СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Градусная сетка».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Как найти на Земле какой-либо пункт, как узнать его географический адрес? Представим себе шахматную доску. Каждая ее клетка имеет свой адрес, состоящий  из буквы и цифры. Зная их, мы легко находим нужную клетку, чтобы поставить туда фигуру, т.е. играем в шахматы. Если мы внимательно рассмотрим  и глобус и  географическую карту, то увидим, что они тоже покрыты клетками, которые образованы пересекающимися продольными и поперечными линиями.

 

Просмотр содержимого документа
«Приложение 3-верю-не верю»

Приложение 3

Верю - не верю.


Вопрос

Ответ

да

нет

1.Показывает во сколько раз направление на карте или плане меньше, чем на местности

Масштаб




2.Уменьшенное изображение поверхности земли или её части на плоскости в уменьшенном виде, условными знаками

План местности



3.Угол между направлением на север и какой-нибудь предмет

Азимут



4.Условная линия на плане или карте, которая соединяет точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой


Горизонтали



5. Высота над уровнем моря


Абсолютная высота



6. Язык плана


Условные знаки



7. Высота от подошвы до вершины


Относительная высота



8.Изображение спутника на плоскости

Географическая карта



9.Условные линии, соединяющие условные знаки

Изогипсы



10. Условные линии, соединяющие точки земной поверхности

Горизонтали







Просмотр содержимого документа
«Тезисы »

Тезисы

У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Какими способами можно определить свое местонахождение? Как найти на Земле какой-либо пункт, как узнать его географический адрес? Представим себе шахматную доску. Каждая ее клетка имеет свой адрес, состоящий из буквы и цифры. Зная их, мы легко находим нужную клетку, чтобы поставить туда фигуру, т.е. играем в шахматы. Если мы внимательно рассмотрим и глобус и географическую карту, то увидим, что они тоже покрыты клетками, которые образованы пересекающимися продольными и поперечными линиями.

Человек перемещается по всем уголкам планеты. Наша планета огромная и удивительная. Как людям не заблудиться и прибыть в пункт назначения? Для этого существуют:?


Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах, разделенные на градусы, называют градусной сеткой, с помощью которой можно определить положение любого объекта на нашей планете.


С помощью линий меридианов и параллелей на карте можно определить направление и указать положение частей территорий и объектов. Начальный меридиан – это… (Гринвичский меридиан)

Нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°.

От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток. К западу от нулевого меридиана все точки имеют западную долготу (з.д.), к востоку – восточную долготу (в.д.). Западная и восточная долгота измеряются от 0° до 180°. Россия располагается в обоих полушариях – Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.

Просмотр содержимого документа
«конспект урока-6кл-градусная-сетка »

МБОУ Подтёсовская СОШ № 46 имени В.П. Астафьева (Красноярский край, Енисейский район)

Тишина Александра Александровна, учитель географии, финансовой грамотности , основ регионального развития Красноярского края

Статья отнесена к разделу: Преподавание географии

Урок рассчитан на 1 час.


Тема урока: «Градусная сетка». (проведен: февраль-2020г)

Цель урока:

Сформировать понятие о градусной сетке, определить как она выглядит на глобусе и картах, сформировать понятие о различии изображения на ней меридианов и параллелей.

Задачи:

Развивающая:

• Развивать умение работы с картой;

• Развитие практических умений нахождения меридианов и параллелей на глобусе и карте, характеризовать их особенности;

• Развивать интерес к изучаемому предмету.


Воспитательная :

• Воспитывать стремление расширять свой кругозор;

• Побудить интерес к работе с картой и атласом.


Оборудование: учебники, атласы, настенная карта полушарий, глобус., презентация-прил.1., раздаточный материал

Основные понятия: карта, глобус, экватор, полушария, ось, градусная сетка, меридианы, параллели.

Тип урока: комбинированный.


Ход урока

I. Организационный момент


Доброе утро, ребята! Сегодня у меня отличное настроение, я рада встрече с вами.

А какое настроение у вас, ребята? Прил-2. (Раздать заранее). Покажите тот символ, который соответствует вашему настроению.

Один поэт сказал: «Считай, ты потерял день, в какой не улыбнулся».

А чтобы он не был потерянным, посмотрите друг на друга и улыбнитесь, мысленно пожелайте успехов.

(Данный прием позволяет учителю оценить эмоциональное состояние учащихся в начале урока).


