СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Родительское собрание "Готовность к школе: предпосылки и педагогически значимые составляющие.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовность ребенка к школе – это комплексное понятие, включающее все стороны развития ребенка. Проблема готовности ребенка к школе была сформулирована несколько десятилетий назад из-за более раннего начала обучения в школе. Каждый родитель задает один и тот же вопрос: в каком возрасте ребенка лучше отдавать в школу – в 6 или 7 лет? К школе может быть готов и ребенок 6-ти лет, а может не готов даже восьмилетний ребенок. Способность к учению формируется у всех детей по-разному, даже среди ровесников. И дело здесь не только в интеллектуальном развитии ребенка, а еще в желании получать новые знания, в развитии воли у ребенка, в физическом развитии и состоянии здоровья.

Просмотр содержимого документа
«Родительское собрание "Готовность к школе: предпосылки и педагогически значимые составляющие.»

Готовность к школе

Готовность к школе

Физиологические исследования Расхождение биологического и паспортного возраста ( разная степень зрелости вязана с неодновременностью созревания отдельных компонентов системы мозгового обеспечения ). Зависимость от состояния защитных сил организма в целом, от его биоэнергетического потенциала, от природных способностей человека (умственных и физических). Особенности строения и функционирования нервной системы, силы и слабости нервных процессов возбуждения и торможения, их подвижности и инертности их баланса. Доказано влияние условий внутриутробной жизни ребенка родовые и послеродовые травмы, осложнения и интоксикации.

Физиологические исследования

  • Расхождение биологического и паспортного возраста ( разная степень зрелости вязана с неодновременностью созревания отдельных компонентов системы мозгового обеспечения ).
  • Зависимость от состояния защитных сил организма в целом, от его биоэнергетического потенциала, от природных способностей человека (умственных и физических).
  • Особенности строения и функционирования нервной системы, силы и слабости нервных процессов возбуждения и торможения, их подвижности и инертности их баланса.
  • Доказано влияние условий внутриутробной жизни ребенка родовые и послеродовые травмы, осложнения и интоксикации.
Причины резкого снижения показателей здоровья детей за последние два десятилетия Социальные предпосылки Последствия нарушение экологического равновесия в окружающей среде здоровье матери, морфофункциональные нарушения у новорожденных ослабление репродуктивного здоровья девочек, физические и эмоциональные перегрузки женщины рост женских заболеваний, патология беременности и родов рост алкоголизма, наркомании рождение психически угрожаемого потомства низкая культура семейного воспитания, кризис современной семьи возрастание неполных семей, неблагополучных с конфликтными отношениями; развитие нервно-психических отклонений у детей, формирование психосоциальной запущенности

Причины резкого снижения показателей здоровья детей за последние два десятилетия

Социальные предпосылки

Последствия

нарушение экологического равновесия в окружающей среде

здоровье матери, морфофункциональные нарушения у новорожденных

ослабление репродуктивного здоровья девочек, физические и эмоциональные перегрузки женщины

рост женских заболеваний, патология беременности и родов

рост алкоголизма, наркомании

рождение психически угрожаемого потомства

низкая культура семейного воспитания, кризис современной семьи

возрастание неполных семей, неблагополучных с конфликтными отношениями; развитие нервно-психических отклонений у детей, формирование психосоциальной запущенности

Причины резкого снижения показателей здоровья детей за последние два десятилетия Социальные предпосылки Последствия незащищенность отдельных групп населения безработные, эмигранты, беженцы … недостатки в медицинском обслуживании несвоевременность выявления нарушений физического и психического здоровья несовершенство системы дошкольного воспитания игнорирование особенностей в организации, формах и методах педагогической работы с ослабленными и психически угрожаемыми детьми

Причины резкого снижения показателей здоровья детей за последние два десятилетия

Социальные предпосылки

Последствия

незащищенность отдельных групп населения

безработные, эмигранты, беженцы …

недостатки в медицинском обслуживании

несвоевременность выявления нарушений физического и психического здоровья

несовершенство системы дошкольного воспитания

игнорирование особенностей в организации, формах и методах педагогической работы с ослабленными и психически угрожаемыми детьми

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора РФ   80%  новорожденных имеют отклонения в морфофункциональном развитии; не больше 15% дошкольников здоровы; 40% имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата; Около 40% страдают разными неврозами.  По данным Института возрастной физиологии РАО 28,7 % (2011 г.) готовы к школе.

