«Говорящая среда» как эффективное средство поддержки детской индивидуальности, инициативы и самостоятельности детей.
Наш детский сад: МКОУ Лугавская СОШ №19 дошкольный уровень
Возраст группы: Вторая младшая группа раннего возраста «Пчелка» (2-3 года)
Воспитатель: Мозговая Татьяна Сергеевна
Правильно организованная развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать их чувства и поступки, а ведь именно это и лежит в основе развивающего обучения.
При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо учитывать ведущую роль игровой деятельности в развитии, это в свою очередь обеспечит эмоциональное благополучие каждого ребенка, развитие его положительного самоощущения, компетентности в сфере отношений к миру, к людям, к себе, включение в различные формы сотрудничества, что и является основными целями дошкольного обучения и воспитания. Исходя из этого мы сделали вывод и создали свою РППС с учетом ФГОС ДО.
Уголок «наше настроение»
Цель: Создать положительную, благоприятную обстановку в группе.
Задачи:
1.Научить ребенка понимать свое настроение, а так же настроение другого ребенка.
2. Воспитывать у ребенка положительную мотивацию, желание помочь друг другу.
Чтобы ребенок понял, показал или выразил свою радость, обиду, или плохое настроение, то есть эмоциональное состояние, нужна помощь взрослых – педагогов, родителей.
Научить ребенка понимать свое настроение, свои эмоции чувства должен взрослый. Для этого в группе мы организовали уголок настроения.
Придя в детский сад, дети самостоятельно выбирают, как хотели бы поздороваться с воспитателем, а также могут зарядиться хорошим настроением от солнышка.
Сделали свой экран настроения в группе в виде светофорика из трех кружочков (смайлики) и прищепки с лицами детей. Прищепки по цвет кружочков. Красный смайлик – это плохое настроение, гнев, злость. Синий – печальное настроение. Зеленый – веселое настроение.
На утреннем круге мы обсуждаем настроение каждого ребенка. И случается такое, что ребенок выбирает красный смайлик или синий. Тогда в таком случае мы с детьми ищем пути решения. Как нам поднять настроения.
На вечернем круге мы смотрим, изменилось ли у ребенка настроение или нет. В основном у малышей меняется настроение.
Придумала и сделала сама, а картинки нашла в интернете. Детям объяснила, как нужно пользоваться. Прошло уже 2 месяца и у детей не пропал интерес, продолжаем использовать в утреннее время и в течении дня.
Правила группы
Цель: Развить у детей понимание необходимости правил общения друг с другом, желание их узнавать и выполнять.
Задачи:
-
Воспитывать эмоционально – нравственную культуру поведения.
-
Развивать положительные, личностные качества (умение договариваться)
-
Умение находить правильное решение в разных ситуациях.
Так как у нас малыши и им всего 2-3 года, то я решила сделать правила нашей группы, в виде дома и заборчика. В кружочках то, что можно и нельзя. Все кружочки за ламинированы и на липучках, разместила на уровне детей, для того что бы дети могли самостоятельно подходить и снимать кружочки, а потом прикреплять на нужное место.
Дом и забор я придумала и сделала сама, а вот правила изготовили с детьми. Я нашла в интернете интересные правила для нашего возраста, распечатала, а дети помогли мне вырезать.
Детям объяснила, что Дом – это детский сад, Окно – это группа, а в нашей группе есть правила, объяснила и разобрала каждое правило совместно с детьми. А забор и то, что на заборе нельзя у нас в группе делать.
Обсуждение проходило на утреннем круге и в течении всего дня когда кто ни будь из детей нарушал правила.
Введение в группу таких правил нам очень помог решить все поставленные задачи. Теперь дети могут себя самостоятельно контролируют, умеют находить правильное решение в разных ситуациях, договариваться друг с другом, уступать.
«Доска новостей»
Цель: Развитие умения дошкольников продуктивно взаимодействовать с информационной средой и окружающим социом.
