СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к ОГЭ. Задание 6. Правописание безударных гласных в корне слова.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данном материале рассматриваются все правила правописания безударных гласных в корне слова: проверяемые, непроверяемые, чередующиеся. Также дан алгоритм выполнения задания 6 ОГЭ (нумерация заданий по демоверсии 2024 г.). Подобраны примеры из открытого банка заданий ФИПИ.

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к ОГЭ. Задание 6. Правописание безударных гласных в корне слова.»

Правописание

безударных гласных

в корнях слов

Готовимся к ОГЭ

Задание 6



ВИДЫ ОРФОГРАММ – ГЛАСНЫХ В КОРНЕ

БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ

ГЛАСНЫЕ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И Ц

Безударные проверяемые гласные

Безударные непроверяемые гласные

Чередующиеся гласные

Буквы ё-о после шипящих

Буквы и, а, у после шипящих

Буквы и-ы после ц

Сожаление – жаль

Удивление - диво

Реставрация

Шедевр

Избирать

Угорать

Прикасаться

Растение

Шёрстка

Жёсткий

Шорох

Чудеса

Шиповник

Чаща

Циклоп

Пацифист

Акация

Цыган



Чтобы не сомневаться, как правильно написать гласную в слове, нужно запомнить несколько правил. В этой статье разберемся, какие гласные называют безударными и рассмотрим все три вида: проверяемые, непроверяемые и чередующиеся.

Понятие безударных гласных

Безударные гласные – это буквы, которые находятся в слабой позиции, то есть на них не падает ударение. Такие гласные делятся на три типа:

Ударение – это выделение голосом гласного звука одного из слогов через повышение тона и длинное звучание. Безударные и ударные гласные в русском языке могут находиться в разных морфемах (частях слова):

  • приставка;

  • корень;

  • суффикс;

  • окончание.

Чтобы не ошибиться в написании безударной гласной в корне, необходимо:

1) выяснить лексическое значение слова (или корня);

2) определить, проверяемая ли безударная гласная ударением или она непроверяемая; не является ли он чередующейся;

3) выбрать способ проверки глано в корне.

Если гласная под ударением, значит, её хорошо слышно и очевидно, какую букву нужно написать. Если без ударения – применяем специальные правила.


проверяемые безударные

гласные










В русском языке мы проверяем написание гласных букв А, О, И, Е, Я, когда они обозначают безударные гласные звуки.

Провереямые безударные гласные в корне слова – это гласные, которые можно проверить ударением с помощью пдбора однокоренных слов или изменением грамматической формы слова.

Чтобы избежать ошибок и правильно написать слова с проверяемыми безударными гласными, нужно запомнить и применять правило:



СПОСОБЫ ПРОВЕРКИ ПРОВЕРЯЕМЫХ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА:

Самый простой способ для проверки безударных гласных в корне – найти однокоренное слово, где сомнительный гласный звук будет под ударением.



Алгоритм проверки безударного гласного звука в корне выглядит так:

1. Поставить в слове ударение.

2. Выделить корень.

3. Найти гласную, которая нуждается в проверке.

4. Подобрать проверочное слово так, чтобы на эту гласную падало ударение:

  • Найти однокоренное слово: пешко́м – пе́ший

  • Изменить грамматическую форму: написа́ть – напи́шет.

5. Если в корне несколько безударных гласных, нужно подобрать слова для проверки каждой:

  • молодой – молод, молоденький.


Методы проверки безударных гласных в корне слова:

1. Изменить слово по числам: вместо единственного числа подобрать множественное и наоборот – вместо множественного числа подобрать слово в единственном числе: трава́ – тра́вы.

2. Найти родственное слово по принципу «большой – маленький»: трава́ – тра́вка.

3. Подобрать уменьшительно-ласкательную форму: трава́ – тра́вушка.

4. Найти другую часть речи с таким же корнем: к существительному – прилагательное, к глаголу – причастие. Например: трава́ – тра́вяной, написа́ть – напи́санный.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

При подборе однокренных родственных слов НАДО учитывать лексическое значение слова.

