СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Готовимся к олимпиаде. Задания по истории языка.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Готовимся к олимпиаде. Задания по истории языка.»

Задания по истории языка

Задания по истории языка

 Запишите слова по названиям букв:   а) он, буки, иже, твердо, есть, людие, ерь _____________ б) мыслете, юс больший, добро, рцы, ерь, ци, ерь _______ в) како, рцы, ерь, слово, твердо, еръ __________________ г) покои, рцы, иже, ша, ерь, людие, ерь, ци, ерь ________ д) живете, юс малый, твердо, веди, аз ________________ е) Покой, рцы, он, рцы, он, како, ер _____________________ ж) Мыслете, он, люди, иже, твердо, веди, аз _______________

Запишите слова по названиям букв:

  • а) он, буки, иже, твердо, есть, людие, ерь _____________
  • б) мыслете, юс больший, добро, рцы, ерь, ци, ерь _______
  • в) како, рцы, ерь, слово, твердо, еръ __________________
  • г) покои, рцы, иже, ша, ерь, людие, ерь, ци, ерь ________
  • д) живете, юс малый, твердо, веди, аз ________________
  • е) Покой, рцы, он, рцы, он, како, ер _____________________
  • ж) Мыслете, он, люди, иже, твердо, веди, аз _______________
 Запишите слова по названиям букв:   а) он, буки, иже, твердо, есть, людие, ерь обитель б) мыслете, юс больший, добро, рцы, ерь, ци, ерь мудрец в) како, рцы, ерь, слово, твердо, еръ крест г) покои, рцы, иже, ша, ерь, людие, ерь, ци, ерь пришелец д) живете, юс малый, твердо, веди, аз жатва е) Покой рцы он рцы он како ер пророк ж) Мыслете он люди иже твердо веди аз молитва

Запишите слова по названиям букв:

  • а) он, буки, иже, твердо, есть, людие, ерь обитель
  • б) мыслете, юс больший, добро, рцы, ерь, ци, ерь мудрец
  • в) како, рцы, ерь, слово, твердо, еръ крест
  • г) покои, рцы, иже, ша, ерь, людие, ерь, ци, ерь пришелец
  • д) живете, юс малый, твердо, веди, аз жатва
  • е) Покой рцы он рцы он како ер пророк
  • ж) Мыслете он люди иже твердо веди аз молитва
 Прочитайте текст и выполните задания.  (1) Сьрдьце ми горить, душа ми съмыслъ съмущаеть и не вѣмь къ кому обратитися и къ кому сию горькую печаль простерети? (2) Къ брату ли, его же быхъ имѣлъ въ отьца мѣсто? 1. Какой частью речи является слово сию из первого предложения текста? 1) глаголом 2) существительным 3) местоимением 4) наречием 5) предлогом 6) союзом

Прочитайте текст и выполните задания.

  • (1) Сьрдьце ми горить, душа ми съмыслъ съмущаеть и не вѣмь къ кому обратитися и къ кому сию горькую печаль простерети? (2) Къ брату ли, его же быхъ имѣлъ въ отьца мѣсто?
  • 1. Какой частью речи является слово сию из первого предложения текста?
  • 1) глаголом
  • 2) существительным
  • 3) местоимением
  • 4) наречием
  • 5) предлогом
  • 6) союзом
 Прочитайте текст и выполните задания.  (1) Сьрдьце ми горить, душа ми съмыслъ съмущаеть и не вѣмь къ кому обратитися и къ кому сию горькую печаль простерети? (2) Къ брату ли, его же быхъ имѣлъ въ отьца мѣсто? 2. Какому слову исторически родственно слово обратитися?  1) бор 2) брат  3) рать  4) отвёртка

Прочитайте текст и выполните задания.

  • (1) Сьрдьце ми горить, душа ми съмыслъ съмущаеть и не вѣмь къ кому обратитися и къ кому сию горькую печаль простерети? (2) Къ брату ли, его же быхъ имѣлъ въ отьца мѣсто?
  • 2. Какому слову исторически родственно слово обратитися?
  • 1) бор
  • 2) брат
  • 3) рать
  • 4) отвёртка
 Прочитайте текст и выполните задания.  (1) Сьрдьце ми горить, душа ми съмыслъ съмущаеть и не вѣмь къ кому обратитися и къ кому сию горькую печаль простерети? (2) Къ брату ли, его же быхъ имѣлъ въ отьца мѣсто? 3. Выберите правильный перевод выделенной фразы из предложения (1) текста. 1) … и с воем к кому бы повернуться… 2) … и не знаю, к кому обратиться… 3) … кому бы ветром обернуться… 4) … и ко всему, к кому обратился…

Прочитайте текст и выполните задания.

