СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА» ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.03 ПРАВО по специальности: 54.02.01 Дизайн (по отраслям)

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учебной дисциплины ОДП.03 Право разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования», зарегистрированного в Министерстве юстиции 13 августа 2020 г. № 4001).

Организация-разработчик:    ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный    университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

Разработчик:

Виниченко Е.О. преподаватель ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговл имени Михаила Туган-Барановского», специалист.

Рецензенты:

1. Прохорова В.Г., методист ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», специалист высшей категории, преподаватель-методист.

2. Безлюдная Р.Н. преподаватель ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли», председатель цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин, специалист первой категории.

 

Одобрена и рекомендована

с целью практического применения

цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин

протокол № 1 от « 27» августа 2021 г.

Председатель ЦК__________ Т. М. Бурдина

 

 

Рабочая программа переутверждена на 2021 / 2022 учебный год

Протокол № ____ заседания ЦК от ____  _____________20___г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ____, стр.____)

Председатель ЦК _______________________

 

 

Просмотр содержимого документа
«ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА» ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.03 ПРАВО по специальности: 54.02.01 Дизайн (по отраслям)»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ГПОУ «ДОНЕЦКИЙ КОЛЛЕДЖ ТЕХНОЛОГИЙ И ДИЗАЙНА»

ГО ВПО «ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ЭКОНОМИКИ И ТОРГОВЛИ

ИМЕНИ МИХАИЛА ТУГАН-БАРАНОВСКОГО»




СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по УВР Директор колледжа

__________ О.В. Рыженко ________ И.Е. Доронина

«_____» __________ 2021 г. «____» ________ 2021 г.











РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОДП.03 ПРАВО




по специальности:

54.02.01 Дизайн (по отраслям)














2021 г.


Программа учебной дисциплины ОДП.03 Право разработана в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования», зарегистрированного в Министерстве юстиции 13 августа 2020 г. № 4001).

Организация-разработчик: ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского»

Разработчик:

Виниченко Е.О. преподаватель ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговл имени Михаила Туган-Барановского», специалист.

Рецензенты:

1. Прохорова В.Г., методист ГПОУ «Донецкий колледж технологий и дизайна» ГО ВПО «Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского», специалист высшей категории, преподаватель-методист.

2. Безлюдная Р.Н. преподаватель ГПОУ «Донецкий государственный колледж пищевых технологий и торговли», председатель цикловой комиссии общеобразовательных дисциплин, специалист первой категории.


Одобрена и рекомендована

с целью практического применения

цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин

протокол № 1 от « 27» августа 2021 г.

Председатель ЦК__________ Т. М. Бурдина



Рабочая программа переутверждена на 2021 / 2022 учебный год

Протокол № ____ заседания ЦК от ____ _____________20___г.

В программу внесены дополнения и изменения

(см. Приложение ____, стр.____)

Председатель ЦК _______________________


Содержание


Пояснительная записка

4

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОП.04 СПЕЦРИСУНОК И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ГРАФИКА

5

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

18

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

20




Пояснительная записка

Рабочая программа учебной дисциплины ОДП.03 Право предназначена для изучения в учреждениях среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

При освоении специальностей изучается как профильная учебная дисциплина в объеме 147 часов.

Цели обучения

Изучение курса права: в учреждениях среднего профессионального образования направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного и деятельностного подходов к обучению сводятся следующему:

  • развитие личности, направленное на формирование правосознания и правовой культуры, социально-правовой активности, внутренней убежденности в необходимости соблюдения норм права, на осознание себя полноправным членом общества, имеющим гарантированные законом права и свободы; содействие развитию профессиональных склонностей;

  • воспитание гражданской ответственности и чувства собственного достоинства, дисциплинированности, уважения к правам и свободам другого человека, демократическим правовым ценностям и институтам, правопорядку;

  • освоение системы знаний о праве как науке, о принципах, нормах и институтах права, необходимых для ориентации в российском и мировом нормативно-правовом материале, эффективной реализации прав и законных интересов; ознакомление с содержанием профессиональной юридической деятельности и основными юридическими профессиями;

  • - овладение умениями, необходимыми для применения освоенных знаний и способов деятельности для решения практических задач в социально-правовой сфере, продолжения обучения в системе профессионального образования;

  • формирование способности и готовности к сознательному и ответственному действию в сфере отношений, урегулированных правом, в том числе к оценке явлений и событий с точки зрения соответствия закону, к самостоятельному принятию решений, правомерной реализации гражданской позиции и несению ответственности.

Последовательность материала предмета «Право» в данной программе определена не только общими принципами отбора содержания и логики его изложения, но и особенностями формирования и спецификой построения и изучения учебного содержания предмета.

Учебная дисциплина ОДП.03 Право рассчитана на 98 аудиторных часов. В начале учебного года проводится вводный контроль знаний. Итоговая аттестация в виде комплексного дифференцированного зачета с дисциплиной ОДБ.11 Экономика.