В русском языке есть ряд слов, в которых корни звучат одинаково, но пишутся по-разному, т.к. они различны по смыслу (так называемые омофоны – одинаково звучащие). Вот примеры таких слов:

  • запивать (пить) лекарство – запевать (петь) песню;

  • оббежать (бег) пень – обижать (обида) друга;

  • отварить (отвар) картофель – отворить (створка) дверь;

  • полоскать (полощет) бельё – поласкать (ласка) ребёнка;

  • посветить (свет) фонарём – посвятить (святость) оду;

  • посидела (сидя) на диване – поседела (сед) от старости;

  • примирять (мир) людей – примерять (примерка) одежду;

  • развевается (веет) знамя – развивается (развитие) ребёнок.

  • разредить (редко) всходы – разрядить (разряд) ружьё;

  • слезать (слез) с дерева – слизать (лижет) сметану;

  • спешите (спешка) на работу – спишите (записка) текст.

правописание непроверяемых безударных гласных в корне слова










Если проверочное слово подобрать не удалось, значит, это непроверяемая безударная гласная.

В таком случае нужно обратиться к орфографическому словарю и запомнить правописание этого слова.



Часто это могут быть слова иностранного происхождения.
























правописание корней

с чередующимися

гласными









В русском языке часто встречаются слова с корнями, в которых гласные чередуются.

Чередующиеся гласные в корне – явление, при котором гласные «а» и «о», «е» и «и» могут меняться в разных формах одного и того же слова или в родственных словах.

Написание чередующихся гласных «а» и «о», «е» и «и» зависит от таких условий:


ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

В корнях с чередованием –мир-/-мер-, -тир-/-тер-, -кос-/-кас-, -гор-/-гар- НЕОБХОДИМО также обращать внимание на лексическое значение слова. Не стоит путать эти корни с омонимичными корнями:

-"мер"- (со значением меры) и -"мир"- (со значением мира);

- «тер»- (со значением утраты чего-либо);

- «кос»- (прическа из волос; инструмент для срезания травы; песчаная отмель);

- «гор»- (возвышение на местности).

При решении задания № 6 нужно обращать внимание на формулировку правила!


СКАКАТЬ –– написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Так как в формулировке говорится о корне, то выполню морфемный анализ слов (разберу слово по составу):

Окончание - -ТЬ, основа – СКАКА-, корень – СКАК-, суффикс –

-А-

2. В слове корень –скак-. Это корень с чередованием гласных

3. Вспоминаю, от чего зависит выбор гласной в данном корне:

В корнях с чередованием –скак-/-скоч- буква А пишется перед К, а буква О – перед Ч.

4. Т.е. написание гласной зависит ОТ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ЗА КОРНЕМ СОГЛАСНОЙ, НО НЕ ОТ СУФФИКСА.

5. ВЫВОД: утверждение неверное.


БЛЕСТИТ –– написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Так как в формулировке говорится о корне, то выполню морфемный анализ слов (разберу слово по составу):

Окончание - -ИТ, основа – БЛЕСТИ-, корень – БЛЕСТ-, суффикс - -И-.

2. В слове корень –блест-. Это корень с чередованием гласных

3. Вспоминаю, от чего зависит выбор гласной в данном корне:

В корнях с чередованием –блист-/блест- буква И пишется, если за корнем есть суффикс А, буква Е пишется, если нет суффикса А.

4. Т.е. написание гласной зависит ОТ СУФФИКСА –А-,НО НЕ ОТ ПОСЛЕДУЮЩЕЙ СОГЛАСНОЙ.

5. ВЫВОД: утверждение неверное.

УКРОЩАТЬ (животных) – в корне слова пишется непроверяемая гласная.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Так как в формулировке говорится о корне, то выполню морфемный анализ слов (разберу слово по составу):

Окончание - -ТЬ, основа – УКРОЩА-, корень –КРОЩ-, приставка -У-, суффикс - -А-

2. В слове корень –КРОЩ-. Это корень не с чередованием гласных. В нём есть безударная гласная –О-.