1.Географическая разминка – повторение

Учитель: Какие термины темы: План местности-масштаб- мы знаем?

Работа с терминами:


II. Стадия вызова

Верю - не верю. Прил.3 (Разложить карточки на партах заранее).

Вопрос

Ответ

да

нет

1.Показывает во сколько раз направление на карте или плане меньше, чем на местности

Масштаб




2.Уменьшенное изображение поверхности земли или её части на плоскости в уменьшенном виде, условными знаками

План местности



3.Угол между направлением на север и какой-нибудь предмет

Азимут



4.Условная линия на плане или карте, которая соединяет точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой


Горизонтали



5. Высота над уровнем моря


Абсолютная высота



6. Язык плана


Условные знаки



7. Высота от подошвы до вершины


Относительная высота



8.Изображение спутника на плоскости

Географическая карта



9.Условные линии, соединяющие условные знаки

Изогипсы



10. Условные линии, соединяющие точки земной поверхности

Горизонтали




Проверка (слайд 3)

Вопрос

Ответ

да

нет

1.Показывает во сколько раз направление на карте или плане меньше, чем на местности

Масштаб


+


2.Уменьшенное изображение поверхности земли или её части на плоскости в уменьшенном виде, условными знаками

План местности

+


3.Угол между направлением на север и какой-нибудь предмет

Азимут

+


4.Условная линия на плане или карте, которая соединяет точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой


Горизонтали

+


5. Высота над уровнем моря


Абсолютная высота

+


6. Язык плана


Условные знаки

+


7. Высота от подошвы до вершины


Относительная высота

+


8.Изображение спутника на плоскости

Географическая карта


-

9.Условные линии, соединяющие условные знаки

Изогипсы


-

10. Условные линии, соединяющие точки земной поверхности

Горизонтали

+



Взаимоконтроль в парах


Проверка:

«5» – нет ошибок;

«4» – 1или 2 ошибки;

«3» – 3 или 4 ошибки;

«2» – больше 4 ошибок Выставление отметок



2.Задачи: (слайд 4-5)

Переведите численный масштаб в именованный:

1:100 в 1 см 1 м

1:2 500 в 1 см 25 м

1:500 000 в 1 см 5 км

Переведите именованный масштаб в численный:

в 1 см 75 дм 1:750

в 1 см 310 км 1:31 000 000

в 1 см 10 см 1:10


3.Фронтальный опрос. Прием «Похлопаем-потопаем». Если согласны с утверждением- хлопаем в ладоши, если нет- топаем.


  1. Масштаб показывает, во сколько раз уменьшены все линии на плане по отношению к действительным размерам.

да

  1. Масштаб бывает четырех видов: численный, именованный, графический, линейный.

да

  1. Чем крупнее изображена территория, тем больше масштаб.

-

  1. Чтобы перевести именованный масштаб в численный, необходимо приписать два нуля.

-

  1. Физическая карта полушарий- мелкомасштабная.

да

  1. Карта -уменьшенное изображение Земли на плоскости при помощи условных знаков.

да

  1. Различаются по размерам изображенной территории, по масштабу, по содержанию.

да

  1. Бывают физическая, политическая, климатическая и т.д.)

да

  1. Ориентирование-УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СТОРОН ГОРИЗОНТА.

да


4.Мы научились ориентироваться по карте и плану местности. И сегодня у нас новая тема. А вот чем конкретно мы будем заниматься на уроке, вы сейчас узнаете сами. Работа в группах.

Возьмите листочки в конверте- прил-7-8, лежащие у вас на партах, и расшифруйте содержание записки.

1

14

10

5

9

5

8

10

17

15

5

п

у

т

е

ш

е

с

т

в

и

е



1

13

п

о



12

3

2

19

14

8

16

2

20

г

р

а

д

у

с

н

а

я



3

5

10

6

с

е

т

ь



П




А





Р





А





Л





Л





Е





Л

ь


1

2

3

2

4

4

5

4

6


М

А

С

Ш

Т

А

Б




Д

Е

Л

Я

Т


7

2


8


9


10


2

11





19

5

4

20

10

Г

Л


О


Б


У


С



12

4

13

11

14

8


Г

Р

И

Н

В

И

Ч

12

3

15

16

17

15

18


- Что у вас получилось? (Путешествие) по градусная(ой) сеть(и)

- Чтобы наше путешествие было удачным, нужно вооружиться знаниями.




Этап актуализации субъектного опыта учащихся.


