МБОУ Подтёсовская СОШ № 46 имени В.П. Астафьева (Красноярский край, Енисейский район)
Тишина Александра Александровна, учитель географии, финансовой грамотности , основ регионального развития Красноярского края
Статья отнесена к разделу: Преподавание географии
Урок рассчитан на 1 час.
Тема урока: «Градусная сетка». (проведен: февраль-2020г)
Цель урока:
Сформировать понятие о градусной сетке, определить как она выглядит на глобусе и картах, сформировать понятие о различии изображения на ней меридианов и параллелей.
Задачи:
Развивающая:
• Развивать умение работы с картой;
• Развитие практических умений нахождения меридианов и параллелей на глобусе и карте, характеризовать их особенности;
• Развивать интерес к изучаемому предмету.
Воспитательная :
• Воспитывать стремление расширять свой кругозор;
• Побудить интерес к работе с картой и атласом.
Оборудование: учебники, атласы, настенная карта полушарий, глобус., презентация-прил.1., раздаточный материал
Основные понятия: карта, глобус, экватор, полушария, ось, градусная сетка, меридианы, параллели.
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.
А какое настроение у вас, ребята? Прил-2. (Раздать заранее). Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.
Один поэт сказал: «Считай, ты потерял день, в какой не улыбнулся».
А чтобы он не был потерянным, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, мысленно пожелайте успехов.
(Данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока).
1.Географическая разминка – повторение
Учитель: Какие термины темы: План местности-масштаб- мы знаем?
Работа с терминами:
II. Стадия вызова
Верю - не верю. Прил.3 (Разложить карточки на партах заранее).
Вопрос | Ответ | да | нет |
1.Показывает во сколько раз направление на карте или плане меньше, чем на местности | Масштаб | | |
2.Уменьшенное изображение поверхности земли или её части на плоскости в уменьшенном виде, условными знаками | План местности | | |
3.Угол между направлением на север и какой-нибудь предмет | Азимут | | |
4.Условная линия на плане или карте, которая соединяет точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой | Горизонтали | | |
5. Высота над уровнем моря | Абсолютная высота | | |
6. Язык плана | Условные знаки | | |
7. Высота от подошвы до вершины | Относительная высота | | |
8.Изображение спутника на плоскости | Географическая карта | | |
9.Условные линии, соединяющие условные знаки | Изогипсы | | |
10. Условные линии, соединяющие точки земной поверхности | Горизонтали | | |
Проверка (слайд 3)
Вопрос | Ответ | да | нет |
1.Показывает во сколько раз направление на карте или плане меньше, чем на местности | Масштаб | + | |
2.Уменьшенное изображение поверхности земли или её части на плоскости в уменьшенном виде, условными знаками | План местности | + | |
3.Угол между направлением на север и какой-нибудь предмет | Азимут | + | |
4.Условная линия на плане или карте, которая соединяет точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой | Горизонтали | + | |
5. Высота над уровнем моря | Абсолютная высота | + | |
6. Язык плана | Условные знаки | + | |
7. Высота от подошвы до вершины | Относительная высота | + | |
8.Изображение спутника на плоскости | Географическая карта | | - |
9.Условные линии, соединяющие условные знаки | Изогипсы | | - |
10. Условные линии, соединяющие точки земной поверхности | Горизонтали | + | |
Взаимоконтроль в парах
Проверка:
«5» – нет ошибок;
«4» – 1или 2 ошибки;
«3» – 3 или 4 ошибки;
«2» – больше 4 ошибок Выставление отметок
2.Задачи: (слайд 4-5)
Переведите численный масштаб в именованный:
1:100 в 1 см 1 м
1:2 500 в 1 см 25 м
1:500 000 в 1 см 5 км
Переведите именованный масштаб в численный:
в 1 см 75 дм 1:750
в 1 см 310 км 1:31 000 000
в 1 см 10 см 1:10
3.Фронтальный опрос. Прием «Похлопаем-потопаем». Если согласны с утверждением- хлопаем в ладоши, если нет- топаем.
Масштаб показывает, во сколько раз уменьшены все линии на плане по отношению к действительным размерам. | да |
Масштаб бывает четырех видов: численный, именованный, графический, линейный. | да |
Чем крупнее изображена территория, тем больше масштаб. | - |
Чтобы перевести именованный масштаб в численный, необходимо приписать два нуля. | - |
Физическая карта полушарий- мелкомасштабная. | да |
Карта -уменьшенное изображение Земли на плоскости при помощи условных знаков. | да |
Различаются по размерам изображенной территории, по масштабу, по содержанию. | да |
Бывают физическая, политическая, климатическая и т.д.) | да |
Ориентирование-УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СТОРОН ГОРИЗОНТА. | да |
4.Мы научились ориентироваться по карте и плану местности. И сегодня у нас новая тема. А вот чем конкретно мы будем заниматься на уроке, вы сейчас узнаете сами. Работа в группах.
Возьмите листочки в конверте- прил-7-8, лежащие у вас на партах, и расшифруйте содержание записки.
1 | 14 | 10 | 5 | 9 | 5 | 8 | 10 | 17 | 15 | 5 |
п | у | т | е | ш | е | с | т | в | и | е |
12 | 3 | 2 | 19 | 14 | 8 | 16 | 2 | 20 |
г | р | а | д | у | с | н | а | я |
| 1 5 | М Д Е Л Я Т | 7 19 5 4 20 10 | Г | 12 | Г Ч | |
- Что у вас получилось? (Путешествие) по градусная(ой) сеть(и)
- Чтобы наше путешествие было удачным, нужно вооружиться знаниями.
Этап актуализации субъектного опыта учащихся.
У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Какими способами можно определить свое местонахождение?
