Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №6»
г. Зарайск
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ «Средняя школа №6»
____________ Марковский К.К.
«____» _________________ 2019 г.
Рабочая программа по музыке
6 класс
Составитель: Маркова Светлана Николаевна,
учитель первой категории
2019 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по музыке для 6 класса на 2019-2020 учебный год соответствует индивидуальному учебному плану Сафохина Ильи, составлена на основе авторской программы и полностью соответствует программе «Музыка. 5-7 классы» - Г. П.Сергеевой, Е.Д.Критской (Издательство «Просвещение», год издания: 2014) соответствующей ФГОС и допущенной Министерством образования и науки Российской Федерации :
Учебник Музыка. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/Г.П.Сергеева, Е.Д.Критская. – М.: Просвещение, 2012.
Рабочая программа по музыке для основной школы составлена на основе:
- федерального компонента государственного образовательного стандарта основного образования по искусству;
- примерной программы по музыке для основной школы;
- программы «Музыка. 5-7 классы» - Г. П.Сергеевой, Е.Д.Критской (Издательство «Просвещение», год издания: 2014)
Предмет изучается 1 час в неделю, 34 часа в год
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (17 ч уменьшено до 16)
Лирические, эпические, драматические образы. Единство содержания и формы. Многообразие жанров вокальной музыки (песня, романс, баллада, баркарола, хоровой концерт, кантата и др.). Песня, ария, хор в оперном спектакле. Единство поэтического текста и музыки. Многообразие жанров инструментальной музыки: сольная, ансамблевая, оркестровая. Сочинения для фортепиано, органа, арфы, симфонического оркестра, синтезатора.
Музыка Древней Руси. Образы народного искусства. Фольклорные образы в творчестве композиторов. Образы русской духовной и светской музыки (знаменный распев, партесное пение, духовный концерт). Образы западноевропейской духовной и светской музыки (хорал, токката, фуга, кантата, реквием). Полифония и гомофония.
Авторская песня — прошлое и настоящее. Джаз — искусство XX века (спиричуэл, блюз, современные джазовые обработки).
Взаимодействие различных видов искусства в раскрытии образного строя музыкальных произведений.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении содержания музыкальных образов.
Раздел 2. Мир образов камерной и симфонической музыки (18 ч уменьшено до 17)
Жизнь — единая основа художественных образов любого вида искусства. Отражение нравственных исканий человека, времени и пространства в музыкальном искусстве. Своеобразие и специфика художественных образов камерной и симфонической музыки. Сходство и различие как основной принцип развития и построения музыки. Повтор (вариативность, вариантность), контраст. Взаимодействие нескольких музыкальных образов на основе их сопоставления, столкновения, конфликта.
Программная музыка и ее жанры (сюита, вступление к опере, симфоническая поэма, увертюра-фантазия, музыкальные иллюстрации и др.). Музыкальное воплощение литературного сюжета. Выразительность и изобразительность музыки. Образ-портрет, образ-пейзаж и др.
Непрограммная музыка и ее жанры: инструментальная миниатюра (прелюдия, баллада, этюд, ноктюрн), струнный квартет, фортепианный квинтет, концерт, концертная симфония, симфония-действо и др.).
Современная трактовка классических сюжетов и образов: мюзикл, рок-опера, киномузыка.
Использование различных форм музицирования и творческих заданий в освоении учащимися содержания музыкальных образов.
РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ
Личностные, метапредметные, предметные результаты
Личностные результаты:
У учащихся будут сформированы
основы российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности в процессе освоения вершинных образцов отечественной музыкальной культуры, понимания ее значимости в мировом музыкальном процессе;
гуманистические и демократические ценностные ориентации, уважительное отношения к иному мнению, истории и культуре разных народов на основе знакомства с их музыкальными традициями, выявления в них общих закономерностей исторического развития, процессов взаимовлияния, общности нравственных, ценностных, эстетических установок;
эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе развития музыкально-эстетического сознания, проявляющего себя в эмоционально-ценностном отношении к искусству, понимании его функций в жизни человека и общества;
навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях в процессе освоения разных типов индивидуальной, групповой и коллективной музыкальной деятельности, при выполнении проектных заданий и проектных работ;
установка на безопасный, здоровый образ жизни через развитие представления о гармонии в человеке физического и духовного начал, воспитание бережного отношения к материальным и духовным ценностям музыкальной культуры;
мотивация к музыкальному творчеству, целеустремленности и настойчивости в достижении цели в процессе создания ситуации успешности музыкально-творческой деятельности учащихся.
