Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №6»
г. Зарайск
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Средняя школа №6»
____________Марковский К.К.
«____» __________2018 г.
Рабочая программа по музыке
2 класс
Составитель: Маркова Светлана Николаевна
учитель первой категории
2
018
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 2 класса, соответствует индивидуальному учебному плану Николаевой полины. Программа разработана на основе Закона РФ «Об образовании», ФГОС НОО, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, основных положений художественно-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского, авторской программы курса «Музыка» Е.Д.Критской, Г.П.Сергеевой, Т.С.Шмагиной, Москва «Просвещение», 2017 г. Авторской программе соответствует учебник «Музыка» Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина, Москва «Просвещение», 2016 г.
ПРИМЕРНЫЕ ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
- эмоциональная отзывчивость на доступного и близкого ребёнка по настроению музыкальные произведения;
- образ малой Родины, отраженный в музыкальных произведениях, представление о музыкальной культуре родного края, музыкальном символе России (гимн);
- интерес к различным видам музыкально-практической и творческой деятельности;
- первоначальные представления о нравственном содержании музыкальных произведений;
- этические и эстетические чувства, первоначальное осознание роли прекрасного в жизни человека;
- выражение в музыкальном исполнительстве (в т. ч. импровизациях) своих чувств и настроений; понимание настроений; понимание настроения других людей.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- нравственно-эстетических переживаний музыки;
- восприятия нравственного содержания музыки сказочного, героического характера и ненавязчивой морали русского народного творчества;
- позиции слушателя и исполнителя музыкальных сочинений;
- первоначальной ориентации на оценку результатов коллективной музыкально-исполнительской деятельности;
- представления о рациональной организации музыкальных занятий, гигиене голосового аппарата.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- принимать учебную задачу и следовать инструкции учителя;
- планировать свои действия в соответствии с учебными задачами и инструкцией учителя;
- эмоционально откликаться на музыкальную характеристику образов героев музыкальных сказок и музыкальных зарисовок;
- выполнять действия в устной форме;
- осуществлять контроль своего участия в доступных видах музыкальной деятельности.
Обучающийся получит возможность научиться:
- понимать смысл инструкции учителя и заданий, предложенных в учебнике;
- воспринимать мнение взрослых о музыкальном произведении и его исполнении;
- выполнять действия в опоре на заданный ориентир;
- выполнять действия в громкоречевой (устной) форме.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять поиск нужной информации, используя материал учебника и сведения, полученные от взрослых (задания типа «Выясни у взрослых…»);
- расширять свои представления о музыке;
- ориентироваться в способах решения исполнительской задачи;
- работать с дополнительными текстами и заданиями в рабочей тетради;
- читать простое схематическое изображение;
- соотносить содержание рисунков с музыкальными впечатлениями;
- соотносить различные произведения по настроению, форме, по некоторым средствам музыкальной выразительности (темп, динамика, ритм, мелодия);
- строить рассуждения о воспринимаемых свойствах музыки.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- использовать простые речевые средства для передачи своего впечатления от музыки;
- исполнять музыкальные произведения со сверстниками, выполняя при этом разные функции (ритмическое сопровождение на разных детских инструментах и т.д.);
- учитывать настроение других людей, их эмоции от восприятия музыки;
- принимать участие в импровизациях, в коллективных инсценировках, в обсуждении музыкальных впечатлений;
- следить за действиями других участников в процессе музыкальной деятельности.
