СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до 17.06.2025

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Говорение, аудирование, письмо.Лексическая тема "Поэзия! Ты испокон веков угадываешь Бога в Человеке""

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этот урок способствует развитию умения говорить,общаться, понимать чужую речь, вызывает интерес к поэзии, творчеству.

Просмотр содержимого документа
«Говорение, аудирование, письмо.Лексическая тема "Поэзия! Ты испокон веков угадываешь Бога в Человеке""»

Урок творческого коллективного поиска



Тема урока: Аудирование, говорение, письмо.

"Поэзия! Ты испокон веков угадываешь Бога в Человеке"
(В. Сидоров)

Цель:формировать интерес к поэзии, творчеству; развивать умение говорить, слушать и понимать чужую речь, анализировать текст, усваивать основную и дополнительную информацию, строить собственное высказывание; развивать мышление учащихся, обогащать память;

способствовать воспитанию у школьников навыков самопознания,

самореализации, жизнетворчества.

Оборудование: портреты поэтов, эпиграфы, плакаты – символы поэзии;



Поэзия – летопись самых светлых и самых счастливых

моментов в жизни самых светлых и самых счастливых

умов.

П. Б Шелли

Писать прекрасно – значит одновременно прекрасно

мыслить, прекрасно чувствовать и прекрасно выражать, то есть обладать в равной мере умом, душою и вкусом.

Ж. Бюффон (французский естествоиспытатель XXVIII ст.)



Сихотворение должно быть праздником ума.
П. Валери(французский поэт XX в.)



Поэт есть мир, одним объятый человеком.

Виктор Гюго





Структура урока



I.Сообщение темы, цели, задач урока.

II.Формирование навыков, знаний, умений.

1.Ознакомление с эпиграфами. Запись одного из них, наиболее понравившегося, в тетрадь. В течение урока дети подбирают аргументы, доказывающие или опровергающие верность высказывания.

2.Ролевая игра "Путешествие в страну поэзии"

Рассказ "литературоведов".

Есть такое выражение: "магия слова". Для нас оно – лишь метафора, но в древности его понимали буквально. Люди верили в магическую, колдовскую власть слова. Верили, что Слово может творить чудеса. Поэты были жрецами, а стихи – заклинаниями, гимнами Природе и Мирозданию.

Человек оторвал взор от земли и вгляделся в глубину неба, в таинственное мерцание звезд. Мельком он замечал их и раньше, когда еще только становился человеком, но звезды ничем не пахли и не шевелились, они не были ни пищей, ни угрозой – и потому не могли заинтересовать его.

А теперь он вдруг увидел над головой эту сверкающую бездну – и поразился, и простер руки ввысь… и, может быть, именно тогда из его груди излились первые в мире стихи – гимн или пророчество.

Или – совсем иная догадка! – поэзия возникла из колыбельной, которую спела мать над своим ребенком.

Одно не исключает другого. И доныне в стихах можно расслышать и громкое эхо того первого гимна, и отголосок той первой колыбельной. Это два главных тона, два главных регистра поэзии: ода и песня, пафос и нежность.

Поэзия огромна, как небо. Это история мира, преломившаяся в человеческой душе. Чтобы получить большее удовольствие и пользу от чтения, надо знать историю поэзии, хотя бы в общих чертах.

С полуистлевшего папируса явились к нам строки безвестного переписчика:

Они не строили себе пирамид из меди

И надгробий из бронзы,

Не оставили после себя наследников,

Детей, сохранивших их имена,

Но они оставили свое наследство в писаниях,

В поучениях, сделанных ими…

Книга нужнее построенного дома,

Лучше гробниц на западе,

Лучше роскошного дворца,

Лучше памятника в храме.

