2
Элективный курс по русскому языку.
10-11 классы. 68 ч (1 час в неделю)
«Говорим и пишем правильно»
Пояснительная записка
Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование устойчивых навыков владения языком и совершенствование речевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.
Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лингвистического кругозора учащихся.
Задачи:
овладение основными нормами русского литературного языка;
создание прочной, надежной базы орфографических навыков;
совершенствование общеучебных умений: обобщать, сравнивать, классифицировать, анализировать, оценивать;
обучение анализу текста, его интерпретации;
формирование языковой и лингвистической компетенций;
формирование умения создавать собственный текст, аргументировать собственное мнение, использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;
развитие ассоциативного мышления учащихся.
На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:
Теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста).
Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).
Использование системы упражнений предусматривает различные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поиска информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), решение тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.
Ожидаемые результаты
Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с развитием общества в целом (в идеале — в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языковые ситуации); практические умения и навыки по самостоятельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых научных исследований в области предполагаемой профессиональной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.
Содержание курса
(10 класс)
Тема 1. Фонетика. Орфоэпия (6 ч)
Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безударные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми согласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпические нормы русского языка. Орфоэпические и другие словари, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.
Тема 2. Лексика (3 ч)
Особенности лексического состава слов. Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, переносное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.
Тема 3. Словообразование (2 ч)
Морфемный анализ слов. Способы словообразования в русском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суф-фиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.
Тема 4. Морфология (5 ч)
Система частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Способы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложении. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных частей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.
Тема 5. Орфография (18 ч)
Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания приставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Правописание падежных и родовых окончаний. Правописание суффиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; -К-/-СК-; -Н-/-НН- в словах различных частей речи. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.
(11 класс )
Тема 6. Синтаксис и пунктуация Словосочетание. Простое предложение (9 ч)
Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи. Уточняющие члены предложений.
Тема 7. Прямая речь. Диалог. Цитата (2 ч)
Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и косвенная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Способы оформления диалога. Различные способы цитирования.
Тема 8. Сложное предложение (9 ч)
Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте. Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них.
Тема 9. Текст и его особенности (12 ч)
Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности текстов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование.
Примерное тематическое планирование
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Виды деятельности |
10 класс |
1 | Фонетика. Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особенности словесного ударения в русском языке | 1 | Повторение основных фонетических правил. Использование транскрипции слов |
2 | Трудности фонетического анализа слов | 2 | Фонетический анализ слов |
3 | | | |
4 | Орфоэпия. Орфоэпические нормы русского языка | 3 | Знакомство с современными орфоэпическими правилами. Работа с орфоэпическим словарем. Сравнительный анализ звукового и буквенного состава слов |
5 | | | |
б | | | |
7 | Лексика и фразеология. Особенности лексического состава слов | 1 | Повторение основных понятий лексики. Работа со словарями синонимов, антонимов. Лексический анализ текстов. Использование средств художественной выразительности |
8 | Основные выразительные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов) | 1 | |
9 | Трудности лексического анализа текста | 1 | |
10 | Словообразование. Морфемный анализ слов. Способы словообразования. Слова с суффиксами оценки в художественной речи | 2 | Сопоставительный анализ слов. Словообразовательный разбор. Работа со словообразовательным словарем |
11 | Словообразование наречий. Морфемные модели наречий | | |
12 | Морфология. Система самостоятельных частей речи в русском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | 5 | Различение самостоятельных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Употребление самостоятельных и служебных частей речи в разговорной и художественной речи |
13 | | | |
14 | Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи | | |
15 | | | |
16 | Трудные случаи разграничения языковых явлений | | |
17 | Орфография. Система правил правописания | 1 | Повторение основных орфографических правил. Словарные диктанты, различные виды разбора слов. Работа с тестами по орфографии. Исправление искаженного текста |
18 | Правописание приставок. Трудности правописания приставок | 2 | |
19 | | | |
20 | Виды орфограмм в корне слова | 4 | |
21 | | | |
22 | | | |
23 | | | |
24 | Правописание падежных и родовых окончаний. Трудные случаи правописания окончаний | 3 | |
25 | | | |
26 | | | |
27 | Трудные случаи правописания суффиксов | 2 | |
28 | | | |
29 | Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ | 3 | |
30 | | | |
31 | | | |
32 | Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов | 3 | |
33 | | | |
34 | | | |
| | | |
11 класс |
35 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное употребление словосочетаний | 1 | Разбор словосочетаний. Составление словосочетаний различных видов. Работа с текстом, выявление из него словосочетаний с различными видами связи |
36 | Простое предложение. Предложение как речевое высказывание. Односоставные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей | 1 | Синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Редактирование предложений, в которых нарушены синтаксические нормы. Конструирование предложений с обособленными членами предложения. Использование инверсии в текстах разных стилей. Работа с тренировочными тестами |
37 | Простое осложненное предложение. Однородные и неоднородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения | 1 | |
38 | Тире в простом предложении | 1 | |
39 | Вводные слова и предложения | 2 | |
40 | | | |
41 | Обособленные члены предложения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи | 2 | |
42 | | | |
43 | Уточняющие члены предложений | 1 | |
44 | Прямая речь. Диалог. Цитата | 2 | Составление предложений с прямой речью, преобразование их в предложения с косвенной речью. Тренинг по оформлению цитат |
45 | | | |
46 | Сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте | 2 | Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Использование в художественных текстах сложных предложений. Работа с тестами. Пунктуационные диктанты |
47 | | | |
48 | Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Использование сложносочиненных предложений в художественном тексте | 2 | |
49 | | | |
50 | Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художественном тексте | 2 | |
51 | | | |
52 | Сложные синтаксические конструкции и знаки препинания в них | 3 | |
53 | | | |
54 | | | |
55 | Текстоведение. Способы связи предложении в тексте | 3 | Анализ текстов, выявление их стилевых особенностей. Устные и письменные высказывания о теме и проблеме текста. Авторская позиция в тексте. Аргументация собственного мнения с использованием |
56 | | | |
57 | | | |
58 | Стили речи и их особенности. Типы речи и отличительные особенности | 3 | |
59 | | | |
60 | | | |
61 62 | Текст и его анализ. Выразительные средства языка | 3 | литературного и жизненного материала |
63 | | | |
64 | Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабочих материалов. Создание текста | 3 | |
65 | | | |
66 | | | |
67 | Редактирование текста | 2 | Работа над сочинением |
68 | | | |
Оценка знаний, умений, навыков
Основными формами организации учебной деятельности являются семинары, практические занятия, тренинги, зачеты.
Возможны различные формы контроля.
При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведением итоговой работы в конце курса. Возможна и рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается определенная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинговая оценка способствует усилению мотивации учащихся и развитию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.
Литература
Антонова Е. С, Воителева Т. М. Русский язык и культура речи. М., 2005.
Архарова Д. И., Долинина Т. А., Чудинов А. П. Анализ текста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С).
Баранов М. Т., Костяева Т. А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.