По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи Госкомсанэпиднадзора РФ

  • 80% новорожденных имеют отклонения в морфофункциональном развитии;
  • не больше 15% дошкольников здоровы;
  • 40% имеют отклонения со стороны опорно-двигательного аппарата;
  • Около 40% страдают разными неврозами.

По данным Института возрастной физиологии РАО 28,7 % (2011 г.) готовы к школе.

Гигиенические требования к режиму  образовательного процесса Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Обучение детей , не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Гигиенические требования к режиму образовательного процесса

Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни.

Обучение детей , не достигших 6 лет 6 месяцев к началу учебного года, следует проводить в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Готовность к школе Физическое и психическое развитие и здоровье ребенка. Уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе. Сформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности.

Готовность к школе

  • Физическое и психическое развитие и здоровье ребенка.
  • Уровень социальной и психолого-педагогической готовности к школе.
  • Сформированность психофизиологических и психологических предпосылок учебной деятельности.
Физическая готовность У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества): сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги); подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз); прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия; бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их; бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и др. удобной рукой на 5-8 м; хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.

Физическая готовность

  • У ребенка развиты основные двигательные качества (ловкость, гибкость, скоростные и силовые качества):
  • сохраняет статическое равновесие (от 15 секунд), стоя на линии (пятка одной ноги примыкает к носку другой ноги);
  • подбрасывает и ловит мяч двумя руками (от 10 раз);
  • прыгает в длину с места, приземляясь на обе ноги и не теряя равновесия;
  • бегает свободно, быстро и с удовольствием, пробегает со старта дистанцию 30 м; ловко обегает встречающиеся предметы, не задевая их;
  • бросает теннисный мяч или любой маленький мячик, шишку, снежок и др. удобной рукой на 5-8 м;
  • хорошо владеет своим телом, сохраняет правильную осанку.
Критерии частой (острой) заболеваемости детей по количеству заболеваний органов дыхания  (в том числе ОРЗ) за год Возраст 6 – 7 лет Частота заболеваемости 4 и более Инфекционный индекс (ИИ) – отношение суммы всех случаев острых заболеваний в течение года к возрасту ребенка. ИИ = сумма заболеваний  возраст ребенка  ИИ у часто болеющих детей составляет 1,1 и более.

Критерии частой (острой) заболеваемости детей по количеству заболеваний органов дыхания (в том числе ОРЗ) за год

Возраст

6 – 7 лет

Частота заболеваемости

4 и более

Инфекционный индекс (ИИ) – отношение суммы всех случаев острых заболеваний в течение года к возрасту ребенка.

ИИ = сумма заболеваний

возраст ребенка

ИИ у часто болеющих детей составляет 1,1 и более.

Возрастные особенности будущих первоклассников  развитие скачками мальчики в среднем на 1 год младше каждый месяц значим слабая мускулатура, управляющая сохранением определенной позы спина шея руки через 15 минут неприятные ощущения физкультминутка

Возрастные особенности будущих первоклассников

  • развитие скачками
  • мальчики в среднем на 1 год младше
  • каждый месяц значим
  • слабая мускулатура, управляющая сохранением определенной позы

спина

шея

руки

через

15 минут

неприятные

ощущения

физкультминутка

Возрастные особенности будущих первоклассников в этом возрасте ребенок слегка дальнозорок ; низкие резервы аккомодации . при переводе взгляда видит нечетко, расплывчато Не торопить, дать глазам перестроиться.

Возрастные особенности будущих первоклассников

  • в этом возрасте ребенок слегка дальнозорок ;
  • низкие резервы аккомодации .