(Перевод А.Ахматовой)

Откуда у этого древнеегипетского писца, такого крохотного по сравнению с огромным фараоном, откуда у него столько гордости, столько истинного величия. Слова эти через 2000 лет отзовутся у древнеримского поэта Горация. Он скажет:

Exegi monumentum (Воздвиг я памятник…)

И еще почти через 2000 лет их повторит Державин, а спустя 40 лет - великий поэт, честь и слава России, по-своему произнесет нетленные строки:

Я памятник воздвиг себе нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа,

Вознесся выше он главою непокорной

Александрийского столпа.

Колыбелью европейской цивилизации стала Греция. В городах– республиках царил дух свободолюбия, пытливой предприимчивости, поклонения силе и красоте человеческого тела и разума. Сколько красоты и гармонии в стихотворении Архилоха:

Победишь – своей победы напоказ не выставляй,

Победят – не огорчайся, запершись в дому, не плачь,

В меру радуйся удаче, в меру в бедствиях горюй,

Познавай тот ритм, что в жизни человеческой сокрыт.

Если расцвет эллинской культуры называют счастливым детством человечества, то императорский Рим можно было бы сравнить с подростком, порой насмешливым и ожесточенным, порой одиноким и искренне несчастным, многое изведавшим до срока и до срока повзрослевшим. Эти строки, горькие и усталые, мог написать только римский поэт:

От безделья ты, мой Катулл, страдаешь,

От безделья ты бесишься так сильно,

От безделья царств и царей счастливых

Много погибло.

(Перевод С.Ошерова)

А теперь мы попадаем в галактику средневековой поэзии. Вот созвездие трубадуров - провансальских певцов-рыцарей, вот созвездие вагантов – бродячих студентов.

Роща вся листвой одета,

Каждый куст листвой одет,

Соловей, посланник лета,

Славит чувства юных лет.

Средь скорбей – любви примет –

Есть и радости примета.

Сердце любит без запрета.

Донна снимет ли запрет?

(Перевод В.Дынник)

Это, конечно, рыцарь, воспевающий свою прекрасную даму, Бернарт де Вентадорн, XII век.

К тем, кто бос, и к тем, кто гол,

Будем благосклонны:

На двоих один камзол,

Даже панталоны!

Но какая благодать,

Не жалея денег,

Другу милому отдать

Свои последний пфенниг!

(Перевод Л.Гинзбурга)

А это безымянный студент, прославляющий свое веселое и нищее братство вагантов.

Эпоха Возрождения. Небывалый ранее взлет мысли, творчества, дерзания. Взгляд растерянно блуждает среди множества блестящих светил, целых россыпей поэтических созвездий. Эпоха Возрождения стала прежде всего империей сонета, правившего почти безраздельно по всей Европе. Краткий и звучный сонет был кумиром Петрарки и Ронсара, Данте и Шекспира… В сонетах изливали свои чувства влюбленные, мыслители обличали зло и неправду мира, друзья сообщались в разлуке.

В XVIII веке в искусстве победил классицизм - художественное направление, поставившее во главу угла благоразумие и пользу. XVIII век надел на своих поэтов одинаково напудренные парики, и не различишь кто под ними, кто рыж, кто сед, кто молод, кто стар: все говорят одинаково обдуманно, красноречиво… и скучновато. Оттого, может быть, классицизм дал больше ярких достижений в прозе и в драматургии, чем в поэзии. А стихам – стихам пришлось ждать своего звездного часа – романтизма.

Как никогода ранее, в эпоху романтизма вознесся престиж поэзии, авторитет поэта. Байрону современики только что не молились. У него учились думать, чувствовать, подражали в образе жизни, в привычках и вкусах, даже в одежде и прическе…

Правда, и в это время судьба отнюдь не носила на руках поэтов. Байрон был кумиром всей Европы, за исключением собственной родины, где его осыпали нападками и клеветой. Уделом Мицкевича, Шелли и Гейне было изгнание.