Учащиеся имеют возможности для формирования
представления о нравственных нормах, развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, сопереживания чувствам других людей на основе восприятия произведений мировой музыкальной классики, их коллективного обсуждения и интерпретации в разных видах музыкальной исполнительской деятельности;
целостный, социально ориентированный взгляд на мир в процессе познания произведений разных жанров, форм и стилей, разнообразных типов музыкальных образов и их взаимодействия;
начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире путем ориентации в многообразии музыкальной действительности и участия в музыкальной жизни класса, школы, города и др.;
мотивы учебной деятельности и личностного смысла учения посредством раскрытия связей и отношений между музыкой и жизнью, освоения способов отражения жизни в музыке и различных форм воздействия музыки на человека;
Метапредметные результаты:
Познавательные:
Учащиеся научатся:
логическим действиям сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям, выдвижения предположений и подтверждающих их доказательств;
применять методы наблюдения, экспериментирования, моделирования, систематизации учебного материала, выявления известного и неизвестного при решении различных учебных задач;
обсуждать проблемные вопросы, рефлексировать в ходе творческого сотрудничества, сравнивать результаты своей деятельности с результатами других учащихся; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
понимать различие отражения жизни в научных и художественных текстах; адекватно воспринимать художественные произведения, осознавать многозначность содержания их образов, существование различных интерпретаций одного произведения; выполнять творческие задачи, не имеющие однозначного решения;
осуществлять поиск оснований целостности художественного явления (музыкального произведения), синтеза как составления целого из частей;
использовать разные типы моделей при изучении художественного явления (графическая, пластическая, вербальная, знаково-символическая), моделировать различные отношения между объектами, преобразовывать модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;
пользоваться различными способами поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета.
Учащиеся получат возможность:
научиться реализовывать собственные творческие замыслы, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением;
удовлетворять потребность в культурно-досуговой деятельности, духовно обогащающей личность, в расширении и углублении знаний о данной предметной области.
Регулятивные:
Учащиеся научатся:
принимать и сохранять учебные цели и задачи, в соответствии с ними планировать, контролировать и оценивать собственные учебные действия;
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
выделять и удерживать предмет обсуждения и критерии его оценки, а также пользоваться на практике этими критериями.
прогнозировать содержание произведения по его названию и жанру, предвосхищать композиторские решения по созданию музыкальных образов, их развитию и взаимодействию в музыкальном произведении;
мобилизации сил и волевой саморегуляции в ходе приобретения опыта коллективного публичного выступления и при подготовке к нему.
Учащиеся получат возможность научиться:
ставить учебные цели, формулировать исходя из целей учебные задачи, осуществлять поиск наиболее эффективных способов достижения результата в процессе участия в индивидуальных, групповых проектных работах;
действовать конструктивно, в том числе в ситуациях неуспеха за счет умения осуществлять поиск наиболее эффективных способов реализации целей с учетом имеющихся условий.
Коммуникативные:
Учащиеся научатся:
понимать сходство и различие разговорной и музыкальной речи;
слушать собеседника и вести диалог; участвовать в коллективном обсуждении, принимать различные точки зрения на одну и ту же проблему; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения;
понимать композиционные особенности устной (разговорной, музыкальной) речи и учитывать их при построении собственных высказываний в разных жизненных ситуациях;
использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
опосредованно вступать в диалог с автором художественного произведения посредством выявления авторских смыслов и оценок, прогнозирования хода развития событий, сличения полученного результата с оригиналом с целью внесения дополнений и корректив в ход решения учебно-художественной задачи;
приобрести опыт общения с публикой в условиях концертного предъявления результата творческой музыкально-исполнительской деятельности.
