2 вариант
Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1.
В безветре(н,нн)ую пред...юльскую пору по изв...вающейся тропинке мы возвращаемся с охоты.4 У каждого за спиной холщ...вый меш...чек наполне...ый добычей настрел(н,нн)ой (в)течени...3 нескольких часов.
Охота была удивительно удачной поэтому нас не ра...траивало то что четырёх подстрел...(н,нн)ых уток собаки не могли раз...скать.
Обе...илев от ходьбы мы улеглись у повале(н,нн)ой берёзы покрытой2 какой(то) стел...щейся растительностью. Не на ра(з/с)стеле(н,нн)ой тка(н,нн)ой скатерти а на шелковистом мху чуть(чуть) высеребр(н,нн)ом тонкой паутинкой разложили мы дорожные я...ства. Среди них были купле(н,нн)ые продукты и (не)купле(н,нн)ые в магазине домашние изделия. Маринов…(н,нн)ые грибы поджаре(н,нн)ая колбаса масл... (н,нн)ые ржа(н,нн)ые лепешки сгущ... (н,нн)ое молоко говяжья туш...нка печ... (н,нн)ый картофель немного вывал... (н,нн)ый в золе и глоток напитка насто... (н,нн)ого на каком(то) дикови(н,нн)ом снадобье покажутся вкус...ными на свежем воздухе самому сверх...зыска(н,нн)ому гурману.
Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный разбор слова;
(3) - морфологический разбор слова;
(4) - синтаксический разбор предложения.
Задание 3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) (не)жаль ничего; (не)договорил фразу, (не)думая о последствиях
2) (не)знающий усталости турист, (не)кошеный луг, обед (не)готов
3) якорь (не)достает дна, с утра (не)здоровится , (не)распечатанное письмо
4) афиши (не)расклеены, (не)прикосновенная личность, (не)дорогой, но красивый подарок
Задание 4
Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) веществе(н, нн)ое доказательство, недоваре(н, нн)ый картофель, серебря(н, нн)ый кубок
2) клюкве(н, нн)ое варенье, ю(н, нн)ые натуралисты, стекля(н, нн)ая бутылка
3) писа(н, нн)ый красавец, неожида(н, нн)ое известие, стреля(н, нн)ый воробей
4) пусты(н, нн)ый пейзаж, оппозицио(н, нн)ое решение, поноше(н, нн)ые вещи
Задание 5.
Поставьте знак ударения в следующих словах. Опошлить, включит, свекла, сливовый
Задание 6.
Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Длинная московская зима, преобразившая всю жизнь Анны, теперь вспоминалась иначе
2) По прибытии на званый вечер гости сразу обратили внимание на развешанные картины по стенам дома.
3) Согласно правил, вводные слова выделяются на письме запятыми.
4) Бунин путешествовал на пароходе «Чайка» по Днепру
Текст 2
(1) Если человек своим поведением грубо нарушает общественный порядок, проявляет явное неуважение к отдельным лицам или обществу в целом, уголовное право квалифицирует его как хулигана.
(2) Чтобы проследить историю возникновения этого слова, совершим экскурс в предместье Лондона конца XVIII века. (3) Жил там некто Хулигэн, содержатель постоялого двора, который с другими членами своего отнюдь не святого семейства наводил ужас на всю округу, замеревшую в страхе. (4) Необузданный буян и драчун настолько прославился нарушениями закона, что имя его пополнило разряд нарицательных негативного свойства.
(5) В XIX веке хулиганами стали именовать дерзких уличных озорников Лондона, а затем и грабителей, преступающих закон и нападающих на прохожих на неосвещённых улицах. (6) Кроме того, распространению этого слова в немалой степени способствовала популярная комическая песенка, исполнявшаяся в Англии в 1880–1890-х годах, героем которой был знакомый нам Хулигэн. (7) Затем невольную рекламу создала одна из газет, сделав его персонажем множества пародий и шуток.
(8) О хулиганах заговорили уже не только на Британских островах, но и во всей Европе, а затем в Америке. (9) В начале XX века слово «хулиган» прочно утвердилось в русском языке и стало частью современного литературного языка.
Задание 7. Определите и запишите основную мысль текста.
Задание 8. Определите и запишите микротему 1-го абзаца текста.
Задание 9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение дерзкие озорники (дерзких уличных озорников) из предложения 5. Запишите ответ.
