Лексическое явление | Определение понятия | Роль | Примеры |
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ |
ОМОНИМЫ | это слова, разные по значению, но одинаковые по произношению и написанию. | Придают языку живость, выразительность. Могут придавать комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура. | Требуется человек, хорошо владеющий языком, для наклеивания марок. |
СИНОНИМЫ | это слова одной и той же части речи, близкие друг другу по значению. Синонимы образуют синонимический ряд. | Свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей и чувств. | Испытывать страх, бояться, опасаться, пугаться, страшиться, ужасаться, трусить |
АНТОНИМЫ | это слова одной и той же части речи, противоположные по значению. | Делают речь яркой, эмоциональной. Служат для создания контраста. | Рано - поздно, уснуть - проснуться, белый - чёрный |
ПАРОНИМЫ | однокоренные слова, близкие по звучанию, но не совпадающие в значении. | | Отпечатки и опечатки (имеют разные приставки), безответный и безответственный (имеют разные суффиксы). |
ЛЕКСИКА АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО ЗАПАСА |
ОБЩЕУПОТРЕБИТЕЛЬ НАЯ ЛЕКСИКА | слова, известные всем говорящим на русском языке, употребляемая во всех стилях речи, стилистически нейтральная. | Обозначает жизненно важные предметы, действия, признаки, явления. | весна, вода, земля, ночь. |
ДИАЛЕКТИЗМЫ | это слова, принадлежащие к определенному диалекту. Диалекты - это русские народные говоры, имеющие в своем составе значительное количество самобытных слов, известных только в определенной местности. | вызывают у читателя более яркие представления о том месте, где развиваются описываемые события с целью речевой характеристики персонажа. | кочет - петух, гутарить - разговаривать, балка - овраг. |
ПРОФЕССИОНАЛИЗМ Ы | это слова, которые используются в различных сферах производства, техники и т.д. и которые не стали общеупотребительными; термины - слова, | используется в художественной литературе и публицистике как выразительное средство для описания обстановки, создания производственного | абсцисса (математика), аффрикаты (лингвистика); окно - свободное время между уроками в речи учителя. |
| которые называют специальные понятия какой-либо сферы производства или науки; профессионализмы и термины используются людьми одной профессии, в одной области науки. | пейзажа, речевой характеристики определённой сферы деятельности человека. | |
ЖАРГОНИЗМЫ | слова, ограниченные в своём употреблении определённой социальной или возрастной средой. | жаргон используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей и создания нужного колорита. | Иыделяют молодежный (предки - родители), профессиональный (надомаэ - недолет посадочного знака), лагерный жаргон. |
ЭМОЦИОНАЛЬНО ОКРАШЕННЫЕ СЛОВА | слова, выражающие отношение к предметам, признакам, действиям и т.д. | Служат для выражения отношения говорящего к тому, о чём он говорит, а также для характеристики говорящего. | кляча (не просто лошадь, а плохая лошадь), врать (не просто говорить неправду, а говорить её нагло), жаждать (не просто желать, а желать страстно). |
АРХАИЗМЫ | устаревшие слова, у которых есть современные синонимы, заменившие их в языке. | Служат для создания колорита древности при изображении старины. Выполняют яркую стилистическую роль, выступая как средство создания гражданско- патриотического пафоса речи. Являются источником возвышенного звучания речи. | Младой - молодой, злато - золото; око - глаз, уста - губы, узреть - увидеть. |
ИСТОРИЗМЫ | слова, служившие названием исчезнувших предметов, понятий, явлений. Например: Значение: | Служат для создания колорита древности, минувшей эпохи, придают описанию прошлых времён историческую достоверность. | Тивун - должностное лицо в древней Руси, гривна - денежная единица Киевской Руси, лакей - человек, служивший в богатых домах. |
