Разработать план-конспект занятия по обучению детей раннего возраста общеразвивающим упражнениям. Продемонстрировать приемы обучения.
В раннем возрасте общеразвивающие упражнения простые (имитационные, игровые), состоят из двух частей (присели-встали, руки вперед-опустили) и т.д. Упражнения выполняются из исходного положения «стоя», «сидя», «лежа на спине». Выполняются в произвольном темпе. Важны похвала и поощрения детей.
Представим примерный комплекс ОРУ (сюжетный), который соответствует основным требованиям:
1. упражнения подобраны по анатомическому признаку
2. упражнения из разных исходных положений
3.в соответствии с требованиями учебной программы дошкольного образования и возрастом.
Комплекс «Мур-р-ляндия»
Возрастная адресованность: 1-я младшая группа
Форма поведения: сюжетная
Место проведения: физкультурный зал
Задачи:
1.Содействовать развитию основных органов и систем организма ребенка
2.Продолжать формировать умение начинать и заканчивать упражнение одновременно с другими детьми
3. Воспитывать интерес к ежедневным занятиям физической культурой
Содержание | Дозировка | Темп | ОМУ |
1.Построение в шеренгу | 20 сек | умеренный | На скамейке у окошка улеглась и дремлет кошка, кошка глазки открывает и ребят всех подзывает. -Подойдите все ко мне. Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну «Мур-р-ляндию», но для начала, я вас превращу в котят. 1-2-3-4-5 превращаю вас в котят! Мы отправимся гулять, приключения искать. Теперь вы котята! |
Построение в круг на выполнение комплекса ОРУ | 10 сек | умеренный | -Котятки за лапки все беритесь и в кружочек становитесь. Давайте сделаем большой, красивый круг. А теперь опустили лапки. |
«Лапки-царапки» И.п.: узкая стойка ноги врозь 1- сжали руки в кулаки, отвели назад 2- и.п. | 4-5 раз | умеренный | -Котята, а давайте покажем, какие у нас лапки царапки, сжали ручки в кулачки и спрятали за спинку, а теперь показали лапки-царапки и снова спрятали за спинку, молодцы котята. |
2.«Ищут киски -где же мышки?» И.п.: узкая стойка ноги врозь повернуться вправо (влево) и.п. | 4-5 раз | умеренный | -Повернулись киски в одну сторону, где же мышки? Выпрямились, теперь посмотрели в другую сторону-ищут киски, где же мышки. Выпрямились. |
3. «Кошечка сердится и волнуется» И.п.: стоя на четвереньках 1- выгнули спину, голову опустили вниз - и.п. | 4-5 раз | медленный | -А теперь стали котятки на лапки, хвостики подняли, давайте покажем, как котики сердятся, выгнули спинку, опустили головку, молодцы, а теперь успокоилась кошечка. Еще раз показали, как сердится кошечка и успокоилась. Молодцы, котята. |
4 «Котята-попрыгунчики» И.п.: Прыжки на месте в чередовании с ходьбой на месте Дыхательная гимнастика «Мяу» | 4-5 раз | быстрый | -Наши котики, любят ловить бабочек, давайте покажем, как мы их ловим. Поставили ножки на узкую дорожки, а теперь прыгаем и ловим наших бабочек, а теперь пошагали, как котики, и снова ловим бабочку. Молодцы, котята, всех бабочек словили. Веселую «Мур-р-ляндию» мы с вами покидаем, и домой-домой мы весело шагаем. Воздух в легкие набрали и сказали дружно «мяу» |
Разработать план-конспект проведения подвижной игры (по выбору) для детей старшего дошкольного возраста. Продемонстрировать приёмы проведения подвижной игры.
Конспект проведения подвижной игры
Возрастная адресованность: старшая группа.
Название игры: "Мы веселые ребята"
Задачи:
Оздоровительные:
Укреплять физическое здоровье детей.
Активизировать дыхание, кровообращение и обменные процессы.
Образовательные:
Совершенствовать бег в быстром темпе, упражнять в беге врассыпную, с увёртыванием, в ловле.
Формировать физические качества (ловкость, быстрота).
Воспитательные:
Воспитывать коллективизм, умение действовать в коллективе, подчиняться общим правилам, дружить, соперничать.
Формировать честность, дисциплину, справедливость.