1. паспорт рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.03 ПРАВО


1.1. Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта среднего общего образования и Государственным образовательным стандартом по специальности 54.02.01 Дизайн (по отраслям).

Рабочая программа по дисциплине ОДП.03 Право составлена в соответствии с Государственным образовательным стандартом среднего общего образования (приказ МОН ДНР № 121-НП от 07.08.2020 г. «Об утверждении Государственного образовательного стандарта среднего общего образования») и программы среднего общего образования «Примерная рабочая программа по учебному предмету «Право». 10-11 классы: базовый и углубленный уровни / сост. Морозов П.Л., Сиверская Е.В. – ГОУ ДПО «ДОНРИДПО». – Донецк: Истоки, 2021. – 41 с. (Приказ МОН ДНР от 13.08.2021 г. № 682 «Об утверждении примерных основных образовательных программ начального общего, основного общего и среднего общего образования»).

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Учебная дисциплина ОДП.03 Право относится к циклу «Общеобразовательная подготовка».

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины студент должен знать:

  • предмет и метод правового регулирования;

  • классификацию государств по их признакам, функциям и формам;

  • элементы системы права и дифференцировать источники права;

  • права и обязанности, гарантируемые Конституцией

  • Донецкой Народной Республики, Конституцией Российской Федерации в рамках других отраслей права;

  • называть элементы системы органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Российской Федерации;

  • различать функции Главы государства, законодательной и исполнительной власти;

  • выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов Донецкой Народной Республики, Российской Федерации;

  • особенности референдума;

  • субъекты и объекты правоотношений;

  • особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и человеком;

  • права и обязанности членов семьи;

  • порядок и условия регистрации и расторжения брака;

  • содержание трудового договора;

  • права и обязанности налогоплательщика;

  • основные принципы международного гуманитарного права;

  • Знать и описывать порядок заключения гражданско-правового

  • договора;

  • способы защиты гражданских прав;

  • различия рабочего времени и времени отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;

  • порядок освобождения от уголовной ответственности;

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  • характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;

  • различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как вида социальных норм;

  • дифференцировать правоспособность, дееспособность;

  • оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека, делать соответствующие выводы;

  • оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в государстве;

  • характеризовать Конституцию Донецкой Народной Республики, Конституцию Российской Федерации как основной закон государства, определяющий государственное устройство государства;

  • осознанно содействовать соблюдению Конституции Донецкой Народной Республики, Конституции Российской Федерации, уважению прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;

  • устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации, гражданина Донецкой Народной Республики;

  • описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм; характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;

  • объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в Российской Федерации; характеризовать и классифицировать права человека;

  • объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека;

  • характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное, налоговое право, как ведущие отрасли права;

  • характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

  • иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;

  • иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;

  • иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;

  • характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих правоотношений;

  • разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

  • иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности; различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности;

  • дифференцировать виды административных наказаний;

  • дифференцировать виды преступлений и наказания за них; выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних;

  • выявлять общественную опасность коррупции для гражданина,

общества и государства;

  • характеризовать основные категории обязательственного права;

  • определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;

  • соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их

совершение;

  • применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.

– проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;

– дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;

– сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;

– оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;

– понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;

– классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и изменения;

– толковать государственно-правовые явления и процессы;

– проводить сравнительный анализ особенностей правовой системы и правовых систем других государств;

– различать принципы и виды правотворчества;

– описывать этапы становления парламентаризма в Донецкой Народной Республике, Российской Федерации;

– сравнивать различные виды избирательных систем;

– анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных международных отношениях;

– анализировать институт международно-правового признания;

– выявлять особенности международно-правовой ответственности;

– выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в рамках международного гуманитарного права;

– оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военного времени;

– формулировать особенности страхования в Донецкой Народной Республике, Российской Федерации, различать виды страхования;

– различать опеку и попечительство;

– находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в процессе трудовой деятельности;

– определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;

– характеризовать аудит как деятельность по проведению проверки финансовой отчетности.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальная учебная нагрузка студента 147 часов, в том числе: обязательная аудиторная учебная нагрузка студента 98 часов; самостоятельная внеаудиторная работа студента 49 часов.



2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

147

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

98

в том числе:


  • лабораторные работы

не предусмотрено

  • практические работы

не предусмотрено

  • контрольные работы

не предусмотрено

Самостоятельная внеаудиторная работа студента (всего)

49

  • в том числе:

  • работа с учебником

  • работа с нормативной базой

  • работа над оформлением основных юридических документов

  • работа над презентацией

  • составление конспекта

  • работа над рефератами


Итоговая аттестация в форме комплексного дифференцированного зачета















2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ОДП.03 Право


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические занятия,

самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

Раздел 1.


Историческое развитие права и государства

(8 часов)

Содержание учебного материала

8

1,3

Власть и общество в догосударственный период. Причины и пути возникновения государства. Исторические типы государства: понятия и общая характеристика. Основные теории происхождения государства: теологическая, патриархальная, договорная, теория насилия, органическая, психологическая, расовая, материалистическая. Содержательные уровни и подходы к пониманию права. Революции в становлении права. Виды и способы толкования права. Формирование позитивного права. Публичное право. Частное право. Право и мораль. Право и религия. Право и политика. Право и экономика. Право и культура. Философия права.