- выражать своё мнение о музыке в процессе слушания и исполнения;
- понимать содержание вопросов о музыке и воспроизводить их;
- контролировать свои действия в коллективной работе;
- проявлять инициативу, участвуя в исполнении музыки.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- эмоционально воспринимать музыку разного образного содержания, различных жанров;
- различать и эмоционально откликаться на музыку разных жанров: песню-танец, песню-марш, танец, марш; воспринимать их характерные особенности;
- эмоционально выражать своё отношение к музыкальным произведениям доступного содержания;
- воспринимать нравственное содержание музыкальных произведений;
- понимать роль различных выразительных средств в создании музыкального образа;
- сравнивать звучание одного и того же произведения в разном исполнении;
- узнавать пройденные музыкальные произведения и их авторов;
- размышлять и рассуждать о характере музыкальных произведений, о чувствах, передаваемых в музыке;
- соотносить исполнение музыки с жизненными впечатлениями (например, с разными состояниями природы);
- сопоставлять музыкальные особенности народной и профессиональной музыки;
- различать на слух и чувствовать выразительность звучания оркестров (симфонического, народных инструментов, духового), звучания музыкальных инструментов; соотносить их тембры с характером героев, хоров (детского и взрослого);
- находить сходство и различие интонаций, тем и образов, основных музыкальных форм;
- различать звучание музыкальных инструментов;
- различать жанры народной музыки и основные её особенности;
- передавать эмоциональное содержание песенного (народного и профессионального) творчества в пении, движении, элементах дирижирования и др.;
- воспринимать темповые, динамические особенности музыки; различать простые ритмические группы;
- воплощать выразительные особенности профессионального и народного творчества в пении, движении, импровизациях;
- понимать основные дирижёрские жесты: внимание, дыхание, начало, окончание, плавное звуковедение;
- выразительно исполнять попевки и песни, следить за интонированием и соблюдением певческой установки;
- выразительно и ритмично двигаться под музыку разного характера, передавая изменения настроения в разных частях произведения;
- участвовать в музыкальных драматизациях;
Обучающийся получит возможность овладеть:
- представлениями о музыкальном искусстве и его видах, связях с другими видами художественного творчества; об авторской и народной музыке, о музыке разных народов;
- представлениями о творчестве композиторов;
- представлениями о музыкальных жанрах.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Основное содержание курса представлено следующими содержательными линиями: «Музыка в жизни человека», «Основные закономерности музыкального искусства», «Музыкальная картина мира».
Музыка в жизни человека. Истоки возникновения музыки. Рождение музыки как естественное проявление человеческих чувств. Звучание окружающей жизни, природы, настроений, чувств и характера человека. Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров и стилей. Песня, танец, марш и их разновидности. Песенность, танцевальность, маршевость. Опера, балет, симфония, концерт, сюита, кантата, мюзикл. Отечественные народные музыкальные традиции. Народное творчество России. Музыкальный и поэтический фольклор: песни, танцы, действа, обряды, скороговорки, загадки,
Игры-драматизации. Историческое прошлое в музыкальных образах. Народная и профессиональная музыка. Сочинения отечественных композиторов о Родине. Духовная музыка в творчестве композиторов.
Основные закономерности музыкального искусства.
Интонационно-образная природа музыкального искусства. Выразительность и изобразительность в музыке. Интонация как озвученное состояние, выражение эмоций и мыслей. Интонации музыкальные и речевые. Сходство и различие. Интонация – источник музыкальной речи. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия, ритм, темп, динамика, тембр, лад и др.). Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие. Композитор – исполнитель – слушатель. Особенности музыкальной речи в сочинениях композиторов, ее выразительный смысл. Нотная запись как способ фиксации музыкальной речи. Элементы нотной грамоты. Развитие музыки — сопоставление и столкновение чувств и мыслей человека, музыкальных интонаций, тем, художественных образов. Основные приёмы музыкального развития (повтор и контраст). Формы построения музыки как обобщенное выражение художественно-образного содержания произведений. Формы одночастные, двух и трехчастные, вариации, рондо и др.
Музыкальная картина мира.
Интонационное богатство музыкального мира. Общие представления о музыкальной жизни страны. Детские хоровые и инструментальные коллективы, ансамбли песни и танца. Выдающиеся исполнительские коллективы (хоровые, симфонические). Музыкальные театры. Конкурсы и фестивали музыкантов. Музыка для детей: радио и телепередачи, видеофильмы, звукозаписи (CD, DVD). Различные виды музыки: вокальная, инструментальная, сольная, хоровая, оркестровая. Певческие голоса: детские,
женские, мужские. Хоры: детский, женский, мужской, смешанный. Музыкальные инструменты. Оркестры: симфонический, духовой, народных инструментов. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Многообразие этнокультурных, исторически
сложившихся традиций. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык.
