Практическое задание 1
1. Дайте толкование:
Метафора – это…
2. Назовите термин:
… - это изменение обычного порядка слов с целью выделить какое-то слово, придать фразе особую выразительность.
3. Укажите средства художественной изобразительности:
1. Я видывал, как она косит: Что взмах, то готова копна! (Н.А.Некрасов) 2. Изначальней всего остального – любовь, В песне юности первое слово – любовь, О, несведущий в мире любви горемыка, Знай, что всей нашей жизни основа – любовь! (О.Хайям) | 3. Как ночи Украйны В сиянии звезд незакатных, Исполнены тайны Слова ее уст ароматных. (М.Лермонтов) 4. В темной роще на поляне Плачет смехом бубенец. (С.Есенин) |
Практическое задание 2
1. Дайте толкование:
Синтаксический параллелизм – это…
2. Назовите термин:
… - это перенос значения по количеству: часть вместо целого, целое вместо части.
3. Укажите средства художественной изобразительности:
1. Ты и убогая, Ты и обильная, Ты и могучая, Ты и бессильная, Матушка Русь! (Н.Некрасов) 2. И воск слезами с ночника На платье капал. (Б.Пастернак) | 3. Рассвет рукой прохлады росной Сшибает яблоки зари. (С.Есенин) 4. И вы подобно так падете, Как с древ увядший лист падет! И вы подобно так умрете, Как ваш последний раб умрет! (Г.Державин) |
Практическое задание 3
1. Дайте толкование:
Аллитерация – это…
2. Назовите термин:
… - это перенос значения по смежности.
3. Укажите средства художественной изобразительности:
1.Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц. Двенадцать бьет. Четыре бьет. И шесть. (П.Антокольский) 2. Я обручился с тишиной, Всегда безмолвием поющей. (К.Бальмонт) | 3. Анчар, как грозный часовой, Стоит один во всей вселенной. (А.Пушкин) 4. Меня тревожит встреч напрасность, Что и ни сердцу, ни уму, И та не праздничность, а праздность, В моем гостящая дому. (Е.Евтушенко) |
Практическое задание 4
1. Дайте толкование:
Синекдоха – это…
2. Назовите термин:
… - это повторение одинаковых слов или словосочетаний в начале предложения, строки, строфы или абзаца.
3. Укажите средства художественной изобразительности:
1. Выхожу один я на дорогу, Сквозь туман кремнистый путь блестит, Ночь тиха, пустыня внемлет Богу, И звезда с звездою говорит. (М.Лермонтов) 2. Плачет и смеется песня лиховая… (С.Есенин) | 3. Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст, И все – равно, и все – едино. Но если на дороге куст Встает, особенно – рябина… (М.Цветаева) 4. Из ненавидящей любви, Из преступлений, исступлений – Возникнет праведная Русь. (М.Волошин) |
Практическое задание 5
1. Дайте толкование:
Градация – это…
2. Назовите термин:
… - это сочетание противоположных по смыслу слов (остроумно глупое).
3. Укажите средства художественной изобразительности:
1. И грустный запах молодого сена, И отголосок поздней бабьей песни, И просто небо, голубое небо – Мне всякий раз тебя напоминает. (А.Твардовский) 2. Земля, земля! Весенний сладкий зов! Ужель есть счастье даже и в утрате? (И.Бунин) | 3. Прощай, забудь и не обессудь, А письма сожги, как мост. Да будет мужественным твой путь, Да будет он прям и прост! Да будет во мгле для тебя гореть Звездная мишура, Да будет надежда ладони греть У твоего костра. (И.Бродский) |
Практическое задание 6
1. Дайте толкование:
Ассонанс – это…
2. Назовите термин:
… - это повторение одинаковых слов или словосочетаний в конце предложения, строки, строфы или абзаца.
3. Укажите средства художественной изобразительности:
1.Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. (С.Есенин) 2. Стеклянный, редкий и ядреный, С веселым шорохом спеша, Промчался дождь, и лес зеленый Затих, прохладою дыша. (И.Бунин) | 3. Плачет метель, как цыганская скрипка. Милая девушка, злая улыбка. Я ль не робею от синего взгляда? Много мне нужно и много не надо. (С.Есенин) 4. Трещит натопленная печь. |
Практическое задание 7
1. Дайте толкование:
Парцелляция – это…
2. Назовите термин:
… - это неоправданное прибавление слов, языковая избыточность.