Кодекс Хаммурапи. Право Древней Греции и Древнего Рима. Варварские «правды». Ордалии. Суды инквизиции. «Великая хартия вольностей» и Хабеас. Становление права Нового времени. Первые памятники философско-правовой мысли на Руси. «Русская правда». Судебник 1497г. Соборное Уложение 1649г. Государственно-правовые реформы Петра I. 12

«Наказ» Екатерины II. Право Российской империи в ХIХ - начале ХХ века. Манифест 17 октября 1905г. «Основные государственные законы Российской империи». Советские кодексы и конституции. Конституция РФ 1993г. (с изменениями 2020 г.), Конституция Украины 1996г., Конституция Донецкой Народной Республики 2014г.

Раздел 2. Теория государства

(8 часов)

Содержание учебного материала

4

1,3

Понятие государства. «Общественный», «классовый», «политико-правовой» подходы к рассмотрению сущности государства. Признаки государства. Функции государства и их классификация. Государственная власть. Государственный аппарат и его функции. Форма государственного правления. Монархия и ее виды. Республика и ее виды. Форма государственного (территориального) устройства. Унитарное государство. Федерация. Конфедерация. Форма государственно-политического режима. Демократический политический режим. Недемократический политический режим.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Написание опорного конспекта по теме: «Подходы к рассмотрению сущности государства» «Форма государственного (территориального) устройства. Унитарное государство. Федерация. Конфедерация. Форма государственно-политического режима. Демократический политический режим. Недемократический политический режим»

4


Раздел 3.

(12 часов)

Теория права

Содержание учебного материала

8

2,3

Признаки права. Функции права. Источники права. Формы реализации права. Предмет правового регулирования. Метод правового регулирования. Социальные нормы. Место и роль права в системе социальных норм. Норма права и элементы ее структуры. Понятие системы права. Отрасль права. Институт права. Правовые системы (семьи). Система российского права. Виды нормативно-правовых актов. Закон: понятие и виды. Подзаконные нормативно-правовые акты. Действие нормативных актов во времени, пространстве и относительно круга лиц. Систематизация нормативно-правовых актов. Инкорпорация и ее виды. Консолидация. Кодификация и ее виды. Взаимосвязь государства, права и общества. Юридическая техника. Гарантии законности и правопорядка. Правосознание и его уровни. Правомерное поведение. Правовая культура общества и личности. Функции правовой культуры. Правовой нигилизм. Пути формирования правовой культуры. Правовое воспитание. Опасность коррупции для гражданина, общества и государства. Антикоррупционные меры, принимаемые на государственном уровне.

Понятие и виды правоотношений. Структура правоотношений. Субъекты и объекты правоотношений. Правоспособность. Дееспособность. Деликтоспособность. Основания возникновения, изменения и прекращения гражданского правоотношения (юридические факты). Действия и события. Юридические акты, юридические поступки, юридические состояния. Понятие, признаки правонарушения. Мотив, цель правонарушения. Виды правонарушений. Состав правонарушения. Вина. Прямой и косвенный умысел. Неосторожность. Понятие, основания, принципы, цели и функции юридической ответственности. Виды юридической ответственности. Обстоятельства, которые исключают юридическую ответственность. Презумпция невиновности.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Написание опорных конспектов по теме: «Система российского права. Виды нормативно-правовых актов. Закон: понятие и виды.» «Подзаконные нормативно-правовые акты. Действие нормативных актов во времени, пространстве и относительно круга лиц.»

4

1,3


Раздел 4.

Права человека

(12часов)

Содержание учебного материала

8

2,3

Философия прав человека. История развития прав человека. Правовой статус человека и гражданина. Иностранцы, апатриды, бипатриды. Всеобщая декларация прав человека. Классификация прав человека: гражданские права, политические права, экономические права, социальные права, культурные права. Право на благоприятную окружающую среду. Права ребенка. Декларации, конвенции (пакты) о правах ребенка. Защита прав ребенка в Российской Федерации и Донецкой Народной Республике. Понятие конституционных прав и свобод человека и гражданина. Гарантии конституционных прав и свобод. Ограничение прав и свобод. Права и свободы гражданина Российской Федерации. Права и свободы гражданина Донецкой Народной Республики. Уполномоченный по правам человека. Конституционные обязанности гражданина Российской Федерации. Конституционные обязанности гражданина Донецкой Народной Республики. Воинская обязанность и альтернативная гражданская служба. Волонтерство. Личные (гражданские) права и свободы. Равенство прав и свобод людей. Право на жизнь. Запрет рабства и пыток. Право на свободу передвижения. Право на свободу совести. Право на свободу мировоззрения и вероисповедания. Личные права и свободы гражданина Российской Федерации и гражданина Донецкой Народной Республики. Право на свободу убеждений. Право на свободу мирных собраний и ассоциаций. Право принимать участие в управлении государством. Избирательное право. Активное и пассивное избирательное право. Принципы избирательного права. Политические права и свободы гражданина Российской Федерации и гражданина Донецкой Народной Республики. Право владеть имуществом. Право на социальное обеспечение и на осуществление прав в экономической, социальной и культурной областях. Право на труд, на свободный выбор работы. Право на отдых. Право участвовать в культурной и научной жизни общества. Экономические, социальные и культурные права гражданина Российской Федерации и гражданина Донецкой Народной Республики. Права и обязанности участников образовательного процесса. Право на образование и его реализация в Российской Федерации и Донецкой Народной Республике. Система образования Российской Федерации и Донецкой Народной Республики. Значение профессионального образования. Реализация права на получение профессионального образования.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов: Написание опорных конспектов по теме: «Принципы избирательного права. Политические права и свободы гражданина Российской Федерации и гражданина Донецкой Народной Республики», «Право на образование и его реализация в Российской Федерации и Донецкой Народной Республике. Система образования Российской Федерации и Донецкой Народной Республики».