3. Попробую подобрать к нему однокоренное слово так, чтобы безударная гласная –О- оказалась под ударением: КРО́ТКИЙ

4. Удалось проверить гласную при помощи подбора однокоренного слова, значит, это слово с ПРОВЕРЯЕМОЙ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА.

5. ВЫВОД: утверждение неверное.


ПРИМЕРЯТЬ (платье) –– написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемый гласный находится в ударном слоге.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Так как в формулировке говорится о корне, то выполню морфемный анализ слов (разберу слово по составу):

Окончание - -ТЬ, основа – ПРИМЕРЯ-, корень –-МЕР-, приставка -ПРИ-, суффикс - -Я-

2. В слове корень –МЕР-. В нём есть безударная гласная –Е-.Это корень со значением меры.

3. Попробую подобрать к нему однокоренное слово так, чтобы безударная гласная –Е- оказалась под ударением: ПРИМЕ́РКА.

4. Удалось проверить гласную при помощи подбора однокоренного слова, значит, это слово с ПРОВЕРЯЕМОЙ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА.

5. ВЫВОД: утверждение верное.


РАРИТЕТ –– в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.

АЛГОРИТМ ВЫПОЛНЕНИЯ:

1. Так как в формулировке говорится о корне, то выполню морфемный анализ слов (разберу слово по составу):

Окончание - -нулевое, основа – РАРИТЕТ-, корень – -РАРИТЕТ-.

2. В слове корень – - РАРИТЕТ-. В нём есть безударные гласные –-А- и –И-.

3. Попробую подобрать к нему однокоренное слово так, чтобы безударные гласные оказалась под ударением: РАРИТЕТЫ, РАРИТЕТНЫЙ.

4. Не удалось проверить гласную при помощи подбора однокоренного слова, слово РАРИТЕТ заимствованное, значит, это слово с НЕПРОВЕРЯЕМОЙ БЕЗУДАРНОЙ ГЛАСНОЙ В КОРНЕ СЛОВА.

5. ВЫВОД: утверждение верное.











ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

1. Определите вид безударной гласной в корне в каждой паре слов. Заполните таблицу: запишите номера этих пар в соответствующие ячейки таблицы.


Вид безударной гласной

Номер пары слов

ПГ – слова с проверяемыми безударными гласными в корне


НГ – слова с непроверяемыми безударными гласными в корне


ЧГ – слова с чередующимися гласными в корне



1) повторение, обстановка;

2) уложить, обмакнуть;

3) детальный, университет;

4) городской, вычисления;

5) картина, карьера;

6) выгоревший, прикоснуться;

7) воцарился, подчинился;

8) понимание, сложились;

9) идеал, император;

10) выбирать, проскочили;

11) рациональный, критерий;

12) происхождение, противопоставление.


2. Прочитайте словосочетания, определите вид безударной гласной в корне слова, вставьте пропущенные буквы. Заполните таблицу, записав буквы в соответствующие ячейки таблицы.


Вид безударной гласной

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

ПГ













НГ













ЧГ














1) нагр..дили за смелость

2) сильный х..рактер

3) посп..шил с ответом

4) бл..стательный успех

5) выр..щенный в питомнике

6) запл..тить за своё легкомыслие

7) задел по к..сательной

8) защ..щать свою честь

9) зам..рать от восторга

10) подл..нные события

11) надменный ф..ворит

12) в..теран войны


3. Прочитайте словосочетание, определите вид безударной гласной в корне слова, вставьте пропущенные буквы. Заполните таблицу: в левом столбике дополните правила, записав корни, для которых это правило действует; в правый столбик выпишите слова из данных словосочетаний, соответствующих этим правилам.