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
2 класс (34ч)
№ | Тема урока | Кол-во уроков | Дата план | Дата факт | Содержание урока. Решаемые проблемы. | Характеристика деятельности учащихся. |
«Россия – Родина моя» (3 ч). |
1 | Мелодия. | 1 | 06.09 | | Интонационно-образная природа музыкального искусства. Основные средства музыкальной выразительности (мелодия). Песенность как отличительная черта русской музыки. - «Рассвет на Москве – реке» М.Мусоргский. | Размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности. Подбирать слова, отражающие содержание музыкальных произведений. |
2 | Здравствуй, Родина моя! Моя Россия. | 1 | 13.09 | | Сочинения отечественных композиторов о Родине. Элементы нотной грамоты. Формы построения музыки (освоение куплетной формы: запев, припев). - «Моя Россия» Г.Струве. - «Здравствуй, Родина моя» Ю.Чичков. | Воплощать характер и настроение песен о России. Размышлять об отечественной музыке, её характере и средствах выразительности. |
3 | Гимн России. | 1 | 20.09 | | Сочинения отечественных композиторов о Родине - «Гимн России» А.Александров, С.Михалков. | Исполнять гимн России. Участвовать в хоровом исполнении гимнов своей республики, края, города, школы. |
«День, полный событий» (6ч). |
4 | Музыкальные инструменты. | 1 | 27.09 | | Музыкальные инструменты (фортепиано). Элементы нотной грамоты. - «Детская музыка» С.Прокофьев. - «Детский альбом» П.Чайковский. | Распознавать и эмоционально откликаться на выразительные и изобразительные особенности музыки. Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. |
5 | Природа и музыка. Прогулка. | 1 | 04.10 | | Выразительность и изобразительность в музыке. Песенность, танцевальность, маршевость. - «Утро», «Вечер» С.Прокофьев. «Прогулка» С.Прокофьев. «Прогулка» М.Мусоргский. | Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. |
6 | Танцы, танцы, танцы… | 1 | 11.10 | | Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм). - «Камаринская», «Вальс», «Полька» П.И. Чайковский. - Тарантелла» С. Прокофьев. - «Начинаем перепляс» С.Соснин. | Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. |
7 | Эти разные марши. Звучащие картины. | 1 | 18.10 | | Песенность, танцевальность, маршевость. Основные средства музыкальной выразительности (ритм, пульс). Выразительность и изобразительность в музыке. -«Марш деревянных солдатиков» П. Чайковский. - «Шествие кузнечиков», «Марш», «Ходит месяц над лугами» С.С. Прокофьев. | Соотносить графическую запись музыки с её жанром и музыкальной речью композитора. Понимать основные термины и понятия музыкального искусства. |
8 | Расскажи сказку. Обобщающий урок I четверти. | 1 | 25.10 | | Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. - «Нянина сказка» П. Чайковский. - «Сказочка» С. Прокофьев. Обобщение музыкальных впечатлений второклассников за 1 четверть. | Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. |
9 | Колыбельные. Мама. | 1 | 01.11 | | Интонации музыкальные и речевые. Их сходство и различие. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. -«Мама». П. Чайковский. -«Колыбельная медведицы» Е.Крылатов | Определять выразительные возможности фортепиано в создании различных образов. Анализировать выразительные и изобразительные интонации, свойства музыки в их взаимосвязи и взаимодействии. |
«О России петь – что стремиться в храм» (5ч). |
10 | Великий колокольный звон. Звучащие картины. | 1 | 15.11 | | Духовная музыка в творчестве композиторов. Музыка религиозной традиции. -«Великий колокольный звон» М. Мусоргский. - «Праздничный трезвон» | Передавать с помощью пластики движений, детских музыкальных инструментов разный характер колокольных звонов. |
11 | Святые земли русской. Князь Александр Невский. | 1 | 22.11 | | Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Кантата. - Кантата «Александр Невский» С.Прокофьев - «Песнь об Александре Невском», «Вставайте, люди русские». | Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. |
