СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Задание 3. Средства выразительности речи.»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок в 9 классе по подготовке к ОГЭ. Цели урока: обобщить и повторить знания по теме.

Просмотр содержимого документа
««Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Задание 3. Средства выразительности речи.»»

Урок русского языка в 9 классе

Учитель: Аксокор А.Х.

МКОУ «Гмелинская средняя школа», село Гмелинка, Старополтавского района, Волгоградской области.

Тема урока: Изобразительно-выразительные средства языка. Готовимся к ОГЭ по русскому языку. Задание 3.

Тип урока – урок-практикум по выработке навыка различать средства выразительности.

Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием методов сингапурского обучения, ИКТ.

  • По источникам знаний: словесные, наглядные, практические

  • По степени взаимодействия: учитель-ученик; ученик-ученик; ученик- учебный материал


Наглядно-дидактические материалы: презентация «Средства выразительности», карточки - задания, раздаточный наглядно-дидактический материал по теме урока, листы самоконтроля.


На доске – высказывание К.Г. Паустовского

Цели урока:

Образовательные:

  • повторения и обобщения основных видов изобразительно-выразительных средств языка

  • совершенствования навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы

  • подготовки к сдаче ГИА.

Развивающие:

  • продолжение работы по совершенствованию языкового чутья

Воспитательные:

  • формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.







Ход урока:

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Организационная часть урока

Создать благоприятный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания обучающихся.

-Ребята, здравствуйте. Сегодня на уроке у нас много гостей. Давайте поприветствуем их улыбками . Садитесь, пожалуйста.

Сегодня мы будем работать над интереснейшей и одной из самых трудных тем в русском языке. Я рада вас видеть.


Ребята, сегодня будем работать в группах, парах, помогая друг другу лучше усвоить материал.

После выполнения всех заданий вы получите итоговую оценку

-Наш урок мне хочется начать словами К.Г.Паустовского:

С русским языком можно творить чудеса.
Нет ничего такого, что нельзя было бы передать русским языком.
Звучание музыки,… громыхание грозы, детский шепот и шорох морского гравия.



Партнёры по плечу и по лицу приветствуют друг друга


















Обучающиеся на листочках записывают продолжение фразы

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.


2. Актуализация знаний














3.

Проблемная ситуация

финк-райт-раунд-робин.







фронтальный опрос





Ребята в течение 1 минуты подумайте каждый про себя, о чем это высказывание, как вы его понимаете.

А теперь обсудите высказывание в паре по кругу, каждый в течение 15 секунд должен высказать свое мнение.

Участники №1 встаньте, пожалуйста. Обобщите


мнение всей группы.


Участник №1 первой парты

Участник №1 второй парты. Спасибо всем, прошу садиться на свои места.





Работа в группе














коммуникативные

Целеполагание и мотивация




Обеспечение мотивации учения обуч-ся, принятие ими целей урока.



Ребята, исходя из высказывания, предположите, какая тема нашего урока?

-Откройте тетради , запишите число и тему урока.

-Какие цели мы поставим перед собой?




Да, сегодня мы повторим средства выразительности и применять имеющиеся знания на практике.





Учащиеся отвечают


4


Проверка знаний учащихся










Технология джотс-тотс











Ребята, какие средства выразительности вы знаете?.

Работа в группе и индивидуально















Словарная работа


Таймд-пэа-шэа



-Посмотрите, пожалуйста на экран. Все средства языка делятся на лексические –это тропы и синтаксические –стилистические фигуры.

Проведем словарную работу. Работая с партнером по плечу, установите соответствие между названиями тропов и их значениями. Проверим задание

Учитель называет средства выразительности , учащиеся называют его значение

Оцените свою работы

14 правильных ответа-5

12-13-4

меньше 12 -3







Работа в паре














Практическая работа

Задание определить средство выразительности

Технология микс-пэа-шэа

Ребята, встаньте, пожалуйста, выйдите к доске. Сейчас вы под музыку будете передвигаться по классу. Когда музыка остановиться, вы должны образовать пару с рядом стоящим участником, дать «пять». Опросить, проверить и если надо объяснить, научить друг друга. Первым отвечает тот, у кого светлее глаза. Не забудьте обменяться карточками.

Садитесь на свои места и оцените свою работу.

Работа в парах












Работа на карточках Проверочный тест.