У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Какими способами можно определить свое местонахождение?

Как найти на Земле какой-либо пункт, как узнать его географический адрес? Представим себе шахматную доску. Каждая ее клетка имеет свой адрес, состоящий из буквы и цифры. Зная их, мы легко находим нужную клетку, чтобы поставить туда фигуру, т.е. играем в шахматы. Если мы внимательно рассмотрим и глобус и географическую карту, то увидим, что они тоже покрыты клетками, которые образованы пересекающимися продольными и поперечными линиями.



Составляем кластер (записать на доске, уч-ся по очереди выходят и записывают свои точки зрения)

Прием кластера, целью которого является систематизация материала по степени его значимости в логической последовательности с учетом причинно-следственных связей.





Градусная сетка










Тема нашего урока: «Градусная сетка».

Учитель: Попытаемся сформулировать определение градусная сеть. (зачитывают варианты ответов).


Попытаемся сформулировать цель урока:

Сформировать понятие о градусной сетке, определить как она выглядит на глобусе и картах, сформировать понятие о различии изображения на ней меридианов и параллелей.


Это градусная сеть, с помощью градусной сети можно определить положение любого объекта на нашей планете.

Градусная сетка на глобусе и картах.

На глобусах и картах меридианы и параллели проводят через одинаковое число градусов, например через 100 или 150.


Линии меридианов и параллелей на глобусе и географических картах, разделенные на градусы, называют градусной сеткой, с помощью которой можно определить положение любого объекта на нашей планете.






III. Стадия осмысления

Учитель:

Человек перемещается по всем уголкам планеты. Наша планета огромная и удивительная. Как людям не заблудиться и прибыть в пункт назначения? Для этого существуют:?

Вы имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу. решить анаграммы -Способность к анализу и синтезу.)

Решаем-

Анаграмма (слайд 12)


салюоп

ктваоэр

суглоб

лелрапаль

реиидман

-Что объединяет эти понятия? Почему прошу найти связь между понятиями? экватор, полюса, меридианы, параллели?

- - экватор, полюс, меридиан, параллель? (п. о. Глобус - модель Земли). 

Как называются точки на севере и на юге глобуса? (Полюса)

Вопрос: Что такое Полюс? (Дети пытаются дать определение)

Запись в тетрадь: Полюс-это точки пересечения воображаемой земной оси с поверхностью Земли.

Работа с картой: Найдите полюс в атласе на карте полушарий.

Учитель: Что такое экватор? (Дети пытаются дать определение)

Запись в тетрадь: Экватор-это воображаемая линия, которая делит Землю на два равных полушария: северное и южное. Линия пересечения земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения.

Экватор делит Землю на два полушария

Прил-7

Назовите и покажите эти полушария на глобусах. - Сегодня экватор проходит здесь ( учитель «прокладывает» экватор по классу: даёт ленту в руки двум учащимся так, чтобы она проходила между группами и две из них оказывались по одну сторону от линии, а две – по другую.)

Откройте учебник на стр. 28.

Запись в тетрадь: Линии-помощники -продольные и поперечные линии (параллели и меридианы) составляют градусную сетку, с помощью которой можно определить положение любого объекта на нашей планете.


Уменьшаясь к северу и югу,

Форму круга сохранить сумели.

Параллельны все они друг другу,

Потому зовутся параллелями.

Самую большую звать экватор,

Маленькая - это точка полюс.

Все с востока тянутся на запад,

И по ним к широтам ведут поиск.


Запись в тетрадь: Параллель - это условные линии, проведённые параллельно экватору



Глобус весь пересекают,

Сходятся на полюсах.

Постепенно подвигают

Стрелки на любых часах.

Через сушу, океаны

Пролегли меридианы.

Запись в тетрадь: Меридиан -Условная линия, проведённая через полюса


Как называются линии-помощники? (Меридианы и параллели). С помощью линий меридианов и параллелей на карте можно определить направление и указать положение частей территорий и объектов.


Составьте синквейн:

  • 1 вариант со словом меридианы,

  • 2 вариант со словом параллели.


- Начальный меридиан – это… (Гринвичский меридиан)

- Сегодня он проходит здесь ( учитель «прокладывает» гринвичский меридиан по классу аналогично экватору. Нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°.


От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток. К западу от нулевого меридиана все точки имеют западную долготу (з.д.), к востоку – восточную долготу (в.д.). Западная и восточная долгота измеряются от 0° до 180°. Россия располагается в обоих полушариях – Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.


