СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 05.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к итоговой аттестации. Средства художественной выразительности.9 - 11 класс.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предложенные Вам практические  задания  подготовлены  для  контроля  знаний  учащихся  9 - 11 классов  по  теме "Средства  художественной  выразительности",   также могут  быть использованы  при подготовке к  итоговой аттестации.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к итоговой аттестации. Средства художественной выразительности.9 - 11 класс.»

Практическое задание 1


1. Дайте толкование:

Метафора – это…

2. Назовите термин:

… - это изменение обычного порядка слов с целью выделить какое-то слово, придать фразе особую выразительность.

3. Укажите средства художественной изобразительности:


1. Я видывал, как она косит:

Что взмах, то готова копна! (Н.А.Некрасов)

2. Изначальней всего остального – любовь,

В песне юности первое слово – любовь,

О, несведущий в мире любви горемыка,

Знай, что всей нашей жизни основа – любовь!

(О.Хайям)

3. Как ночи Украйны

В сиянии звезд незакатных,

Исполнены тайны

Слова ее уст ароматных. (М.Лермонтов)

4. В темной роще на поляне

Плачет смехом бубенец. (С.Есенин)



Практическое задание 2


1. Дайте толкование:

Синтаксический параллелизм – это…

2. Назовите термин:

… - это перенос значения по количеству: часть вместо целого, целое вместо части.

3. Укажите средства художественной изобразительности:


1. Ты и убогая,

Ты и обильная,

Ты и могучая,

Ты и бессильная,

Матушка Русь! (Н.Некрасов)

2. И воск слезами с ночника

На платье капал. (Б.Пастернак)

3. Рассвет рукой прохлады росной

Сшибает яблоки зари. (С.Есенин)

4. И вы подобно так падете,

Как с древ увядший лист падет!

И вы подобно так умрете,

Как ваш последний раб умрет!

(Г.Державин)


Практическое задание 3


1. Дайте толкование:

Аллитерация – это…

2. Назовите термин:

… - это перенос значения по смежности.

3. Укажите средства художественной изобразительности:


1.Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц. Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть.

(П.Антокольский)

2. Я обручился с тишиной,

Всегда безмолвием поющей. (К.Бальмонт)

3. Анчар, как грозный часовой,

Стоит один во всей вселенной. (А.Пушкин)

4. Меня тревожит встреч напрасность,

Что и ни сердцу, ни уму,

И та не праздничность, а праздность,

В моем гостящая дому. (Е.Евтушенко)




Практическое задание 4


1. Дайте толкование:

Синекдоха – это…

2. Назовите термин:

… - это повторение одинаковых слов или словосочетаний в начале предложения, строки, строфы или абзаца.

3. Укажите средства художественной изобразительности:


1. Выхожу один я на дорогу,

Сквозь туман кремнистый путь блестит,

Ночь тиха, пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит. (М.Лермонтов)


2. Плачет и смеется песня лиховая…

(С.Есенин)

3. Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все – равно, и все – едино.

Но если на дороге куст

Встает, особенно – рябина… (М.Цветаева)

4. Из ненавидящей любви,

Из преступлений, исступлений –

Возникнет праведная Русь. (М.Волошин)


Практическое задание 5


1. Дайте толкование:

Градация – это…

2. Назовите термин:

… - это сочетание противоположных по смыслу слов (остроумно глупое).

3. Укажите средства художественной изобразительности:


1. И грустный запах молодого сена,

И отголосок поздней бабьей песни,

И просто небо, голубое небо –

Мне всякий раз тебя напоминает. (А.Твардовский)

2. Земля, земля! Весенний сладкий зов!

Ужель есть счастье даже и в утрате?

(И.Бунин)

3. Прощай, забудь и не обессудь,

А письма сожги, как мост.

Да будет мужественным твой путь,

Да будет он прям и прост!


Да будет во мгле для тебя гореть

Звездная мишура,

Да будет надежда ладони греть

У твоего костра.

(И.Бродский)


Практическое задание 6


1. Дайте толкование:

Ассонанс – это…

2. Назовите термин:

… - это повторение одинаковых слов или словосочетаний в конце предложения, строки, строфы или абзаца.

3. Укажите средства художественной изобразительности:


1.Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

(С.Есенин)

2. Стеклянный, редкий и ядреный,

С веселым шорохом спеша,

Промчался дождь, и лес зеленый

Затих, прохладою дыша. (И.Бунин)

3. Плачет метель, как цыганская скрипка.

