СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к ЕГЭ Морфологические нормы языка Теория

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Теоретические сведения по теме "Морфологические нормы" могут быть распечатаны для каждого ученика.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ЕГЭ Морфологические нормы языка Теория»

РЕЧЕВЫЕ НОРМЫ Задание

I.Нормативное образование ФОРМ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

1.ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ падеж МНОЖЕСТВЕННОГО числа

окончание -А

окончание -И (-Ы)

борт – бортá

вексель – векселя'

вензель – вензеля'

ворох – ворохá

директор – директорá

доктор - докторá

инспектор – инспекторá

катер – катерá

китель – кителя'

кузов – кузовá

купол – куполá

окорок – окорокá

округ – округá

ордер – ордерá

погреб – погребá

профессор – профессорá

сорт - сортá

сторож – сторожá

тенор – тенорá

фельдшер – фельдшерá

флюгер – флюгерá

хутор – хуторá

штабель – штабеля'

штемпель – штемпеля'

шулер – шулерá

якорь - якоря'

бухгалтер – бухгáлтеры 

брелок – брелоки

возраст – вóзрасты

грифель – грúфели

грунт – грỳнты

диспетчер – диспéтчеры

договор – договóры

драйвер – дрáйверы

инженер – инженéры

конструктор – констрỳкторы

лектор – лéкторы

лифт – лúфты

плейер – плéйеры

порт – пóрты

приговор – приговóры

принтер – прúнтеры

прожектор – прожéкторы

редактор – редáкторы

ректор – рéкторы

свитер – свúтеры

сектор – сéкторы

слесарь – слéсари

снайпер – снáйперы

торт – тóрты

тренер – трéнеры

флот – флóты

фронт – фронты'

шофёр – шофёры

штаб – штабы'

штурман – штỳрманы



2. РОДИТЕЛЬНЫЙ падеж МНОЖЕСТВЕННОГО числа

Имена существительные, обозначающие названия парных предметов,

в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание

бахилы – бахил

туфли – туфель сапоги – сапог

ботинки – ботинок чулки – чулок

бутсы - бутс шаровары – шаровар

гетры – гетр шорты – шорт

валенки – валенок шпроты – шпрот

жабры – жабр эполеты – эполет

кастаньеты - кастаньет

манжеты – манжет

панталоны – панталон

погоны – погон

рейтузы – рейтуз

Но! окончание -ОВ

бронхи – бронхОВ

гольфы – гольфОВ

джинсы – джинсОВ

кеды - кедОВ

клипсы – клипсОВ

носки – носкОВ

рельсы – рельсОВ

лампасы - лампасОВ




Имена существительные, обозначающие название национальностей, народностей,

в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют нулевое окончание:

армяне – армян

башкиры – башкир

болгары - болгар

буряты – бурят

грузины – грузин

лезгины - лезгин

осетины – осетин

румыны – румын

татары – татар

турки – турок

туркмены – туркмен

цыгане – цыган


Но! окончание -ОВ

казахи – казахОВ

калмыки – калмыкОВ

киргизы – киргизОВ

монголы – монголОВ

таджики – таджикОВ

тунгусы – тунгусОВ

узбеки – узбекОВ

хорваты – харватОВ

якуты – якутОВ



Имена существительные, обозначающие название овощей и фруктов,

в основном в форме родительного падежа множественного числа имеют окончание -ОВ:

абрикосы – абрикосОВ

ананасы – ананасОВ

апельсины – апельсинОВ

баклажаны – баклажанОВ

бананы – бананОВ

гранаты – гранатОВ

лимоны - лимонОВ

мандарины – мандаринОВ

помидоры – помидорОВ

томаты – томатОВ


Но! окончание нулевое:

дыни – дынь

сливы - слив

яблоки – яблок


Имена существительные, обозначающие единицы измерения:

окончание -ОВ

нулевое окончание

байты – байтОВ

гектары – гектарОВ

граммы – граммОВ

децибелы – децибелОВ

караты – каратОВ

килограммы – килограммОВ

километры – километрОВ


амперы – ампер

аршины – аршин

биты – бит

ватты – ватт

вольты – вольт

радианы – радиан

рентгены – рентген



Имена существительные, обозначающие название группы людей по роду деятельности, чаще всего имеют нулевое окончание:

гренадеры – гренадер

гусары – гусар

драгуны – драгун

кадеты – кадет

партизаны – партизан

солдаты – солдат

уланы - улан


Но! окончание -ОВ

гардемарины - гардемаринОВ

саперы - саперОВ





Имена существительные среднего рода, оканчивающиеся в И.п., ед. ч. на -ЦЕ, с.3

в родительном падеже множественного числа, как правило, окан­чиваются на -ЕЦ:

блюдце – блюдЕЦ

зеркальце – зеркалЕЦ

копытце – копытЕЦ

одеяльце – одеялЕЦ

полотенце – полотенЕЦ

сердце – сердЕЦ

щупальце - щупалЕЦ

Но! окончание -ЕВ

болотце – болотцЕВ

деревце – деревцЕВ

кружевце – кружевцЕВ

оконце – оконцЕВ



Имена существительные

среднего рода, оканчивающиеся в именительном падеже един­ственного числа на ЬЕ - без ударения, чаще всего в Р.п. мн.ч. оканчиваются на ИЙ.

гнездовье - гнездовИЙ

гулянье – гулянИЙ

застолье – застолИЙ

кочевье – кочевИЙ

кушанье – кушанИЙ

надгробье – надгробИЙ

новоселье – новоселИЙ

ожерелье – ожерелИЙ

отродье – отродИЙ

печенье - печенИЙ

побережье – побережиИЙ

поверье – поверИЙ

сиденье - сиденИЙ

снадобье – снадобИЙ

соленье – соленИЙ

увечье - увечИЙ

угодье – угодИЙ

ущелье – ущелИЙ


Но! окончаниеЕВ:

верховье – верховьЕВ

низовье – низовьЕВ

платье – платьЕВ

подмастерье – подмастерьЕВ

устье – устьЕВ




запомните ударные случаи:

копьё – копИЙ

питьё – питЕЙ

ружье - ружЕЙ

 

Имена существительные женского рода на -ЬЯ

без ударения

в Р. падеже мн. числа оканчиваются на -ИЙ:

под ударением

в Р. падеже мн. числа оканчиваются на -ЕЙ:

бегунья – бегунИЙ

гостья – гостИЙ

колдунья – колдунИЙ

оладья – оладИЙ

певунья – певунИЙ

плясунья – плясунИЙ

попрыгунья – попрыгунИЙ

хохотунья – хохотунИЙ

шалунья – шалунИЙ

эскадрилья – эскадрилИЙ

бадья – бадЕЙ

ладья – ладЕЙ

полынья – полынЕЙ

статья – статЕЙ

судья – судЕЙ




Запомните:

окончание -ЕЙ

нулевое окончание

окончание -ЕВ

окончание -ОВ

ведомость – ведомостéй

дядя - дядей

кегля – кеглей

лопасть – лопастéй

мощность – мóщностей

отрасль – óтраслей

пеня – пеней

пригоршня – пригоршней

простыня – простыней

распря – рáспрей

сакля – саклей

скатерть – скáтертей

скорость – скоростéй

тетя - тетей

четверть - четвертéй

свеча – свечей





будни – будней

бредни – бредней

гантели – гантелей

дровни – дровней

козни – козней

ясли – я'слей




басня – басен

баржа – барж

барышня – барышень

башня – башен

бойня – боен

боярышня – боярышень

вафля – вафель

вишня – вишен

двойня – двоен

домна – домен

копна – копён

кочерга – кочерёг

кровля – кровель 

няня – нянь

оглобля – оглобель

пашня – пашен

пелена – пелён  

пéтля – пéтель

погоня – погонь

сотня – сотен

спальня – спален

сплетня – сплетен

таможня – таможен

черешня – черешен

серьга – серёг

сплетня – сплетен

тýфля – тýфель

тихоня – тихонь

яблоня – яблонь


брызги- брызг

зразы – зраз

макароны – макарон

оковы – оков

розги – розог

узы – уз



лохмотья – лохмотьЕВ

коренья – кореньЕВ

хлопья – хлопьЕВ





выборы – выборОВ

георгины – георгинОВ

дебаты – дебатОВ

заморозки – заморозкОВ

кулуары – кулуарОВ

манёвры – манёврОВ

нарды – нардОВ

очистки – очисткОВ

соты – сотОВ

чипсы – чипсОВ



Запомните следующие формы множественного числа:

1) зуб: зубы (у человека, животных) - зубья (у пилы)

корпус: корпусы (часов) – корпуса (здания)

лагерь: лагери (политические группировки) – лагеря (туристические)

муж: мужи (государственные) - мужья (в семьях)

образ: образы (художественные) - образа(иконы)

орден: ордены (рыцарские, монашеские) - ордена (награды)

пропуск: пропуски (недосмотры) - пропуска (документы)

соболь: соболи (животные) – соболя (меха)
тоны (музыкальные звуки) – тона (переливы цвета)

2) дно – донья, курица – куры, человек – люди, ребенок – дети, полено – поленья, судно – суда.



 3.ТВОРИТЕЛЬНЫЙ падеж множественного числа.

дверь – дверьми

дочь – дочерьми

лошадь – лошадьми

кость – костями

плеть – плетями 






с.4

II.Нормативное образование и употребление ФОРМ ИМЕН ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ.

1.Склонение имен числительных, обозначающих целые числа. с.5


а) 40, 90, 100 СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО в винительном падеже имеют такие же окон­чания, что и в

именительном падеже; в остальных падежах - окончание –А

И.п., В.п.

СОРОК, ДЕВЯНОСТО, СТО (домов)

Р.п., Д.п., Т.п., П.п.

СОРОКА, ДЕВЯНОСТА, СТА (домов, домам, о домах)

При склонении сложных числительных

б) 50-80 ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВО­СЕМЬДЕСЯТ

изменяются ОБЕ ЧАСТИ по образцу существительных третьего склонения, хотя сами числительные пишутся в одно слово:


И.п.

ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (домов)

Р.п.

ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домов)

Д.п.

ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домам)


В.п.

ПЯТЬДЕСЯТ, ШЕСТЬДЕСЯТ, СЕМЬДЕСЯТ, ВОСЕМЬДЕСЯТ (домов)

Т.п.

ПЯТЬЮДЕСЯТЬЮ, ШЕСТЬЮДЕСЯТЬЮ, СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ, ВОСЕМЬЮ­ДЕСЯТЬЮ

домами)

П.п.

О ПЯТИДЕСЯТИ, ШЕСТИДЕСЯТИ, СЕМИДЕСЯТИ, ВОСЬМИДЕСЯТИ (домах)


в) 200, 300, 400 ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА

изменяются обе части, вторая – как слово НОТА

И.п.

ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА (домов)

Р.п.

ДВУХСОТ, ТРЕХСОТ, ЧЕТЫРЕХСОТ (домов)

Д.п.

ДВУМСТАМ, ТРЕМСТАМ, ЧЕТЫРЕМСТАМ (домам)

В.п.

ДВЕСТИ, ТРИСТА, ЧЕТЫРЕСТА (домов) .

Т.п.

ДВУМЯСТАМИ, ТРЕМЯСТАМИ, ЧЕТЫРЬМЯСТАМИ (домами)

П.п.

о ДВУХСТАХ, ТРЕХСТАХ, ЧЕТЫРЕХСТАХ (домах)

В случае затруднения вме­сто слова СОТ можно подставить слово НОТА Р.п. - нет двухсот (двух нот), Д.п. – пятистам (пяти нотам) Т.п. тремястами (тремя нотами), П.п. – о четырехстах (о четырех нотах).


г) 500 – 900 ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ

склоняются обе части: первая изменяется как имена существительные третьего склонения, вторая - как слово НОТА

И.п.

ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ (домов)

Р.п.

ПЯТИСОТ, ШЕСТИСОТ, СЕМИСОТ, ВОСЬМИСОТ, ДЕВЯТИСОТ (домов)

Д.п.

ПЯТИСТАМ, ШЕСТИСТАМ, СЕМИСТАМ, ВОСЬМИСТАМ, ДЕВЯТИСТАМ (до­мам)

В.п.

ПЯТЬСОТ, ШЕСТЬСОТ, СЕМЬСОТ, ВОСЕМЬСОТ, ДЕВЯТЬСОТ (домов)

Т.п.

