выдерживают конкуренции. (6) Растения-паразиты поглощают воду и углекислый газ из организмов растений, на которых паразитируют. Они имеют многочисленные приспособления к паразитизму, например, корни-присоски.

Элементы ответа:

(3) Сорные растения относят к автотрофам, так как они фотосинтезируют.

(4) Сорные растения не конкурируют с культурными за углекислый газ.

(6) Растения-паразиты поглощают органические вещества из организма-хозяина.

Примечание: Ошибки в заданиях бывают хорошо замаскированы, как в этом примере. Хитро скрыто словосочетание «углекислый газ». Слово «сорные» некоторые ребята понимают как «паразитические», что приводит к неправильному ответу.

Пример 2

(1)Эукариотические клетки начинают подготовку к делению в профазе. (2) При этой подготовке происходит процесс биосинтеза белка, удваиваются молекулы ДНК, синтезируется АТФ. (3) В первую фазу митоза удваиваются центриоли клеточного центра, митохондрии и пластиды. (4) Митотическое деление состоит из четырех фаз. (5) В метафазе хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости. (6) Затем в анафазе к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы. (7) Биологическое значение митоза заключается в том, что он обеспечивает постоянство числа хромосом во всех клетках организма.



Элементы ответа:

(1) Подготовка к делению начинается в интерфазе.

(3) Удвоение всех названных органоидов происходит в интерфазе.

(6) К полюсам клетки в митозе расходятся сестринские хроматиды, а не гомологичные хромосомы.



Примечание: Ученик может написать «хроматиды-хромосомы». В учебниках встречается фраза: «Хроматиды – они же хромосомы», поэтому такая формулировка не будет считаться ошибкой или станет поводом для апелляции, если за нее снизят балл.







Пример 3

(1) Хромосомы, содержащиеся в одной клетке животного, всегда парные, т.е. одинаковые, или гомологичные. (2) Хромосомы разных пар у организмов одного вида также одинаковы по размерам, форме, местам расположения первичных и вторичных перетяжек. (3) Совокупность хромосом, содержащихся в одном ядре, называют хромосомным набором (кариотипом). (4) В любом животном организме различают соматические и половые клетки. (5) Ядра соматических и половых клеток содержат гаплоидный набор хромосом. (6) Соматические клетки образуются в результате мейотического деления. (7) Половые клетки необходимы для образования зиготы.



Элементы ответа:

2) Хромосомы разных пар отличаются друг от друга по всем перечисленным признакам. (5) Соматические клетки содержат диплоидный набор хромосом.

(6) Соматические клетки образуются в результате митоза.



Примечание: Хромосомы не всегда парные, поэтому ученик может определить первое предложение как ошибочное. Если он правильно исправит остальные три предложения, балл за это снижен не будет.



Пример 4



(1) Земноводные – позвоночные животные, обитающие в воде и на суше. (2) Они хорошо плавают, между пальцами ног бесхвостых земноводных развиты плавательные перепонки. (3) По суше земноводные передвигаются с помощью двух пар пятипалых конечностей. (4) Дышат земноводные при помощи легких и кожи. (5) Взрослые земноводные имеют двухкамерное сердце. (6) Оплодотворение у бесхвостых земноводных внутреннее, из оплодотворенных икринок развиваются головастики. (7) К земноводным относят озерную лягушку, серую жабу, водяного ужа, гребенчатого тритона.



Элементы ответа:

(5) Сердце у головастиков двухкамерное.

(6) У подавляющего большинства бесхвостых земноводных оплодотворение наружное.

(7) Водяного ужа относят к пресмыкающимся.



Примечание: Конечности лягушек правильно называть пятипалыми, однако ученик может написать, что одна пара конечностей у лягушек четырехпалая. Без остальных предусмотренных исправлений этот пункт будет считаться ошибочным.



Примеры заданий №25.

Нужно дать ответ на вопросы.

Пример 1

Что представляют собой образования на корнях бобового растения? Какой тип взаимоотношений организмов устанавливается в этих образованиях? Объясните значение этих взаимоотношений для обоих организмов.


Элементы ответа:

1. Образования на корнях бобовых растений – это клубеньки, содержащие клубеньковые азотобактерии.

2. Тип взаимоотношений симбиоз азотофиксирующих бактерий и растения.

3. Клубеньковые бактерии питаются органическими веществами растений (растения обеспечивают бактерии органическими веществами)

4. Клубеньковые бактерии фиксируют атмосферный азот и обеспечивают.

Примечание: Ученика может ввести в заблуждение текст задания. Говорится о взаимоотношениях между населяющими образования организмами или между растением и организмами? Организмов два или больше? Конечно, составители работ стремятся к максимальной ясности в заданиях, но неточные формулировки все же встречаются, и выпускник должен быть к этому готов.





Пример 2

Чем по строению отличается семя сосны от споры папоротника? Укажите не менее трех различий

Элементы ответа:

1. Семя многоклеточное образование, спора одноклеточное.

2. Семя имеет запас питательных веществ, у споры этого запаса нет.

3. В семени есть зародыш, спора зародыша не имеет.

Примечание: Спора не является зародышем растения. Ученики часто путают понятия «спора» и «зародыш» – на это следует обратить внимание при подготовке.



Пример 3

Перечислите оболочки глазного яблока у человека и какие функции они выполняют.

Элементы ответа:

1. Белочная оболочка (склера) – защита внутренних структур; ее прозрачная часть – роговица – защита и светопреломление (оптическая функция).

2. Сосудистая оболочка – кровоснабжение глаза (пигментный слой – поглощение света); ее часть – радужка – регуляция светового потока.

3. Сетчатка – восприятие света (или цвета) и преобразование в нервные импульсы (рецепторная функция).

Примечание: Это простое задание, в котором ученики допускают много одинаковых ошибок. Ребята не пишут о том, что белочная оболочка переходит в роговицу, не пишут о функциях роговицы связанных со светопреломлением, о переходе сосудистой оболочки в радужку, о том, что радужка обеспечивает пигментацию глаза. Зато ученики часто ошибочно заявляют, что хрусталик и стекловидное тело тоже являются оболочками глаза.



Пример 4

Где расположены симпатические ядра вегетативной нервной системы? В каких случаях она активизируется и как влияет на работу сердца?

Элементы ответа:

1. Тела первых ядер (нейронов) лежат в ЦНС в спинном мозге.

2. Тела вторых нейронов лежат по обеим сторонам вдоль позвоночника.

3. ВНС активизируется в состоянии сильного возбуждения при активной деятельности организма. 4. Усиливает частоту сердечных сокращений.

Примечание: Вопросы, связанные с нервной системой, всегда сложны. Стоит тщательно изучить варианты заданий на эту тему, а также повторить строение вегетативной нервной системы, ее рефлекторных дуг, функции симпатической и парасимпатической нервных систем.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/ege-po-biologii-24-zadanie/


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!