  • (1) Сьрдьце ми горить, душа ми съмыслъ съмущаеть и не вѣмь къ кому обратитися и къ кому сию горькую печаль простерети? (2) Къ брату ли, его же быхъ имѣлъ въ отьца мѣсто?
  • 3. Выберите правильный перевод выделенной фразы из предложения (1) текста.
  • 1) … и с воем к кому бы повернуться…
  • 2) … и не знаю, к кому обратиться…
  • 3) … кому бы ветром обернуться…
  • 4) … и ко всему, к кому обратился…
 Прочитайте текст и выполните задания.  (1) Сьрдьце ми горить, душа ми съмыслъ съмущаеть и не вѣмь къ кому обратитися и къ кому сию горькую печаль простерети? (2) Къ брату ли, его же быхъ имѣлъ въ отьца мѣсто? 4. Выберите правильный перевод выделенной фразы из предложения (2) текста? 1) … которого поймал в месте (доме) отца? 2) … которого Бог отправил в место отца? 3) … который был в доме отца? 4) … который был мне как отец?

Прочитайте текст и выполните задания.

  • (1) Сьрдьце ми горить, душа ми съмыслъ съмущаеть и не вѣмь къ кому обратитися и къ кому сию горькую печаль простерети? (2) Къ брату ли, его же быхъ имѣлъ въ отьца мѣсто?
  • 4. Выберите правильный перевод выделенной фразы из предложения (2) текста?
  • 1) … которого поймал в месте (доме) отца?
  • 2) … которого Бог отправил в место отца?
  • 3) … который был в доме отца?
  • 4) … который был мне как отец?
 Прочитайте текст и выполните задания. (1)Боязни въ любъви нѣсть, съвьршеная любы вънъ измещеть страхъ. (2)Тѣмьже что реку или чьто сътворю? (3) Се да иду къ брату моему и реку: (4)«Ты ми буди отьць – ты ми братъ и старѣи». 1. Выберите правильный перевод отрывка (1) текста. 1) Есть страх в любви, любые свершения имеют в себе страх. 2) Страха в любви нет, совершенная любовь изгоняет страх. 3) Страхи не в любви, любые свершения замещают страх. 4) Страха в любви нет, любое совершенство в страхе.

Прочитайте текст и выполните задания.

  • (1)Боязни въ любъви нѣсть, съвьршеная любы вънъ измещеть страхъ. (2)Тѣмьже что реку или чьто сътворю? (3) Се да иду къ брату моему и реку: (4)«Ты ми буди отьць – ты ми братъ и старѣи».
  • 1. Выберите правильный перевод отрывка (1) текста.
  • 1) Есть страх в любви, любые свершения имеют в себе страх.
  • 2) Страха в любви нет, совершенная любовь изгоняет страх.
  • 3) Страхи не в любви, любые свершения замещают страх.
  • 4) Страха в любви нет, любое совершенство в страхе.
 Прочитайте текст и выполните задания. (1)Боязни въ любъви нѣсть, съвьршеная любы вънъ измещеть страхъ. (2)Тѣмьже что реку или чьто сътворю? (3) Се да иду къ брату моему и реку: (4)«Ты ми буди отьць – ты ми братъ и старѣи». 2.Выпишите из предложений 2–4 слово, родственное слову со значением «нежидкий высокобелковый кисломолочный продукт белого цвета». Выпишите слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте, сохраняя его орфографию.

Прочитайте текст и выполните задания.

  • (1)Боязни въ любъви нѣсть, съвьршеная любы вънъ измещеть страхъ. (2)Тѣмьже что реку или чьто сътворю? (3) Се да иду къ брату моему и реку: (4)«Ты ми буди отьць – ты ми братъ и старѣи».
  • 2.Выпишите из предложений 2–4 слово, родственное слову со значением «нежидкий высокобелковый кисломолочный продукт белого цвета». Выпишите слово в той форме, в которой оно употреблено в тексте, сохраняя его орфографию.
 Прочитайте текст и выполните задания. (1)Боязни въ любъви нѣсть, съвьршеная любы вънъ измещеть страхъ. (2)Тѣмьже что реку или чьто сътворю? (3) Се да иду къ брату моему и реку: (4)«Ты ми буди отьць – ты ми братъ и старѣи». 3. Выберите правильный перевод отрывка (4) текста. 1) Ты уходи к отцу – и меня возьми к старейшине. 2) Ты разбуди отца и моего старшего брата. 3) Ты будешь отцом, ты же брат и стареешь. 4) Ты будь мне отцом – ты мне старший брат.

Прочитайте текст и выполните задания.

  • (1)Боязни въ любъви нѣсть, съвьршеная любы вънъ измещеть страхъ. (2)Тѣмьже что реку или чьто сътворю? (3) Се да иду къ брату моему и реку: (4)«Ты ми буди отьць – ты ми братъ и старѣи».
  • 3. Выберите правильный перевод отрывка (4) текста.
  • 1) Ты уходи к отцу – и меня возьми к старейшине.
  • 2) Ты разбуди отца и моего старшего брата.
  • 3) Ты будешь отцом, ты же брат и стареешь.
  • 4) Ты будь мне отцом – ты мне старший брат.
 Прочитайте текст и выполните задания. (1) Азъ же видѣвъ змия, устрашихся и закляхъ его Богомъ, (2) дабы ми не створил зла ничтоже. (3) Да ту змий став на опашь своемъ (4) и нача глаголати, яко человѣкъ, и рече ми: (5) «Добрѣ еси пришел на мѣсто се, рабе Божий Мокарей». 1. Выпишите из текста местоимение(-я) 1 лица единственного числа (с сохранением орфографии).