Задание 10. В предложениях 1-3 найдите слово с лексическим значением «оценить (-ивать), определить (-лять) каким-нибудь». Выпишите это слово.
Задание 11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) общественный порядок;
2) неуважение к обществу;
3) буян и драчун;
4) слово утвердилось.
Задание 12. Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.
Задание 13. Определите тип односоставного предложения 5. Запишите ответ.
Задание 14. Среди предложений 5-8 найдите предложение с вводной конструкцией, выпишите вводную конструкцию. Подберите синоним, запишите этот синоним.
Задание 15. Среди предложений 6-9 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 16. Среди предложений 4-7 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 17. Среди предложений 5-9 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Выпишите номер этого предложения.
1 вариант.
Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1
Дли(н,нн)ой бл...стающей полосой тянется с (З,з)апада на (В,в) осток (Т,т)аймырское озеро.(4) На севере возвышаются каме(н,нн)ые глыбы за ними маяч...т ч...рные хребты. Весе(н,нн)ие воды пр..носят с верховьев следы пр...бывания человека рва(н,нн)ые сети поплавки полома(н,нн)ые(3) вёсла и другие немудрё(н,нн)ые принадлежности рыбач..его обихода.
У заболоче(н,нн)ых(2) берегов тундра ог...лилась только кое(где) белеют и бл...стят на со...нце пятнышки снега. Ещё крепко держ...т ноги скова(н,нн)ая льдом мерзлота и лёд в устьях рек и реч...нок долго будет стоять а озеро очистит...ся дней через десять. И тогда песча(н,нн)ый берег залитый светом перейдёт в таинстве(н,нн)ое свечение со(н,нн)ой воды а дальше – в торжестве(н,нн)ые силуэты и пр...чудливые очертания противоположного берега.
Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный разбор слова;
(3) - морфологический разбор слова;
(4) - синтаксический разбор предложения.
Задание 3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) знак (не)равенства, (не)слышно шума, трава ещё (не)скошена;
2) (не)ряшливый вид, путь (не)близок, а далёк, (не)читал книгу
3) несмотря на (не)погоду, (не)погасив костра, выказать (не)допонимание
4) (не)обладающий тактом, (не)выглядел смешным, афиши (не)расклеены
Задание 4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) воробьи(н, нн)ые стаи, броше(н, нн)ый камень , золочё(н, нн)ое блюдо
2) запута(н, нн)ые ответы, покуса(н, нн)ые москитами животные ,её манеры изыска(н, нн)ы
3) актёры ю(н, нн)ы, оловя(н, нн)ый солдатик, лица вымаза(н, нн)ы сажей
4) назва(н, нн)ый брат, тка(н, нн)ая золотом скатерть, фаза(н, нн)ий питомник
Задание 5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Дефис, торты, красивее, километр
Задание 6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) По окончанию работы необходимо сдать книги в библиотеку
2) Очень часто люди, слушая выступление оратора, бессознательно рисуют на находящейся у них под рукой бумаге.
3) Подъезжая к дому, нам послышался чей-то крик.
4) Все, кто находился на палубе, наблюдали за стаей дельфинов.
Текст 2
(1) Человек, не любящий книгу, несчастен, но не всегда догадывается об этом. (2) Может быть, жизнь его наполнена интереснейшими событиями, но он будет лишён не менее важного события – сопереживания и осмысления прочитанного. (3) Некоторые люди, говоря о любви к чтению, добавляют, что им нравится читать, но... только не стихи. (4) В этих словах кроется неправда, потому что человек, не испытывающий любви к поэзии, не может по-настоящему любить прозу.
(5) Разумеется, читателю прозы необходимо обладать артистизмом восприятия. (6) Но обаяние именно поэзии гораздо больше, чем прозы, скрывается не только в мысли, в построении сюжета, но и в самой музыке слова, в интонационных переливах, в метафорах, в тонкости эпитетов. (7) Именно поэтому воспитание поэзией – это воспитание вкуса к литературе.
(8) Подлинное прочтение художественного слова подразумевает не бегло почерпнутую информацию, а наслаждение словом, впитывание его всеми нервными клетками, умение чувствовать это слово кожей. (9) Я не уверен в том, что существует врождённый поэтический слух. (10) Но в том, что такой слух можно воспитать, я убеждён.
(11) И я хотел бы выразить мою запоздалую, но глубокую благодарность всем людям в моей жизни, которые воспитывали меня в любви к поэзии. (12) Если бы я не стал профессиональным поэтом, то всё равно до конца моих дней я оставался бы преданным читателем поэзии.