Заполнить таблицу ( слайд 19)

Свойства линий градусной сетки



IV. Закрепление материала. Что вы узнали на уроке?

Что такое градусная сетка, экватор, полюс, меридиан, параллель? -
Может ли параллель иметь величину: 45°, 78°, 95° ( 95 нет - только до 90, остальные –да)

Может ли меридиан иметь величину: 37°, 129°, 181° (181 нет – только до 180, остальные – да)



Вставьте пропущенное слово:

Условная линия, проведенная параллельно экватору - ……

Самая длинная параллель - ………………

Точка Земли, через которую проходит воображаемая земная ось - ……………

Самая короткая параллель - …………

Условные линии, соединяющие Северный и Южный полюса - …………….

Что является границей между Северным и Южным полушариями - ………….

IV. Стадия рефлексии.

Нарисовать смайлик:

Веселый – на уроке понравилось и тему урока понял;

Грустный – не все еще понял на уроке.

На этом наш урок подходит к завершению. Мне хотелось бы узнать, а какое настроение у вас сейчас? Благодарю вас, ребята, за работу.



Выставление отметок в журнал и дневники.

VI. Итог урока.

Домашнее задание: (слайд 23)

1.§11, выучить новые определения.

2.Определить в каких полушариях находятся все материки Земли. 3. На контурной карте обозначить:

Красным – экватор и нулевой меридиан.

Зеленым – линию перемены дат и Северный и Южный полюса

Синим – меридианы 30°, 60°, 90°, 120°, 150°(в двух полушариях).

Черным – параллели 20°,40°, 60°,80 °, ( в двух полушариях).

4.Составьте рассказ, используя представленные условные знаки.











Просмотр содержимого документа
«прил-4 листочки-отгадай»

1

14

10

5

9

5

8

10

17

15

5














1

13





12

3

2

19

14

8

16

2

20












8

5

10

6







Просмотр содержимого документа
«прил-5-карточка»

П




А





Р





А





Л





Л





Е





Л

ь


1

2

3

2

4

4

5

4

6


М

А

С

Ш

Т

А

Б




Д

Е

Л

Я

Т


7

2


8


9


10


2

11





19

5

4

20

10

Г

Л


О


Б


У


С



12

4

13

11

14

8


Г

Р

И

Н

В

И

Ч

12

3

15

16

17

15

18








Просмотр содержимого документа
«прил-6-стих»

Уменьшаясь к северу и югу,

Форму круга сохранить сумели.

Параллельны все они друг другу,

Потому зовутся параллелями.

Самую большую звать экватор,

Маленькая - это точка полюс.

Все с востока тянутся на запад,

И по ним к широтам ведут поиск.





Глобус весь пересекают,

Сходятся на полюсах.

Постепенно подвигают

Стрелки на любых часах.

Через сушу, океаны

Пролегли меридианы.



Просмотр содержимого презентации
«прил-1-Градусная сетка»

МБОУ – Подтёсовская СОШ № 46 имени В.П. Астафьева (Красноярский край, Енисейский район ) Тишина Александра Александровна, учитель географии, финансовой грамотности , основ регионального развития Красноярского края 15.02.2020.

МБОУ – Подтёсовская СОШ № 46

имени В.П. Астафьева

(Красноярский край, Енисейский район )

Тишина Александра Александровна,

учитель географии, финансовой грамотности , основ регионального развития Красноярского края

15.02.2020.

Тема урока: «Градусная сетка». Цель урока : Сформировать понятие о градусной сетке, определить как она выглядит на глобусе и картах, сформировать понятие о различии изображения на ней меридианов и параллелей. Задачи: Развивающая: •  Развивать умение работы с картой; •  Развитие практических умений нахождения меридианов и параллелей на глобусе и карте, характеризовать их особенности; •  Развивать интерес к изучаемому предмету. Воспитательная  : •  Воспитывать стремление расширять свой кругозор; •  Побудить интерес к работе с картой и атласом.

Тема урока: «Градусная сетка».

Цель урока :

Сформировать понятие о градусной сетке, определить как она выглядит на глобусе и картах, сформировать понятие о различии изображения на ней меридианов и параллелей.

Задачи:

Развивающая:

• Развивать умение работы с картой;

• Развитие практических умений нахождения меридианов и параллелей на глобусе и карте, характеризовать их особенности;

• Развивать интерес к изучаемому предмету.