4

3

Раздел 5

Международное право. Защита прав человека.

(13 часов)


Содержание учебного материала

8

2,3

Нарушения прав человека. Международные договоры о защите прав человека. Система судебной защиты прав человека. Международная система защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций. Региональная система защиты прав человека. Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека. Источники и принципы международного гуманитарного права. Понятие и система международного права. Международные преступления и правонарушения. Международные суды. Проблемы и перспективы деятельности международных механизмов по защите прав человека на современном этапе. Международный Комитет Красного Креста. Участники вооруженных конфликтов: комбатанты и не комбатанты. Защита жертв войны. Защита гражданских объектов и культурных ценностей. Запрещенные средства и методы ведения военных действий. Международная защита прав человека в условиях военного времени.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Написание реферата по темам на выбор: «Международная защита прав человека в условиях военного времени» «Международные преступления и правонарушение», «Международная система защиты прав человека в рамках Организации Объединенных Наций»

Написание опорного конспекта на тему «Рассмотрение жалоб в Европейском суде по правам человека.»

5

2,3

Раздел 6

Конституционное право.

(12 часов)

Содержание учебного материала

8

2,3

Виды и характеристика конституций. Конституция в иерархии нормативных актов. Конституция Российской Федерации. Конституция Донецкой Народной Республики. Государственная символика. Институт гражданства. Гражданство Российской Федерации: основания приобретения, принципы, основания прекращения гражданства. Особенности правового статуса гражданина Донецкой Народной Республики. Основы конституционного строя Российской Федерации. Форма государственного устройства Российской Федерации. Источники конституционного права Российской Федерации. Декларация о суверенитете Донецкой Народной Республики. Акт о провозглашении государственной самостоятельности Донецкой Народной Республики. Меморандум Донецкой Народной Республики о правопреемственности. Основы конституционного строя Донецкой Народной Республики.

Система органов государственной власти Российской Федерации. Парламентаризм. Парламент. Бикамерализм. Омбудсмен. Импичмент. Президент Российской Федерации (правовой статус, функции и полномочия). Виды парламентов. Федеральное Собрание Российской Федерации (структура, полномочия и функции). Правительство Российской Федерации (порядок формирования, области деятельности, структура). Система органов государственной власти Донецкой Народной Республики. Глава Донецкой Народной Республики. Особенности правового статуса и полномочий Главы Донецкой Народной 14

Республики. Народный Совет Донецкой Народной Республики (полномочия, структура, принципы и механизмы деятельности). Правовой статус народных депутатов. Правительство Донецкой Народной Республики (состав, формирование, полномочия). Председатель Правительства Донецкой Народной Республики.

Демократические принципы судопроизводства. Структура судебной системы Российской Федерации. Конституционный Суд Российской Федерации. Верховный Суд Российской Федерации. Понятие юрисдикции судов. Специализированные суды. Суды общей юрисдикции. Статус судей. Понятие, система и функции правоохранительных органов Российской Федерации. Судебная система Донецкой Народной Республики. Верховный суд Донецкой Народной Республики. Система правоохранительных органов Донецкой Народной Республики. Полиция: задачи и принципы деятельности. Обязанности и права полиции. Принципы организации и деятельности прокуратуры. Органы юстиции Донецкой Народной Республики. Адвокатура. Принципы и виды адвокатской деятельности. Права и обязанности адвоката. Нотариат. Права и обязанности нотариуса. Нотариальные действия.

Понятие и принципы правотворчества. Стадии правотворческого процесса. Формы реализации и толкования права. Законодательный процесс. Субъекты законодательной инициативы, стадии законодательного процесса в Российской Федерации. Законотворческий процесс в Донецкой Народной Республике. Понятие и виды выборов. Электорат. Абсентеизм. Виды избирательных систем. Избирательные округа. Стадии избирательного процесса. Избирательное право и избирательный процесс в Российской Федерации. Референдум. Референдум и выборы в Донецкой Народной Республике. Праймериз. Формирование правового поля Донецкой Народной Республики.