Задание 7. Определите и запишите основную мысль текста
Задание 8. Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста
Задание 9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение музыка слова (музыке слова) из предложения 6. Запишите ответ.
Задание 10. В предложениях 5-7 найдите слово с лексическим значением «очарование, притягательная сила». Выпишите это слово.
Задание 11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) жизнь наполнена;
2) важного события;
3) по-настоящему любить;
4) любить прозу;
Задание 12. Из предложения 6 выпишите грамматическую основу.
Задание 13. Определите тип односоставного предложения 5. Запишите ответ.
Задание 14. Среди предложений 4-7 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите синоним, запишите этот синоним.
Задание 15. Среди предложений 3-6 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 16. Среди предложений 1-4 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 17. Среди предложений 1-4 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Выпишите номер этого предложения.
3 вариант.
Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1.
Пр…снувшись3 я долго не мог сообразить где я. Надо мной ра...т...лалось г…лубое небо по которому тихо плыло и та...ло сверкающее обл..ко. Закинув несколько голову я мог видеть в вышине тёмную деревя(н,нн)ую церковку наивно глядевшую на меня (из)за зелё(н,нн)ых деревьев с высокой кручи. (С)права2 в (не)скольких саженях от меня стоял какой(то) (не)знакомый шалаш (с)лева стоял серый (не)уклюжий столб с широкой до...атою крышей с кру(ж/ш)кой и с доской на которой было что(то) написа(н,нн)о. А у самых моих ног пл...скалась река.
Этот плеск и оторвал меня от сла(д,т)кого сна4. Давно уже он прорывался к моему сознанию бе(з/с)покоящим ш...потом и точно ласкающим но вместе бе(з/с)пощадным голосом который подымает на з...ре для (не)избежного трудового дня. А вставать так (не)хочет...ся...
Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный разбор слова;
(3) - морфологический разбор слова;
(4) - синтаксический разбор предложения.
Задание 3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.
1) (не)дождавшись ответа, (не)зачем расстраиваться , (не)пожаренная хозяйкой рыба
2) (не)доглядеть за ребёнком, очень (не)интересный тип, (не)годующий взгляд
3) (не)читал книгу, (не)раз мы были на охоте, (не)где отдохнуть
4) ничего (не)понимающий зверёк, очень (не)красивый зонт, путь (не)близок, а далёк
Задание 4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.
1) оловя(н, нн)ые солдатики, осе(н, нн)яя погода, медле(н, нн)ый темп
2) деревя(н, нн)ый брус, подписа(н, нн)ые листы, неутомимый труже(н, нн)ик
3) печё(н, нн)ые блины , выставка организова(н, нн)а шефами, вкусный варе(н, нн)ик
4) полотня(н, нн)ый костюм, весёлая масле(н, нн)ица, лу(н, нн)ый свет
Задание 5. Поставьте знак ударения в следующих словах. Кухонный, жалюзи, клала, занята
Задание 6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Все, кто участвовал в конкурсе, получили памятные подарки.
2) По окончании университета Чехов работает врачом в Воскресенске, Звенигороде.
3) Яблоки давно известны благодаря своим полезным свойствам.
4) Он умел говорить не только по-английски, но и писать статьи по-немецки.
Текст 2
(1) Говорят, что счастье – это когда тебя понимают. (2) Это верно. (3)Но никому не будет счастья, если каждый не станет человеком, который понимает других людей, принимает их именно как других, со своей жизнью и чувствами, и умеет сочувствовать им, отзываясь на их чувства. (4) Вот ступеньки в «школе чувств»: другие люди – чужие чувства – отзывчивость к ним – свои чувства…
(5) Да и не только люди учат нас чувствовать. (6) Оглядимся вокруг себя, всмотримся в самые простые предметы, окружающие нас. (7) Вот стол, лампа на столе, шкаф с одеждой, обои на стене, электрическая лампа, занавеска на окне… (8) Каждая вещь сделана человеком, в каждую вложены чьи-то способности, ум, чувство. (9) Это всё – застывшее человеческое дело, превратившееся в предметы; живые жизни, воплотившиеся в вещи…
(10) А книги? (11) Даже обычные школьные учебники! (12) Нам кажется, они безличны, что их никто не писал, не мучился над ними, они сами собой откуда-то взялись или выросли, как дерево в лесу или трава на лугу. (13) Но в каждой странице, в каждой строчке – живое, человеческое!