Воспитательная :

• Воспитывать стремление расширять свой кругозор;

• Побудить интерес к работе с картой и атласом.

Ход урока   I . Организационный момент       1.Географическая разминка – повторение Учитель: Какие термины темы: План местности-масштаб- мы знаем? Работа с терминами:

Ход урока

 

I . Организационный момент

 

 

1.Географическая разминка – повторение

Учитель: Какие термины темы: План местности-масштаб- мы знаем?

Работа с терминами:

II. Стадия вызова Верю - не верю. Вопрос Ответ 1.Показывает во сколько раз направление на карте или плане меньше, чем на местности да 2.Уменьшенное изображение поверхности земли или её части на плоскости в уменьшенном виде, условными знаками Масштаб   + План местности нет 3.Угол между направлением на север и какой-нибудь предмет 4.Условная линия на плане или карте, которая соединяет точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой   + Азимут +   Горизонтали   5. Высота над уровнем моря   +   Абсолютная высота 6. Язык плана +   Условные знаки 7. Высота от подошвы до вершины       Относительная высота 8.Изображение спутника на плоскости +   + Географическая карта 9.Условные линии, соединяющие условные знаки 10.  Условные линии, соединяющие точки земной поверхности Изогипсы     Горизонтали   - - +   Взаимоконтроль   Выставление отметок

II. Стадия вызова

Верю - не верю.

Вопрос

Ответ

1.Показывает во сколько раз направление на карте или плане меньше, чем на местности

да

2.Уменьшенное изображение поверхности земли или её части на плоскости в уменьшенном виде, условными знаками

Масштаб

 

+

План местности

нет

3.Угол между направлением на север и какой-нибудь предмет

4.Условная линия на плане или карте, которая соединяет точки земной поверхности с одинаковой абсолютной высотой

 

+

Азимут

+

 

Горизонтали

 

5. Высота над уровнем моря

 

+

 

Абсолютная высота

6. Язык плана

+

 

Условные знаки

7. Высота от подошвы до вершины

 

 

 

Относительная высота

8.Изображение спутника на плоскости

+

 

+

Географическая карта

9.Условные линии, соединяющие условные знаки

10. Условные линии, соединяющие точки земной поверхности

Изогипсы

 

 

Горизонтали

 

-

-

+

 

Взаимоконтроль

  Выставление отметок

1 дм = 10 см 1 м = 10 дм = 100 см 1 км = 1000 м = 100 000 см 2.Решение задач Задача 1  Переведите численный масштаб в именованный:  1:100  1:2 500  1:500 000 в 1 см 1 м в 1 см 25 м в 1 см 5 км

1 дм = 10 см

1 м = 10 дм = 100 см

1 км = 1000 м = 100 000 см

2.Решение задач

Задача 1

Переведите численный масштаб в именованный:

1:100

1:2 500

1:500 000

в 1 см 1 м

в 1 см 25 м

в 1 см 5 км

1 дм = 10 см 1 м = 10 дм = 100 см 1 км = 1000 м = 100 000 см Задача 2  Переведите именованный масштаб в численный: в 1 см 75 дм в 1 см 310 км в 1 см 10 см 1:750 1:31 000 000 1:10

1 дм = 10 см

1 м = 10 дм = 100 см

1 км = 1000 м = 100 000 см

Задача 2

Переведите именованный масштаб в численный:

  • в 1 см 75 дм
  • в 1 см 310 км
  • в 1 см 10 см

1:750

1:31 000 000

1:10

3.Фронтальный опрос . Прием «Похлопаем-потопаем». Если согласны с утверждением- хлопаем в ладоши, если нет- топаем.   Масштаб показывает, во сколько раз уменьшены все линии на плане по отношению к действительным размерам. Масштаб бывает четырех видов: численный, именованный, графический, линейный. Чем крупнее изображена территория, тем больше масштаб. Чтобы перевести именованный масштаб в численный, необходимо приписать два нуля. Физическая карта полушарий- мелкомасштабная. Карта -уменьшенное изображение Земли на плоскости при помощи условных знаков. Различаются по размерам изображенной территории, по масштабу, по содержанию.  Бывают физическая, политическая, климатическая и т.д.) УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СТОРОН ГОРИЗОНТА.

3.Фронтальный опрос . Прием «Похлопаем-потопаем». Если согласны с утверждением- хлопаем в ладоши, если нет- топаем.