Оборудование: шапочка для ловишки.
Содержание | Темп | Организационно - методические указания |
Сбор на игру | 1 мин | Первый прием: В старшей группе поручаем наиболее активному ребенку собрать детей на игру - Егор, собери детей на игру. Второй вариант сбора н игру (использует педагог зазывалочку) («Раз, два, три, четыре, пять! Всех зову играть!»). |
Создание интереса к игре | 1 мин | Посмотрите, какую шапочку я вам сегодня принесла! Кто её оденет, тому она будет помогать быстро-быстро бегать. Давайте поиграем в интересную игру «Мы веселые ребята». Знаете такую игру? Дети-Да! |
Объяснение правил игры (в старшем возрасте предварительное объяснение правил игры) | 2 минуты | Воспитатель: Подскажете, напомните мне правила. Дети напоминают правила игры, если дети затрудняются, то кратко объясняет ход игры и напоминает правила: «Ловишка находится в центре зала, остальные дети стоят у черты. Дети громко и четко произносят хором: Мы веселые ребята, Любим бегать и скакать, Ну, попробуй нас догнать, Раз, два, три – лови! Только после слова «лови» вы перебегаете на другую сторону площадки, «ловишка» старается вас осалить. Те, кого осалили, садятся на скамейку. Напоминаю, что толкаться и хватать друг друга нельзя». Вам понятны правила игры? |
Распределение ролей, выбор водящего | 1 мин. | Для выбора водящего используем считалку: Катилось яблочко по огороду, И упало прямо вводу, Буль-буль-буль. Воспитатель отдаёт шапочку ловишке ребёнку. Игра начинается. |
Руководство ходом игры (опосредованное руководство в старшей группе) | 5-6 раз | В ходе игры воспитатель наблюдает за выполнением правил, следит, чтобы дети полностью договаривали четверостишие. Напоминает, что нельзя выбегать за края площадки, и убегать от ловишки раньше времени. Поясняет, что ловишка должен только дотронуться до убегающих, а осаленный садятся на скамейку. После двух перебежек воспитатель назначает нового ловишку – самого быстрого убегающего. |
Подведение итого игры (дифференцированная оценка, привлекаем к оценке детей, выделяем детей кто нарушал правила, кто не нарушал, отмечаем ловких, активных водящих) | 1 мин. | Ребята, вам понравилась игра? (Ответы детей) Всем удалось убежать от ловишки? (Ответы детей) Поиграем в эту игру на улице? Дети: Да! Воспитатель: Я очень рада, что игра вам понравилась! В конце игры воспитатель хвалит детей за ловкость и умение быстро бегать, а тех кого осалили подбадривает чтобы в следующий раз они были более ловкими и быстрыми. |
Разработать и продемонстрировать план-конспект проведения подвижных игр и физических упражнений на прогулке по типу занятий тематического характера (возрастная группа по выбору).
Игровые задания, подготавливающие детей к усвоению технических элементов игры в баскетбол:
Упражнения на закрепление навыка передачи мяча
Дети встают в две шеренги, лицом друг к другу, на расстоянии 2-3 метра. Дети в парах передают мяч друг другу способом «2 руками от груди».
Трое детей встают треугольником Они поочередно бросают мяч друг другу.
Трое детей встают треугольником, у них один мяч. Дети передают мяч друг другу. После передачи ребенок перемещается на место того, кому бросил мяч.
Упражнения на закрепление навыка ведения мяча
1.Ведение мяча на месте попеременно правой и левой рукой
2.Дети строятся в колоны по 4-6 человек. Напротив каждой колонны выставляются кегли на расстоянии 1-2 метра друг от друга. После сигнала педагога дети ведут, обходя первую кеглю справа, вторую слева .Обратно ведут мячи по прямой.
Упражнения на закрепление навыка броска мяча в корзину («2 руками от груди», одной рукой «от плеча» )
1.Дети строятся в две колонны по 4-6 человек в каждой напротив корзины. Одна колонна занимает место с левой стороны, другая - с правой. Стоящие первыми выполняют бросок и становятся в конец своей колонны. То же повторяют следующие дети.
5-6 детей размещаются свободно напротив корзины, каждый с мячом. После сигнала педагога бросают, стараясь как можно больше раз попасть в корзину.