(14) Будем стараться почувствовать живого, другого человека не только в каждом, кого мы встретим, но и за каждой вещью, каждой книгой, каждым учебником. (15) Мы не читаем учебник – мы общаемся с автором, с человеком! (16)И никогда не будем позволять себе обращаться с вещью или с книгой так, будто они мертвы. (17) На мой взгляд, нет ничего мёртвого вокруг нас, мёртвое – на кладбище, а вокруг нас, живых, – живое, человеческое, оно во всём, надо только увидеть его и почувствовать. (18) Здесь речь идёт не о том, чтобы беречь вещи, это само собой разумеется, здесь речь о другом: о духовном прозрении, о том, чтобы каждая вещь была для нас живой, чтобы не с книгами-предметами имели мы дело, а с живыми людьми, чьё чувство вложено в книги, чтобы мы видели человеческое в человеческих предметах и вещах!
Задание 7. Определите и запишите основную мысль текста.
Задание 8. Определите и запишите микротему 2-го абзаца текста.
Задание 9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение школа чувств (школе чувств) из предложения 4. Запишите ответ.
Задание 10. В предложениях 9-12 найдите слово с лексическим значением «книга для обучения какому-нибудь отдельному предмету». Выпишите это слово.
Задание 11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) который понимает;
2) со своей жизнью;
3) откуда-то взялись;
4) нам кажется.
Задание 12. Из предложения 5 выпишите грамматическую основу.
Задание 13. Определите тип односоставного предложения 6. Запишите ответ.
Задание 14. Среди предложений 14-18 найдите предложение с вводной конструкцией, выпишите вводную конструкцию. Подберите синоним, запишите этот синоним.
Задание 15. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 16. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 17. Среди предложений 5-9 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Выпишите номер этого предложения.
4 вариант
Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1.
(По)немногу в уме моём во...тановились предшествующие обстоятельства.4 Пред...дущие сутки я провёл на Святом озере у (не)видимого града (К,к)итежа толкаясь между народом слушая гнусавое пение нищих слепцов страс...ные религиозные споры бе(з/с)поповцев и скитников. Мне вспомнились утомлё(н,нн)ые лица мис...ионеров и св...ще(н,нн)иков2 кучи книг при помощи которых спорившие раз...скивали нужные тексты в толстых фолиантах. На з...ре я с трудом протолкался из толпы на простор и усталый с головой отяжелевшей от бе(з/с)плодности этих споров с сер...цем сжимавш...мся(3) от безотчётной тоски и разочарования поплёлся (во)свояси. Тяжёлые нерадос...ные впечатления уносил я от берега Святого озера от (не)видимого но страс...но вз…скуемого народом города. Точно в душном склепе провёл я всю эту бе(з/с)сонную ночь прислушиваясь как где(то) за стеной кто(то) читает мерным голосом заупокойные молитвы над заснувшей (на)веки народной мыслью.
Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте 1 языковые разборы:
(2) - морфемный разбор слова;
(3) - морфологический разбор слова;
(4) - синтаксический разбор предложения.
Задание 3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся раздельно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора раздельного написания.
1) нести (не)суразицу , старался (не)глядеть , далеко (не)лёгкое дело
2) дорога (не)ровная, путь (не)короток, а длинён, сказал явную (не)правду.
3) полы (не)покрашены, (не)имеющий слабых мест, (не)смотря по сторонам
4) (не)кланяясь в пояс, (не)доиграл партии, (не)кого любить
Задание 4 Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется Н. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания Н.
1) топлё(н, нн)ое молоко, произошла пута(н, нн)ица, деревья посаже(н, нн)ы
2) соверше(н, нн)олетний юноша, потуше(н, нн)ый дождём костёр, беше(н, нн)ый карьер
3) румя(н, нн)ные щёки, сви(н, нн)ая тушёнка, безветре(н, нн)ый день
4) деревя(н, нн)ый дом, ледя(н, нн)ой ветер, жаре(н, нн)ый картофель
Задание 5. Поставьте знак ударения в следующих словах.
Банты, оптовый, ненадолго, откупорить
Задание 6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) В 1827 году по прибытию в Москву Лермонтов начал писать стихи, создал первые поэмы.
2) Книги были интересны и хорошо иллюстрированы.
3) Читателю интересны не только чувства героев романа, а также их поступки.
4) Присутствующие в зале зрители заметили, что актер, играющий главную роль, перепутал текст.