Милая девушка, злая улыбка.

Я ль не робею от синего взгляда?

Много мне нужно и много не надо.

(С.Есенин)

4. Трещит натопленная печь.



Практическое задание 7


1. Дайте толкование:

Парцелляция – это…

2. Назовите термин:

… - это неоправданное прибавление слов, языковая избыточность.

3. Укажите средства художественной изобразительности:


1. Что-то воздуху мне мало –

ветер пью, туман глотаю, -

Чую с гибельным восторгом:

пропадаю, пропадаю!

(В.Высоцкий)

2. Театр уж полон: ложи блещут,

Партер и кресла, все кипит. (А.Пушкин)

3. Посадили деревья в саду.

Тихо, тихо, чтоб их ободрить,

Шепчет осенний дождь (Басе)

4. Война – жесточе нету слова,

Война – печальней нету слова,

Война – святее нету слова.



Практическое задание 8


1. Дайте толкование:

Литота – это…

2. Назовите термин:

… - это детализация значения; замена слова или словосочетания описательным оборотом речи.

3. Укажите средства художественной изобразительности:


1. Голос безгласия;

Чтоб он молчаньем

Славу пел мою. (К.Бальмонт)

2. Собирались на работу ночью. Читали донесения, справки, дела. Торопливо подписывали приговоры. Зевали. Пили вино.

(М.Волошин)

3. Свет луны, таинственный и длинный,

Плачут вербы, шепчут тополя. (С.Есенин)

4. Дрожат на люстрах огоньки…

Как хорошо за книгой дома!

Под Грига, Шумана, Кюи

Я узнавала судьбы Тома.

(М.Цветаева)


Практическое задание 9


1. Дайте толкование:

Метафора – это…

2. Назовите термин:

… - это пропуск во фразе какого-нибудь слова, легко подразумевающегося.

3. Укажите средства художественной изобразительности:


1. Целый день спят ночные цветы,

Но лишь солнце за рощу зайдет,

Раскрываются тихо цветы,

И я слышу, как сердце цветет. (А.Фет)

2. День был горяч, душен, как воздух над раскаленной плитой. (А.Грин)

3. На улице, шагах в пяти,

Стоит, стыдясь, зима у входа

И не решается войти. (Б.Пастернак)


4. В сто сорок солнц закат пылал.

(В.Маяковский)





Практическое задание 10


1. Дайте толкование:

Перифраз – это…

2. Назовите термин:

… - это перенесение черт живого существа на неодушевленные предметы и явления.

3. Укажите средства художественной изобразительности:


1.С каким тяжелым умиленьем

Я наслаждаюсь дуновеньем

В лицо мне веющей весны.

(А.Пушкин)

2.Так храм оставленный – все храм,

Кумир поверженный – все Бог!

(М.Лермонтов)

3.А на левом с ходу, с ходу

Подоспевшие штыки

Их толкали в воду, в воду.

А вода себе теки… (А.Твардовский)

4. Благодарю за наслажденья, за грусть,

за милые мученья.




Практическое задание 11


1. Дайте толкование:

Эллипсис – это…

2. Назовите термин:

… - это иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.

3. Укажите средства художественной изобразительности:


1. Девушка пела в церковном хоре

О всех уставших в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех забывших радость свою. (А.Блок)

2. Судьбина их соединила,

А разлучит – одна могила.


3. Заунывный рев мотора.

Сумасшедший звон жары.

Задыхаясь – в гору, в гору,

И – зажмурившись – с горы!

4. Покатились глаза собачьи

Золотыми звездами в снег. (С.Есенин)



Практическое задание 12


1. Дайте толкование:

Пароним – это…

2. Назовите термин:

… - это сходство структуры предложений, частей, образов.

3. Укажите средства художественной изобразительности:


1. Когда умирают кони – дышат,

Когда умирают травы – сохнут,

Когда умирают солнца – они гаснут,

Когда умирают люди – поют песни.

(В.Хлебников)


2. Швед, русский - колет, рубит, режет…

(А.Пушкин)

3. Он ненавистное – любовью

Искал порою окружить,

Как будто труп хотел налить

Живой, играющею кровью.

4. Он так хотел, он так велел

Словами мертвыми и злыми.

Мой рот тревожно заалел,

И щеки стали снеговыми.

(А.Ахматова)



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!