Разработать план-конспект утренней гимнастики для детей среднего дошкольного возраста (форма проведения по выбору). Продемонстрировать фрагмент утренней гимнастики.
План-конспект проведения утренней гимнастики
Тема: «Дружные ребята»
Возрастная адресованность: средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Форма проведения: традиционная (комплекс ОРУ)
Место проведения: физкультурный зал
Задачи:
1.Оздоровительные: укреплять здоровье детей, формировать навыки правильной осанки и свода стопы.
2.Образовательные: продолжать формировать умение сохранять различные исходные положения и добиваться их четкости.
3. Воспитательные: воспитывать организованность, дисциплинированность, интерес к физическим упражнениям.
Инвентарь и оборудование: палка гимнастическая (по количеству детей).
Части | Содержание | Доз-ка | Темп | ОМУ |
1 часть | Построение в колонну. Упражнения в ходьбе и беге Ходьба с высоким подниманием бедра, руки в стороны Ходьба на пятках, руки на поясе Бег обычный Построение в звенья. | 15 сек 20 сек 20 сек 20 сек 25 сек 10 сек | умеренный | Станьте в колонну по росту. Спина прямая голову выше, пятки вместе носки врозь. Повернитесь направо и пошагали в обход по залу. Идем спокойным шагом в колонне по одному за направляющим Наташей. Идѐм высоко, поднимая колени, «как лошадки», руки в стороны. Шагают на пятках, как пингвины, руки на поясе Побежали за направляющим! Дышим через нос, бежим легко на носках. Друг друга не толкаемся. А теперь пошагали! По ходу берем палки из стойки. Сегодня звеньевыми будут Ваня, Саша, Катя. Раздаем звеньевым кубики разного цвета для ориентировки. Звеньевые выводите свои звенья! Ваня веди свое звено к красному кубику, Саша веди свое звено к зеленому кубику, Катя выводи свое звено к желтому кубику. От звеньевого поставьте руки вперед, в стороны. Молодцы! Повернитесь кругом, лицом ко мне (или стене и др.) |
2 часть | II. Комплекс ОРУ С палками «Поднимем палку выше» И.п.: стойка ноги врозь, палка в обеих руках внизу. 1 - палка вверх, 2 - палка за голову, 3- палка вверх; 4 - и.п. | 5-6 раз | умеренный | Посмотрите первое упражнение. Исходное положение стойка ноги врозь, палка в обеих руках. На 1 – поднять палку вверх, на 2 – палку за голову, на 3 – палку вверх и на 4 – и.п. Исходное положение принять, за голову и т.д.упражнение начинай! Спина прямая, смотрим вперед |
2 | «Наклонись - не ленись» И.п.: стойка ноги врозь, палка в опущенных руках за спиной. 1-2-резким движением отвести руки с палкой назад, наклониться вперёд; 3-4 - и.п. | 5-6 раз | умеренный | На первом этапе счет чередуется со словами указаниями |
3 | «Покатили брёвнышко» И.п.: сед, ноги врозь, палка на бёдрах, руки к плечам. 1-2-наклониться вперёд, прокатить палку подальше вперёд; 3-4 - так же вернуться в и.п. | 4 раза | медленный | |
4 | «Перекати-поле» И.п.: лёжа на спине, прямые руки за головой, палка на полу сбоку. 1-повернуться на живот через палку; 2-и.п. | 6 раз | медленный | |
5 | «Дотянись до палки» И.п.: о.с., палка в прямых руках за спиной внизу. 1- отвести назад согнутую правую ногу, дотянуться ступнёй до палки; 2- и.п. То же левой ногой. | 4 раза | умеренный | |
6 | «Весёлые прыжки» И.п.: узкая стойка ноги врозь, руки на поясе, палка на полу сбоку. 1-4 - прыжки на двух ногах перед палкой в чередовании с ходьбой на месте. Упражнение на восстановление дыхания «Регулировщик» | 3 подхода | быстрый | |
3 часть | П/и малой интенсивности «Катушка с нитками» | 3 раза | медленный | Игроки берутся за руки в шеренге так, чтобы получилась «ниточка». Первый ребенок - «катушка» - стоит на месте. Педагог ведет всю «нитку» по кругу до тех пор, пока она не намотается на «катушку». Потом «ниточка» разматывается - дети идут в обратном направлении, а «катушка», вращаясь «разматывается». |
Разработать и продемонстрировать варианты проведения физкультминуток на занятиях по образовательным областям: «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Элементарные математические представления» для детей старшего дошкольного возраста.