ПЯТЬЮСТАМИ, ШЕСТЬЮСТАМИ, СЕМЬЮСТАМИ, ВОСЕМЬЮСТАМИ, ДЕВЯТЬЮСТАМИ (домами)

П.п.

о ПЯТИСТАХ, ШЕСТИСТАХ, СЕМИСТАХ, ВОСЬМИСТАХ, ДЕВЯТИСТАХ (домах)

В случае затруднения при склонении таких числительных вме­сто слова СОТ можно подставить слово НОТА:

И.п. пять нот - пятьсот; Р.п. - пяти нот - пяти­сот; Д.п. - пяти нотам - пятистам; Т.п. - пятью нотами - пятьюстами; П.п. - о пяти нотах - о пятистах.




д) Склонение составных числительных. Изменяется каждое слово! с.6

И.п.

ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ (книги) '

Р.п.

(нет) ДВУХ ТЫСЯЧ ПЯТИСОТ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕХ (книг)

Д.п.

ДВУМ ТЫСЯЧАМ ПЯТИСТАМ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕМ (книгам)

В.п.

ДВЕ ТЫСЯЧИ ПЯТЬСОТ СЕМЬДЕСЯТ ТРИ (книги)

Т.п.

ДВУМЯ ТЫСЯЧАМИ ПЯТЬЮСТАМИ СЕМЬЮДЕСЯТЬЮ ТРЕМЯ (книгами)

П.п.

О ДВУХ ТЫСЯЧАХ ПЯТИСТАХ СЕМИДЕСЯТИ ТРЕХ (книгах)


2.Склонение имен числительных ПОЛТОРА, ПОЛТОРЫ, ПОЛТОРАСТА

ПОЛТОРА сочетается с сущ. м. и ср. рода (полтора дня, полтора полотенца), ПОЛТОРЫ – с сущ. ж. рода (полторы недели)

При склонении имеются всего ДВЕ ФОРМЫ!

И.п., В.п.

ПОЛТОРА (дня), ПОЛТОРЫ (недели), ПОЛТОРАСТА (рублей)

Р.п.,

Д.п.

Т.п.,

П.п.

ПОЛУТОРА (дней, дням, днями, о днях)

ПОЛУТОРА (недель, неделям, неделями, о неделях)

ПОЛУТОРАСТА (рублей, рублям, рублями, о рублях)

3. Склонение дробных числительных. Изменяются все слова,

числитель изменяется как слово, обозначающее целое число, а знаменатель – как прилагательное во мн.ч.:

две третьи, двух (каких?) третьих, двум (каким?) третьим, двумя (какими?)третьими, о двух (каких?) третьих.


4. Склонение составных ПОРЯДКОВЫХ числительных

отвечают на вопрос КОТОРЫЙ?) При склонении изменяется только последнее слово (как прилагательное):

И.п.

ТРИСТА ЧЕТВЕРТАЯ страница, ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТЫЙ год

Р.п.

(нет) ТРИСТА ЧЕТВЕРТОЙ страницы, ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОГО года

Д.п.

к ТРИСТА ЧЕТВЕРТОЙ странице, к ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОМУ году

В.п.

ТРИСТА ЧЕТВЕРТАЯ страница, ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТЫЙ год

Т.п.

ТРИСТА ЧЕТВЕРТОЙ страницей, ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТЫМ годом

П.п.

О ТРИСТА ЧЕТВЕРТОЙ странице, о ДВЕ ТЫСЯЧИ СЕМНАДЦАТОМ годе


5. Нормативное употребление СОБИРАТЕЛЬНЫХ числительных

а) ДВОЕ. ТРОЕ, ЧЕТВЕРО, ПЯТЕРО и т.д.

Сочетаются ТОЛЬКО С СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫМИ

1.обозначающими лиц мужского пола

двое друзей, трое братьев,


но! две подруги,

три сестры

2. дети, люди

четверо людей, трое детей.