12 | Сергий Радонежский. | 1 | 29.11 | | Народные музыкальные традиции Отечества. Обобщенное представление исторического прошлого в музыкальных образах. Народные песнопения. - «О, преславного чудесе» - напев Оптиной Пустыни. -Народные песнопения о Сергии Радонежском. | Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. |
13 | Молитва. | 1 | 6.12 | | Духовная музыка в творчестве композиторов. Многообразие этнокультурных, исторически сложившихся традиций. - «Утренняя молитва», «В церкви» П.Чайковский. | Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных стилей и жанров. Передавать в исполнении характер народных и духовных песнопений. |
14 | С Рождеством Христовым! Рождество Христово. | 1 | 13.12 | | Народные музыкальные традиции Отечества. Праздники Русской православной церкви. Рождество Христово. - «Рождественская песенка» П.Синявский. - Рождественские песни: «Добрый тебе вечер», «Рождественское чудо». | Исполнять рождественские песни. Интонационно осмысленно исполнять сочинения разных стилей и жанров. |
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» (4 ч). |
15 | Русские народные инструменты. Плясовые наигрыши. Обобщающий урок II четверти. | 1 | 20.12 | | Народные музыкальные традиции Отечества. Народное и профессиональное музыкальное творчество разных стран мира. Русская народная песня «Светит месяц». | Разыгрывать народные игровые песни. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора. |
16 | Разыграй песню. Выходили красны девицы. Бояре, а мы к вам пришли. | 1 | 27.12 | | Обобщение музыкальных впечатлений. «Выходили красны девицы», «Бояре, а мы к вам пришли» - русские народные песни. | Разыгрывать народные игровые песни, песни – диалоги, песни – хороводы. Различать, узнавать народные песни разных жанров и сопоставлять средства их выразительности. |
17 | Музыка в народном стиле. Сочини песенку. | 1 | 17.01 | | Наблюдение народного творчества. Музыкальные инструменты. Оркестр народных инструментов. - «Калинка» - р.н.п. «Светит месяц» - вариации на тему рус. нар. песни. - «Камаринская» - р.н.п. | Исполнять выразительно, интонационно осмысленно народные песни, танцы. Общаться и взаимодействовать в процессе ансамблевого, коллективного воплощения различных образов русского фольклора. |
18 | Русские народные праздники: проводы зимы, встреча весны. | 1 | 24.01 | | Народные музыкальные традиции Отечества. Наблюдение народного творчества. Музыкальный и поэтический фольклор России: песни, танцы, хороводы, игры-драматизации. «Масленичные песенки», «Песенки – заклички», игры, хороводы. | Выявлять особенности традиционных праздников народов России. |
«В музыкальном театре» (5ч). | | | |
19 | Сказка будет впереди. | 1 | 31.01 | | Народная и профессиональная музыка. Опыты сочинения мелодий на тексты народных песенок, закличек, потешек. Марши, «Песня-спор» Г.Гладков. | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выявлять особенности развитии образов. |
20 | Детский музыкальный театр. | 1 | 7.02 | | Народные музыкальные традиции Отечества. М. Коваль «Волк и семеро козлят», С.Прокофьев «Золушка». | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита. |
21 | Театр оперы и балета. Волшебная палочка. | 1 | 14.02 | | Интонации музыкальные и речевые. С.Прокофьев «Золушка». | Эмоционально откликаться и выражать своё отношение к музыкальным образам оперы и балета. Выявлять особенности развитии образов. |
22 | Опера «Руслан и Людмила». Сцены из оперы. | 1 | 21.02 | | Обобщенное представление об основных образно-эмоциональных сферах музыки и о многообразии музыкальных жанров. Песнь Баяна из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинки. | Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развитии образов. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита. |
23 | «Какое чудное мгновенье!» Увертюра. Финал. | 1 | 28.02 | | Музыкальные театры. Опера, балет. Симфонический оркестр. Роль дирижера в создании музыкального спектакля. Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. Увертюра к опере. - Увертюра - заключительный хор из финала оперы «Руслан и Людмила» М.Глинка. -Марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила» М. Глинка -«Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьев. | Рассказывать сюжеты литературных произведений, положенных в основу знакомых опер и балетов. Выявлять особенности развитии образов. Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита. |