Значение: у детей возникают положительные эмоции, повышают настроение, повышают работоспособность, активизируют мышление. В дальнейшем дети с большим интересом продолжают занятие.
Требования к проведению физкультминуток
1. .Проводятся на начальном этапе утомления (8-11 минута занятия в зависимости от возраста, вида деятельности, сложности учебного материала).
2.Подбираются хорошо знакомые детям упражнения (простые, занимательные) и повторяются в средней группе 3-4 раза, в старшей 5-6 раз.
3.Отдается преимущество упражнениям для утомленных групп мышц.
4.Комплексы упражнений подбираются в зависимости от вида занятий, их содержания.
5.Физкультминутки должны быть разные по содержанию и форме, так как однообразие снижает интерес.
Раскроем формы проведения физкультминуток.
Общеразвивающие упражнения. 3-4 упражнения подбираются по анатомическому признаку. Заканчивают бегом на месте, прыжками, ходьбой..
Подвижные игры. В качестве физкультминуток можно использовать на всех видах занятий. Подбирают игры средней подвижности, которые не требуют большого пространства. Эффективны игры, которые сочетаются с содержанием занятия. Например, на занятии по ознакомлению с животными используют игры с персонажами «Заинька», «Мышеловка» и др.
Дидактические игры. Используют на занятиях по образовательной области «Ребенок и природа», «Элементарные математические представления», «Развитие речи и культура речевого общения». Например, к названному дереву беги», «Вершки и корешки», «Где мы были –мы не скажем, а что делали- покажем» и др.
Танцевальные движения. Можно использовать между структурными частями занятия под звукозапись, пение воспитателя или самих детей. Под классическую мелодию дети могут изображать танец падающих листьев («осень в лесу»), птиц («танец аистов»), животных (танцуют лягушки, медведи и т.п.). Используют мелодии умеренного ритма негромкие.
Физкультминутки в форме стихотворного текста рациональнее всего используют на занятиях по развитию речи. Текст должен быть высокохудожественным (стихи известных поэтов, потешки, загадки, считалки). Содержание сочетается с темой занятия, его задачами.
Любые двигательные действия и задания, которые сочетаются с содержанием занятия. Например, отгадать загадки не словами, а движениями (изобразить зайца, лягушку, медведя). Использовать задания- загадки «Кто живет в лесу?» Одна подгруппа показывает животное, другая – отгадывает.
Конспект проведения физкультминуток для занятий по образовательной области «Искусство. Изобразительная деятельность», «Развитие речи и культура речевого общения», «Элементарные математические представления».
Образовательная область | Форма проведения | Содержание |
Занятие по образовательной области «Искусство: Изобразительная деятельность» Тема «Осенние листья», младшая группа | Двигательные действия | После объяснения способа выполнения работы раздать детям листья, предложить покружиться с ним, подбросить их вверх. Затем педагог кладет несколько листочков на мольберт и предлагает нарисовать. Примечание *Непосредственно на занятиях по изобразительной деятельности физкультминутки неэффективны, так как отвлекают от творческого процесса. |
Занятие по образовательной области «Развитие речи и культура речевого общения» Тема «Зима. Зимние забавы» (средняя группа) Тема «Овощи» Тема «Деревья» | Стихотворный текст Дидактическая игра | Мы ладошки выставляем, Ловить снежинки начинаем! Раз, поймали, два, поймали! Не устали? Не устали? Раз поймали, два поймали! И конечно не устали! А снежинок много - много! И растут везде сугробы. Сне в ладошки наберем И лепить снежки начнем! Дидактическая игра с движением «Вершки и корешки» (поднять руки вверх, когда называют овощ, у которого употребляют в пищу вершки, присесть - корешки) «1,2,3 – к названному дереву беги» |
«Элементарные математические представления». | Подвижная игра «Найди свой домик» | -раздают геометрические фигуры и предлагают найти домик (такую же фигуру, положенную в обруч, лежащий на полу) -Прыгнем мы столько раз, сколько мячиков у нас |