Учащиеся получат возможность:
совершенствовать свои коммуникативные умения и навыки, опираясь на знание композиционных функций музыкальной речи;
создавать музыкальные произведения на поэтические тексты и публично исполнять их сольно или при поддержке одноклассников.
Предметные результаты:
У учащихся будут сформированы:
первоначальные представления о роли музыки в жизни человека, в его духовно-нравственном развитии; о ценности музыкальных традиций народа;
основы музыкальной культуры, художественный вкус, интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
представление о национальном своеобразии музыки в неразрывном единстве народного и профессионального музыкального творчества.
Учащиеся научатся:
активно творчески воспринимать музыку различных жанров, форм, стилей;
слышать музыкальную речь как выражение чувств и мыслей человека, различать в ней выразительные и изобразительные интонации, узнавать характерные черты музыкальной речи разных композиторов;
ориентироваться в разных жанрах музыкально-поэтического фольклора народов России (в том числе родного края);
наблюдать за процессом музыкального развития на основе сходства и различия интонаций, тем, образов, их изменения; понимать причинно-следственные связи развития музыкальных образов и их взаимодействия;
моделировать музыкальные характеристики героев, прогнозировать ход развития событий «музыкальной истории»;
использовать графическую запись для ориентации в музыкальном произведении в разных видах музыкальной деятельности;
воплощать художественно-образное содержание, интонационно-мелодические особенности народной и профессиональной музыки (в пении, слове, движении, игре на простейших музыкальных инструментах) выражать свое отношение к музыке в различных видах музыкально-творческой деятельности;
планировать и участвовать в коллективной деятельности по созданию инсценировок музыкально-сценических произведений, интерпретаций инструментальных произведений в пластическом интонировании;
Учащиеся получат возможность научиться:
ориентироваться в нотном письме при исполнении простых мелодий;
творческой самореализации в процессе осуществления собственных музыкально-исполнительских замыслов в различных видах музыкальной деятельности;
организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально-творческую деятельность, музицировать и использовать ИКТ в музыкальном творчестве;
оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно-массовых мероприятий, представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности, собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Обучение музыкальному искусству в VI классе основной школы должно обеспечить учащимся возможность:
• понимать жизненно-образное содержание музыкальных произведений разных жанров; различать лирические, эпические, драматические музыкальные образы;
• иметь представление о приемах взаимодействия и развития образов музыкальных сочинений;
• знать имена выдающихся русских и зарубежных композиторов, приводить примеры их произведений;
• уметь по характерным признакам определять принадлежность музыкальных произведений к соответствующему жанру и стилю — музыка классическая, народная, религиозная, современная;
• владеть навыками музицирования: исполнение песен (народных, классического репертуара, современных авторов), напевание запомнившихся мелодий знакомых музыкальных сочинений;
• анализировать различные трактовки одного и того же произведения, аргументируя исполнительскую интерпретацию замысла композитора;
• раскрывать образный строй музыкальных произведений на основе взаимодействия различных видов искусства;
• развивать навыки исследовательской художественно-эстетической деятельности (выполнение индивидуальных и коллективных проектов);
• совершенствовать умения и навыки самообразования.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ | Тема урока | Характеристика деятельности | Музыкальный материал | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Раздел 1. Мир образов вокальной и инструментальной музыки (16 ч) |
