Данная презентация может быть использована как элемент урока по порготовке к ЕГЭ, на элективах, индивидуальных занятиях с учащимися, как повторительный материал.
Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ 2017. Задание 24. Теория и практика.»
Готовимся к ЕГЭ. Задание 24.
Презентацию выполнила: учитель русского языка и литературы мельник Ю.а.
2016 – 2017 учебный год.
Задание 24.
- Чтобы правильно выполнить это задание на ЕГЭ по русскому языку, надо его понять!
- Итак, задание! В нем встречается то, что вы уже повторили раньше, в других заданиях. Это намного облегчает работу. Формулировка задания:
- Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.
- «Ф.А. Вигдорова говорит о сложных явлениях в нашей повседневной
- жизни, неслучайно ведущим приёмом в тексте становится (А)_________
- (предложения 24, 29–30). Акцентировать внимание читателей на важных
- мыслях автору помогает ещё один приём – (Б)_________ (предложения
- 17–18, 28–29). Искреннюю взволнованность автора и неравнодушное
- отношение к проблеме, поставленной в тексте, передают синтаксическое
- средство – (В)_________ («как себя», «как в своей собственной»
- в предложении 22) и троп – (Г)_________ (« головокружительной горы»
- в предложении 28, « коварных воронок» в предложении 29)».
- Вчитайтесь в формулировку задания. Вас просят найти приемы, синтаксическое средство и троп. Это подсказка, которая ограничивает круг поиска.
Список терминов:
1) книжная лексика
В списке терминов есть тропы, есть синтаксические средства и то, что объединено словом «приемы».
2) эпитет
В списке, представленном в задании, есть тропы: эпитет, олицетворение. Значит, ответ Г надо искать только среди них.
3) противопоставление
В списке есть синтаксические средства: вводное слово, сравнительный оборот. Ищите среди них ответ В.
4) разговорная лексика
Есть даже лексические средства: книжная лексика, разговорная лексика, синонимы. (Их исключаем из круга поисков сразу, так как о них не упомянуто в задании.)
5) анафора
Есть художественные приемы (их еще называют стилистическими фигурами): противопоставление, анафора. Распределите среди них ответы А, Б.
Видите, как упростилась работа. Давайте вспомним по группам выразительные средства русского языка.
6) олицетворение
7) вводное слово
8) синонимы
9) сравнительный оборот
Тропы – это слова, словесные выражения, используемые в переносном значении.
- 1. Эпитет – это художественное определение. Чаще всего выражен прилагательным, поэтому ищите в тексте красивые, необычные, образные прилагательные-определения.
- Сквозь волнистые туманы пробирается луна. А волны моря с печальным рёвом о камень бились.
- 2. Олицетворение – наделение неодушевленных предметов признаками и свойствами человека. Отговорила роща золотая березовым веселым языком. Забормотал спросонок гром.
- 3. Сравнение – сопоставление двух предметов и явлений. Сравнение состоит из двух частей: кого (что) сравнивают и с кем (чем) сравнивают. Снежная пыль столбом стоит в воздухе . (Творительный сравнения: пыль как столб .)
- Её любовь к сыну была подобна безумию . ( Сравнение создается с помощью слов подобный, похожий. Любовь как безумие .)
- Под ним Казбек , как грань алмаза , снегами вечными сиял . (Сравнение вводится с помощью слов как , будто, точно, словно, как будто. Казбек как грань алмаза. )
- 4. Метафора – скрытое сравнение, перенос значения с одного предмета на другой. Всегда несет яркую образность.
- В саду горит костер рябины красной . Улыбкой ясною природа сквозь сон встречает утро года = весна . В каждый гвоздик душистой сирени , распевая, вползает пчела.
- Научитесь отличать метафору от сравнения .
- Пример сравнения : Дождь, как горох, рассыпался по крыше. Дождь горохом рассыпался по крыше . (Речь идет о дожде, к этому слову-явлению подбирается сравнение.)
- Пример метафоры : Стеклянный горох дождя рассыпался по крыше . (На первое место вышло переносное значение, художественный образ.)