3. обозначающими названия детёнышей животных

четверо котят,

семеро козлят

но! четыре кошки

семь коз

4. имеющими форму только мн.ч.:

семеро суток, двое саней



б) Нормативное употребление числительных ОБА, ОБЕ

ОБА сочетается с сущ. мужского и среднего рода (оба брата, оба крыла)

ОБЕ сочетается с сущ. женского рода (обе сестры)


При склонении постоянно сохраняется


ОБА

ОБО…

Обоих (братьев), к обоим (братьям),

обоими (братьями), об обоих (братьях)

ОБЕ

ОБЕ…

Обеих (сестер), к обеим (сестрам),

обеими (сестрами), об обеих (сестрах)


III. Нормативное употребление сравнительной и превосходной степени с.7

ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ


СТЕПЕНИ СРАВНЕНИЯ

СРАВНИТЕЛЬНАЯ СТЕПЕНЬ

ПРЕВОСХОДНАЯ


простая

составная

простая

составная

К основе исходного имени прилагательного прибавляются суффиксы:

ЕЕ, ЕЙ, Е, ШЕ

Красивый – красивее тяжелый – тяжелей громкий - громче тонкий - тоньше

К основе исходного имени прила­гательного прибавляются суффиксы:

ЕЙШ, АЙШ

Красивый – красивейший, тонкий - тончайший


Состоит из двух слов:

БОЛЕЕ, МЕНЕЕ

+ начальная форма прилагательного


Красивая –

более красивая,

тонкий –

менее тонкий

Состоит из двух слов:

САМЫЙ, НАИБОЛЕЕ,

НАИМЕНИЕ + начальная форма прилагательного

красивая - самая красивая умный – наиболее умный


Нельзя смешивать простую и составную формы степеней сравнения.

НЕЛЬЗЯ!

В чем ошибка?

Как правильно?


Она более умнее, чем он.

к уже образованной простой форме сравнительной степени (умнее) присоединяется частица более, которая используется при образова­нии составных форм. Эта частица дублирует значение «сравнения», пере­даваемое суффиксом ЕЕ. Употребление частицы БОЛЕЕ явля­ется избыточным.


Она более умная, чем он.

Она умнее, чем он.

Это самая высочайшая в городе башня.


к уже образованной простой форме превосходной степени (высочайшая) присоединяется частица САМАЯ, которая используется при образовании составных форм степеней сравнения. Эта частица дублирует значение «сравне­ния», передаваемое суффиксом АЙШ. Употребление частицы САМАЯ с такой формой прила­гательного является избыточным.

Это самая высокая в городе башня.

Это высочайшая в городе башня.


















IV. Нормативное употребление ГЛАГОЛЬНЫХ ФОРМ с.8


1. Не имеют формы 1 лица единственного числа, так как они затруднительны для произношения, то есть из-за их неблагозвучности:

ПОБЕ­ДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ, РАЗУБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЗАТМИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ПЫЛЕСОСИТЬ и др.

Прибегают к описательному способу выражения - образуют словосочетание, в котором глагол стоит в неопределенной форме, а личную форму образует другой, вспомогательный глагол:

ХОЧУ (СМОГУ, НАДЕЮСЬ) УБЕДИТЬ, ПОПЫТАЮСЬ ОЩУТИТЬ, ДОЛЖЕН ПОБЕДИТЬ,

МОГУ ОЧУТИТЬСЯ.



2. Нормативное образование форм повелительного наклонения ряда глаголов:

Начальная форма глагола

Форма повелительного

наклонения (единственное число)

ТЫ

Форма повелительного

наклонения (множественное число)

ВЫ

ЛЕЧЬ

ЛЯГ

ЛЯГТЕ

ЕХАТЬ

ПОЕЗЖАЙ

ПОЕЗЖАЙТЕ

ЕЗДИТЬ

ЕЗДИ

ЕЗДИТЕ


ПОЛОЖИТЬ

ПОЛОЖИ

ПОЛОЖИТЕ

КЛАСТЬ

КЛАДИ

КЛАДИТЕ

БЕЖАТЬ

БЕГИ

БЕГИТЕ

ЛАЗАТЬ

ЛАЗАЙ

ЛАЗАЙТЕ


3. Нормативное образование форм глаголов настоящего, будущего времени:

Начальная форма глагола


ЕЗДИТЬ

я ЕЗЖУ, он ЕЗДИТ

ЛАЗИТЬ

я ЛАЖУ, он ЛАЗИТ

ЖЕЧЬ

(ЗАЖЕЧЬ, ПОДЖЕЧЬ, РАЗЖЕЧЬ)

я ЖГУ, ты ЖЖЕШЬ, он ЖЖЕТ, мы ЖЖЕМ, вы ЖЖЕТЕ, они ЖГУТ,

ПЕЧЬ

(ИСПЕЧЬ, ЗАПЕЧЬ, ПРОПЕЧЬ)

я ПЕКУ, ты ПЕЧЕШЬ, он ПЕЧЕТ, мы ПЕЧЕМ,

вы ПЕЧЕТЕ, они ПЕКУТ

БЕРЕЧЬ (СБЕРЕЧЬ)

я БЕРЕГУ, ты БЕРЕЖЕШЬ, он БЕРЕЖЕТ,

мы БЕРЕЖЕМ, вы БЕРЕЖЕТЕ, они БЕРЕГУТ

СТЕРЕЧЬ

я СТЕРЕГУ, ты СТЕРЕЖЕШЬ, он СТЕРЕЖЕТ,

мы СТЕРЕЖЕМ, вы СТЕРЕЖЕТЕ, они СТЕРЕГУТ



4. Нормативное образование форм прошедшего времени глаголов:

Начальная форма глагола

Форма прошедшего времени этого глагола

ОКРЕПНУТЬ

он ОКРЕП (неправильно ОКРЕПНУЛ)

СОХНУТЬ

он СОХ (неправильно СОХНУЛ)

ПРОМОКНУТЬ

он ПРОМОК (неправильно ПРОМОКНУЛ)


5.Ошибочно используются формы с суффиксом –СЯ, образованные от глаголов играть, стирать, полоскать: Дети *играются в саду (нужно играют); Буду *стираться (нужно стирать) и т.п.

Ср. правильное употребление: Пьеса играется впервые; Эта ткань легко стирается.

V. Нормативное употребление МЕСТОИМЕНИЙ с.9

1. Употребляйте правильные формы местоимений: их (не ихний), у нее (не у ней).

  1. Местоимения себя, свой относятся к лицу, производящему действие, поэтому неправильно использовать их в следующих конструкциях (в их действие выполняется одним лицом, а местоимение относится к другому): Учитель предложил мне прочитать вслух свое сочинение; Я попросил маму отнести тетрадь к себе.

  2. К личным местоимениям 3-го лица (он, она, оно, они) прибавляется начальное Н, если они стоят после непроизводных предлогов (без, в, для, до, за, из, к, с, у и др.) и некоторых предлогов, образованных от наречий и управляющих род.п. (вокруг, впереди, возле, мимо, напротив, около, посреди, после и др.): без него, вокруг них. Ср.: вопреки ему (Д.п.), наподобие его (предлог образован от существительного).

  3. После форм сравнительной степени местоимение употребляется без н: старше ее.






ПОДВЕДЕМ ИТОГИ.

Алгоритм выполнения задания:

1. Определите, к какой части речи относится данное слово.

2. Если это имя числительное, помните о том, что

• у сложных количественных имен числительных склоняются обе части;

• при склонении составных порядковых числительных изменяется только последнее слово;

собирательные числительные двое, трое, четверо и т.д.

Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими лиц женского

пола (двое подруг, трое сестер) !!!

Ни в коем случае НЕЛЬЗЯ употреблять с существительными, обозначающими взрослых особей животных (двое волков, трое медведей) !!!

•собирательные числительные ОБА употребляется с именами существительными мужского и средне­го рода, ОБЕ - женского рода;

3. Если это имя прилагательное, проследите, правильно ли образованы формы степеней:

НЕЛЬЗЯ ни в коем случае смешивать простую и составную формы степеней сравнения

4. Если это глагол, обратите внимание на правильность образования

• форм повелительного наклонения;

• форм прошедшего времени, употребляемых без суффикса -НУ-.

5. Если это имя существительное, убедитесь в правильности образования

• форм именительного падежа множественного числа;

• форм родительного падежа множественного числа.

6. Проверив правильность соблюдения морфологических норм при образовании имен числительных, прилагательных, существительных и глаголов, выберите правильный ответ.