Готовность к школе
Физиологические исследования
- Расхождение биологического и паспортного возраста ( разная степень зрелости вязана с неодновременностью созревания отдельных компонентов системы мозгового обеспечения ).
- Зависимость от состояния защитных сил организма в целом, от его биоэнергетического потенциала, от природных способностей человека (умственных и физических).
- Особенности строения и функционирования нервной системы, силы и слабости нервных процессов возбуждения и торможения, их подвижности и инертности их баланса.
- Доказано влияние условий внутриутробной жизни ребенка родовые и послеродовые травмы, осложнения и интоксикации.
Причины резкого снижения показателей здоровья детей за последние два десятилетия
Социальные предпосылки
Последствия
нарушение экологического равновесия в окружающей среде
здоровье матери, морфофункциональные нарушения у новорожденных
ослабление репродуктивного здоровья девочек, физические и эмоциональные перегрузки женщины
рост женских заболеваний, патология беременности и родов
рост алкоголизма, наркомании
рождение психически угрожаемого потомства
низкая культура семейного воспитания, кризис современной семьи
возрастание неполных семей, неблагополучных с конфликтными отношениями; развитие нервно-психических отклонений у детей, формирование психосоциальной запущенности
Причины резкого снижения показателей здоровья детей за последние два десятилетия
Социальные предпосылки
Последствия
незащищенность отдельных групп населения
безработные, эмигранты, беженцы …
недостатки в медицинском обслуживании
несвоевременность выявления нарушений физического и психического здоровья
несовершенство системы дошкольного воспитания
игнорирование особенностей в организации, формах и методах педагогической работы с ослабленными и психически угрожаемыми детьми
По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора РФ
- 80% новорожденных имеют отклонения в морфофункциональном развитии;
- не больше 15% дошкольников здоровы;
- 40% имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата;
- Около 40% страдают разными неврозами.
По данным Института возрастной физиологии РАО 28,7 % (2011 г.) готовы к школе.
Гигиенические требования к режиму образовательного процесса
Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни.
Обучение детей , не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Готовность к школе
- Физическое и психическое развитие и здоровье ребенка.
- Уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе.
- Сформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности.
Физическая готовность
- У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества):
- сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги);
- подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);
- прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;
- бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;
- бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и др. удобной рукой на 5-8 м;
- хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.
Критерии частой (острой) заболеваемости детей по количеству заболеваний органов дыхания (в том числе ОРЗ) за год
Возраст
6 – 7 лет
Частота заболеваемости
4 и более
Инфекционный индекс (ИИ) – отношение суммы всех случаев острых заболеваний в течение года к возрасту ребенка.
ИИ = сумма заболеваний
возраст ребенка
ИИ у часто болеющих детей составляет 1,1 и более.
Возрастные особенности будущих первоклассников
- развитие скачками
- мальчики в среднем на 1 год младше
- каждый месяц значим
- слабая мускулатура, управляющая сохранением определенной позы
спина
шея
руки
через
15 минут
неприятные
ощущения
физкультминутка
Возрастные особенности будущих первоклассников
- в этом возрасте ребенок слегка дальнозорок ;
- низкие резервы аккомодации .
при переводе взгляда
видит нечетко,
расплывчато
Не торопить, дать глазам перестроиться.
Возрастные особенности будущих первоклассников
поверхность для книги и тетради д.б. наклонной, параллельной плоскости глаз
одновременно прямо сидеть и четко видеть буквы не может
возникает эффект «оптической перспективы»
если этого нет
при чтении - книга на подставке,
при письме – наклон крышки парты.
Возрастные особенности будущих первоклассников
- Продолжается формирование кисти руки, затруднительно выполнение тонкокоординированных движений.
- 90% первоклассников испытывают при письме трудности.
Длительность письма не более 3 минут.
Прерывать письменную работу гимнастикой для пальцев.
Возрастные особенности будущих первоклассников
- Мозг 6-летнего отличается от мозга 7-летнего ребенка.
- Скачок их развития в 7 лет, а не в шесть.
незрелы
Лобные области
Нижнетеменные области
Возрастные особенности будущих первоклассников
Лобные области
- программирование, прогнозирование деятельности;
- выстраивание гипотез;
- сличение того, что произошло с задуманным.
Возрастные особенности будущих первоклассников
Лобные области
незрелы
трудно составлять, удерживать программы действий
не может прогнозировать результаты действий
нет волевых усилий, сложно себя заставить
Возрастные особенности будущих первоклассников
Нижнетеменные области
- восприятие пространства;
- пространственное мышление.
Возрастные особенности будущих первоклассников
Нижнетеменные области
незрелы
трудно определить время по часам со стрелками
трудно различать правое и левое
часто пишет зеркально
трудности с переходом через десяток
Дети с особенностями развития
Дети с СДВГ
Медлительные дети
Леворукие дети
Одаренные дети
6 симптомов гиперактивности:
1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, сидя на стуле, крутится и вертится.
2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.
3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо (у подростков это может ограничиваться субъективным ощущением беспокойства).
4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то на досуге.
5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикреплен мотор».
6. Часто бывает болтливым.
3 симптома импульсивности:
1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.
2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.
3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в разговор).
Школьные трудности детей с СДВГ
Комплексные трудности письма
Комплексные трудности чтения
Комплексные трудности математики
Трудности выполнения контрольных и самостоятельных работ
Трудности быстрого ответа с места и у доски
Организация внимания
Нарушение произвольной организации деятельности
Правила работы с гиперактивными детьми
- Не допустимы (никогда, даже в критический ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «терпеть ненавижу», «ты меня извел», «у меня нет сил», «ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых) бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.
- Не рекомендуется разговаривать с ребенком между делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что ребенок отвлекает вас от боле важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься («Извини, малыш, я сейчас закончу, и мы с тобой обо всем поговорим»).
- Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, стоит отложить все дела, пусть ребенок почувствует ваше внимание и заинтересованность.
- Во время любого разговора необходимо помнить, что важны не только слова, но и тон, мимика, жесты, на них ребенок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.
- Разговаривая с ребенком, необходимо задавать вопросы, требующие пространного ответа.
- Следует поощрять ребенка в ходе разговора, показывать, что интересно и важно то, что он говорит.
- Необходимо серьезно реагировать на просьбы ребенка. Если просьбу нельзя выполнить по какой-то причине, не следует отмалчиваться, ограничиваться коротким «нет» и стоит объяснить, почему невозможно можете выполнить просьбу ребенка. Неловкую ситуацию создают условия для выполнения просьбы «будешь делать ты – сделаю я».
Правила работы с медлительными детьми
- Не торопить ребенка, не напоминать о его медлительности, не ругать, не стыдить его за медленный темп деятельности.
- Необходимо создать условия для работы ребенка в свойственном ему темпе.
- При быстрой работе будет страдать качество.
- Оценивать не объем работы, а ее качество. Это особенно важно на начальных этапах обучения письму и чтению.
- На проверочных и контрольных работах медлительный ребенок либо должен получать меньший объем заданий, либо иметь большее время для их выполнения.
- Медлительного ребенка не рекомендуется в первом классе вызывать для быстрого ответа к доске или спрашивать с места (если он сам не вызывается).
- Задания с ограничением времени, соревнования «кто быстрее» и т.п. трудны для медлительного ребенка.
- Медлительный ребенок должен иметь время на включение в любую деятельность.
- Четкая организация режима дня помогает медлительному ребенку справиться с нагрузками.
- Необходимо сделать все возможное, чтобы медлительный ребенок не чувствовал себя виноватым и ущербным.