Сималтиниус рели тэйбл

Выполните работу на карточке по определению средства выразительности индивидуально, затем поменявшись с партнером по лицу, проведите взаимопроверку. Если будут ошибки, помогите партнеру.

Внимание на экран. Сверьтесь с ответами и поставьте себе оценку.





Индивидуальная самостоятельная работа

взаимопроверка

Регулятивные:

Контроль, коррекция и осознание того, что уже освоено

Личностные:

самоопределение











Рефлексия

Самостоятельное

подведение итогов урока путем ответа на вопрос


Ребята, выскажитесь, пожалуйста, с пользой вы провели урок или потратили время зря.

Поставьте итоговую оценку и передайте мне.

Работая над сегодняшней темой, мы еще раз убедились в богатстве и разнообразии ресурсов его образных средств.

Знание средств выразительности поможет вам не только хорошо выполнить задание ОГЭ, и сделает вашу речь красивее.

Будьте уважительны друг к другу и словам.


Учащиеся высказывают свои мнения

Коммуникативные, регулятивные, личностные














Приложение

Самоанализ урока в 9 классе

Учитель I квалификационной категории Рахимова Нурчиан Хайрулловна

Тема урока: Изобразительно-выразительные средства языка. Подготовка к ОГЭ

Тип урока – урок-практикум по выработке навыка различать средства выразительности.

Методы и приёмы работы на уроке: урок разработан с использованием методов сингапурского обучения, ИКТ.

По источникам знаний: словесные, наглядные, практические

По степени взаимодействия: учитель-ученик; ученик-ученик; ученик- учебный материал 

Наглядно-дидактические материалы:  презентация «Средства выразительности», карточки - задания, раздаточный наглядно-дидактический материал  по теме урока, листы самоконтроля.

На доске – высказывание К.Г. Паустовского

Цели урока:

  • Образовательные: повторения и обобщения основных видов изобразительно-выразительных средств языка совершенствования навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы подготовки к сдаче ГИА.

  • Развивающие: продолжение работы по совершенствованию языкового чутья

  • Воспитательные: формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи.

Урок проводился в 9 классе. На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В классе 7 учащихся. В классе 1 учащийся имеют по итогам первой четверти отметку «5» по русскому языку, 4 человек имеют оценку «4», остальные среднего уровня развития.

У учащихся данного класса хорошая мотивация на изучение русского языка с средними речевыми способностями.

При подготовке к уроку учитывались программные требования, рекомендации книги для учителя к данному УМК, а также индивидуальные особенности учащихся.

Развитие учащихся на уроке осуществлялось, в полной мере были задействованы все учащиеся, в том числе и слабоуспевающие. Структура урока полностью соответствует логике проведения заявленного типа урока, так как моей основной организационной задачей являлось создание условий для обобщения раннее изученного материала по теме. На мой взгляд, такие условия были созданы на проведенном уроке.

Учащихся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Были соблюдены с моей стороны нормы педагогической этики и такта, культура общения «учитель – ученик».

Хорошо развитая память учащихся обусловила включение содержание урока такой вид речевой деятельности, как диалогическая речь по схеме «ученик – ученик».

Перегрузки учащихся как физической, так и психической, не было благодаря смене видов деятельности и форм работы.

Сначала урока постаралась создать эмоциональный и деловой настрой — мотивацию. Тему и цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации. 

В качестве проблемной ситуации использовала высказывание К.Г.Паустовского.

На этом этапе урока использовала прием финк-райт-раунд-робин. Подумай-запиши-обсуди в команде. Обсуждение по кругу.

На этапе проверки знаний учащихся использовала прием джотс-тотс (мысли на столе)

Учащиеся записывали на листочках средства выразительности.

Словарная работа проведена с использованием приема таймд-пэа-шэа. Работают в паре с партнером по плечу.

Затем использовала прием микс-пэа-шэа для смены деятельности, в качестве физминутки. Учащиеся определяли средство выразительности в предложении.

Далее провела проверочный тест , использовав прием сималтиниус рели тэйбл. Два ученика одновременно выполняют работу, потом передают партнеру по плечу, проводят взаимопроверку.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия подкреплялись практическими.

Принцип систематичности и последовательности формирования знаний, умений и навыков соблюдался правильно, был правильный переход от простых заданий к сложным.

Уровень самостоятельного мышления школьников, их познавательную активность, уровень усвоения и использования материала я оцениваю как хороший. На мой взгляд этот урок послужит толчком, опорой для дальнейшей познавательной деятельности учеников.