 

  • Масштаб показывает, во сколько раз уменьшены все линии на плане по отношению к действительным размерам.
  • Масштаб бывает четырех видов: численный, именованный, графический, линейный.
  • Чем крупнее изображена территория, тем больше масштаб.
  • Чтобы перевести именованный масштаб в численный, необходимо приписать два нуля.
  • Физическая карта полушарий- мелкомасштабная.
  • Карта -уменьшенное изображение Земли на плоскости при помощи условных знаков.
  • Различаются по размерам изображенной территории, по масштабу, по содержанию.
  • Бывают физическая, политическая, климатическая и т.д.)

УМЕНИЕ ОПРЕДЕЛЯТЬ СВОЕ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ ОТНОСИТЕЛЬНО СТОРОН ГОРИЗОНТА.

4.Мы научились ориентироваться по карте и плану местности. И сегодня у нас следующая тема. А вот чем конкретно мы будем заниматься на уроке, вы сейчас узнаете сами. Возьмите жёлтые листочки, лежащие у вас на партах, и расшифруйте содержание записки. 1 14 10 5 9 5 8 10 17 15 5 1 13 п о 12 3 2 19 14 8 16 2 20 г р а д у с н а я 3 5 10 6 с е т ь

4.Мы научились ориентироваться по карте и плану местности. И сегодня у нас следующая тема. А вот чем конкретно мы будем заниматься на уроке, вы сейчас узнаете сами.

Возьмите жёлтые листочки, лежащие у вас на партах, и расшифруйте содержание записки.

  • 1
  • 14
  • 10
  • 5
  • 9
  • 5
  • 8
  • 10
  • 17
  • 15
  • 5

1

13

п

о

12

3

2

19

14

8

16

2

20

г

р

а

д

у

с

н

а

я

3

5

10

6

с

е

т

ь

- Что у вас получилось? ( Путешествие ) по градусная(ой) сеть(и) - Чтобы наше путешествие было удачным, нужно вооружиться знаниями.   Этап актуализации субъектного опыта учащихся.    У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Какими способами можно определить свое местонахождение?  Как найти на Земле какой-либо пункт, как узнать его географический адрес? Представим себе шахматную доску. Каждая ее клетка имеет свой адрес, состоящий из буквы и цифры. Зная их, мы легко находим нужную клетку, чтобы поставить туда фигуру, т.е. играем в шахматы. Если мы внимательно рассмотрим и глобус и географическую карту, то увидим, что они тоже покрыты клетками, которые образованы пересекающимися продольными и поперечными линиями.

- Что у вас получилось? ( Путешествие ) по градусная(ой) сеть(и)

- Чтобы наше путешествие было удачным, нужно вооружиться знаниями.

 

Этап актуализации субъектного опыта учащихся.

 

У каждого человека бывают ситуации, когда необходимо определить свое местонахождение, найти верную дорогу. Какими способами можно определить свое местонахождение?

Как найти на Земле какой-либо пункт, как узнать его географический адрес? Представим себе шахматную доску. Каждая ее клетка имеет свой адрес, состоящий из буквы и цифры. Зная их, мы легко находим нужную клетку, чтобы поставить туда фигуру, т.е. играем в шахматы. Если мы внимательно рассмотрим и глобус и географическую карту, то увидим, что они тоже покрыты клетками, которые образованы пересекающимися продольными и поперечными линиями.

III. Стадия осмысления Учитель: Человек перемещается по всем уголкам планеты. Наша планета огромная и удивительная. Как людям не заблудиться и прибыть в пункт назначения? Для этого существуют:? Вы имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу.  решить анаграммы - Способность к анализу и синтезу.

III. Стадия осмысления

Учитель:

Человек перемещается по всем уголкам планеты. Наша планета огромная и удивительная. Как людям не заблудиться и прибыть в пункт назначения? Для этого существуют:?

Вы имеете личный опыт, значит, сможете выполнить следующую работу. решить анаграммы - Способность к анализу и синтезу.

Решаем- Анаграмма салюоп    ктваоэр   суглоб   лелрапаль   реиидман

Решаем-

Анаграмма

салюоп  

ктваоэр

суглоб

лелрапаль

реиидман

-Что объединяет эти понятия? Почему прошу найти связь между понятиями? экватор, полюса, меридианы, параллели? - - экватор, полюс, меридиан, параллель? (п. о. Глобус - модель Земли). Как называются точки на севере и на юге глобуса? (Полюса) Вопрос: Что такое Полюс? (Дети пытаются дать определение) Работа с картой: Найдите полюс в атласе на карте полушарий. Запись в тетрадь: Полюс-это точки пересечения воображаемой земной оси с поверхностью Земли. Работа с картой: Найдите полюс в атласе на карте полушарий.