«В концертном зале» (5ч). |
24 | Симфоническая сказка. (С. Прокофьев «Петя и волк»). | 1 | 7.03 | | Опера. Музыкальное развитие в сопоставлении и столкновении человеческих чувств, тем, художественных образов. Детский музыкальный театр. С. Прокофьев «Петя и волк». | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. |
25 | Симфоническая сказка. Обобщающий урок III четверти. | 1 | 14.03 | | Музыкальные инструменты. Музыкальные портреты и образы в симфонической музыке. Основные средства музыкальной выразительности (тембр). - Симфоническая сказка «Петя и волк» С. Прокофьев. | Узнавать тембры инструментов симфонического оркестра и сопоставлять их с музыкальными образами симфонической сказки. |
26 | «Картинки с выставки». Музыкальное впечатление. | 1 | 21.03 | | Музыкальные портреты и образы в симфонической и фортепианной музыке. Обобщение музыкальных впечатлений/ - М.Мусоргский «Картинки с выставки». - «Песня о картинах» Г.Гладков. | Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. |
27 | «Звучит нестареющий Моцарт». Симфония №40. | 1 | 4.04 | | Симфонический оркестр. Знакомство учащихся с произведениями великого австрийского композитора В.А.Моцарта. Сифония№40 Моцарт. | Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита. |
28 | Увертюра. | 1 | 11.04 | | Выразительность и изобразительность в музыке. - Увертюра «Свадьба Фигаро». | Понимать смысл терминов: партитура, увертюра, сюита. |
«Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье…» (6ч). |
29 | Волшебный цветик – семицветик. Музыкальные инструменты. И все это – Бах! | 1 | 18.04 | | Интонация – источник элементов музыкальной речи. Музыкальные инструменты. Знакомство учащихся с произведениями великого немецкого композитора И.С.Баха. -«Менуэт» И. -С.Бах. - «За рекою старый дом». - «Токката» И.-С.Бах. | Различать на слух старинную и современную музыку. Узнавать тембры музыкальных инструментов. |
30 | Все в движении. Тройка. Попутная песня. | 1 | 25.04 | | Постижение общих закономерностей музыки: развитие музыки – движение музыки. М.Глинка «Попутная песня», Г.В.Свиридов «Тройка». | Определять взаимосвязь выразительности и изобразительности в музыкальных и живописных произведениях. |
31 | Музыка учит людей понимать друг друга. | 1 | 16.05 | | Выразительность и изобразительность в музыке. Д.Кабалевский «Карусель». | Понимать смысл музыкальных определений. |
32 | «Два лада». Легенда. Природа и музыка. | 1 | 16.05 | | Музыкальная речь как способ общения между людьми, ее эмоциональное воздействие на слушателей. -Д.Кабалевский «Кавалерийская», «Клоуны». | Выявлять выразительные и изобразительные особенности музыки в их взаимодействии. |
33 | Весна. Осень. Печаль моя светла. Первый международный конкурс П.И. Чайковского. Итоговая диагностическая работа. | 1 | 23.05 | | Конкурсы и фестивали музыкантов. Своеобразие (стиль) музыкальной речи композиторов (С.Прокофьева, П.Чайковского). -Концерт №1 для фортепиано с оркестром. П.Чайковский. -Г.Свиридов «Весна. Осень». | Узнавать изученные музыкальные произведения и узнавать их авторов. |
34 | Работа над ошибками. Мир композитора. Могут ли иссякнуть мелодии? Обобщающий урок IV четверти. Заключительный урок – концерт. | 1 | 23.05 | | Музыкальная речь как сочинения композиторов, передача информации, выраженной в звуках. Региональные музыкально-поэтические традиции: содержание, образная сфера и музыкальный язык. -«Жаворонок» М.Глинка. - «Колыбельная», «Весенняя» В.Моцарт. | Узнавать изученные музыкальные произведения и узнавать их авторов. |
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по УВР
______/Князева Н.В./
«___» _________2018 г.
СОГЛАСОВАНО
Протокол ШМО
От «___» ___________2018г.
Рук. ШМО________/Ильичева О.Е/
2