Нарушения адаптации к 1 классу
· Прогрессивное понижение успешности работы (ослабление внимания, рассеянность).
· Снижение фона настроения.
· Повышенная плаксивость, обидчивость, придирчивость.
· Плохой сон (спит беспокойно, вздрагивает во сне, всхлипывает, просыпается по ночам, долго не может заснуть вечером, хотя хочет спать).
· Появление тревожности или страхов.
· Двигательное беспокойство (всё время что-то крутит в руках - мелкие предметы, одежду, прядь волос, и т.п.; не может усидеть на месте).
· Часто моргает, подёргивает головой, плечами (различные навязчивые движения).
· Энурез (писается днём или ночью).
· Грызёт ногти, сосёт пальцы, губы.
· Снижен аппетит.
· Бледность, потеря веса.
· Жалобы на различные боли (в животе, в ногах) особенно утром перед походом в школу.
· Нежелание идти в школу под различными благовидными предлогами.
Любое наше состояние тем или иным образом проявляется на телесном уровне. Чаще всего напряжение, в котором находятся дети в первые недели учёбы, «переходит» в мышечные зажимы. Ребёнку крайне трудно управлять напряжёнными мышцами. Чрезмерное напряжение всегда ищет разрядки и часто разряжается не самым красивым способом. Приучая мышцы расслабляться, успокаиваться, мы помогаем организму восстанавливать эмоциональное и психическое равновесие. Чтобы помочь детям снизить напряжение – и мышечное и эмоциональное, можно научит их выполнять релаксационные и дыхательные упражнения.
Для эмоциональной разрядки детей хорошо использовать работу с красками и любые виды продуктивной деятельности, приносящие ребёнку удовольствие (глина, пластелин, бумага и т.п.).
Что можно делать дома для снятия статического и психоэмоционального напряжения:
Дайте возможность ребёнку повзаимодействовать с водой. Вы можете предложить ему помыть посуду, игрушки, постирать носочки. Предложить ребёнку принять душ или полежать в ванне.
Совместные, детско-родительские игры.
«Бумажные бои».
Взять листы серой бумаги и смять их в комки, типа снежков. Разделить комнату на две части креслом или стульями и закидывать друг друга бумажными комками.
«Подушечные бои».
Сшить небольшие подушечки, размером примерно 30 на 30 см. Набить неплотно. Оговорить с ребёнком правила; «не бить по голове», и – в бой, пока один из вас не выдохнется и не запросит пощады.
«Кричалки».
Выбираете любое слово и кричите, кто кого перекричит.
«Догонялки - обнималки».
Родители и дети по очереди гоняются друг за другом со словами: «Догоню - заобнимаю». Догнав – крепко обнимает.
Полезные игрушки. Дартс, боксёрская груша, пластилин, глина, краски.
Материнский массаж. Укладывая ребёнка спать, проведите с ним 10 - 15 мин.
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя: интеллектуальную, мотивационную, волевую и коммуникативную готовность.
Интеллектуальная готовность — у ребенка развиты внимание, память, сформированы мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, он умеет устанавливать связи между явлениями и событиями.
Ребенок знает:
свой адрес и название города, в котором он живет;
название страны и ее столицы;
имена и отчества своих родителей, информацию о месте их работы;
времена года, их последовательность и основные признаки;
названия месяцев, дней недели;
основные виды деревьев и цветов.
Мотивационная готовность — ребенок принимает новую социальную роль — роль школьника. Поэтому очень важно, чтобы школа была для него привлекательна своей главной деятельностью — учебой. С этой целью родителям надо:
объяснить, зачем дети ходят учиться — чтобы получать знания, которые необходимы каждому человеку;
дать ребенку позитивную информацию о школе, ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его поступление в школу.
Волевая готовность — ребенок ставит перед собой цель, принимает решение о начале деятельности, намечает план действий, выполняет его, проявляет определенные усилия, оценивает результат своей деятельности, а также умеет длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Коммуникативная готовность — ребенок умеет подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, которые установлены в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
Детский сад № 5
В помощь родителям
«Готовность к школе. Что это такое?»

Материал подготовила
Педагог-психолог
Т.Н. Некрасова
г. Алейск 2018 г.