Задачи:
-
Создавать условия для открытости образовательного процесса в ДОУ.
-
Вовлекать родителей в образовательную деятельность.
-
Развивать умение использовать разнообразные формы общения с детьми и родителями.
-
Поддерживать детскую инициативу и самостоятельность.
Придумала и создала такую доску новостей я без детей, они лишь наполняют ее, подключила родителей в создание доски для детей в группе и мы решили выбрать сетку. Она безопасна для детей.
Использую впервые, разместили в группе на стене.
Применяем на утреннем круге, обсуждаем новости дня детские и мои образовательные по темам недели. Все важное крепиться с помощью прищепок за одно и развиваем сенсорные эталоны. Рядом стоит доска для детского творчества, а с другой стороны доски «Мои дела», где дети могут выбрать в каком уголке, он будет сегодня играть.
Еще я сделала в группе доску новостей для воспитателей, обсуждаем с детьми в утренние часы, что запланировал воспитатель, для удобства воспитателям на этой доске размещаю тему дня, недели и месяца. Календарь, где мы с детьми обсуждаем, сколько девочек и мальчиков пришло в этот день и я записываю количество детей.
Ну и конечно же не забыли про наших родителей, они же тоже хотят все знать. Для них в приемной есть доска новостей, она магнитная, на ней размещаем итоговые мероприятия, а также, есть почта доверия, где родитель может записать свое пожелание в обучении и воспитании своих детей. Родителям очень понравилось, так как утром и вечером не всегда есть время поговорить и рассказать о самом главном.
Мне, детям и родителям очень понравилось, планируем использовать и в дальнейшем.
Уголок уединения
Цель: Преодоление эмоционального дискомфорта дошкольников.
Задачи:
-
Создать благоприятный микроклимат в группе ДОУ
-
Способствовать сплочению детского коллектива, формируя позитивные дружеские отношения в группе.
-
Помочь дошкольникам освоить приемы регуляции своего настроения, обрести уверенность в себе.
Такой уголок у нас в группе был, мы лишь совместно с родителями дополнили его. Сделали стенд и на этом стенде разместили семейные фото, где ребенок может уединиться и полюбоваться своей семьей и семьей своих ребят. Добавили телефон, теперь ребенок, уединившись, может позвонить маме и рассказать как у него дела. А так же родители своими руками сшили подушки в уголок, теперь у нас в этом уголке есть подушка – обнимашка и подушка - злости. Я добавила коробочку для маленьких секретиков, в результате у детей появилось еще и место где они могут хранить свои секреты. Наполняемость уголка меняется, для того что бы у детей не пропал интерес. Так же установили правила поведения.
В таком уголке ребенок может побыть с самим собой, успокоиться и расслабиться. Уголок уединения стал для детей любимым местом, где создается легкое и хорошее настроение.
«Говорящая стена»
Цель: Создание условий для полноценного развития дошкольников по всем образовательным областям ФГОС в соответствии с требованиями образовательной программы детского сада и возрастными особенностями детей.
Задачи:
1. Создать атмосферу эмоционального комфорта.
2. Создать условия для творческого самовыражения.
3. Создать условия для познавательной активности детей.
У меня появилась идея создания «Говорящей стены» у нас в группе из кусочка обоев. Детям сообщила, что на этой стене они будут проявлять свои творческие таланты.
Я решила совместно с детьми, найти удобное место в группе и нашли. Разместили «Говорящую стену» на детской мебели. Детям очень понравилось, очень удобно не высоко, как раз на уровне детей. Воспитатели могут теперь не бояться, что дети раскрасят стены.
Уже прошло 2 месяца и у детей интерес не пропал, мы теперь используем «Говорящую стену» в организации самостоятельной деятельности, в режимных моментах в течении всего дня.
Продолжаем развивать индивидуальность, самостоятельность, инициативность.