Как найти на Земле какой-либо пункт, как узнать его географический адрес? Представим себе шахматную доску. Каждая ее клетка имеет свой адрес, состоящий из буквы и цифры. Зная их, мы легко находим нужную клетку, чтобы поставить туда фигуру, т.е. играем в шахматы. Если мы внимательно рассмотрим и глобус и географическую карту, то увидим, что они тоже покрыты клетками, которые образованы пересекающимися продольными и поперечными линиями.
Составляем кластер (записать на доске, уч-ся по очереди выходят и записывают свои точки зрения)
Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей.
Градусная сетка
Тема нашего урока: «Градусная сетка».
Учитель: Попытаемся сформулировать определение градусная сеть. (зачитывают варианты ответов).
Попытаемся сформулировать цель урока:
Сформировать понятие о градусной сетке, определить как она выглядит на глобусе и картах, сформировать понятие о различии изображения на ней меридианов и параллелей.
Это градусная сеть, с помощью градусной сети можно определить положение любого объекта на нашей планете.
Градусная сетка на глобусе и картах.
На глобусах и картах меридианы и параллели проводят через одинаковое число градусов, например через 100 или 150.
Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах, разделенные на градусы, называют градусной сеткой, с помощью которой можно определить положение любого объекта на нашей планете.
III. Стадия осмысления
Учитель:
Человек перемещается по всем уголкам планеты. Наша планета огромная и удивительная. Как людям не заблудиться и прибыть в пункт назначения? Для этого существуют:?
Вы имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу. решить анаграммы -Способность к анализу и синтезу.)
Решаем-
Анаграмма (слайд 12)
салюоп
ктваоэр
суглоб
лелрапаль
реиидман
-Что объединяет эти понятия? Почему прошу найти связь между понятиями? экватор, полюса, меридианы, параллели?
- - экватор, полюс, меридиан, параллель? (п. о. Глобус - модель Земли).
Как называются точки на севере и на юге глобуса? (Полюса)
Вопрос: Что такое Полюс? (Дети пытаются дать определение)
Запись в тетрадь: Полюс-это точки пересечения воображаемой земной оси с поверхностью Земли.
Работа с картой: Найдите полюс в атласе на карте полушарий.
Учитель: Что такое экватор? (Дети пытаются дать определение)
Запись в тетрадь: Экватор-это воображаемая линия, которая делит Землю на два равных полушария: северное и южное. Линия пересечения земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения.
Экватор делит Землю на два полушария
Прил-7
Назовите и покажите эти полушария на глобусах. - Сегодня экватор проходит здесь ( учитель «прокладывает» экватор по классу: даёт ленту в руки двум учащимся так, чтобы она проходила между группами и две из них оказывались по одну сторону от линии, а две – по другую.)
Откройте учебник на стр. 28.
Запись в тетрадь: Линии-помощники -продольные и поперечные линии (параллели и меридианы) составляют градусную сетку, с помощью которой можно определить положение любого объекта на нашей планете.
Уменьшаясь к северу и югу,
Форму круга сохранить сумели.
Параллельны все они друг другу,
Потому зовутся параллелями.
Самую большую звать экватор,
Маленькая - это точка полюс.
Все с востока тянутся на запад,
И по ним к широтам ведут поиск.
Запись в тетрадь: Параллель - это условные линии, проведённые параллельно экватору
Глобус весь пересекают,
Сходятся на полюсах.
Постепенно подвигают
Стрелки на любых часах.
Через сушу, океаны
Пролегли меридианы.
Запись в тетрадь: Меридиан -Условная линия, проведённая через полюса
Как называются линии-помощники? (Меридианы и параллели). С помощью линий меридианов и параллелей на карте можно определить направление и указать положение частей территорий и объектов.
Составьте синквейн:
1 вариант со словом меридианы,
2 вариант со словом параллели.
- Начальный меридиан – это… (Гринвичский меридиан)
- Сегодня он проходит здесь ( учитель «прокладывает» гринвичский меридиан по классу аналогично экватору. Нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°.
От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток. К западу от нулевого меридиана все точки имеют западную долготу (з.д.), к востоку – восточную долготу (в.д.). Западная и восточная долгота измеряются от 0° до 180°. Россия располагается в обоих полушариях – Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.
Заполнить таблицу ( слайд 19)
Свойства линий градусной сетки
IV. Закрепление материала. Что вы узнали на уроке?
Что такое градусная сетка, экватор, полюс, меридиан, параллель? -
Может ли параллель иметь величину: 45°, 78°, 95° ( 95 нет - только до 90, остальные –да)
Может ли меридиан иметь величину: 37°, 129°, 181° (181 нет – только до 180, остальные – да)
Вставьте пропущенное слово:
Условная линия, проведенная параллельно экватору - ……
Самая длинная параллель - ………………
Точка Земли, через которую проходит воображаемая земная ось - ……………
Самая короткая параллель - …………
Условные линии, соединяющие Северный и Южный полюса - …………….
Что является границей между Северным и Южным полушариями - ………….
IV. Стадия рефлексии.
Нарисовать смайлик:
Веселый – на уроке понравилось и тему урока понял;
Грустный – не все еще понял на уроке.
На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? Благодарю вас, ребята, за работу.
Выставление отметок в журнал и дневники.
VI. Итог урока.
Домашнее задание: (слайд 23)
1.§11, выучить новые определения.
2.Определить в каких полушариях находятся все материки Земли. 3. На контурной карте обозначить:
Красным – экватор и нулевой меридиан.
Зеленым – линию перемены дат и Северный и Южный полюса
Синим – меридианы 30°, 60°, 90°, 120°, 150°(в двух полушариях).
Черным – параллели 20°,40°, 60°,80 °, ( в двух полушариях).
4.Составьте рассказ, используя представленные условные знаки.