- Различайте метафору и фразеологизм . Фразеологизм существует в языке как языковая единица, он закреплен в словаре, все люди одинаково воспроизведут фразеологизм. Метафора уникальна, она рождена творческой фантазией автора. Можно сказать, что фразеологизмы – это бывшие метафоры, которые долго жили в языке, стали всем известны, привычны, застыли в своем составе.
- 5. Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо явления: « В сто сорок солнц закат пылал».
- 6. Метонимия – «переименование» предмета речи, замена одного понятия другим по сходству, по близости явлений.
- Все флаги в гости будут к нам (флаги = корабли).
- Ликует буйный Рим (город = жители города).
- И вы, мундиры голубые ( = жандармы, люди в мундирах).
- 7. Литота – чрезмерное преуменьшение свойств изображаемого предмета или явления. Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка!
- 8. Ирония – скрытая насмешка. Мы назовем глупое — умным, мелкое – значительным, безобразное – красивым, вкладывая в эту характеристику противоположный смысл, выражая тем самым свое пренебрежение, насмешку. Ой, какой большой человек идёт! (о ребёнке). Пожалуйте в мой дворец (о маленькой комнате). Едва ли кто польстится на такую красавицу (о некрасивой женщине).
Лексические средства выразительности
- 1 . Антонимы - это слова, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой», «говорить» — «молчать».
- Контекстные антонимы – т.е., слова, противопоставленные в определённом тексте.
- 2 . Синонимы - это слова, близкие или тождественные по значению .Примеры синонимов в русском языке: кавалерия — конница, смелый — храбрый, идти — шагать.
- Контекстные синонимы - это слова, которые являются синонимами только в данном контексте. Например, слова студент и юноша в языке не синонимы . А в тексте вполне могут таковыми быть.
- 3 . Фразеологизмы - это устойчивое по составу и структуре и целостное по значению сочетание двух или более слов. В отличие от словосочетаний или предложений фразеологизм не составляется каждый раз заново, а воспроизводится в готовом виде . Сделать из мухи слона, Совать свой нос…, Тянуть кота за хвост.
- 4 . Разговорные слова - такие слова , которые, придавая речи непринужденный, неофициальный характер, лишены в то же время грубости: вертушка, верхогляд, возомнить, восвояси, вот-вот, вояка, всезнайка, всяческий, глупить, говорун, грязнуля, деликатничать, допотопный, досюда, дурнушка, егоза, егозить, живность, жеманница, загляденье, задирать, заждаться, здоровяк, зевака, завтрашний, знаться, зря, зубрить, зубрежка, изворачиваться, кавардак, каверза, кадровик, каланча (об очень высоком человеке) , канителиться
- 5 . Просторечные слова – слова, свойственные малообразованным носителям языка и явно отклоняющиеся от существующих литературных языковых норм: грызня – ругань, поблажка – притворство, жадничать – скупиться, уйма –множество, газетчик – журналист.
- 6. Неологизмы – слова, недавно появившиеся в языке: андройд, вебинар, инстап и т.д.
- 7 . Термины – слово или словосочетание, являющееся названием некоторого понятия какой-нибудь области науки, техники, искусства и так далее .
- 8 . Канцеляризмы – слова, характерные для стиля деловых бумаг: По какому это вопросу плачем, гражданочка? Имели место отдельно взятые ошибки и недочеты .
- 9. Устаревшие слова – историзмы и архаизмы, слова, вышедшие из употребления. Историзмы - это слова, вышедшие из употребления потому, что исчезли из жизни предметы и явления, которые они обозначали: зипун, алтын, волость, уезд и т.д. Архаизмы - это слова, обозначающие понятия, предметы, явления, существующие в настоящее время; по различным (в первую очередь - экстралингвистическим) причинам архаизмы были вытеснены из активного употребления другими словами. В отличие от историзмов, имеют синонимы в современном русском языке: поелику (союз) – потому что, сей (мест.) – этот, льзя - можно; тать - вор; аки - как; пиит - поэт; отроковица – подросток. 10 . Диалектизмы – слова, употребляемые жителями отдельной местности: стайка – сарай, кочет – петух, прясло – звено изгороди .
Синтаксические средства
- 1. Однородные члены предложения. Ряды однородных членов .
- 2. Лексический повтор .
