СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Говорим и пишем правильно

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Говорим и пишем правильно»

Приложение к ООП СОО МБОУ «Ирхидейская СОШ»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ИРХИДЕЙСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА ИМЕНИ А.И. БАЛДУННИКОВА»

(МБОУ «Ирхидейская СОШ»)

669213 ул. Заречная,6 с. Ирхидей, Осинский район, Иркутская область

Тел.: 8(39539) 99


РАССМОТРЕНО

на заседании МС Протокол № 1

от «_28 08 2020 г

-4-29 E-mail: [email protected]


УТВЕРЖДЕНО

приказом директора

МБОУ «Ирхидейская СОШ» от «_31» 08_2020 г. №107/3


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективный курс «Говорим и пишем правильно»


Предметная область Русский язык и литература


Уровень образования_ Среднее общее образование


Учитель Алсаханова Аграфена Владимировна

Квалификационная категория Первая






















с. Ирхидей 2020 год

Программа составлена на основе требований к планируемым результатам освоения основной образовательной программы МБОУ «Ирхидейская СОШ», реализующей ФГОС на уровне среднего общего образования.

Рабочая программа включает в себя:

  1. планируемые результаты обучения;

  2. содержание;

  3. тематическое планирование.

Как приложение 1 к программе включены оценочные материалы. Уровень подготовки учащихся – базовый.

Количество учебных часов, на которые рассчитана программа:

Класс

10 класс

11 класс

Количество учебных недель

34

34

Количество часов в неделю, ч/нед

1

1

Количество часов в год, ч

34

34


Планируемые результаты освоения факультативного курса по русскому языку «Говорим и пишем правильно»

Личностными результатами освоения учащимися содержания программы факультатива являются следующие умения:

  • развитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблемного и эвристического характера;

  • развитие внимательности, настойчивости, целеустремлённости, умения преодолевать трудности — качеств весьма важных в практической деятельности любого человека;

  • воспитание чувства справедливости, ответственности;

  • развитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.

  • активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;

  • проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных (нестандартных) ситуациях и условиях;

  • проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;

Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:

  • находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;

  • сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания;

–организовывать самостоятельную деятельность

–планировать собственную деятельность, распределяя нагрузку и отдых в процессе ее выполнения;

  • анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;

- участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение аргументировать его;

  • выполнять пробное учебное действие, фиксировать индивидуальное затруднение в пробном действии;

  • аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения;

  • сопоставлять полученный результат с заданным условием;

  • участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.

Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по факультативу являются следующие умения:

  1. сформированность представлений о лингвистике как части общечеловеческого гуманитарного знания, основных направлениях развития русистики, выдающихся учёных-русистах;

  2. сформированность представлений о языке как знаковой системе, закономерностях его развития, функциях языка;

  3. освоение базовых понятий лингвистики: язык и речь, функции языка, речевая деятельность, речевая ситуация; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи; текст, признаки и категории текста; типы и стили речи; литературный язык, нормы литературного языка; основные аспекты культуры речи; устная и письменная форма речи; синонимика русского языка; источники расширения словарного состава современного русского языка;

  4. овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии русского языка;

  5. владение знаниями о языковой норме, её функциях и вариантах; практическое овладение основными нормами современного литературного языка;

  6. владение нормами речевого поведения в различных ситуациях общения;

  7. сформированность умений анализировать языковые единицы; владение различными видами анализа слов, словосочетаний и предложений, текстов разных типов речи;

  8. сформированность умений анализировать языковые явления и факты, допускающие неоднозначную интерпретацию;

  9. владение различными приёмами редактирования текстов;

  10. сформированность умений лингвистического анализа текстов разных стилей и жанров;

  11. сформированность умений проводить лингвистический эксперимент и использовать его результаты в речевой практике.

Ученик научится:
    • владеть разными видами чтения (информационное, ознакомительное) и использовать их в зависимости от коммуникативной задачи при самостоятельной работе с литературой разных стилей и жанров;

    • извлекать необходимую информацию из различных источников (учебная, справочная, художественная литература, средства массовой информации);

    • выполнять все виды разбора (фонетический, лексический, морфемный, словообразовательный, морфологический, синтаксический, орфографический, пунктуационный, речеведческий, анализ художественного текста);

    • анализировать особенности употребления основных единиц языка;

    • анализировать тексты разных функциональных стилей и разных типов с точки зрения структуры, содержания, изобразительно-выразительных средств, стилевых особенностей; пользоваться языковыми средствами для точной передачи мысли при построении высказывания.