Принципы, задачи и функции местного самоуправления. Формирование системы органов местного самоуправления. Сферы деятельности органов местного самоуправления. Особенности системы местного самоуправления в Донецкой Народной Республике.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Написание опорного конспекта по темам «Законотворческий процесс в Донецкой Народной Республике. Понятие и виды выборов. Электорат. Абсентеизм. Виды избирательных систем» . «Референдум и выборы в Донецкой Народной Республике. Праймериз. Формирование правового поля Донецкой Народной Республики»

4


3

Раздел 7

Гражданское право. (21час)


Содержание учебного материала





16












3

Гражданское право: предмет, метод принципы. Источники гражданского права. Гражданский кодекс. Типы гражданско-правовых норм. Гражданское право в Донецкой Народной Республике. Понятие и виды права собственности. Субъекты и объекты права собственности. Формы собственности. Правомочия собственника. Владение. Пользование. Распоряжение. Способы приобретения права собственности. Защита прав собственности. Основания прекращения права собственности. Национализация и приватизация. Субъекты и объекты права интеллектуальной собственности. Личные неимущественные и имущественные права интеллектуальной собственности. Патентное право, ноу-хау. Авторское право. Особенности права собственности в Донецкой Народной Республике.

Гражданско-правовые отношения: понятие и виды. Физические и юридические лица как субъекты гражданских правоотношений. Особенности правосубъектности физических и юридических лиц. Гражданская правоспособность. Гражданская дееспособность. Понятие эмансипации в гражданском праве. Объекты имущественного права. Особенности дееспособности несовершеннолетних. Личные неимущественные права. Понятие и признаки сделок. Условия действительности сделок. Виды сделок. Формы сделок. Ничтожные и оспариваемые сделки. Реституция и ее виды. Гражданско-правовые договора и их особенности. Порядок заключения договора: оферта и акцепт. Представительство и доверенность. Основания возникновения представительства. Виды представительства. Полномочия представителя. Виды и формы доверенностей.

Предпринимательская деятельность и ее принципы. Субъекты предпринимательской деятельности. Классификация и особенности субъектов. Предпринимательство в Донецкой Народной Республике. Наследственное право. Наследодатель, наследник, наследство. 15

Наследование по завещанию и по закону. Открытие наследства. Условия действительности завещания. Принятие наследства.

Формы защиты гражданских прав. Особенности гражданско-правовой ответственности. Виды гражданско-правовой ответственности. Условия привлечения к ответственности в гражданском праве. Защита чести, достоинства и деловой репутации лица. Обязательственное право. Понятие обязательства Способы реализации обязательственного права. Защита материальных и нематериальных прав. Причинение и возмещение вреда. Моральный ущерб. Обстоятельства, которые освобождают от гражданско-правовой ответственности. Источник повышенной опасности. Ответственность за чужую вину. Особенности ответственности несовершеннолетних. Страхование — как институт гражданского права.

Потребитель, производитель, исполнитель, продавец. Права потребителя. Срок годности товара. Защита прав потребителей в Донецкой Народной Республике. Принципы гражданского судопроизводства. Стадии и участники гражданского процесса. Представительство в суде. Исковое заявление. Срок исковой давности. Этапы судебного заседания. Третейский суд. Арбитражный процесс.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Составить конспект по темам: «Гражданско-правовая ответственность», «Защита прав потребителя в Донецкой Народной Республики.» «Страхование в отрасли гражданского права» «Предпринимательство в Донецкой Народной Республик».Составление основных юридических документов.

5

3

Раздел 8

Семейное право

(11 часов)

Содержание учебного материала

6

1,3

Предмет, метод, принципы семейного права. Источники семейного права. Общая характеристика семейных отношений. Понятие семьи. Понятие брака. Правовое регулирование отношений супругов. Условия заключения брака. Лица, которые не могут состоять в браке. Порядок регистрации брака. Брачный договор. Условия и процесс расторжения брака. Понятие режима отдельного проживания супругов. Личные неимущественные и имущественные права и обязанности супругов. Личная частная и общая совместная собственность супругов. Порядок регистрации 6рождения ребенка. Ответственность родителей по воспитанию детей. Ответственность детей по отношению к родителям. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей. Взаимное содержание (алименты). Лишение родительских прав: основания и правовые следствия. Усыновление. Опека и попечительство. Патронат. Приемная семья.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов

Написание опорных конспектов по теме: «Ответственность родителей по воспитанию детей Ответственность детей по отношению к родителям. Формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей.» Взаимное содержание (алименты). Лишение родительских прав: основания и правовые следствия.» «Усыновление. Опека и попечительство. Патронат. Приемная семья.»