при переводе взгляда

видит нечетко,

расплывчато

Не торопить, дать глазам перестроиться.

Возрастные особенности будущих первоклассников  поверхность для книги и тетради д.б. наклонной, параллельной плоскости глаз одновременно прямо сидеть и четко видеть буквы не может возникает эффект «оптической перспективы» если этого нет при чтении - книга на подставке, при письме – наклон крышки парты.

Возрастные особенности будущих первоклассников

поверхность для книги и тетради д.б. наклонной, параллельной плоскости глаз

одновременно прямо сидеть и четко видеть буквы не может

возникает эффект «оптической перспективы»

если этого нет

при чтении - книга на подставке,

при письме – наклон крышки парты.

Возрастные особенности будущих первоклассников Продолжается формирование кисти руки, затруднительно выполнение тонкокоординированных движений. 90% первоклассников испытывают при письме трудности. Длительность письма не более 3 минут. Прерывать письменную работу гимнастикой для пальцев.

Возрастные особенности будущих первоклассников

  • Продолжается формирование кисти руки, затруднительно выполнение тонкокоординированных движений.
  • 90% первоклассников испытывают при письме трудности.

Длительность письма не более 3 минут.

Прерывать письменную работу гимнастикой для пальцев.

Возрастные особенности будущих первоклассников Мозг 6-летнего отличается от мозга 7-летнего ребенка.     Скачок их развития в 7 лет, а не в шесть. незрелы Лобные области Нижнетеменные области

Возрастные особенности будущих первоклассников

  • Мозг 6-летнего отличается от мозга 7-летнего ребенка.
  • Скачок их развития в 7 лет, а не в шесть.

незрелы

Лобные области

Нижнетеменные области

Возрастные особенности будущих первоклассников Лобные области  программирование, прогнозирование деятельности;  выстраивание гипотез;  сличение того, что произошло с задуманным.

Возрастные особенности будущих первоклассников

Лобные области

  • программирование, прогнозирование деятельности;
  • выстраивание гипотез;
  • сличение того, что произошло с задуманным.
Возрастные особенности будущих первоклассников Лобные области незрелы трудно составлять, удерживать программы действий не может прогнозировать результаты действий нет волевых усилий, сложно себя заставить

Возрастные особенности будущих первоклассников

Лобные области

незрелы

трудно составлять, удерживать программы действий

не может прогнозировать результаты действий

нет волевых усилий, сложно себя заставить

Возрастные особенности будущих первоклассников Нижнетеменные области  восприятие пространства;  пространственное мышление.

Возрастные особенности будущих первоклассников

Нижнетеменные области

  • восприятие пространства;
  • пространственное мышление.
Возрастные особенности будущих первоклассников Нижнетеменные области незрелы трудно определить время по часам со стрелками трудно различать правое и левое часто пишет зеркально трудности с переходом через десяток

Возрастные особенности будущих первоклассников

Нижнетеменные области

незрелы

трудно определить время по часам со стрелками

трудно различать правое и левое

часто пишет зеркально

трудности с переходом через десяток

Дети с особенностями развития Дети с СДВГ Медлительные дети Леворукие дети Одаренные дети

Дети с особенностями развития

Дети с СДВГ

Медлительные дети

Леворукие дети

Одаренные дети

6 симптомов гиперактивности:  1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, сидя на стуле, крутится и вертится. 2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте. 3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо (у подростков это может ограничиваться субъективным ощущением беспокойства). 4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то на досуге. 5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикреплен мотор». 6. Часто бывает болтливым.  3 симптома импульсивности:  1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца. 2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях. 3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в разговор).

6 симптомов гиперактивности:

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и стопах, сидя на стуле, крутится и вертится.

2. Часто встает со своего места в классе во время уроков или в других ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бегает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо (у подростков это может ограничиваться субъективным ощущением беспокойства).

4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-то на досуге.

5. Часто находится в постоянном движении и ведет себя так, «как будто к нему прикреплен мотор».