Ученик получит возможность научиться:
    • создавать высказывания на лингвистическую тему;

    • передавать содержание прослушанного и прочитанного текста в различных формах (план, конспект, тезисы, доклад, сообщение, реферат, аннотация) близко к тексту, сжато, выборочно, с изменением последовательности содержания, с выделением элементов, отражающих идейный смысл произведения;

    • соблюдать языковые нормы в устной и письменной речи;

    • оценивать аудированное сообщение на лингвистическую тему;

    • выявлять подтекст;

    • владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи;

    • создавать тексты различных публицистических жанров (очерк, эссе, публицистическая и научно-популярная статья);

    • писать отзыв о художественном, публицистическом произведении;

    • принимать участие в диспуте, дискуссии;

    • составлять реферат по нескольким источникам и защищать основные положения работы;

Содержание курса Тема 1. Фонетика. Орфоэпия (6 ч),

Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.

Тема 2. Лексика (3 ч)

Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.

Тема 3. Словообразование (2 ч)

Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

Тема 4. Морфология (5 ч)

Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.

Тема 5. Орфография (18 ч)

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК/ ЩИК; -ЕК-/ИК; -К-/-СК-; -Н-/-НН- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

Тема 6. Синтаксис и пунктуация Словосочетание. Простое предложение (9 ч)

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.

Тема 7. Прямая речь. Диалог. Цитата (2 ч)

Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.

Тема 8. Сложное предложение (9 ч)

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.

Тема 9. Текст и его особенности (14 ч)

Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
  1. класс

Тема урока

Количество часов


Фонетика и орфоэпия

6

1

Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке

1

2- 3

Трудности фонетического анализа слов

2

4 -6

Орфоэпические нормы русского языка

3


Лексика и фразеология

3

7

Особенности лексического состава слов

1

8

Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов)

1

9

Трудности лексического анализа текста

1


Словообразование

2

10

Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи

1

11

Словообразование наречий. Морфемные модели наречий

1


Морфология

5

12 -13

Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

2

14 -15

Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи

2

16

Трудные случаи разграничения языковых явлений

2


Орфография

18

17

Орфография. Система правил правописания

1

18 -19

Правописание приставок. Трудности правописания приставок

2

20 -23

Виды орфограмм в корне слова

4

24- 26

Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний

3

27- 28

Трудные случаи правописания суффиксов

2

29 -31

Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ

3

32 -33

Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов

2

34

Зачет по теме «Орфография»

1



  1. класс

Тема урока

Количество часов


Синтаксис и пунктуация Словосочетание. Простое предложение

9

1

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний

1

2

Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей

1

3

Простое осложненное предложение. Однородные и не- однородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения

1

4

Тире в простом предложении

1

5-6

Вводные слова и предложения

2

7-8

Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи

2

9

Уточняющие члены предложений

1


Прямая речь. Диалог. Цитата

2

10

Прямая речь. Диалог

1

11

Цитата.

1


Сложное предложение

9

12-13

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте

2

14-15

Знаки препинания в сложносочиненном предложении.

2

16-17

Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте

2

18-20

Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них

3


Текст и его особенности

14

21-23

Способы связи предложении в тексте

3

24-26

Стили речи и их особенности. Тины речи и отличительные особенности

3

27-29

Текст и его анализ. Выразительные средства языка

3

30

Сочинение. Этапы создания текста. План.

1

32-33

Сочинение. Подготовка рабочих материалов. Создание текста

2

33

Редактирование текста

1

34

Зачет

1




















Приложение 1 Оценочные средства (оценочные материалы) и методические материалы рабочей программы по _факультативному курсу «Говорим и пишем правильно»

для проведения текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации





Класс/Программа

Перечень используемых оценочных средств (оценочных

материалов)/КИМы*


Перечень используемых методических материалов

10 класс. Программа С.А.Войтас, Н.Г.Акоповой

«Говорим и пишем правильно» - М.: Издательство «Айрис-пресс», 2007 г.

1. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. Русский язык. 10 класс. Практикум по орфографии и пунктуации.

1. Л. В. Балашова,

В.В. Дементьев. Курс русского языка. Фонетика,

словообразование, морфология и орфография: https://licey.net/free/4-

russkii_yazyk/.

11 класс. Программа С.А.Войтас, Н.Г.Акоповой

«Говорим и пишем правильно» - М.: Издательство «Айрис-пресс», 2007 г.

1. С.В.Драбкина, Д.И.Субботин. Русский язык. 11 класс. Практикум по орфографии и пунктуации.

1. Л. В. Балашова,

В.В. Дементьев. Курс русского языка. Синтаксис и пунктуация: https://licey.net/free/4- russkii_yazyk/.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!