3. Укажите средства художественной изобразительности:
1. Что-то воздуху мне мало – ветер пью, туман глотаю, - Чую с гибельным восторгом: пропадаю, пропадаю! (В.Высоцкий) 2. Театр уж полон: ложи блещут, Партер и кресла, все кипит. (А.Пушкин) | 3. Посадили деревья в саду. Тихо, тихо, чтоб их ободрить, Шепчет осенний дождь (Басе) 4. Война – жесточе нету слова, Война – печальней нету слова, Война – святее нету слова. |
Практическое задание 8
1. Дайте толкование:
Литота – это…
2. Назовите термин:
… - это детализация значения; замена слова или словосочетания описательным оборотом речи.
3. Укажите средства художественной изобразительности:
1. Голос безгласия; Чтоб он молчаньем Славу пел мою. (К.Бальмонт) 2. Собирались на работу ночью. Читали донесения, справки, дела. Торопливо подписывали приговоры. Зевали. Пили вино. (М.Волошин) | 3. Свет луны, таинственный и длинный, Плачут вербы, шепчут тополя. (С.Есенин) 4. Дрожат на люстрах огоньки… Как хорошо за книгой дома! Под Грига, Шумана, Кюи Я узнавала судьбы Тома. (М.Цветаева) |
Практическое задание 9
1. Дайте толкование:
Метафора – это…
2. Назовите термин:
… - это пропуск во фразе какого-нибудь слова, легко подразумевающегося.
3. Укажите средства художественной изобразительности:
1. Целый день спят ночные цветы, Но лишь солнце за рощу зайдет, Раскрываются тихо цветы, И я слышу, как сердце цветет. (А.Фет) 2. День был горяч, душен, как воздух над раскаленной плитой. (А.Грин) | 3. На улице, шагах в пяти, Стоит, стыдясь, зима у входа И не решается войти. (Б.Пастернак) 4. В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский) |
Практическое задание 10
1. Дайте толкование:
Перифраз – это…
2. Назовите термин:
… - это перенесение черт живого существа на неодушевленные предметы и явления.
3. Укажите средства художественной изобразительности:
1.С каким тяжелым умиленьем Я наслаждаюсь дуновеньем В лицо мне веющей весны. (А.Пушкин) 2.Так храм оставленный – все храм, Кумир поверженный – все Бог! (М.Лермонтов) | 3.А на левом с ходу, с ходу Подоспевшие штыки Их толкали в воду, в воду. А вода себе теки… (А.Твардовский) 4. Благодарю за наслажденья, за грусть, за милые мученья. |
Практическое задание 11
1. Дайте толкование:
Эллипсис – это…
2. Назовите термин:
… - это иносказание, изображение отвлеченного понятия через конкретный образ.
3. Укажите средства художественной изобразительности:
1. Девушка пела в церковном хоре О всех уставших в чужом краю, О всех кораблях, ушедших в море, О всех забывших радость свою. (А.Блок) 2. Судьбина их соединила, А разлучит – одна могила. | 3. Заунывный рев мотора. Сумасшедший звон жары. Задыхаясь – в гору, в гору, И – зажмурившись – с горы! 4. Покатились глаза собачьи Золотыми звездами в снег. (С.Есенин) |
Практическое задание 12
1. Дайте толкование:
Пароним – это…
2. Назовите термин:
… - это сходство структуры предложений, частей, образов.
3. Укажите средства художественной изобразительности:
1. Когда умирают кони – дышат, Когда умирают травы – сохнут, Когда умирают солнца – они гаснут, Когда умирают люди – поют песни. (В.Хлебников) 2. Швед, русский - колет, рубит, режет… (А.Пушкин) | 3. Он ненавистное – любовью Искал порою окружить, Как будто труп хотел налить Живой, играющею кровью. 4. Он так хотел, он так велел Словами мертвыми и злыми. Мой рот тревожно заалел, И щеки стали снеговыми. (А.Ахматова) |