Правило выбора написания гласной в корне с чередованием

Слово-пример

В корне ____/_____ в безударном положении пишется А


В корне ____/_____ в безударном положении перед Ж пишется О


В корне ____/_____ в безударном положении перед буквой С пишется О


В корне ____/_____ в безударном положении пишется буква И, если после корня стоит суффикс А


В корне ____/_____ в безударном положении пишется буква О, если после корня нет суффикса А



1) отр..цал земные блага;

2) насл..ждался покоем;

3) откл..кается на просьбу»

4) лёгкое прик..сновение;

5) привл..кало внимание;

6) нест..реющая классика;

7) ср..слась с обликом;

8) распол..жить в определённой последовательности;

9) главный п..рсонаж;

10) уп..раться руками;

11) оз..рила ярким светом;

12) усм..рители восстания.


4. Прочитайте все словосочетания в ряду словосочетаний, вставьте пропущенные буквы. Найдите «лишнее» слово, правописание пропущенной буквы в котором регулируется иным, чем в остальных словах, правилом. Подчеркните это слово.


1. Пристр..стился к книгам, выр..стать в лесу, подр..сли за лето, зар..стают тропинки.

2. Сг..ревшие дома, г..ристая местность, перег..ревшая лампа, заг..реться от искры.

3. См..ренно посмотреть, отм..рил на глазок, м..ровое первенство, ум..рли от голода.

4. Зар..сли шиповника, отр..сль науки, р..сстилается степь, р..стительный мир.

5. Ст..рать надпись, т..рновый венец, выт..р пот, перет..реть посуду.

6. П..ровали с размахом, зап..рать ворота, отп..реть ключом, нап..рали со всех сторон.

7. По лесистым б..регам, заб..рать с собой, наб..ру в корзину, медленно переб..рать.

8. Сделать предпол..жение, усл..жнили задачу, предл..гали несколько раз, пол..гается по закону.

9. Упрямо прод..раться, од..ревеневшие от холода, зад..ржался на несколько часов, крепко д..ржаться.

10. Заплетать к..сички, к..снуться рукой, зак..стеневший от холода, песчаная к..са.


5. Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Выпишите номера словосочетаний, в которых встретились слова с пропущенными чередующимися гласными в корнях.


1. сг..ревшая трава

2. сл..жилась феодальная экономика

3. уст..новили господство

4. защ..щать страну

5. осл..бевающее влияние

6. личные з..мельные владения

7. выж..гать калёным железом

8. подр..сли нравственно

9. пом..рились на ринге

10. добывать проп..тание


6. Прочитайте словосочетания, вставьте пропущенные буквы. Определите вид безударной гласной в корнях слов. Запишите номера словосочетаний в соответствующие ячейки таблицы.

Вид безударной гласной

Номер задания

Образец

1.

2.

3.

4.

5.

ПГ

12






НГ

35






ЧГ

46







Образец выполнения:

1) напр..жённая борьба – напрЯжённая борьба (напря́чь) борьба (ПГ)

2) к..мический эффект – кОмический (ко́мик) эффект (ПГ)

3) к..нфликт с обществом – кОнфликт с обществом (НГ)

4) сг..ревшая дотла – сгОревшая (-гор-/-гар- - без ударения пишется О) дотла (ЧГ)

5) с удивительным л..конизмом – с удивительным лАконизмом (НГ)

6) пот..рая руки – потИрая (-тер-/-тир- - после корня есть суффикс А, значит, в корне пишется И) руки (ЧГ)


1.

1) встр..чался с другом

2) подб..рая нужное слово

3) поч..тается всеми

4) успешно сопр..тивлялись

5) крупный т..лант

6) психологический п..ртрет


2.

1) нак..лённая атмосфера

2) отл..жить в сторону

3) в большой тр..воге

4) разб..раемся в деталях

5) ц..ривший в стране

6) р..бяческий восторг


3.

1) разг..дать секрет

2) т..матический охват

3) соб..рать сведения

4) множество в..риантов

5) творить г..рмонию

6) выск..чили из-за холма


4.

1) г..рдиться своей победой

2) изб..рательное право

3) на поле ср..жения

4) отт..нить её характер

5) праздничный к..рнавал

6) критическое пол..жение


5.