- Казалось, в природе все уснуло: спала река, спали деревья, спали
- облака.
- 3. Многосоюзие .
- Зато и внук, и правнук, и праправнук растут во мне, пока я сам расту.
- 4. Вопросно-ответная форма изложения.
- Что делать? Ума не приложу. Куда бежать? Не знаю.
- 5. Вводные слова, вводные (вставные) конструкции.
- Враги его, друзья его (что, может быть, одно и то же) его честили так и сяк.
- 6 . Сравнительный оборот. В отличие от сравнения как одного из видов тропов не обладает яркой образностью, не несет в себе переносного значения, используется как уточняющее, проясняющее мысль средство, усиливает эмоциональное воздействие.
- 7 . Восклицательные предложения. Вопросительные предложения. Побудительные предложения:
- Давай не ссориться. Не забывайте меня.
- 8 . Риторический вопрос не требует ответа. Ответ и так ясен и заложен в самом вопросе.
- Сколько еще можно терпеть это пренебрежение и черствость? (Ответ ясен – терпеть надоело.)
- 9. Риторическое обращение – это условное обращение к предметам, признак эмоционального подъема, экспрессии. Часто объединяется в предложении с риторическим вопросом.
- Куда ты скачешь, гордый конь, и где опустишь ты копыта? (Обращение к памятнику Петру I)
- 10. Риторическое восклицание встречается в предложениях с риторическими вопросами и обращениями и помогает передать эмоциональный подъем и патетичность высказывания.
- 11. Цитирование – дословная выдержка из какого-либо текста.
Приемы (стилистические фигуры) .
- 1. Парцелляция — намеренное разделение единого по смыслу высказывания на несколько отдельных предложений. Одно предложение делится интонационно паузами, а на письме – знаками конца предложения.
- Запомни, что услышал сегодня. Надолго. Навсегда .
- 2. Синтаксический параллелизм – «зеркальное», симметричное строение смежных предложений.
- В синем море волны хлещут,
- В синем небе звезды блещут.
- Гляжу на будущность с боязнью,
- Гляжу на прошлое с тоской.
- 3. Градация – последовательность расположения слов по степени нарастания смыслового и эмоционального значения.
- Светились, горели, сияли огромные голубые глаза. Нехорошо, недостойно, глупо и гадко смеяться над человеком.
- 4. Анафора – единоначатие, повторение одинаковых слов в начале строф или близко расположенных фраз.
- Чтобы не попасть в капкан, чтобы в темноте не заблудиться… начерти на карте план.
- 5. Антитеза – резкое противопоставление понятий, мыслей, образов.
- Мне грустно потому, что весело тебе. Я глупая, а ты умён, живой, а я остолбенелая .
- 6. Аллюзия – намек на общеизвестный исторический, литературный, общественный факт, известную цитату, афоризм. Чтобы увидеть аллюзию в тексте, надо обладать известным багажом знаний.
- Мой дядя самых честных правил… Так начинается роман Пушкина. Эта строка – аллюзия, намек на строчку из басни Крылова : Осёл был самых честных правил…
- 7. ОксЮморон – контрастное сочетание слов, противоположных по смыслу.
- Мертвые души. Сладкая горечь воспоминаний. Убогая роскошь .
-
Выполним задание:
- А : (24)Он не страшился смерти на поле битвы, но побоялся сказать слово в пользу справедливости. (29) Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок. (30) Но он боится сказать : «Стекло разбил я».
- Использован прием противопоставления – антитеза .
- Б : (17) Он ходил в разведку, где каждый шаг грозил ему гибелью. (18) Он воевал в воздухе и под водой, он не бегал от опасности, бесстрашно шёл ей навстречу. (28) Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29) Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок.
- Использован прием единоначатия предложений – анафора.
- В: (22)Но когда по навету клеветника сняли с работы его друга, человека, которого он знал, как себя , в невиновности которого он был убеждён, как в своей собственной , он не вступился.
- Использовано синтаксическое средство – сравнительный оборот .
- Г: (28)Он не боится слететь на лыжах с самой головокружительной горы. (29)Он не боится переплыть незнакомую реку, полную коварных воронок.
- Использован троп – эпитет .
Удачи на ЕГЭ!!!