-Что объединяет эти понятия?

Почему прошу найти связь между понятиями? экватор, полюса, меридианы, параллели?

- - экватор, полюс, меридиан, параллель? (п. о. Глобус - модель Земли).

Как называются точки на севере и на юге глобуса? (Полюса)

Вопрос: Что такое Полюс? (Дети пытаются дать определение) Работа с картой: Найдите полюс в атласе на карте полушарий.

Запись в тетрадь: Полюс-это точки пересечения воображаемой земной оси с поверхностью Земли.

Работа с картой: Найдите полюс в атласе на карте полушарий.

Учитель: Что такое экватор? (Дети пытаются дать определение) Запись в тетрадь: Экватор-это воображаемая линия, которая делит Землю на два равных полушария: северное и южное. Линия пересечения земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения. Экватор делит Землю на два полушария Назовите и покажите эти полушария на глобусах. Сегодня экватор проходит здесь ( учитель «прокладывает» экватор по классу: даёт ленту в руки двум учащимся так, чтобы она проходила между группами и две из них оказывались по одну сторону от линии, а две – по другую.) Откройте учебник на стр. 28.
  • Учитель: Что такое экватор? (Дети пытаются дать определение)
  • Запись в тетрадь:

Экватор-это воображаемая линия, которая делит Землю на два равных полушария: северное и южное. Линия пересечения земного шара плоскостью, проходящей через центр Земли перпендикулярно оси ее вращения.

  • Экватор делит Землю на два полушария
  • Назовите и покажите эти полушария на глобусах.

Сегодня экватор проходит здесь ( учитель «прокладывает» экватор по классу: даёт ленту в руки двум учащимся так, чтобы она проходила между группами и две из них оказывались по одну сторону от линии, а две – по другую.)

  • Откройте учебник на стр. 28.
Запись в тетрадь: Линии-помощники -продольные и поперечные линии (параллели и меридианы) составляют градусную сетку, с помощью которой можно определить положение любого объекта на нашей планете. Уменьшаясь к северу и югу, Форму круга сохранить сумели.  Параллельны все они друг другу,  Потому зовутся параллелями.  Самую большую звать экватор, Маленькая - это точка полюс.  Все с востока тянутся на запад, И по ним к широтам ведут поиск. Запись в тетрадь: Параллель - это условные линии, проведённые параллельно экватору Глобус весь пересекают, Сходятся на полюсах. Постепенно подвигают Стрелки на любых часах. Через сушу, океаны Пролегли меридианы. Запись в тетрадь: Меридиан -Условная линия, проведённая через полюса
  • Запись в тетрадь: Линии-помощники -продольные и поперечные линии (параллели и меридианы) составляют градусную сетку, с помощью которой можно определить положение любого объекта на нашей планете.

Уменьшаясь к северу и югу,

Форму круга сохранить сумели.

Параллельны все они друг другу,

Потому зовутся параллелями.

Самую большую звать экватор,

Маленькая - это точка полюс.

Все с востока тянутся на запад,

И по ним к широтам ведут поиск.

  • Запись в тетрадь: Параллель - это условные линии, проведённые параллельно экватору

Глобус весь пересекают,

Сходятся на полюсах.

Постепенно подвигают

Стрелки на любых часах.

Через сушу, океаны

Пролегли меридианы.

  • Запись в тетрадь: Меридиан -Условная линия, проведённая через полюса
Составьте синквейн: •  1 вариант со словом меридианы, •  2 вариант со словом параллели.

Составьте синквейн:

• 1 вариант со словом меридианы,

• 2 вариант со словом параллели.

  • Начальный меридиан – это… (Гринвичский меридиан)
  • Сегодня он проходит здесь ( учитель «прокладывает» гринвичский меридиан по классу аналогично экватору. Нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°.
Вы уже знаете, что нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°. От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток. К западу от нулевого меридиана все точки имеют западную долготу (з.д.), к востоку – восточную долготу (в.д.). Западная и восточная долгота измеряются от 0° до 180°. Россия располагается в обоих полушариях – Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.
  • Вы уже знаете, что нулевым является Гринвичский меридиан. Его долгота 0°. От Гринвичского меридиана и начинаем отсчет в градусах, следуя строго вдоль параллели на запад или на восток. К западу от нулевого меридиана все точки имеют западную долготу (з.д.), к востоку – восточную долготу (в.д.). Западная и восточная долгота измеряются от 0° до 180°. Россия располагается в обоих полушариях – Восточном и Западном, поскольку территорию нашей страны пересекает 180-й меридиан.
Заполнить таблицу  Свойства линий градусной сетки Признаки линий градусной сетки Меридианы 1. В какие стороны горизонта направлены? Параллели 2. Какова длина в градусах? 3. Какова длина в километрах? 4. Какова длина 1° в километрах? 5. Какую форму имеют на глобусе?

