Памятка для педагога: экзамены
Е
диный государственный экзамен (ЕГЭ) радикально отличается от привычной формы проверки знаний.
ЕГЭ – это более стрессовая ситуация, чем обычный экзамен по ряду причин:
- работа в непривычных условиях;
- волнения при тестировании;
- стресс, как при подготовке к экзамену, так и на самом экзамене.
Чтобы грамотно подготовиться к стрессу, связанному с проверкой знаний, надо знать составляющие успеха ученика:
Знание материала.
Умение владеть собой.
Тактика выбора ответа.
В качестве методической помощи полезно познакомить педагогов с дополнительным инструментарием психологических знаний, который они могут достаточно широко использовать в своей практической учебной деятельности.
Особенности отдельных групп выпускников и стратегии поддержки (рекомендации психолога)
Целевая направленность:
В зависимости от сущности имеющихся у детей затруднений, выделяются две группы трудностей: личностные и познавательные:
Некоторые особенности, как личностные, так и познавательные, достаточно очевидны, и их можно выделить в результате наблюдения за выпускниками. Так тревожного или гипертимного ребенка видно, что называется невооруженным глазом;
Подобные трудности часто имеют выпускники, которые пришли в школу недавно.
Инфантильные дети.
Психологическая характеристика. Низкий уровень самоконтроля, волевых процессов. В ходе учебной деятельности не могут сосредоточиться, не обладают сформированной познавательной мотивацией.
Трудности при сдаче ЕГЭ. Детям трудно заставить себя готовиться к экзамену. Им свойственна апелляция к «высшим силам», вместо опоры на собственные возможности. Они испытывают трудности с выделением главного, планированием и организацией своей деятельности. Помимо этого у них отсутствует системность мышления.
Стратегии поддержки. На первых этапах необходимо давать алгоритмы подготовки в виде схем. Оптимальная стратегия подготовки для таких детей – начинать с трудного (пробелов), а потом переходить к знакомому. Важно разбить материал на короткие, легко выполнимые шаги и заканчивать работу на позитиве, не дожидаясь возникновении чувства отвращения. В монотонной деятельности необходимо находить ресурсы (прямая выгода, самопоощрение). Помогает также установление регламента времени.
Тревожные дети.
Психологическая характеристика. Для таких учеников учебный процесс сопряжен с эмоциональным напряжением. Они склонны воспринимать любую ситуацию, связанную с учебой, как опасную, особую тревогу вызывает у них проверка знаний в любом виде.
Как можно распознать тревожного ребенка? Эти дети часто перепроверяют уже сделанное, постоянно исправляют написанное, при чем, это может и не вести к существенному улучшению качества работы. При устном ответе, как правило, пристально наблюдают за реакциями взрослого. Тревожные дети задают множество уточняющих вопросов, часто переспрашивают учителя, проверяя, верно ли его поняли. При выполнении индивидуально задания они обычно просят учителя «посмотреть, правильно ли они сделали». Часто грызут ручки, теребят пальцы или волосы.
Основные трудности. Ситуация экзамена вообще сложна для тревожных детей, потому что по природе своей она оценочная. Наиболее трудной стороной ЕГЭ для тревожного ребенка является отсутствие эмоционального контакта с взрослым.
Стратегии поддержки. На этапе подготовки для тревожных детей особенно важно создание ситуации эмоционального комфорта. Ни в коем случае нельзя нагнетать обстановку, напоминая о серьезности предстоящего экзамена и значимости его результатов. Чрезмерное повышение тревоги у детей этой категории приводит только к дезорганизации деятельности. Задача взрослого – создание ситуации успеха, поощрение, поддержка примерными высказываниями «Я уверен, что ты справишься», «ты так хорошо справился с контрольной работой». Большое значение будет иметь беседа с близким человеком, направленная на обеспечение эмоционально благоприятной обстановки.
Неуверенные дети.
