Приложение к ООП СОО МБОУ «Ирхидейская СОШ»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ИРХИДЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ А.И. БАЛДУННИКОВА»
(МБОУ «Ирхидейская СОШ»)
669213 ул. Заречная,6 с. Ирхидей, Осинский район, Иркутская область
Тел.: 8(39539) 99 РАССМОТРЕНО на заседании МС Протокол № 1 от «_28_» 08 2020 г | -4-29 E-mail: [email protected] УТВЕРЖДЕНО приказом директора МБОУ «Ирхидейская СОШ» от «_31» 08_2020 г. №107/3 |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективный курс «Говорим и пишем правильно»
Предметная область Русский язык и литература
Уровень образования_ Среднее общее образование
Учитель Алсаханова Аграфена Владимировна
Квалификационная категория Первая
с. Ирхидей 2020 год
Программа составлена на основе требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы МБОУ «Ирхидейская СОШ», реализующей ФГОС на уровне среднего общего образования.
Рабочая программа включает в себя:
планируемые результаты обучения;
содержание;
тематическое планирование.
Как приложение 1 к программе включены оценочные материалы. Уровень подготовки учащихся – базовый.
Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:
Класс | 10 класс | 11 класс |
Количество учебных недель | 34 | 34 |
Количество часов в неделю, ч/нед | 1 | 1 |
Количество часов в год, ч | 34 | 34 |
Планируемые результаты освоения факультативного курса по русскому языку «Говорим и пишем правильно»
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы факультатива являются следующие умения:
развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;
развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;
воспитание чувства справедливости, ответственности;
развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;
проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:
находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;
–организовывать самостоятельную деятельность
–планировать собственную деятельность, распределяя нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;
анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение аргументировать его;
выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;
аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;
сопоставлять полученный результат с заданным условием;
участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:
сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся учёных-русистах;
сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;
освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;
овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;
владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;
владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;
сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;
сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;
владение различными приёмами редактирования текстов;
сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров;
сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевой практике.
Ученик научится:
владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;
извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);
выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);
анализировать особенности употребления основных единиц языка;
анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.
Ученик получит возможность научиться:
создавать высказывания на лингвистическую тему;
передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;
соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;
оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;
выявлять подтекст;
владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;
создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно-популярная статья);
писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;
принимать участие в диспуте, дискуссии;
составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы;
Содержание курса Тема 1. Фонетика. Орфоэпия (6 ч),
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Тема 2. Лексика (3 ч)
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.
Тема 3. Словообразование (2 ч)
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
Тема 4. Морфология (5 ч)
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Тема 5. Орфография (18 ч)
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК/ ЩИК; -ЕК-/ИК; -К-/-СК-; -Н-/-НН- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
Тема 6. Синтаксис и пунктуация Словосочетание. Простое предложение (9 ч)
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.
Тема 7. Прямая речь. Диалог. Цитата (2 ч)
Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.
Тема 8. Сложное предложение (9 ч)
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Тема 9. Текст и его особенности (14 ч)
Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
класс
№ | Тема урока | Количество часов |
| Фонетика и орфоэпия | 6 |
1 | Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке | 1 |
2- 3 | Трудности фонетического анализа слов | 2 |
4 -6 | Орфоэпические нормы русского языка | 3 |
| Лексика и фразеология | 3 |
7 | Особенности лексического состава слов | 1 |
8 | Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов) | 1 |
9 | Трудности лексического анализа текста | 1 |
| Словообразование | 2 |
10 | Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи | 1 |
11 | Словообразование наречий. Морфемные модели наречий | 1 |
| Морфология | 5 |
12 -13 | Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. | 2 |
14 -15 | Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи | 2 |
16 | Трудные случаи разграничения языковых явлений | 2 |
| Орфография | 18 |
17 | Орфография. Система правил правописания | 1 |
18 -19 | Правописание приставок. Трудности правописания приставок | 2 |
20 -23 | Виды орфограмм в корне слова | 4 |
24- 26 | Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний | 3 |
27- 28 | Трудные случаи правописания суффиксов | 2 |
29 -31 | Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ | 3 |
32 -33 | Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов | 2 |
34 | Зачет по теме «Орфография» | 1 |
класс
№ | Тема урока | Количество часов |
| Синтаксис и пунктуация Словосочетание. Простое предложение | 9 |
1 | Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний | 1 |
2 | Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей | 1 |
3 | Простое осложненное предложение. Однородные и не- однородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 |
4 | Тире в простом предложении | 1 |
5-6 | Вводные слова и предложения | 2 |
7-8 | Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи | 2 |
9 | Уточняющие члены предложений | 1 |
| Прямая речь. Диалог. Цитата | 2 |
10 | Прямая речь. Диалог | 1 |
11 | Цитата. | 1 |
| Сложное предложение | 9 |
12-13 | Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте | 2 |
14-15 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. | 2 |
16-17 | Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте | 2 |
18-20 | Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них | 3 |
| Текст и его особенности | 14 |
21-23 | Способы связи предложении в тексте | 3 |
24-26 | Стили речи и их особенности. Тины речи и отличительные особенности | 3 |
27-29 | Текст и его анализ. Выразительные средства языка | 3 |
30 | Сочинение. Этапы создания текста. План. | 1 |
32-33 | Сочинение. Подготовка рабочих материалов. Создание текста | 2 |
33 | Редактирование текста | 1 |
34 | Зачет | 1 |
Приложение 1 Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей программы по _факультативному курсу «Говорим и пишем правильно»
для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Класс/Программа | Перечень используемых оценочных средств (оценочных материалов)/КИМы* | Перечень используемых методических материалов |
10 класс. Программа С.А.Войтас, Н.Г.Акоповой «Говорим и пишем правильно» - М.: Издательство «Айрис-пресс», 2007 г. | 1. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. Русский язык. 10 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. | 1. Л. В. Балашова, В.В. Дементьев. Курс русского языка. Фонетика, словообразование, морфология и орфография: https://licey.net/free/4- russkii_yazyk/. |
11 класс. Программа С.А.Войтас, Н.Г.Акоповой «Говорим и пишем правильно» - М.: Издательство «Айрис-пресс», 2007 г. | 1. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. Русский язык. 11 класс. Практикум по орфографии и пунктуации. | 1. Л. В. Балашова, В.В. Дементьев. Курс русского языка. Синтаксис и пунктуация: https://licey.net/free/4- russkii_yazyk/. |