СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Элективный курс "Говорим и пишем правильно"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование элективного курса "Говорим и пишем правильно" для 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Элективный курс "Говорим и пишем правильно"»

2


Элективный курс по русскому языку.

10-11 классы. 68 ч (1 час в неделю)


«Говорим и пишем правильно»

Пояснительная записка

Предлагаемый подготовительно-тренировочный курс предназначен для учащихся 10 и 11 классов и рассчитан на 68 часов. Он обеспечивает осмысление системы знаний о языке, углубленное изучение основных разделов русского языка, формирование ус­тойчивых навыков владения языком и совершенствование ре­чевой культуры. Данный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттеста­ции, где независимо от формы проведения учащиеся должны продемонстрировать результаты овладения нормами современ­ного русского языка, основами культуры устной и письменной речи.

Цель: углубление и систематизация знаний о языке и речи, развитие коммуникативно-речевой культуры, расширение лин­гвистического кругозора учащихся.

Задачи:

  • овладение основными нормами русского литературного языка;

  • создание прочной, надежной базы орфографических навыков;

  • совершенствование общеучебных умений: обобщать, срав­нивать, классифицировать, анализировать, оценивать;

обучение анализу текста, его интерпретации;

  • формирование языковой и лингвистической компетенций;

  • формирование умения создавать собственный текст, аргу­ментировать собственное мнение, использовать в речи раз­нообразные грамматические формы и лексическое богатство языка;

  • развитие ассоциативного мышления учащихся.

На каждом занятии предусматривается двусторонний подход:

  1. Теоретическая часть (повторение правил, изучение труд­ных случаев правописания, определение этапов создания тек­ста).

  2. Практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и ком­муникативную компетентности; закрепить знания орфографи­ческих и пунктуационных правил, приобрести устойчивые на­выки).

Использование системы упражнений предусматривает раз­личные формы и приемы работы учащихся: упражнения по аналогии, исследования, использование разных каналов поис­ка информации (энциклопедические и специальные словари, библиотечные и электронные каталоги, Интернет и др.), реше­ние тестов по типу ЕГЭ на заданное время, написание текстов по заданной проблеме.

Ожидаемые результаты

Полученные учащимися новые знания и представления о языке, осознание неразрывной связи развития языка с разви­тием общества в целом (в идеале — в виде сформированного лингвистического мировоззрения, позволяющего выпускнику адекватно и компетентно оценивать складывающиеся языко­вые ситуации); практические умения и навыки по самостоя­тельному анализу и оценке текстов разной стилистической принадлежности, приобретение опыта проведения первых на­учных исследований в области предполагаемой профессиональ­ной деятельности и, как следствие, мотивированный выбор будущей профессии.

Содержание курса


(10 класс)


Тема 1. Фонетика. Орфоэпия (6 ч)

Речь устная и письменная. Смыслоразличительная роль зву­ка в слове. Особенности словесного ударения в русском языке. Гласные звуки и их произношение. Гласные ударные и безу­дарные. Согласные звуки и их произношение. Смягчение и несмягчение согласных перед следующим согласным звуком. Произношение двойных согласных. Произношение сочетаний согласных. Произношение сочетаний с непроизносимыми со­гласными. Трудности фонетического анализа слов. Орфоэпи­ческие нормы русского языка. Орфоэпические и другие слова­ри, имеющие орфоэпические пометы. Варианты произношения.

Тема 2. Лексика (3 ч)

Особенности лексического состава слов. Основные вырази­тельные средства лексики и фразеологии. Употребление слов, использованных в переносном значении, в художественном тексте (тропов). Лексическое значение слова: прямое, перенос­ное. Книжная и разговорная лексика. Общеупотребительная и ограниченная лексика. Исконно русская и заимствованная лексика. Трудности лексического анализа слов.

Тема 3. Словообразование (2 ч)

Морфемный анализ слов. Способы словообразования в рус­ском языке: приставочный, суффиксальный, приставочно-суф-фиксальный, сложение, переход из одной части речи в другую. Лексическое значение морфем. Слова с суффиксами оценки в художественной речи. Словообразование наречий. Морфемные модели наречий.