1) инт..ллектуальное развитие

2) переби..рал в уме

3) оп..раться на достижения науки

4) социальная с..тира

5) ф..рмальный подход

6) уг..сающая точка


7. Прочитайте словосочетание, вставьте пропущенную букву. Укажите проверочное слово, если это возможно.


1. Гр..ндиозный размах (_____________________________________).

2. М..териал учебника (_____________________________________).

3. В современной экономике (_________________________________).

4. Пр..ктические навыки (____________________________________).

5. Пол..жительное решение (__________________________________).

6. Бл..городный поступок (________________________________).

7. Сж..гали пни (____________________________________).

8. Сг..рание топлива (_________________________________).

9. Усваиваем тр..диции (_________________________________).

10. Оч..рованный странник (_____________________________).

11. Напр..вляет процесс (________________________________).

12. Гл..бальные проблемы (___________________________________).


8. Прочитайте задание. Выберите правильный вариант ответа. Запишите его номер.


1. Среди приведённых ниже выделенных слов найдите слово, написание которого соответствует следующему правилу орфографии: «В корне с чередованием –мер-/-мир- пишется буква Е, если после корня нет суффикса –А-»


1) (географический) меридиан

2) смертельный (номер)

3) обмерял (участок)

4) замереть (от восторга)

5) меркантильный (человек)

Ответ: _____________________________


2. Среди приведённых ниже выделенных слов найдите слово, написание которого соответствует следующему правилу орфографии: «Чтобы правильно написать проверяемую безударную гласную в корне, надо изменить слово так или подобрать такое однокоренное слово, чтобы эта гласная была под ударением».


1) горячее (сочувствие)

2) коснуться (нечаянно)

3) схематично (изобразил)

4) разбираться (в деталях)

5) политическая (деятельность)

Ответ: _____________________________


3. Среди приведённых ниже выделенных слов найдите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.


1) (с помощью) магнита

2) (на разных) полюсах

3) развернулась (борьба)

4) вспоминать (прошлое)

5) стальные (двери)

Ответ: _____________________________


4. Среди приведённых ниже выделенных слов найдите слово, написание которого соответствует следующему правилу орфографии: «В корне с чередованием –гор-/-гар- в безударном положении пишется буква О».


1) перегоревшая (лампочка)

2) отгородиться (от всех)

3) гордиться (успехами)

4) (безутешно) горевать

5) (потомственный) горняк

Ответ: _____________________________


5. Среди приведённых ниже выделенных слов найдите слово, написание которого соответствует следующему правилу орфографии: «В корне с чередованием –лаг-/-лож- перед буквой Г пишется А».


1) глагольные (словосочетания)

2) благопристойное (поведение)

3) предполагали (выехать утром)

4) (переплыть) лагуну1

5) рецепт лагмана2

Ответ: _____________________________




РЕШАЕМ ЗАДАНИЯ ПО ТЕМЕ

«ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫЙ ГЛАСНЫХ В КОРНЯХ СЛОВ»

ИЗ ОТКРЫТОГО БАНКА ЗАДАНИЙ ФИПИ

СКАКАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.

БЛЕСТИТ –– написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от последующих согласных.

УКРОЩАТЬ (животных) –– в корне слова пишется непроверяемая гласная.

ПРИМЕРЯТЬ (платье) –– написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемый гласный находится в ударном слоге.

ПОТЕРЯТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.

ЗАГОРАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.

РАРИТЕТ – в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударном слоге.

ЗАПИРАТЬ (на замок) – написание безударной гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.

ПРОГЛОТИТЬ – в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.

ЛОГОТИП – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.

ВСПОМИНАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.

КАРАВАЙ – правописание безударных гласных в корне слова проверяется подбором однокоренных слов, в которых гласный звук находится под ударением.

ОЧАРОВАНИЕ – в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.

РАСТАЯТЬ – в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ пишется буква А.

ПРИМИРЯТЬ (друзей) – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором этот гласный звук находится в ударном слоге.

ЗАГОРЕЛЫЙ – в корне слова с чередующейся гласной без ударения пишется буква О.

БЛЕСТЯЩИЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется сочетанием последующих согласных СТ.

ВИНЕГРЕТ – в корне слова две непроверяемые безударные гласные.

ЗАГОРЕТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется его лексическим значением.

ВЕТЕРАН – две безударные гласные корня непроверяемые.

РАССЧИТАТЬ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется его лексическим значением.

РАСТУЩИЙ – в корне слова с чередующейся гласной перед -СТ- пишется буква А.

ЗАГОРЕЛЫЙ – безударную гласную в корне слова можно проверить словом горы.

ЗАМИРАТЬ (от восторга) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения слова.

ДИСЦИПЛИНА – в корне слова пишутся непроверяемые безударные гласные.

НЕУВЯДАЕМЫЙ – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором проверяемая гласная находится в ударном слоге.

РАЗОБЩЁННЫЙ – в корне слова пишется непроверяемая гласная.

ЗАГОРЕВШИЙ – в корне слова с чередующейся гласной без ударения пишется буква О.

ПРИМИТИВНЫЙ – в корне слова есть непроверяемые безударные гласные

ПРИСЛОНИТЬСЯ – в корне слова с чередующейся гласной без ударения пишется буква О.

БЛИСТАТЕЛЬНЫЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется сочетанием последующих согласных СТ.

БЛИСТАЮЩИЙ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова зависит от его лексического значения.

ЗАТВЕРДЕВШИЙ – в корне слова пишется непроверяемая безударная гласная.

ЗАНИМАТЬСЯ – написание безударной чередующейся гласной в корне определяется наличием суффикса -А-.

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится в ударном слоге.

ПРОМОКАТЕЛЬНАЯ (бумага) – написание безударной чередующейся гласной в корне зависит от суффикса -А-.

КОСИЧКИ – написание безударной чередующейся гласной в корне слова определяется наличием суффикса -А-.

ИЗЛОЖЕНИЕ – написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется ударением.

ПАЛЬТО – написание безударной гласной в корне слова проверяется подбором однокоренного слова, в котором гласный звук находится под ударением.

ЗАМИРАТЬ – безударную гласную в корне можно проверить словом мир.

ПРЕДЛАГАЮТ – безударная гласная в корне слова непроверяемая.

ОБВИНИТЬ – в корне слова пишется непроверяемая гласная.



Прочитайте предложения и выполните задания:

1. (28)Маша никогда ни на кого не кричала. (29)Выросшие за лето медвежата играли на камнях и даже не заметили Тимофея, прижавшегося к сетке.


Из предложений 28–29 выпишите слово с чередующейся гласной корня.


2.  (18)Скучная у меня жизнь, но, если ты меня приручишь, моя жизнь изменится, солнцем озарится, –– продолжал Лис. –– (19)Твои шаги я стану различать среди тысяч других. (20)Заслышав людские шаги, я всегда убегаю и прячусь. (21)Но твоя походка позовёт меня, точно музыка, и я выйду из своего убежища.


Из предложений 18––21 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.


3. (11)Мальчик присел на корточки и разложил перед ней хлеб и остатки своего обеда, завёрнутого в газету, –– собака не оживилась, не выказала никакого интереса к пище.


Из предложения 11 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.


4. (14)Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.


Из предложения 14 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.


5. (20)Звезда спокойно горела на краю залива. (21)Свет её не мерцал, не переливался, как всегда.


Из предложений 20––21 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.


6. (21)Но звуки росли, крепли, становились всё более и более властными, захватывали сердце замиравшей толпы.


Из предложения 21 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.


7. (3)Однажды Григ встретил в лесу маленькую девочку с двумя косичками –– дочь лесника. (4)Она собирала еловые шишки и клала их в плетёную корзинку.


Из предложений 3––4 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.


8. (4)Музыка эта как будто пригвоздила меня к месту. (5)Я замер и стал вслушиваться.


Из предложений 4––5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.