Психологическая характеристика. Особенности таких детей в том, что они не умеют опираться на собственное мнение и склонны прибегать к помощи других людей. Неуверенные дети не могут самостоятельно проверить качество своей работы: они сами себе не доверяют. Они могут хорошо справляться с теми заданиями, где требуется работа по образцу, но испытывают затруднения при необходимости самостоятельного выбора стратегии решения. Они часто обращаются за помощью к одноклассникам, списывают не потому, что не знают ответа, а просто неуверенны в правильности. Такие дети часто не могут приступить к выполнению задания, но достаточно педагогу подсказать им первый шаг, как они начинают работать.
Основные трудности. Неуверенные дети испытывают затруднения во время любого экзамена, поскольку им трудно опираться только на собственные ресурсы и принимать самостоятельные решения.
Стратегия поддержки. Очень важно, чтобы такой ребенок получил положительный опыт принятия другими людьми личного выбора. При работе с детьми необходимо воздерживаться от советов и рекомендаций (например: «Сначала реши простые задания, а потом переходи к сложным»). Лучше предложить выбрать самому и терпеливо дождаться, когда он примет решение («Как ты думаешь, с чего лучше начать с простых или сложных?»). Неуверенного ребенка необходимо поддерживать простыми фразами, способствующими созданию успеха: «Я уверен, что у тебя все получится», «Ты обязательно справишься». Нельзя говорить фразы типа «Подумай еще», «Поразмысли хорошенько» - они только усиливают их тревогу и никак не продвигают выполнение задания. Очень важно развивать у неуверенного ребенка самостоятельной оценки работы. Не стоит предлагать готовое решение, напротив, лучше сначала поинтересоваться его мнением.
«Перфекционисты и «отличники».
Психологическая характеристика. Такие дети обычно отличаются высокой или очень высокой успеваемостью, ответственностью, организованностью, исполнительностью. Если они выполняют задание, то стремятся сделать его лучше всех или быстрее остальных использовать дополнительный материал. «Перфекционисты» очень чувствительны к похвале и вообще к любой оценке своей деятельности. Все, что они делают, должно быть замечено и получить соответствующую (естественно, высокую?) оценку. Для того, чтобы чувствовать себя хорошими, им нужно не просто успевать, а быть лучшими, не просто хорошо справляться, а делать это блестяще.
Основные трудности. ЕГЭ для данной категории детей - это тот самый случай, когда верной оказывается пословица «Лучшее – враг хорошего». Им недостаточно выполнить минимально необходимый объем заданий, им нужно сделать все, при этом безошибочно. Еще один возможный камень преткновения для них – это необходимость пропустить задание, если они не могут с ним справиться. Им также трудно контролировать свое эмоциональное состояние.
Стратегия поддержки. На этапе подготовки очень важно помочь таким детям скорректировать их ожидания и помочь осознать разницу между «достаточным» и « превосходным». На предэкзаменационном этапе «перфекционистам» можно предложить тренировочные упражнения и не нужно будет делать все подряд. Необходимо проинформировать таких детей о необходимом минимуме набранных баллов, помочь им расставить приоритеты и скорректировать ожидания. Необходимо также научить их планировать работу по времени. Взрослому лучше воздерживаться от оценки и сравнения такого ребенка с другими.
Правополушарные дети.
Психологическая характеристика. У данной категории детей доминирует правое полушарие, у них богатое воображение, хорошо развито образное мышление. Они прекрасно воспринимают метафоры, образы, сравнения, теряясь при необходимости мыслить логическими категориями.
Основные трудности, возникающие при сдаче ЕГЭ: недостаток четкости в логическом осмыслении, структурировании, трудно отвлечься от эмоционально – образной составляющей учебного материала и сосредоточиться на фактах и теоретических построениях. Они хорошо справляются с гуманитарными предметами. Само тестирование сложно для таких детей, потому что оно предполагает владение логическими конструкциями.
Стратегия поддержки. На этапе подготовки необходимо помочь выработать индивидуальную стратегию деятельности. Чтобы учебный материал лучше усваивался, правополушарным детям важно задействовать воображение и образное мышление; использовать сравнения, образы, метафоры. Имеет смысл пробовать свои силы не столько в простейших тестовых заданиях (типа А), сколько там, где требуется развернутый ответ. Возможно, им стоит начинать именно с заданий В и С, а уже потом переходить к тестам множественного выбора.