Тема 4. Морфология (5 ч)

Система частей речи в русском языке. Грамматическое зна­чение, морфологические признаки, синтаксическая роль. Спо­собы определения частей речи по морфологическим признакам. Способы выражения самостоятельных частей речи в предложе­нии. Служебные части речи. Орфоэпические нормы. Правильное употребление служебных частей речи. Роль служебных ча­стей речи. Трудные случаи разграничения языковых явлений.

Тема 5. Орфография (18 ч)

Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Трудные случаи правописания при­ставок. Правописание Ы/И после приставок на согласную. Виды орфограмм в корне слова. Правописание О/Ё после шипящих во всех частях речи. Трудные случаи правописания окончаний. Пра­вописание падежных и родовых окончаний. Правописание суф­фиксов -ЧИК/-ЩИК; -ЕК-/-ИК; -К-/-СК-; -Н-/-НН- в словах раз­личных частей речи. Правописание Ъ и Ь и Ь после шипящих. Правописание служебных частей речи. Трудные случаи правопи­сания НЕ и НИ. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.


(11 класс )


Тема 6. Синтаксис и пунктуация Словосочетание. Простое предложение (9 ч)

Особенности связи слов в словосочетаниях. Правильное упот­ребление словосочетаний. Типы словосочетаний и виды связи в них. Предложение как речевое высказывание. Односостав­ные и двусоставные предложения. Инверсия в текстах разных стилей. Простое осложненное предложение. Однородные и неод­нородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения. Обособленные члены предложения. Обо­собленные члены предложения в текстах разных стилей и ти­пов речи. Уточняющие члены предложений.

Тема 7. Прямая речь. Диалог. Цитата (2 ч)

Синтаксические конструкции с чужой речью. Прямая и кос­венная речь. Способы оформления прямой речи на письме. Спо­собы оформления диалога. Различные способы цитирования.

Тема 8. Сложное предложение (9 ч)

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Использование бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Сложносочиненные предложения. Использо­вание сложносочиненных предложений в художественном тексте. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Использование сложноподчиненных предложений в художе­ственном тексте. Сложные синтаксические конструкции и зна­ки препинания в них.

Тема 9. Текст и его особенности (12 ч)

Текст и его признаки. Развитие мысли в тексте. Виды связи предложений. Стили и типы речи. Стилевые особенности тек­стов. Текст и его анализ. Чтение и изложение (подробное и сжатое). Создание текста и его редактирование.



Примерное тематическое планирование



Тема занятия

Кол-во часов

Виды деятельности

10 класс

1

Фонетика. Речь устная и пись­менная. Смыслоразличительная роль звука в слове. Особеннос­ти словесного ударения в рус­ском языке

1

Повторение основных фо­нетических правил. Ис­пользование транскрип­ции слов

2

Трудности фонетического ана­лиза слов

2

Фонетический анализ слов

3







4

Орфоэпия. Орфоэпические нор­мы русского языка

3

Знакомство с современны­ми орфоэпическими пра­вилами. Работа с орфоэпи­ческим словарем. Сравни­тельный анализ звукового и буквенного состава слов

5







б







7

Лексика и фразеология. Осо­бенности лексического состава слов

1

Повторение основных по­нятий лексики. Работа со словарями синонимов, ан­тонимов. Лексический ана­лиз текстов. Использова­ние средств художествен­ной выразительности

8

Основные выразительные сред­ства лексики и фразеологии. Употребление слов, использован­ных в переносном значении, в ху­дожественном тексте (тропов)

1



9

Трудности лексического ана­лиза текста

1


10

Словообразование. Морфем­ный анализ слов. Способы сло­вообразования. Слова с суф­фиксами оценки в художест­венной речи

2

Сопоставительный анализ слов.

Словообразовательный разбор. Работа со слово­образовательным слова­рем

11

Словообразование наречий. Морфемные модели наречий





12

Морфология. Система само­стоятельных частей речи в рус­ском языке. Грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль

5

Различение самостоятель­ных и служебных частей речи. Определение роли частей речи в тексте. Упот­ребление самостоятель­ных и служебных частей речи в разговорной и ху­дожественной речи

13







14

Служебные части речи. Орфо­эпические нормы. Правиль­ное употребление служебных частей речи





15







16

Трудные случаи разграниче­ния языковых явлений





17

Орфография. Система правил правописания

1

Повторение основных ор­фографических правил. Словарные диктанты, раз­личные виды разбора слов. Работа с тестами по орфо­графии. Исправление иска­женного текста