НЕОЛОГИЗМЫ | новые слова, возникающие в языке. | Служат для обозначения тех новых понятий, которые появились в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники. Являются своеобразным приёмом усиления выразительности. | Видеотелефон, аэробус, Интернет. |
ЗАИМСТВОВАННЫЕ СЛОВА | слова, пришедшие в русский язык из других языков. | Источник пополнения словаря | Грамота, парус, кедр (из греческого); бутерброд, шпроты, ландшафт (из немецкого); вуаль, пальто, такси (из французского); тенор, опера, флейта (из итальянского); матрос, каюта, катер (из голландского); баскетбол, тренер, |
| | | комфорт (из английского). |
СТАРОСЛАВЯНИЗМЫ Особенности: | заимствования из близкородственного языка, связанные с крещением Руси, развитием духовной культуры. | Воссоздают колорит эпохи, придают иронический оттенок. | |
а) сочетания РА, ЛА, ЛЕ, соответствующие русским ОРО, ОЛО, ЕРЕ. | нрав - норов, врата - ворота, злато - золото, брег - берег, плен - полон. |
б) сочетание ЖД, соответствующее русскому Ж. | вождь, одежда, нужда. |
г) суффиксы СТВИЕ, ЧИЙ, ЫНЯ, ТВА, УЩ, ЮЩ, АЩ, ЯЩ. | действие, кормчий, гордыня, битва, горящий, несущий. |
д) приставки ИЗ, ИС, НИЗ. | изыди, низвергнуть. |
ТРАДИЦИОННО- ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА | группа слов, которая сформировалась на рубеже 18-19 веков, употреблялась преимущественно в поэзии. Главный источник - славянизмы. | В прошлом высокая экспрессивная лексика, без которой не обходилось ни одно поэтическое произведение. В современном языке ироническое употребление, стилизация. | Брег, глас, десница, чело, ланиты, огнь, куща, лилей, розы, мирты, длань, златой, сладкозвучный, древо, вешний, денница. |
НАРОДНО- ПОЭТИЧЕСКИЕ СЛОВА | слова, характерные для устной народной поэзии. | Создают эмоциональное впечатление, служат средством выражения общенационального русского характера. | Детинушка, долюшка, дороженька, лазоревый, кручина, бесталанный, муравушка, думушка. |
РАЗГОВОРНАЯ ЛЕКСИКА | это слова. которые употребляются в повседневной обиходной речи, имеют характер непринуждённости и поэтому не всегда уместны в письменной и книжной речи. | в книжной речи данному контексту придаётся разговорный оттенок. Используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей. | газировка (газированная вода0, белобрысый (блондин, человек с очень светлыми волосами), жвачка (жевательная резинка). |
ПРОСТОРЕЧНЫЕ СЛОВА | Слова, выражения, характеризующиеся упрощённостью, оттенком грубости и служащие обычно для выражения резких оценок. Просторечные слова стоят на границе литературного языка, часто не желательны даже в обычной беседе. | средство речевой характеристики героев. | башка (голова0, муторный (неприятный), втемяшиться (укрепиться в сознании). |
КНИЖНАЯ ЛЕКСИКА | слова, которые употребляются прежде всего в письменной речи, используются в научных | средство речевой характеристики героев, явлений. | гипотеза (научное предположение), генезис (происхождение), адресат (лицо, |
| работах, официальных и деловых документах, публицистике. | | которому послано письмо). |
ТЕРМИНЫ | слова или сочетания слов, обозначающие специальные понятия, употребляемые в науке, технике, искусстве. | служат для точного, строго научного определения научных и специальных понятий. Используются для характеристики изображаемой среды и языка | катет, гипотенуза, морфология, спряжение, глагол. |
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ | устойчивые сочетания слов, обладающие обычно целостным значением. | придают речи яркость и выразительность. | работать засучив рукава, беречь как зеницу ока, ставить палки в колёса. |
КРЫЛАТЫЕ СЛОВА | яркие и меткие выражения писателей, учёных, общественных деятелей, а также народные пословицы и поговорки. | как образное средство раскрытия внутреннего облика персонажа, характеристики его речевой манеры. | Не в коня корм. Как мало прожито, как много пережито. |