На уроке поставленные задачи оказались решены. Все этапы урока были пройдены. Временные рамки урока соблюдены. Считаю, что каждая из целей урока была достигнута.

Психологическая атмосфера на уроке характеризовалась дружественностью, оптимизмом и равенством как учащихся между собой, так и между учащимися и учителем.

Результаты урока я оцениваю как хорошие. Поставленные задачи и план урока удалось реализовать. Программный материал урока учащимися усвоен.

Приложение

Средство выразительности

Значение

ЭПИТЕТ

Намеренный разрыв предложения на отдельные части

МЕТАФОРА

вид тропа, в котором одно явление или понятие поясняется путем сопоставления его с другим явлением

ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ

– преуменьшение размеров, силы, значения предмета, явления,

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ

– скрытое сравнение

СРАВНЕНИЕ

– образное преувеличение,

ГИПЕРБОЛА

Красочное определение

ЛИТОТА

замена названия предмета описанием его признаков


АЛЛЕГОРИЯ

наделение неживой материи свойствами и качествами живой,

ИРОНИЯ

Постепенное усиление или ослабление

ОКСЮМОРОН

противопоставление.


ИНВЕРСИЯ

потреблении слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки:

АНТИТЕЗА

сочетание несочетаемого, противоположных по значению слов.


ПЕРИФРАЗ

нарушение привычного порядка слов.


ГРАДАЦИЯ

– иносказательное изображение











Приложение

Ветер плачет за окном,

Ветер мечется и стонет

И невидимым крылом

Золотые листья гонит.


Присягаю ленинградским ранам,

Первым разоренным очагам:

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам



Разевает рот зевота шире Мексиканского залива


Лёд неокрепший на речке студёной,

словно как тающий сахар, лежит



Со снопом волос твоих овсяных

Отоснилась ты мне навсегда


Ну, скушай же ещё тарелочку ,мой милый! (Крылов


Румяный клевер, лен голубоватый

И солнца блеск немного виноватый



Приложение



Этап урока

Оценка

1

Работа над эпиграфом



2

Написать названия средств выразтельности


3

Словарная работа. Установить соответствие


4

Назвать определение средств выразительности


5

Работа на карточках по определению средств выразительности





1-я часть – «Секреты художников слова» - тесты с единственным заданием: «Назвать средство выразительности, которое использовано автором».

Нормы оценок за тест:

«5» - 13-15 правильных ответов,

«4» - 10-12 правильных ответов,

«3» - 7-9 правильных ответов.


2-я часть - «Лексические ресурсы языка» - представляет собой ряд тренировочных заданий.

Оценивать работы учащихся необходимо по следующим нормам:

«5» - 9-10 правильных ответов,

«4» - 7-8 правильных ответов,

«3» - 5-6 правильных ответов.










Тест 1

Задание. Назовите средство выразительности, которое использовано автором.


1.А Васька слушает да ест. (И.А Крылов)

2.Лес словно терем расписной. (И.Бунин)

3.Пустых небес прозрачное стекло. (А.Ахматова)

4.Ночевала тучка золотая на груди утеса- великана. (М.Лермонтов)

5.Перо его местию дышит. (А.К.Толстой)

6.Все флаги в гости будут к нам. (А.С.Пушкин)

7.Мальчик с пальчик.

8.Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством…

( М.Лермонтов)

9.Я царь - я раб, я червь- я Бог!

(Г.Державин)

10.Принес он смертную смолу

Да ветвь с увядшими листами.

( А.Пушкин)

11.Живой труп. ( Л.Толстой)

12.Под полозьями поле скрипит,

Под дугой колокольчик гремит.

(Я.Полонский).

13.Жизни мышья беготня…

Что тревожишь ты меня?

( А.Пушкин).

14.Пусть бандой окружат нанятой…

( В.Маяковский).

15. Грохот за грохотом ломал небо,

Широко и шумно шел дождь. (В.Набоков).


(В.Набоков).




ТЕСТ 1


1.Авторский фразеологизм (афоризм, «крылатое выражение»)

2.Сравнение (прямое)

3.Метафора

4.Олицетворение

5.Метонимия

6.Синекдоха

7.Литота

8.Анафора

9.Антитеза

10.Градация (нисходящая)

11.Оксюморон

12.Параллелизм

13.Риторический вопрос

14.Инверсия

15.Звукоподражание










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!