6. Часто бывает болтливым.

3 симптома импульсивности:

1. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их до конца.

2. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях.

3. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например, вмешивается в разговор).

Школьные трудности детей  с СДВГ Комплексные трудности письма Комплексные трудности чтения Комплексные трудности математики Трудности выполнения контрольных и самостоятельных работ Трудности быстрого ответа с места и у доски Организация внимания  Нарушение произвольной организации деятельности

Школьные трудности детей с СДВГ

Комплексные трудности письма

Комплексные трудности чтения

Комплексные трудности математики

Трудности выполнения контрольных и самостоятельных работ

Трудности быстрого ответа с места и у доски

Организация внимания

Нарушение произвольной организации деятельности

Правила работы с гиперактивными детьми

  • Не допустимы (никогда, даже в критический ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «терпеть ненавижу», «ты меня извел», «у меня нет сил», «ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых) бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.
  • Не рекомендуется разговаривать с ребенком между делом, раздраженно, показывая всем своим видом, что ребенок отвлекает вас от боле важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете отвлечься («Извини, малыш, я сейчас закончу, и мы с тобой обо всем поговорим»).
  • Если есть возможность отвлечься хотя бы на несколько минут, стоит отложить все дела, пусть ребенок почувствует ваше внимание и заинтересованность.
  • Во время любого разговора необходимо помнить, что важны не только слова, но и тон, мимика, жесты, на них ребенок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение.
  • Разговаривая с ребенком, необходимо задавать вопросы, требующие пространного ответа.
  • Следует поощрять ребенка в ходе разговора, показывать, что интересно и важно то, что он говорит.
  • Необходимо серьезно реагировать на просьбы ребенка. Если просьбу нельзя выполнить по какой-то причине, не следует отмалчиваться, ограничиваться коротким «нет» и стоит объяснить, почему невозможно можете выполнить просьбу ребенка. Неловкую ситуацию создают условия для выполнения просьбы «будешь делать ты – сделаю я».
Правила работы с медлительными детьми  Не торопить ребенка, не напоминать о его медлительности, не ругать, не стыдить его за медленный темп деятельности. Необходимо создать условия для работы ребенка в свойственном ему темпе. При быстрой работе будет страдать качество. Оценивать не объем работы, а ее качество. Это особенно важно на начальных этапах обучения письму и чтению. На проверочных и контрольных работах медлительный ребенок либо должен получать меньший объем заданий, либо иметь большее время для их выполнения. Медлительного ребенка не рекомендуется в первом классе вызывать для быстрого ответа к доске или спрашивать с места (если он сам не вызывается). Задания с ограничением времени, соревнования «кто быстрее» и т.п. трудны для медлительного ребенка. Медлительный ребенок должен иметь время на включение в любую деятельность. Четкая организация режима дня помогает медлительному ребенку справиться с нагрузками. Необходимо сделать все возможное, чтобы медлительный ребенок не чувствовал себя виноватым и ущербным.

Правила работы с медлительными детьми

  • Не торопить ребенка, не напоминать о его медлительности, не ругать, не стыдить его за медленный темп деятельности.
  • Необходимо создать условия для работы ребенка в свойственном ему темпе.
  • При быстрой работе будет страдать качество.
  • Оценивать не объем работы, а ее качество. Это особенно важно на начальных этапах обучения письму и чтению.
  • На проверочных и контрольных работах медлительный ребенок либо должен получать меньший объем заданий, либо иметь большее время для их выполнения.
  • Медлительного ребенка не рекомендуется в первом классе вызывать для быстрого ответа к доске или спрашивать с места (если он сам не вызывается).
  • Задания с ограничением времени, соревнования «кто быстрее» и т.п. трудны для медлительного ребенка.
  • Медлительный ребенок должен иметь время на включение в любую деятельность.
  • Четкая организация режима дня помогает медлительному ребенку справиться с нагрузками.
  • Необходимо сделать все возможное, чтобы медлительный ребенок не чувствовал себя виноватым и ущербным.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!