Прочитайте текст и выполните задания.

  • (1) Азъ же видѣвъ змия, устрашихся и закляхъ его Богомъ, (2) дабы ми не створил зла ничтоже. (3) Да ту змий став на опашь своемъ (4) и нача глаголати, яко человѣкъ, и рече ми: (5) «Добрѣ еси пришел на мѣсто се, рабе Божий Мокарей».
  • 1. Выпишите из текста местоимение(-я) 1 лица единственного числа (с сохранением орфографии).

 Прочитайте текст и выполните задания. (1) Азъ же видѣвъ змия, устрашихся и закляхъ его Богомъ, (2) дабы ми не створил зла ничтоже. (3) Да ту змий став на опашь своемъ (4) и нача глаголати, яко человѣкъ, и рече ми: (5) «Добрѣ еси пришел на мѣсто се, рабе Божий Мокарей». 2. Прочитайте перевод фрагмента (3) текста: И тут змей поднялся на _______ своём… Впишите слово в поле ответа.

Прочитайте текст и выполните задания.

  • (1) Азъ же видѣвъ змия, устрашихся и закляхъ его Богомъ, (2) дабы ми не створил зла ничтоже. (3) Да ту змий став на опашь своемъ (4) и нача глаголати, яко человѣкъ, и рече ми: (5) «Добрѣ еси пришел на мѣсто се, рабе Божий Мокарей».
  • 2. Прочитайте перевод фрагмента (3) текста:
  • И тут змей поднялся на _______ своём…
  • Впишите слово в поле ответа.

Один ученик решил познакомиться с текстом памятника древнерусской литературы «Сказание о Борисе и Глебе». Эту историю гибели сыновей Ярослава Мудрого, которые были убиты старшим братом Святополком, получившим за злодеяние прозвище Окаянный, он решил прочитать на языке оригинала – на древнерусском языке.
  • Один ученик решил познакомиться с текстом памятника древнерусской литературы «Сказание о Борисе и Глебе». Эту историю гибели сыновей Ярослава Мудрого, которые были убиты старшим братом Святополком, получившим за злодеяние прозвище Окаянный, он решил прочитать на языке оригинала – на древнерусском языке.
 «Темь и Соломонъ, все прошьдъ, вься видевъ, вся сътяжавъ и съвокупивъ, рече расмотривъ вьсе: «Суета и суетие суетию буди», тъкмо помощь от добръ делъ, и отъ правоверия, и отъ нелицемерьныя любъве». 1. Сделайте перевод фрагмента текста с древнерусского языка на современный русский язык. Этот фрагмент содержит размышления князя Бориса об отце (князе Владимире) после его смерти.

  • «Темь и Соломонъ, все прошьдъ, вься видевъ, вся сътяжавъ и съвокупивъ, рече расмотривъ вьсе: «Суета и суетие суетию буди», тъкмо помощь от добръ делъ, и отъ правоверия, и отъ нелицемерьныя любъве».
  • 1. Сделайте перевод фрагмента текста с древнерусского языка на современный русский язык. Этот фрагмент содержит размышления князя Бориса об отце (князе Владимире) после его смерти.
 «Темь и Соломонъ, все прошьдъ, вься видевъ, вся сътяжавъ и съвокупивъ, рече расмотривъ вьсе: «Суета и суетие суетию буди», тъкмо помощь от добръ делъ, и отъ правоверия, и отъ нелицемерьныя любъве». 2 . Найдите в отрывке крылатое выражение (паремиологическое выражение) и выпишите его. Укажите, как это крылатое выражение произносится в современном русском языке. Определите значение найденного выражения.

  • «Темь и Соломонъ, все прошьдъ, вься видевъ, вся сътяжавъ и съвокупивъ, рече расмотривъ вьсе: «Суета и суетие суетию буди», тъкмо помощь от добръ делъ, и отъ правоверия, и отъ нелицемерьныя любъве».
  • 2 . Найдите в отрывке крылатое выражение (паремиологическое выражение) и выпишите его. Укажите, как это крылатое выражение произносится в современном русском языке. Определите значение найденного выражения.
 Модель ответа  Так и Соломон, все испытав, все увидев, всем овладев и все собрав, говорил обо всем: «Суета сует – все суета!» Спасение только в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви.

Модель ответа

  • Так и Соломон, все испытав, все увидев, всем овладев и все собрав, говорил обо всем: «Суета сует – все суета!» Спасение только в добрых делах, в истинной вере и в нелицемерной любви.
 Модель ответа Крылатое выражение: «Суета и суетие суетию буди» (Суета сует – все суета). Значение этого выражения – ничто не имеет ценности, всё бесполезно.

Модель ответа

  • Крылатое выражение: «Суета и суетие суетию буди» (Суета сует – все суета). Значение этого выражения – ничто не имеет ценности, всё бесполезно.