Романтическая поэзия создала своего героя – сильного, мятежного, тираноборца или даже богоборца, героя, вынесшего горечь разочарования в людях и в мире, познавшего ад отчаянья, но не сломленного, не растерявшего ни гордости, ни своих идеалов.

Теперь о тех, кто открывает и показывает нам это звездное небо, – о переводчиках.

"Удачный перевод лирического стихотворения – всегда исключение из правила," – утверждал Маршак.

Если мы ясно вникнем во все это, то поймем, что переводчик – в такой же степени автор переведенного стихотворения, как и создатель оригинала.

Он должен идти точно по проложенному следу, не уклоняясь ни вправо, ни влево – как " по струне натянутой"

( выражение П. А. Вяземского). И пройтись по струне он обязан, как хороший канатоходец, – легко и непринужденно, чтобы публике казалось, будто он идет по твердой земле…

Вот что такое Поэзия. Это учитель без педантизма, без принуждения, знающий все на свете. Это сад без ограды и сторожей, открытый для всех и плодоносящий круглый год. Это поездка в ночное, озноб и роса, костер и звезды.

Поэзия – это небо, общее для всех людей и для всех народов.



3. Пресс-конференция.

Примерные вопросы “журналистов”.

"Литературоведам":

-Какую цель вы ставили перед общением с девятиклассниками?

-Понравилась ли вам встреча? Добились ли вы своей цели?

Слушателям:

- Понравилось ли вам путешествие в страну поэзии?

- Что произвело на вас особенное впечатление?

- Рассказ о какой эпохе развития поэзии понравился вам больше других?

- Согласны ли вы с оценкой труда переводчика?

-А что, по вашему мнению, толкает переводчика на такой нелегкий труд?

- Как вы считаете,чем объясняется сравнение мира поэзии со звездным небом?

  • А какие ассоциации рождает у вас поэзия?

4. Составление таблицы-символа поэзии.

Учащиеся рисуют, а потом объясняют свой выбор.

5.Перевод текста с украинского языка на русский.

Работа по группам.

І вариант

Поет-лірик виражає насамперед свої переживання і роздуми, що йдуть з глибин його душі. Читаючи ліричні вірші, ми знайомимося з неповторним душевним світом їх автора. Проте нас може зацікавити і викликати наше гаряче співчуття та розуміння тільки та лірика, яка стосується занальтнолюдських проблем. Це можуть бути такі вічні проблеми, як кохання, життя, смерть, батьківщина, честь, краса, віра…

ІІ варіант.

Поетові дано відкривати й ті проблеми, які до нього ніхто не помічав. Давно немає на світі ні самого Горація, ні Шекспіра, ні Гете, але ми спілкуємося з ними через їхні твори, шукаємо в них відповіді на запитання своєї душі. Тільки сила почуттів і яскравість образів можуть допомогти нам, читачам, побачити ці світи. Ми повіримо в них, захоплені силою і правдивістю переживань поета. "У мистецтві і поезії особистість —це все", - сказав якось Гете. Ось чому той, хто полюбить поезію, стає на шлях творення власної особистості.

  1. Чтение подготовленным заранее учеником стихотворения В. Сидорова "Поэзия" с последующим его обсуждением.

Поэзия – на грани волшебства:

Столетья воплощаются в мгновенья!

Бессмертьем дышит каждая строка,

Дарующая миру откровенье.



Рождают дождь не толпы облаков –

Его земные наполняют реки.

Поэзия! Ты испокон веков

Угадываешь Бога в Человеке.-

—Что общего между стихотворением В Сидорова и переведенным вами текстом?

—В чем видит автор стихотворения значение поэзии для человека?

—Раскройте смысл последнего предложения. Отыщите сходную мысль в переведенном тексте. Подберите доказательства верности этой мысли.

7.Работа по группам.

  • Анализ стихотворения С. Викулова "Поэт"

Поведай тайну мне, Природа:

Ты, в череде бегущих лет,

Зачем кого-то из народа

Венчаешь званием - Поэт?

