Всероссийская проверочная работа по русскому языку 5 класс, Вариант 3
Выполнила: Горбачёва Марина Юрьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №154 г. Екатеринбурга
1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания
Первый осенн..й холо(т,д) (при)вёл всех( 1 ) птиц в б..льшую тр..вогу. Все нач..ли готовит..ся в д..лекий( 3 ) путь. Неле(х,г)ко перел..теть пространство в несколько тысяч верст. Сколько бедных птиц дорогой выб..ют..ся из сил п..гибнут от разных случ..йностей. Лебеди гуси и утки соб..рались( 2 ) (в)дорогу с важным видом созн..вали всю трудн..сть пр..дстоящего подвига. Шумели суетились и хлоп..тали маленькие птич..ки: кул..чки-песоч..ники чернозобики черныш(ы,и) зуйки. Они д..вно уже соб..рались стайк..ми и перен..сились с одного бер..га на другой.
Лес ст..ял темный и м..лчаливый. Ведь главные п..вцы ул..тели(4).
2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы.
- – фонетический разбор (звуко-буквенный)
(2) – морфемный разбор (по составу)
(3) – морфологический разбор (слова как часть речи)
(4) – синтаксический разбор
3 Поставьте знак ударения в следующих словах:
- Танцовщица
- Форзац
- Клала
- Краны
4 Над каждым слово напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении.
Яшка схватил удочки и побежал к реке.
5 Выпишите предложения с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены.) Расставьте необходимые знаки препинания. Составьте схему предложения. 1) Ты сетку растяни рыбины набросай. 2) Что это так громко затрещало в поле спросил Володя. 3) Со слов Яшки это был трактор. 4) Будем ловить рыбу на этом месте.
6 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую\запятые. Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор.
1)Яшка всхлипнул от ужаса и схватил Володю за ноги.
2)Ещё отчетливей стала видна седая роса на елках и кустах.
3)Пора Володя отправляться на рыбалку.
4)Володя только втянул сквозь сжатые зубы воздух и примиряюще улыбнулся.
7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали выбор .
1)Яшка отполз в сторону и расслабленно смотрел на Володю.
2)Сладок предрассветный сон и голова валится на подушку.
3)Кто-то проснулся раньше Яшки и стучал возле кузницы молотком.
4)Туман поредел и стал неохотно открывать стога сена.
Прочитайте текст и выполните задания 8 - 12
(1)Перед самым восходом солнца на поляну ложится первый мороз.
(2)Притаиться, подождать у края, – что там только делается, на лесной поляне! (3)В полумраке рассвета приходят невидимые лесные существа и потом начинают по всей поляне расстилать белые холсты. (4) Первые же лучи солнца убирают холсты, и остается на белом зеленое место. (5)Мало-помалу белое все исчезает, и только в тени деревьев и кочек долго еще сохраняются беленькие клинушки.
(6)На голубом небе между золотыми деревьями не поймешь, что творится. (7)Уносит ветер листы или стайками собрались мелкие птички и несутся в теплые далекие края.
(8)Ветер – заботливый хозяин. (9) За лето везде побывает, и у него даже в самых густых местах не остается ни одного незнакомого листика. (10)А вот осень пришла – и заботливый хозяин убирает свой урожай.
(11)Листья, падая, шепчутся, прощаясь навек. (12) У них ведь так всегда: раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся, погиб.
8 Определите и запишите основную мысль текста.
9 Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что белые холсты исчезают на лесной поляне? Запишите ответ.
10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 8 - 10 . Запишите ответ.
11 В предложениях 1 - 3 найдите слово со значением «грубая ткань для писания масляными красками». Выпишите это слово. 12 В предложениях 9 - 10 найдите антоним к слову «безразлично» и выпишите его.
Ответы:
Первый осенн и й холо д при вёл всех птиц в б о льшую тр е вогу. Все нач а ли готовит ь ся в д а лекий путь. Неле г ко перел е теть пространство в несколько тысяч верст. Сколько бедных птиц дорогой выб ь ются из сил, п о гибнут от разных случ а йностей .
Лебеди, гуси и утки соб и рались в дорогу с важным видом, созн а вали всю трудн о сть пр е дстоящего подвига. Шумели, суетились и хлоп о тали маленькие птички: кул и чки-песочники, чернозобики, черныш и , зуйки. Они д а вно уже соб и рались стайк а ми и перен о сились с одного бер е га на другой.
Лес ст о ял темный и м о лчаливый. Ведь главные п е вцы ул е тели.
2 Фонетический разбор
в - [в] согласный, твёрдый, звонкий
с - [с'] согласный, мягкий, глухой
е -[э] гласный, ударный
х - [х] согласный, твердый, глухой
4 буквы, 4 звука.
Морфемный разбор
-со – приставка
-бир – корень -а – суффикс -л – суффикс -и – окончание - сь – суффикс Морфологический разбор
1) Далёкий – прилагательное, обозначает признак предмета; путь (какой?) далекий. 2) Н.ф. – далёкий; полное, м.р, винит.,падеж. 3) В предложении является определением.
Синтаксический разбор.
Ведь главные певцы улетели. (повествовательное, невосклицательное, простое, распространенное.)
Грамматическая основа: певцы (подлежащее) улетели (сказуемое).
Второстепенные члены предложения: главные – определение.
3 Танц о вщица, ф о рзац, кл а ла, кр а ны.
4 Яшка (сущ.) схватил (гл.) удочки (сущ.) и (союз) побежал (гл.) к (пред.) реке (сущ.).
Имя прилагательное, местоимение, наречие, частица, междометие, имя числительное.
5- 2 «Что это так громко затрещало в поле?» – спросил Володя .
«П» - а.
6- 3 Пора, Володя, отправляться на рыбалку.
Объяснение выбора: это предложение с обращением. обращение. обращение в середине предложения.
7- 2
Сладок предрассветный сон, и голова валится на подушку.
Объяснение выбора: это сложное предложение. в предложении две грамматические основы.
8 Автора восхищают те изменения, которые происходят в природе с наступлением осени: первый снег, листопад. (ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке)
9 Первые лучи солнца убирают холсты, поэтому на месте белого появляется зеленое место. (ответ может быть дан в иной, близкой по смыслу формулировке)
10 рассуждение.
11 холст.
12 заботливый.
Использованная литература:
Русский язык: Всероссийская проверочная работа, 5 класс, 15 вариантов. Типовые задания. ФГОС/ Р.А. Дощинский, М.С. Смирнова. Вариант 3
Шаблон презентации - http://uchitelya.com/biologiya/82184-vpr-po-biologii-5-klass-trenirovochnye-zadaniya.html