5

2,3

Раздел 9

Трудовое право

(13 часов)

Содержание учебного материала

8

3

Источники трудового права. Участники трудовых правоотношений. Трудовой договор. Понятие, стороны и условия трудового договора. Форма трудового договора. Сроки и порядок заключения трудового договора. Испытательный срок. Контракт. Права и обязанности работника и работодателя. Трудовая книжка. Прекращение трудового договора. Коллективный договор. Рабочее время. Время отдыха. Понятие и виды отпусков. Заработная плата. Минимальная заработная плата. Системы оплаты труда: повременная, сдельная, дополнительная. Понятие трудовой дисциплины. Правила внутреннего трудового распорядка. Дисциплинарная ответственность. Дисциплинарные взыскания. Порядок наложения и снятие дисциплинарного взыскания. Понятие и основания материальной ответственности. Виды материальной ответственности. Коллективная ответственность. Индивидуальные трудовые споры. Порядок разрешения трудовых споров. Коллективные трудовые споры. Способы разрешения коллективных споров. Комиссия по трудовым спорам. Забастовка: порядок организации и проведения. Охрана труда. Особенности правового регулирования труда несовершеннолетних. Государственный надзор и контроль за соблюдением законов об охране труда в Донецкой Народной Республике. Понятие социальной защиты. Социальное обеспечение. Социальное страхование. Социальные пособия и их виды. Понятие пенсии. Система пенсионного обеспечения. Виды пенсий. Особенности системы социальной защиты в Донецкой Народной Республике.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Написание опорных конспектов по темам: «Понятие и основания материальной ответственности. Виды материальной ответственности. Коллективная ответственность.» «Рабочее время. Время отдыха. Понятие и виды отпусков» «Забастовка: порядок организации и проведения»

5

3

Раздел 10

Административное право

(12 часов)

Содержание учебного материала

8

2,3

Понятие административного права. Источники административного права. Административные правоотношения и их особенности. Виды и субъекты административных отношений. Административная правоспособность и дееспособность. Государственное управление и управленческие функции. Методы государственного управления. Административное регулирование. Соотношение убеждения и принуждения в административном праве. Меры административного принуждения. .Понятие государственной службы. Права и обязанности государственных служащих. Понятие, признаки и состав административного правонарушения. Виды административного правонарушения. Понятие административной ответственности и ее особенности. Основания административной ответственности. Цель и формы административного взыскания. Виды административных взысканий. Особенности судебного производства по делам об административных правонарушениях Стадии административного процесса. Решения административных судов.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Написание опорного конспекта по темам: «Понятие государственной службы. Права и обязанности государственных служащих» «Основания административной ответственности. Цель и формы административного взыскания. Виды административных взысканий»

4

2,3


Раздел 11

Уголовное право

(14часов)

Содержание учебного материала

10

2,3

Понятие уголовного права. Источники и принципы уголовного права. Действие уголовного закона в пространстве и времени. Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы. Понятие и признаки преступления. Состав преступления. Виды преступлений. «Новые» преступления. Стадии совершения преступления. Вина и ее виды. Мотив. Соучастие в преступлении. Виды соучастников. Формы соучастия. Понятие, признаки и основания уголовной ответственности. Виды наказания. Понятия рецидива в уголовном праве. Способы и методы противодействия коррупции. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие наказание. Освобождение от уголовной ответственности. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Принудительные меры воспитательного характера. Участники уголовного судопроизводства. Этапы и принципы уголовного процесса. Приговор и процедура обжалования. Апелляция. Кассация. Инстанция суда Амнистия. Помилование.

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Написание опорного конспекта по темам: «Понятие, признаки и основания уголовной ответственности. Виды наказания.» «Освобождение от уголовной ответственности. Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних. Принудительные меры воспитательного характера.»

4

2,3

Раздел 12

Основы жилищного, экологического и финансового права.

(10 часов)

Содержание учебного материала

5

2,3

Финансовое право. Предмет финансового права. Общая характеристика финансовой системы. Субъекты и объекты финансового правоотношения. Бюджет. Бюджетная система. Доходы и расходы Государственного бюджета. Контроль за расходованием средств. Банковская система Российской Федерации. Особенности банковской системы Донецкой Народной Республики. Центральный Республиканский банк Донецкой Народной Республики. Банковские операции и соглашения. Меры воздействия, которые применяются к банкам в случае нарушения ими законодательства. Понятие и принципы системы налогообложения. Налоговое законодательство. Особенности налоговой системы Донецкой Народной Республики. Объекты налогообложения. Налогоплательщики, их права и обязанности. Виды налогов и сборов. Особенности налогообложения юридических лиц. Виды налогов и сборов с физических лиц. Государственные налоговые органы. Аудит. Ответственность за уклонение от уплаты налогов. Общая характеристика жилищных правоотношений. Право граждан на жилье и формы его реализации. Особенности жилищного законодательства Донецкой Народной Республики. Права и обязанности субъектов жилищных правоотношений. Жилищный фонд. Договор жилищного найма. Ипотека. Предмет правового регулирования земельного права. Субъекты и объекты земельных отношений. Право собственности на землю. Виды нарушений земельного законодательства. Право человека на благоприятную окружающую среду. Общие принципы природопользования. Экологические права и обязанности граждан. Экологические правонарушения. Способы защиты экологических прав. Правовая база противодействия терроризму. Особенности жилищного законодательства Донецкой Народной Республики..