9. (32)За ним Холин уже собирается выезжать, думаю, часа через три будет у тебя. (33)А пока создай все условия! (34)И обращайся с ним поделикатней.


Из предложений 32––34 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.


10. (14)Один из них, приземистый, протянул деньги Саньке.

–– (15)Легко отдаёшь, –– сказал Санька. –– (16)А если я отберу эти деньги, а вас выгоню?!


Из предложений 14––16 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.


11. (5)Как-то по-особенному блестели его глаза.


Из предложения 5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.


12. (17)Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла её, бережно достала бесценные листочки.


Из предложения 17 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.


13. (8)По одну сторону дорожки –– кусты калины, которые были для нас тёмными зарослями –– обителью диких ирокезов.


Из предложения 8 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.


14. (22)Она подошла к столу, разлила по тарелкам завариху, села, взялась за ложку, зачерпнула ею еду. (23)Мама поднесла было ложку ко рту, но вдруг положила её обратно и заплакала.


Из предложений 22––23 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.


15. (15)Яркой вспышкой озарило меня прошедшее, но не забытое мгновение, точнее, чувство: мы с мамой провожаем его до угла, где висит почтовый ящик.


Из предложения 15 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.


16.  (3)Взлетают ракеты, одна за другой, лениво строчат пулемёты. (4)Я лежу в лопухах. (5)Приятно пахнет ночной влагой, растениями, сырой землёй.


Из предложений 3––5 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, выбор которой зависит от согласной(-ых) на конце корня.


17. (21)Они пристально глядели на меня, а глаза их горели ненавистью. (22)Это были не кошки, а какие-то тигры, способные растерзать меня в любую секунду.


Из предложений 21––22 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.


18. (16)Убирала ли она комнаты Пушкина, стирала ли пыль с мебели, составляла ли букеты, расставляла ли цветы на столы и комоды, –– всегда у неё получалось делать это с душой, и все приходившие в музей восклицали: «Ах, как красиво!»


Из предложения 16 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.


19. (19)Очень полюбили мы самостоятельную работу – не изложения писать, не зубрить наизусть длинные стихи и прозу, а, напротив, сочинять, творить самим.


Из предложения 19 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.


20. (18)Ландау написал вывод и положил мел. (19)Лукин улыбнулся и, наклонив голову, громко сказал:

–– (20)Поздравляю, молодой человек. (21)Вы нашли оригинальное решение.


Из предложений 18––19 выпишите слова с чередующейся безударной гласной в корне.


21. (17) Смычок –– вот что он будет держать в руках всю жизнь!

(18)Однако часто по вечерам Олег держал в руках и рубанок, и напильник, и плоскогубцы, что очень тревожило бабушку:


Из предложений 17––18 выпишите сложное слово, в котором безударная гласная в одном из корней проверяется ударением.


22. (18)Мамино возвращение с работы мигом преображало всё: зажигался всюду свет, утолялся голод, комната становилась уютной и чистой... 


 Из предложения 18  выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.


23. (10)Я устроил Мишку поудобнее на диване, чтобы мне сподручней было об него тренироваться и развивать силу удара.


Из предложения 10 выпишите слово с безударной гласной в корне, не проверяемой ударением.


24. (46)Я был в отчаянии.

– (47)А ты думаешь, я знаю?

(48)Он заговорщицки склонился ко мне.

– (49)Ты, значит, думаешь, что я всё знаю? 


Из предложений 46–49 выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне.


25. (31)Но  время ежеутреннего контакта с  дочерью истекает,  они приехали.


Из предложения 31 выпишите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением.









Источник - Онлайн школа Skysmart: https://skysmart.ru/articles/russian/bezudarnye-glasnye-v-korne-slova

https://triptonkosti.ru/17-foto/pravopisanie-kornej-s-bezudarnymi-proveryaemymi-i-neproveryaemymi-glasnymi-5-klass-prezentaciya.html













1 Лагу́на – мелководный залив, отделённый от моря песчаной полосой

2 Лагма́н – узбекский традиционный суп из говядины

29



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!