18

Правописание приставок. Труд­ности правописания приставок

2



19







20

Виды орфограмм в корне слова

4



21







22







23







24

Правописание падежных и ро­довых окончаний. Трудные слу­чаи правописания окончаний

3



25







26







27

Трудные случаи правописания суффиксов

2


28







29

Правописание служебных ча­стей речи. Трудные случаи пра­вописания НЕ и НИ

3



30







31







32

Трудности при слитном, дефисном и раздельном написании слов

3



33







34











11 класс

35

Синтаксис и пунктуация. Сло­восочетание. Особенности свя­зи слов в словосочетаниях. Пра­вильное употребление слово­сочетаний

1

Разбор словосочетаний. Составление словосочета­ний различных видов. Ра­бота с текстом, выявление из него словосочетаний с различными видами связи

36

Простое предложение. Пред­ложение как речевое выска­зывание. Односоставные и дву­составные предложения. Ин­версия в текстах разных стилей

1

Синтаксический разбор и моделирование простых предложений. Редактиро­вание предложений, в ко­торых нарушены синтакси­ческие нормы. Конструи­рование предложений с обособленными членами предложения. Использо­вание инверсии в текстах разных стилей. Работа с тренировочными тестами

37

Простое осложненное пред­ложение. Однородные и неод­нородные определения. Знаки препинания при однородных членах предложения

1



38

Тире в простом предложении

1



39

Вводные слова и предложения

2



40







41

Обособленные члены предло­жения. Обособленные члены предложения в текстах разных стилей и типов речи

2



42







43

Уточняющие члены предложе­ний

1


44

Прямая речь. Диалог. Цитата

2

Составление предложений с прямой речью, преобра­зование их в предложения с косвенной речью. Тре­нинг по оформлению цитат

45







46

Сложное предложение. Знаки препинания в бессоюзном слож­ном предложении. Использова­ние бессоюзных сложных пред­ложений в художественном тек­сте

2

Синтаксический разбор и моделирование сложных предложений. Использо­вание в художественных текстах сложных предло­жений. Работа с тестами. Пунктуационные диктанты

47







48

Знаки препинания в сложносо­чиненном предложении. Ис­пользование сложносочинен­ных предложений в художе­ственном тексте

2



49







50

Знаки препинания в сложно­подчиненном предложении. Использование сложноподчи­ненных предложений в худо­жественном тексте

2



51







52

Сложные синтаксические кон­струкции и знаки препинания в них

3



53







54







55

Текстоведение. Способы свя­зи предложении в тексте

3

Анализ текстов, выявление их стилевых особеннос­тей. Устные и письменные высказывания о теме и проблеме текста. Автор­ская позиция в тексте. Ар­гументация собственного мнения с использованием

56







57







58

Стили речи и их особенности. Типы речи и отличительные особенности

3



59







60







61 62

Текст и его анализ. Вырази­тельные средства языка

3

литературного и жизнен­ного материала

63







64

Сочинение. Этапы создания текста. План. Подготовка рабо­чих материалов. Создание тек­ста

3



65







66







67

Редактирование текста

2

Работа над сочинением

68












Оценка знаний, умений, навыков


Основными формами организации учебной деятельности являются семинары, практические занятия, тренинги, зачеты.

Возможны различные формы контроля.

При традиционном подходе к организации занятий вполне приемлема существующая балльная шкала оценок с проведени­ем итоговой работы в конце курса. Возможна и рейтинговая система, при которой каждому виду работы присваивается опре­деленная сумма баллов и устанавливается соответствие между набираемыми баллами и общепринятыми оценками. Рейтинго­вая оценка способствует усилению мотивации учащихся и раз­витию навыков осознанной самостоятельной деятельности не только на аудиторных занятиях, но и во внеурочное время.

Литература

Антонова Е. С, Воителева Т. М. Русский язык и куль­тура речи. М., 2005.

Архарова Д. И., Долинина Т. А., Чудинов А. П. Анализ тек­ста и написание рецензии. Курс подготовки к написанию сочинения (задания типа С).

Баранов М. Т., Костяева Т. А. Русский язык. Справочные материалы. М., 2006.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!