Внеаудиторная самостоятельная работа студентов:

Презентация на одну из тем на выбор: «Центральный Республиканский банк Донецкой Народной Республики. Банковские операции и соглашения.» «Налоговое законодательство. Особенности налоговой системы Донецкой Народной Республики. Объекты налогообложения» «Особенности жилищного законодательства Донецкой Народной Республики.» «Особенности жилищного законодательства Донецкой Народной Республики.»

5

2,3

Комплексный дифференцированный зачет

1


Всего


147





3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Учебная дисциплина изучается в кабинете правовых дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- аудиторная доска;

- наглядные и электронные пособия;

- методические разработки занятий.

Технические средства обучения:

1. Персональный компьютер.

2. Лазерный принтер.

3. Устройства вывода звуковой информации: звуковые колонки и наушники.


3.2. Информационное обеспечение обучения

Основная литература

  1. Братановский, С.Н. Право: учебник/С.Н. Братановский, К.М. Конджакулян; под общ. Ред. С.Н. Братановского, - Москва: РУСАЙНС, 2020.– 472с

– Текст: электронный. //

  1. Гомола, А.И. Правовые основы государственного и муниципального управления: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / А.И. Гомола, И.А. Гомола, Е.В. Борисова. – М.: Издательский центр «Академия», 2019. – 336 с.

– ISBN 978-5-7695-4934-2. – Текст: непосредственный

  1. Шкатулла, В. И. Основы правовых знаний: учеб. пособие для студ. сред, проф. учеб. заведений / В. И. Шкатулла, В.В.Надвикова, М. В. Сытинская; под ред. В. И. Шкатуллы. — 5-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия», 2018. — 320 с.

– ISBN 978-5-7695-4343-2. – Текст: непосредственный.

  1. Румынина, В.В. Правовое обеспечение профессиональной деятельности : учебник для студ. учреждений сред. проф. образования / В.В. Румынина. — 10-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2017 — 224 с.

ISBN 978-5-4468-0783-3. – Текст: электронный. //

  1. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. – 392 с. – Текст: электронный. //

  2. Конституция Донецкой Народной Республики. – Текст: электронный. //

  3. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании». – Текст: электронный. //

  4. Актуальные проблемы гражданского права. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 432 c. – Текст: электронный. //

  5. Концепция исторического развития Донбасса (Приказ МОН ДНР №317 от 11.04.2018 «Об утверждении Концепции исторического развития Донбасса») – Текст: электронный. //

  6. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики.

Дополнительная литература

  1. Конституция Донецкой Народной Республики.

  2. Закон Донецкой Народной Республики «Об образовании».

  3. Государственный образовательный стандарт основного общего образования

  4. Концепция исторического развития Донбасса (Приказ МОН ДНР №317 от 11.04.2018 «Об утверждении Концепции исторического развития Донбасса»)

  5. Концепция патриотического воспитания детей и учащейся молодежи Донецкой Народной Республики

  6. Гражданское право / ред. С.П. Гришаева. - М.: ЮРИСТЪ, 2018. - 484 c.

  7. Актуальные проблемы гражданского права. - М.: Юнити-Дана, 2018. - 432 c.

  8. 15. Общая теория государства и права : учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов : Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. – 392 с. .

  9. 19. Право. 10 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват. учреждений / под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.:Просвещение, 2019. – 286 с.

  10. Право. 11 класс. Профильный уровень: учебник для общеобразоват.учреждений/под редакцией Л.Н.Боголюбова. – М.:Просвещение, 2019. – 288 с.

11. Интернет - ресурсы: Законодательство Донецкой Народной Республики. Актуальные документы // https://dnr-online.ru/doc/





4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения студентов индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Умения:



У.1.характеризовать нормативно-правовой акт как основу законодательства;

различать виды социальных и правовых норм, выявлять особенности правовых норм как вида социальных норм;

У.2. оценивать собственный возможный вклад в становление и развитие правопорядка и законности в государстве;

У.3. характеризовать Конституцию Донецкой Народной Республики, Конституцию Российской Федерации как основной закон государства, определяющий государственное устройство государства;

У.4. осознанно содействовать соблюдению Конституции Донецкой Народной Республики, Конституции Российской Федерации, уважению прав и свобод другого человека, демократических ценностей и правопорядка;

У.5. устанавливать взаимосвязь между правами и обязанностями гражданина Российской Федерации, гражданина Донецкой Народной Республики;

У.6. описывать законодательный процесс как целостный государственный механизм; характеризовать избирательный процесс в Российской Федерации;

У.7. объяснять на конкретном примере структуру и функции органов местного самоуправления в Российской Федерации; характеризовать и классифицировать права человека;

У.8. объяснять основные идеи международных документов, направленных на защиту прав человека;

У.9. характеризовать гражданское, семейное, трудовое, административное, уголовное, налоговое право, как ведущие отрасли права;

У.10. характеризовать субъектов гражданских правоотношений, различать организационно-правовые формы предпринимательской деятельности;