1. | Удивительный мир музыкальных образов. Образы романсов и песен старинных русских композиторов. Старинный русский романс. | Слушают музыку, выявляют отличительные признаки романсов | Романсы «Гори, гори, моя звезда», «Однозвучно гремит колокольчик» | | |
2 . | Мир чарующих звуков. Песня-романс | Слушают музыку по теме урока, знакомятся с новыми понятиями: народная песня, лирические образы | А. Варламов «Красный сарафан»;М.Глинка, .Кукольник «Жаворонок» «Горные вершины» А. Варламова и А. Рубинштейна | | |
3 | Два музыкальных посвящения. М. Глинка, «Я помню чудное мгновенье...» | Знакомятся с творчеством М.Глинки, в процессе дискуссии выявляют особенности трехчастной формы, своеобразие почерка композитора. | М. Глинка «Я помню чудное мгновенье…» | | |
4 | Два музыкальных посвящения. Вальс-фантазия. Портрет в музыке и живописи. Картинная галерея | Знакомятся с жанрами музыки. Сравнивают портрет в живописи и портрет в музыке | М. Глинка «Вальс-фантазия» | | |
5 | «Уноси мое сердце в звенящую даль...». | Определяют особые выразительные приемы композитора для передачи идеи произведения | С. Рахманинов «Сирень», «Здесь хорошо» | | |
6 | Музыкальный образ и мастерство исполнителя. Ф. Шаляпин. | Беседа, дискуссия по теме урока | Песни в исполнении Ф Шаляпина: «Песня Галицкого» А. Бородина, «Песня Варлаама» Мусоргского, «Два Гренадера» Шумана, «Блоха», «Вдоль по Питерской», «Дубинушка» | | |
7 | Обряды и обычаи в фольклоре и в творчестве композиторов | Слушают музыку. В процессе диалога определяют .особенности народных напевов | «Матушка, что во поле пыльно» рус. нар. и Матвеева Романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» | | |
8 | Образы песен зарубежных композиторов. Искусство прекрасного пения | Слушают музыку, в процессе обсуждения знакомятся с терминами: Бельканто Баркарола Серенада Баллада Вариации | Арии в исполнении Марии Каллас и Энрико Карозо | | |
9 | Старинной песни мир . Баллада «Лесной царь» | Слушают музыку, в процессе обсуждения знакомятся с терминами: Баллада. Вариации. | «Баркарола» Шуберт, «Лесной царь» баллада | | |
10 | Образы русской народной и духовной музыки Народное искусство Древней Руси | Слушают музыку, в процессе обсуждения знакомятся с терминами: Импровизация Вариации А капелла Знаменный распев | Чайковский. Концерт для фортепиано с оркестром№1, ч 1, инструментальные наигрыши на РНИ, «Пляска скоморохов» из оперы «Снегурочка» | | |
11 | Русская духовная музыка Духовный концерт. | Определяют особые выразительные приемы для передачи главной идеи произведения: Знаменный распев, партесное пение, a capella полифония | Знаменный распев, партесное пение. Березовский М. «Не отвержи мене во время старости» | | |
12 | «Фрески Софии Киевской» | Слушают музыку по теме урока, анализируют прослушанные фрагменты | Кикта. Фрески Софии Киевской. Орнамент. «Групповой портрет дочерей Ярослава Мудрого», «Борьба ряженых», «Музыкант», «Скоморохи» | | |
13 | «Перезвоны». Молитва | Слушают музыку по теме, выявляют особенности песенной природы русской Музыки: Колокольность Благовест Трезвон | А Гаврилин «Перезвоны» «Весело на душе», «Молитва», «Вечерняя музыка». «Молитва» Б Окуджавы | | |
14 | Образы духовной музыки Западной Европы «Небесное и земное» в музыке И.С. Баха Полифония. Фуга. Хорал | Знакомятся с новыми терминами - Полифония. Фуга. Хорал. Токката | Бах. «Токката и фуга ре-минор». «Хорал» | | |
15 | Образы скорби и печали Фортуна правит миром. «Кармина Бурана» | В процессе прослушивания музыки и обсуждения выявляют особенности Кантаты. Реквиема | В. Моцарт. «Реквием. Лакримоза» К. Орф «Кармина Бурана» | | |
16 | Авторская песня: прошлое и настоящее Джаз Обобщение тем, изученных в первом полугодии | Слушают музыку, обмениваются впечатлениями | «Гаудеамус» Д. Тухманов «Из вагантов», Песни современных бардов Небольшая джазовая композиция из фонотеки. | | |