И наделяешь даром скорби

И ликования, любя?

И мне ответил голос горний:

—Затем, чтоб выразить себя.

Поэт – мой слух. Поэт – мой голос.

Он говорит – я говорю.

Поэт – мой самый спелый колос

Из тех, которые творю.

И самый хрупкий, и ранимый,

И самый твердый.Если ж нет –

Ищи ему другое имя,

Любое! Это не поэт!

—Определите тему и идею стихотворения. Как вы думаете, в названии отражена тема или идея стихотворения?

—Какой композиционный прием использует Сергей Викулов? Почему?

—Как в стихотворении выражена авторская позиция? Как Викулов оценивает труд поэта, какие требования предъявляет к нему ?

—Укажите изобразительно-выразительные средства стихотворения



  • Анализ стихотворения А.С.Пушкина "Пророк".

  • Почему стихотворение названо "Пророк", а не "Поэт"?

  • Значит ли это, что стихотворение носит религиозный характер?

  • С какой целью автор использует старославянизмы? Отыщите их в тексте. Раскройте их значение.

  • Приведите доказательства, что это стихотворение – монолог поэта.

  • С какой целью автор использует прием анафоры?

  1. Посещение "картинной галереи". Беседа о портретах поэтов.

Примерные вопросы:

1.Всмотритесь в лица людей, изображенных на портретах. 2.Подумайте, что о них хотел поведать нам художник.

3.Что вы можете рассказать о выражении лиц поэтов? Что таится в глубине их взглядов? Какое значение имеет их поза?

4.Обратите внимание на одежду, фон картины. Какую информацию они несут нам.

5.Нравятся ли вам портреты? Какой из них произвел на вас особое впечатление?

  1. Заседание дискуссионного клуба

—Как вы считаете, легко ли быть поэтом? (учащиеся используют знания, полученные в групповой работе, в беседе о картинах)

—Если бы вам предоставилась возможность встретиться с поэтом, что бы вы ему сказали?

III Обобщение и систематизация изученного на уроке

Беседа

—Вспомним, по каким качествам поэт "угадывает Бога в Человеке".

—О чем, по мнению В. Сидорова, должны быть стихи?

—Что вам особенно понравилось на уроке?

—О чем бы вам хотелось поговорить еще?

Обобщение учителя

Прекрасно, когда жизнь человека складывается по законам Гармонии, Добра, Любви, Красоты. Но путь к этим вершинам нелегок: надо учиться чувствовать, учиться думать, и, мне кажется, в этом вам помогут стихи.

Читайте! Наслаждайтесь поэзией! Приобщайтесь к мыслям гениев-поэтов, к их представлениям об истинных добре, любви, благородстве, душевной щедрости, героизме и милосердии! Учитесь видеть красоту в искусстве и воплощайте ее в жизни!

И, может быть, мудрые мысли поэтов, что так легко входят в нашу память, станут вашей поддержкой и путеводной звездой в жизни, опорой в трудную минуту, подскажут вам, как жить, к чему стремиться, как стать счастливым, изведать любовь и утвердить в своей жизни идеалы Истины, Добра, Красоты и Любви.



  1. Объявление домашнего задания.

1.Написать сочинение-миниатюру на одну из предложенных тем:

«Мой любимый поэт», «Мой путь к поэзии», «Стихотворение - «озарение" в моей жизни»;

«Поэзия! Ты испокон веков угадываешь Бога в Человеке»(В. Сидоров).

«Поэзия – всегда неповторимость, бессмертное прикосновение к душе» (Л. Костенко)

2.Создание своего стихотворения.

3.Выучить понравившееся стихотворение наизусть, подготовиться к поэтической устной антологии "Звучат любимые



стихи …"



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!

Поделитесь с друзьями
ВКонтактеОдноклассникиTwitterМой МирLiveJournalGoogle PlusЯндекс