Заполнить таблицу Свойства линий градусной сетки

Признаки линий

градусной сетки

Меридианы

1. В какие стороны горизонта направлены?

Параллели

2. Какова длина в градусах?

3. Какова длина в километрах?

4. Какова длина 1° в километрах?

5. Какую форму имеют на глобусе?

Свойства линий градусной сетки Признаки линий градусной сетки Меридианы 1. В какие стороны горизонта направлены? Параллели   2. Какова длина в градусах?     3. Какова длина в километрах?     4. Какова длина 1° в километрах?   5. Какую форму имеют на глобусе?             север - юг запад - восток 360° 180° 20 000 км От 40 000 км до 0   111,3 км От 111,3 до 0 км Полуокружность Дуги Окружность

Свойства линий градусной сетки

Признаки линий

градусной сетки

Меридианы

1. В какие стороны горизонта направлены?

Параллели

 

2. Какова длина в градусах?

 

 

3. Какова длина в километрах?

 

 

4. Какова длина 1° в километрах?

 

5. Какую форму имеют на глобусе?

 

 

 

 

 

 

север - юг

запад - восток

360°

180°

20 000 км

От 40 000 км до 0  

111,3 км

От 111,3 до 0 км

Полуокружность

Дуги

Окружность

IV. Закрепление Что вы узнали на уроке? Что такое градусная сетка, экватор, полюс, меридиан, параллель? - Может ли параллель иметь величину: 45°, 78°, 95° ( 95 нет - только до 90, остальные –да) Может ли меридиан иметь величину: 37°, 129°, 181° (181 нет – только до 180, остальные – да) Вставьте пропущенное слово:

IV. Закрепление

Что вы узнали на уроке?

Что такое градусная сетка, экватор, полюс, меридиан, параллель? -

Может ли параллель иметь величину: 45°, 78°, 95° ( 95 нет - только до 90, остальные –да)

Может ли меридиан иметь величину: 37°, 129°, 181° (181 нет – только до 180, остальные – да)

Вставьте пропущенное слово:

  • Условная линия, проведенная параллельно экватору - ……
  • Самая длинная параллель - ………………
  • Точка Земли, через которую проходит воображаемая земная ось - ……………
  • Самая короткая параллель - …………
  • Условные линии, соединяющие Северный и Южный полюса - …………….
  • Что является границей между Северным и Южным полушариями - ………….
  V. Стадия рефлексии.  Показать смайлик: Веселый – на уроке понравилось и тему урока понял; Грустный – не все еще понял на уроке. VI. Итог урока.   Выставление отметок в журнал и дневники.    

  V. Стадия рефлексии.

Показать смайлик:

Веселый – на уроке понравилось и тему урока понял;

Грустный – не все еще понял на уроке.

VI. Итог урока.

  Выставление отметок в журнал и дневники.

 

 

Домашнее задание: 1.§11, выучить новые определения. 2.Определить в каких полушариях находятся все материки Земли. 3. На контурной карте обозначить: Красным  – экватор и нулевой меридиан. Зеленым – линию перемены дат и Северный и Южный полюса Синим  – меридианы 30°, 60°, 90°, 120°, 150°(в двух полушариях). Черным – параллели 20°,40°, 60°,80 °, ( в двух полушариях). 4.Составьте рассказ, используя представленные условные знаки.

Домашнее задание:

1.§11, выучить новые определения.

2.Определить в каких полушариях находятся все материки Земли. 3. На контурной карте обозначить:

Красным – экватор и нулевой меридиан.

Зеленым – линию перемены дат и Северный и Южный полюса

Синим – меридианы 30°, 60°, 90°, 120°, 150°(в двух полушариях).

Черным – параллели 20°,40°, 60°,80 °, ( в двух полушариях).

4.Составьте рассказ, используя представленные условные знаки.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!