Текст 2
(1) Стоит ли перечитывать рукописные книги, рассматривать почерневшие от времени фрески в давно заброшенных церквах, думать о значении волнистой линии орнамента, высеченного на замшелом камне? (2) Есть ли смысл сохранять бревенчатые избы, домотканые полотенца, расшитые красными нитями, донца прялок, расписанные пёстрыми красками, вальки, украшенные загадочными геометрическими узорами?..
(3) Безусловно, человек не подобен бабочке-однодневке, весело порхающей при солнце, не знающей о том, что было вчера и что ей сулит завтра. (4)В его судьбе сплетаются в единый узел былое, нынешнее и завтрашнее. Человек — сын своего времени и своей страны; чувство Родины всегда неотделимо от чувства истории. (5) Не случайно в годины военных и иных лихолетий люди обращаются к памятным страницам прошлого, ища в отшумевших веках поддержку и ответы на загадки современности.
(6) Родословное древо нашего искусства своими корнями уходит в таинственные толщи столетий; эти корни питались глубокими подпочвенными соками, невидными невооруженному глазу. (7) Потребовалась работа не одного поколения учёных, художников-реставраторов, собирателей-коллекционеров, подвижнический труд знатоков, для того чтобы приоткрылась завеса времени и мы увидели безграничный и неисчерпаемый мир образов Древней Руси.
Задание 7. Определите и запишите основную мысль текста.
Задание 8. Определите и запишите микротему 3-го абзаца текста.
Задание 9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение древо искусства из предложения 6. Запишите ответ.
Задание 10. В предложениях 1-2 найдите слово с лексическим значением «картина, написанная водяными красками по свежей, сырой штукатурке». Выпишите это слово.
Задание 11. Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) рукописные книги;
2) думать о значении;
3) потребовалась работа;
4) донца прялок.
Задание 12. Из предложения 5 выпишите грамматическую основу.
Задание 13. Определите тип односоставного предложения 1. Запишите ответ.
Задание 14. Среди предложений 1-5 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите синоним, запишите этот синоним.
Задание 15. Среди предложений 3-5 найдите предложение с обособленными согласованными определениями. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 16. Среди предложений 2-5 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 17.
Среди предложений 1-4 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Выпишите номер этого предложения.
5 вариант
Задание 1. Перепишите текст 1, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания.
Текст 1.
В Мещ...рском крае нет никаких особе(н,нн)ых красот и богатств кроме лесов лугов и прозрачного воздуха. И тем не менее этот край (не)хоже(н,нн)ых троп и (не)пуга(н,нн)ых зверей и птиц обладает большой пр…тягательной силой. Он так(же) скромен как к..ртины (Л,л)евитана но в нём как и в этих к..ртинах заключается вся прелесть и всё незаметное на первый взгляд разнообразие рус…кой пр..роды. Что можно увидеть в Мещ...рском крае? Цветущие н...когда (не)коше(н,нн)ые луга стел...щиеся2 туманы сосновые боры лесные озёра высокие стога пахнущие сухим и тёплым сеном. Сено в стогах остаётся тёплым (в)течени... всей зимы.4 Мне приходилось ночевать в стогах в октябре когда ин...й покрывает траву на ра...вете и я вырывал в сене глубокую нору. Залезеш... в неё — сразу согрееш...ся и спишь (в)продолжени...3 всей ночи буд(то) в натопле(н,нн)ой комнате. А над лугами ветер гонит свинц...вые тучи.
Задание 2. Выполните обозначенные цифрами в тексте № 1 языковые разборы:
(2) - морфемный разбор слова;
(3) - морфологический разбор слова;
(4) - синтаксический разбор предложения.
Задание 3. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, в котором все слова с НЕ пишутся слитно. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора слитного написания.
1) вода (не)пролита, никому (не)нужная встреча, (не)благодарный слушатель
2) (не)крашенная краской скамья, (не)подражаемый комик, (не)распечатанный, а заклеенный конверт
3) вовсе (не)трудовые доходы, (не)навистный человек, сказал явную (не)правду.
4) времени всегда (не)достаёт, вечером (не)куда пойти, видно (не)вооружённым глазом
Задание 4. Выпишите, раскрывая скобки, ряд, во всех словах которого пишется НН. В выписанном ряду для каждого случая укажите условия выбора написания НН.