Дети, испытывающие недостаток произвольности и самоорганизации.
Психологическая характеристика. Обычно этих детей характеризуют, как «невнимательных» и «рассеянных». Это чаще дети с низким уровнем произвольности. У них сформированы все психические функции, необходимые для того, чтобы быть внимательными, но общий уровень организации деятельности очень низкий. У таких детей часто неустойчивая работоспособность, им присущи колебания темпа деятельности, часто отвлекаются.
Основные трудности. При достаточном объеме знаний, могут нерационально использовать время.
Стратегии поддержки. Психические функции формируются через наличие внешних опор. Поэтому на этапе подготовки к экзаменам важно научить ребенка использовать для саморегуляции деятельности различные материальные средства (составление списка необходимых дел). Бесполезно призывать таких детей «быть внимательнее», поскольку им это недоступно.
Им требуется помощь в самоорганизации, здесь полезно использовать вопросы: «Ты сейчас что делаешь?». Очень важно, чтобы взрослые не брали на себя целиком функцию организации деятельности. Задача взрослого – стимулировать развитие самоконтроля ребенка. Например, лучше не давать инструкций «Теперь пиши это», а задавать вопросы, которые потребуют от ребенка навыков самоорганизации: «Что нужно сделать теперь?».
Астеничные дети.
Психологическая характеристика. Основная характеристика данной категории детей – высокая утомляемость, истощаемость. Они быстро устают, у них снижается темп деятельности и резко увеличивается количество ошибок. Как правило, утомляемость связана с особенностями высшей нервной деятельности и имеет не столько чисто психологическую, сколько неврологическую природу.
Основные трудности. При подготовке к ЕГЭ эти дети требуют длительного периода подготовки, у них очень высока вероятность снижения качества работы, возникновения усталости.
Стратегии поддержки. Важно при работе с такими детьми не предъявлять заведомо невыполнимых требований, которым ребенок не может соответствовать: «Некоторые выпускники занимаются с утра до вечера, а ты уже и после двух часов устал». Ребенок не притворяется, просто таковы его индивидуальные особенности. Для этой категории детей большое значение имеет оптимальный режим подготовки: чтобы ребенок не переутомлялся, перерывы в занятиях, прогулки, сон. Ни в коем случае нельзя упрекать ребенка в лени или несобранности, когда налицо высокая утомляемость.
Гипертимные дети.
Психологическая характеристика. Это обычно быстрые, энергичны, активные дети. У них высокий темп деятельности, они импульсивны и порой несдержанны. Они быстро выполняют задания, но зачастую делают это небрежно, не проверяют себя и не видят собственных ошибок. Такие дети склонны пренебрегать точностью, аккуратностью во имя скорости и результативности, испытывают затруднения в ходе работы, требующей высокой тщательности, собранности и аккуратности, зато прекрасно справляются с заданиями, требующими высокой мобильности и переключаемости. Особенностью этой категории детей является также невысокая значимость учебных достижений, сниженная учебная мотивация.
Основные трудности при экзамене. Выполнение данной процедуры требует высокой собранности и концентрации внимания, что снижено у данной категории детей. С другой стороны особенности их переключаемости, помогают справиться с экзаменационными заданиями.
Стратегии поддержки. В период подготовки очень важно не пытаться изменить для этих детей темп деятельности, особенно с помощью инструкций, типа «Не торопись». Ребенок будет работать, как ему комфортно. Основной принцип, которым взрослый должен руководствоваться в отношении таких детей «Сделал – проверь!». Кроме того необходимо создать у таких детей ощущение важности ситуации экзамена, какое огромное значение имеют результаты ЕГЭ.
Во время проведения пробного экзамена нужно мягко и ненавязчиво напоминать о необходимости самоконтроля: «Ты проверяешь, что ты делаешь?». Кроме того, лучше посадить в классе так, чтобы возможность с кем – то общаться была для них минимальна. Для таких детей необходима четкая организующая среда.
Рекомендации психолога Страница 6