Раздел 2 Мир образов камерной и симфонической музыки (17 часов) | | |
№ | Тема урока | Музыкальный материал | Ключевые понятия темы | | |
17 | Вечные темы искусства в жизни. Образы камерной музыки Могучее царство Шопена | Слушают музыку, выявляют значение новых терминов, обмениваются впечатлениями | Прелюдия, вальс, мазурка, полонез, этюд, прелюдия, музыкальный язык. | | |
18 | Инструментальная баллада Ночной пейзаж | Слушают музыку, обмениваются впечатлениями | Баллада. Форма. Квартет. Ноктюрн. | | |
19 | Инструментальный концерт Итальянский концерт | Определяют средства выразительности в произведениях А. Вивальди. Времена года. Весна. И. С. Бах. Итальянский концерт. 1, 2 части. | Контраст темпа. Рефрен. Эпизоды. Форма. | | |
20 | Космический пейзаж | Обсуждают выразительность произведений Чарльза Айвза. «Космический пейзаж» Э. Артемьева «Мозаика» | Выразительность, изобразительность, тембры. | | |
21 | Образы симфонической музыки Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» Тройка. Вальс | Обсуждают выразительность произведений Г. Свиридова. Тройка. Вальс. | Выразительность. изобразительность. Приемы развития. Вальс. Форма. | | |
22 | Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» Весна и осень. Романс. Пастораль | Обсуждают выразительность произведений Г. Свиридова. Весна и осень. Романс. Пастораль. Н. Зурабов. Побудь со мной. | Сходство. Контраст. Лад. Тембр. Романс. Диалог интонаций. Форма. Тембр. Пастораль. | | |
23 | Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель» Военный марш. Венчание | Обсуждают выразительность произведений Г. Свиридов. Военный марш. Венчание | Военный марш. Контраст образов. Форма. Гомофония. Полифония. Лирические образы. Драматические образы. | | |
24 | Симфоническое развитие музыкальных образов | Изучают новые термины. Слушают музыку В. Моцарт. Симфония № 40. Чайковский. Моцертиана. | Контраст образов. Тембры инструментов. Динамика. Сюита. Обработка. Интерпретация. Трактовка. | | |
25 | Программная увертюра Увертюра «Эгмонт» | Обсуждают выразительность произведений Л. Бетховена. Увертюра «Эгмонт» | Программная увертюра. Разделы сонатной формы. Контраст. Конфликт. | | |
26 | Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» | Выполняют рисунок по впечатлениям от прослушанной музыки Увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. Чайковский. | Дуэт. Лирические образы. Сонатная форма. Контраст образов. | | |
27 | Мир музыкально театра Балет «Ромео и Джульетта» | Выполняют рисунок по впечатлениям от прослушанной музыки С. Прокофьев. «Улица просыпается». «Танец рыцарей» , фрагменты балета «Ромео и Джульетта» | Образ-портрет. Массовые сцены. Контраст тем. Форма. | | |
28 | Мюзикл «Вестсайдская история» | Анализируют музыкальное произведение Л. Бернстайн. Фрагменты из мюзикла. | Сходство и различие. Музыкальный язык. | | |
29 | «Орфей и Эвридика» Опера. Рок-опера | Изучают новые термины, выявляют особенности выразительности произведений К. Глюк. Фрагменты оперы «Орфей и Эвридика. А.Журбин. Фрагменты рок-оперы «Орфей и Эвридика» | Контраст образов. Ария. Хор. Флейта. Рок-опера. Вокально-инструментальный ансамбль. Хор. Солисты. | | |
30 | Образы киномузыки Ромео и Джульетта» в кино ХХ века | Выполняют рисунок по впечатлениям Музыки Н. Рота к фильму «Ромео и Джульетта» | Кино и музыка. Вокальная музыка. Инструментальная музыка. | | |
31,32 | Музыка в отечественном кино К.р. | И. Дунаевский. Увертюра к фильму «Дети капитана Гранта» | Кино и музыка. Вокальная музыка. Инструментальная музыка. | | |
33 | Обобщение темы «Мир образов камерной и симфонической музыки» Обобщение изученного за год | Повторяют изученное в течение года | | | |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания ШМО
___________________________
От «____»____________2019г
___________________________
СОГЛАСОВАНО
Зам директора по УВР
_____________(Князева Н.В.)
От «____»____________2019г
___________________________
9