1) асфальтирова(н, нн)ая улиц, златотка(н, нн)ый рисунок, утре(н, нн)ий туман
2) свежезамороже(н, нн)ые овощи, церемо(н, нн)ый поклон, комиссио(н, нн)ый магазин
3) отчая(н, нн)ый крик, публика избалова(н, нн)а гастролёрами , беше(н, нн)о мчаться
4) голоса резки и взволнова(н, нн)ы, лица перекош(н, нн)ы гневом, соотечестве(н, нн)ик
Задание 5. Поставьте знак ударения в следующих словах:
Мозаичный, иксы, цепочка, позвонит
Задание 6. Найдите грамматическую(-ие) ошибку(-и) в предложении(-ях). Запишите исправленный(-ые) вариант(ы) предложения(-ий).
1) Он спросил, что смогу ли я помочь ему в этом нелегком деле.
2) Вопреки несбывшимся желаниям он твердо верил в счастье.
3) В фильме “Зеркало” Тарковский хотел показать всю сложность человеческой души.
4) Хорошо отдохнув, он вернулся с деревни в город.
Текст 2
(1) До чего прекрасны наши меньшие братья – животные! (2) Они совершенно не скованы никакими условностями и ведут себя так, как подсказывает им природа. (3) До чего прекрасны дети в своей естественности! (4) Они увлечённо играют, создают собственный мир, мало заботясь о том, во что они одеты, как и с кем нужно разговаривать и на какие темы. (5) К сожалению, мы, взрослые, на их фоне выглядим смешными, напыщенными, чопорными созданиями, сгибаясь под грузом проблем, которые сами себе создаём. (6) Наша жизнь настолько перегружена ими, что мы используем любую возможность сбросить с себя это бремя, расслабиться там, где за нами никто не наблюдает, или попасть туда, где все ведут себя без условностей, чтобы отдохнуть от необходимости соблюдать определённые процедуры в общении с себе подобными.
(7) Этикет – это невероятная обуза, это кодекс совершенно бессмысленных слов и телодвижений, сопровождающих нас с рождения и до гроба. (8)В этом и состоит главное противоречие нашей жизни. (9) Бессмыслица, с одной стороны, и необходимость – с другой.
(10) Мы искренне смеёмся, когда герои блестящего философского фильма Георгия Данелии «Кин-дза-дза» выполняют два раза почтительный жест «ку» при виде полицейских или чиновников. (11) А ведь мы ежедневно и по сто раз следуем подобным правилам, общаясь с нашими знакомыми, друзьями, родственниками. (12) Для чего всё это?
(13) Соблюдать все эти многочисленные правила необходимо, поскольку в противном случае окружающие (безусловно, соблюдающие их) будут считать нас невоспитанными и безнравственными и будут соответственным образом к нам относиться. (14) Обратите внимание, как относятся люди к пьяным. (15) Их сторонятся. (16) А как называют поведение психически больных людей? Неадекватным.
(17) Для животного оказаться в изоляции от стада равносильно смерти. (18) Изоляция от общества всегда была самым тяжёлым наказанием для любого живого существа на планете. (19) Человек, который ведёт себя не так, как это принято в среде соплеменников, автоматически оказывается в одиночестве. (20) Подвергнуться изгнанию всегда было пыткой, тяжёлым испытанием.
Задание 7. Определите и запишите основную мысль текста.
Задание 8. Определите и запишите микротему 4-го абзаца текста.
Задание 9. Определите, каким средством языковой выразительности является выражение «подсказывает природа» из предложения 1. Запишите ответ.
Задание 10. В предложениях 13-16 найдите слово с лексическим значением «образ мыслей, норма поведения, обыкновение, привычка». Выпишите это слово.
Задание 11.Выпишите только подчинительные словосочетания. Укажите в них вид подчинительной связи.
1) для животного; 2) изоляция от общества; 3) тяжелым наказанием; 4) люди относятся
Задание 12. Из предложения 3 выпишите грамматическую основу.
Задание 13. Определите тип односоставного предложения 16. Запишите ответ.
Задание 14. Среди предложений 1-6 найдите предложение с вводным словом, выпишите вводное слово. Подберите синоним, запишите этот синоним.
Задание 15. Среди предложений 7-12 найдите предложение с обособленным согласованным определением. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 16. Среди предложений 5-8 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Выпишите номер этого предложения. Объясните условия обособления.
Задание 17. Среди предложений 7-9 найдите предложение, которое соответствует данной схеме:
Выпишите номер этого предложения.