У.11. иллюстрировать примерами нормы законодательства о защите прав потребителя;

У.12. иллюстрировать примерами особенности реализации права собственности, различать виды гражданско-правовых сделок и раскрывать особенности гражданско-правового договора;

У.13. иллюстрировать примерами привлечение к гражданско-правовой ответственности;

У.14. характеризовать трудовые правоотношения и дифференцировать участников этих правоотношений;

У.15. разъяснять на примерах особенности положения несовершеннолетних в трудовых отношениях;

У.16. иллюстрировать примерами способы разрешения трудовых споров и привлечение к дисциплинарной ответственности; различать виды административных правонарушений и описывать порядок привлечения к административной ответственности;

У.17. дифференцировать виды административных наказан

У.18. дифференцировать виды преступлений и наказания за них; выявлять специфику уголовной ответственности несовершеннолетних

У.19. выявлять общественную опасность коррупции для гражданина,

У.20. общества и государства;

У.21. характеризовать основные категории обязательственного права;

У.22. определять ответственность родителей по воспитанию своих детей;

У.23. соотносить налоговые правонарушения и ответственность за их совершение;

У.24. применять правовые знания для аргументации собственной позиции в конкретных правовых ситуациях с использованием нормативных актов.

У.25. проводить сравнительный анализ различных теорий государства и права;

У.26. дифференцировать теории сущности государства по источнику государственной власти;

У.27. сравнивать достоинства и недостатки различных видов и способов толкования права;

У.28. оценивать тенденции развития государства и права на современном этапе;

У.29. понимать необходимость правового воспитания и противодействия правовому нигилизму;

У.30. классифицировать виды конституций по форме выражения, по субъектам принятия, по порядку принятия и изменения;

У.31. толковать государственно-правовые явления и процессы;

У.32. проводить сравнительный анализ особенностей правовой системы и правовых систем других государств;

У.33. различать принципы и виды правотворчества;

У.34 описывать этапы становления парламентаризма в Донецкой Народной Республике, Российской Федерации;

У.35. сравнивать различные виды избирательных систем;

У.36. анализировать с точки зрения международного права проблемы, возникающие в современных международных отношениях;

У.37. анализировать институт международно-правового признания;

У.38. выявлять особенности международно-правовой ответственности;

У.39. выделять основные международно-правовые акты, регулирующие отношения государств в рамках международного гуманитарного права;

У.40. оценивать роль неправительственных организаций в деятельности по защите прав человека в условиях военного времени;

У.41. формулировать особенности страхования в Донецкой Народной Республике, Российской Федерации, различать виды страхования;

У.42. различать опеку и попечительство;

У.43. находить наиболее оптимальные варианты разрешения правовых споров, возникающих в процессе трудовой деятельности;

У.44.определять применимость норм финансового права в конкретной правовой ситуации;

У.45. дифференцировать правоспособность, дееспособность;

У.46.оценивать возможные последствия правомерного и неправомерного поведения человека, делать соответствующие выводы;


Оценивание отчета о внеаудиторной самостоятельной работе

Оценивание решения тестовых задач

Оценивание письменных работ, текущего контроля

Оценивание защиты рефератов

Оценивание защиты реферативных сообщений

Оценивание устного и письменного монологического и диалогического высказывания

Оценивание защиты презентации

Оценивание письменной работы

Оценивание решения ситуативных задач

Знания:



З.1. предмет и метод правового регулирования;

З.2. классификацию государств по их признакам, функциям и формам;

З.3. элементы системы права и дифференцировать источники права;

З.4. права и обязанности, гарантируемые Конституцией

З.5. Донецкой Народной Республики, Конституцией Российской Федерации в рамках других отраслей права;

З.6. называть элементы системы органов государственной власти Донецкой Народной Республики, Российской Федерации;

З.7. различать функции Главы государства, законодательной и исполнительной власти;

З.8. выявлять особенности судебной системы и системы правоохранительных органов Донецкой Народной Республики, Российской Федерации;

З.9 особенности референдума;

З.10. субъекты и объекты правоотношений;

З.11 особенности гражданства как устойчивой правовой связи между государством и человеком;

З.12. права и обязанности членов семьи;

З.13. порядок и условия регистрации и расторжения брака;

З.14. содержание трудового договора;

З.15. права и обязанности налогоплательщика;

-З.16. основные принципы международного гуманитарного права;

З.17. Знать и описывать порядок заключения гражданско-правового договора;

З.18. способы защиты гражданских прав;

З. различия рабочего времени и времени отдыха, разрешать трудовые споры правовыми способами;

З.19. порядок освобождения от уголовной ответственности;


Оценивание отчета о внеаудиторной самостоятельной работе

Оценивание решения тестовых задач

Оценивание письменных работ, текущего контроля

Оценивание защиты рефератов

Оценивание защиты реферативных сообщений

Оценивание устного и письменного монологического и диалогического высказывания

Оценивание защиты презентации

Оценивание письменной работы

Оценивание решения ситуативных задач