Просмотр содержимого документа
«Тема урока "Градусная сетка"»
Предмет | География |
Класс | 5 |
Тема урока | Градусная сетка |
Цель урока | Развитие представлений о градусной сетке, параллелях и меридианах |
Задачи урока | Образовательные: углубить знания о градусной сетке, параллелях и меридианах. Развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе, анализировать, делать выводы; развивать творческие, коммуникативные способности, воображение учащихся. Воспитательные: воспитание географической культуры общения. |
УУД | Личностные УУД: Формирование познавательных интересов и мотивов; личностное развитие обучающихся; осознание значения градусной сетки на глобусе и карте; развитие практических навыков. Регулятивные УУД: Составление и анализ сравнительной таблицы «Свойства линий градусной сетки», составление кластера «Отсчет параллелей и меридианов». Умение работать с различными источниками географической информации. Слуховое и визуальное восприятие информации, умение выделять в них главное. Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты; контролировать своё время и управлять им. Познавательные УУД: Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси. Коммуникативные УУД: Работать в паре или группе при анализе и обсуждении результатов наблюдений. Самостоятельно организовать учебное взаимодействие в группе. |
Планируемые результаты | Предметные: Давать определение понятиям: полюс, экватор, градусная сеть, параллель, меридиан; объяснять, как ведут отсчет параллелей и меридианов.
Личностные: осознание ценностей географического знания как важнейшего компонента научной картины мира.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели обучения, ставить задачи; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации; развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение оценивать правильность выполнения учебной задачи. |
Основные понятия | Градусная сетка, параллель, меридиан |
Межпредметные связи | Математика, астрономия. |
Ресурсы урока | Учебник, атласы, глобус, компьютер, проектор, интернет, ЭОР. |
Формы урока | Индивидуальная Работа с учебным текстом: чтение и анализ текста учебника стр. 44-46 «Что такое градусная сетка» и «Как выглядит градусная сетка на глобусе и карте», смысловой анализ текста, заполнение таблицы в тетради - актуализация имеющихся знаний.
Групповая Работа в паре: выполнение задания маршрутного листа сравнение и обсуждение записанного – выучивание материала. Работа в группах (по 4 человека): составление кластера отсчете параллелей и меридианов. |
Технологии | Технология проблемного чтения, ИКТ, обучение в сотрудничестве. |
Организационная структура урока |
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | УУД |
Организационный момент | Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку, фиксация отсутствующих | Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку и рефлексии | К. Самостоятельно организовать учебное место. |
Актуализация знаний | Организует проверку знаний с предыдущего урока, предлагает выполнить тест (см. Приложение) Ключи: В-1 В-2 1-3 1-3 2-4 2-2 3-3 3-2 4-4 4-1 5-3 5-2 | Выполняют тест взаимооценка выполненных работ по ключу, предложенному учителем | П. Вспоминают изученный ранее материал. К. Оценивают работы других. Л. Формирование познавательных интересов и мотивов. |
Стадия вызова Постановка учебной проблемы (целеполагание) Мотивация учебной деятельности учащихся. | - Решим кроссворд и узнаем ключевое слово темы нашего урока (на доске начерчен кроссворд) Модель Земли – глобус Вид масштаба 1:1000 численный Величина, показывающая, во сколько раз уменьшено расстояние на карте – масштаб Уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости – карта Угол между направлением на север и заданным объектом – азимут. глобу с числ е нный масш т аб к арта а зимут - Какое слово получилось? - Это ключевое слово сегодняшней темы урока. На доске появляется слово СЕТКА Определение темы урока Обсуждение вопроса: - какие сетки вы знаете? - о какой сетке может идти речь применительно к карте и глобусу? Записываем число,тему урока«Градусная сетка» и пока пишите, постарайтесь сформулировать цель нашего урока. Что мы должны узнать и чему научиться на уроке? | Решают кроссворд и узнают ключевое слово - СЕТКА Учащиеся высказывают предположение о линиях на карте и глобусе, об их названиях и назначении. Совместно с учителем происходит актуализация знаний и выяснение темы урока. На доске появляется второе слово – ГРАДУСНАЯ.
Тема урока определена:ГРАДУСНАЯ СЕТКА. Формулируют цель урока. Какие линии образуют гр. сетку, как они называются. Изучить новые термины. Научиться пользоваться гр. сеткой. | М. Умение самостоятельно определять цели своего обучения. П. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Р. Планировать цели, пути их достижения и устанавливать приоритеты. Л. Формирование познавательных интересов и мотивов. |
Стадия осмысления
| Организует работу учащихся. - Вас приветствует бортовой компьютер Космической станции «Земля». За 30 минут полета вокруг Земли, нам предстоит вспомнить, что такое полюса, экватор; узнать, что такое параллели и меридианы, чем отличаются эти линии и точки. | Активное получение информации Работа с текстом учебника стр. 44-46 и рис. 30-31-32-33 Работа в паре по маршрутной карте, записывают новые понятия и определения в карту, отвечают на вопросы. Чтение текста с. 46 и составление кластера. | М. Умение извлекать информацию из различных источников: текста учебника, рисунков. Л. Формирование познавательных интересов и мотивов. Р. Контролировать своё время и управлять им. К. Работать в паре. |
Первичное осмысление и закрепление Рефлексия | Организует работу учащихся по заполнению таблицы и составление кластера. | Заполняют таблицу в тетради. Работают в группах по 2 человека. Составляют кластера по отсчету параллелей и меридианов. Экватор –0 до 90на Север - от 0 до 90на ЮГ - от 0 - ГринвичискийНулевой меридиан 0 до 180ЗАПАДНОЕ - от 0 полушарие до 180ВОСТОЧНОЕ - от 0 полушарие - 111 км1 | П. Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта. Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.). К. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.). Р. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Л. Понимание значения градусной сетки для определения координат и местонахождения объектов. |
Домашнее задание | Учитель записывает и комментирует д.з. параграф 13, стр. 47 задание 1-11, тренажер. | Записывают домашнее задание и слушают комментарии по выполнению. | Р. Слуховое и визуальное восприятие информации. |
Итоги урока | Подводит итог - Я узнал, что… - У меня вызвало затруднение… - Я научился | Продолжают фразы | К. Обсуждение результатов наблюдений. П. Умение выражать свои мысли, строить высказывание. |
МАРШРУТНАЯ КАРТА
Шаг 1
- Вы уже знаете, что Земля вращается вокруг своей оси. Эта воображаемая ось пересекает Землю в двух точках.
Эти точки называются …….
Шаг 2
- На равном расстоянии от полюсов находится …….
Его длина составляет …… км.
А так как это окружность, то в ней содержится …… градусов.
Шаг 3
- Линии, соединяющие два полюса, называются…….
- Они показывают направление с …… на ……
- Сравним их форму на карте и глобусе:
На карте – это………
На глобусе – это …….
- Можно ли, двигаясь по ним на север, совершать кругосветное путешествие? ……..
Шаг 4
- Как называются линии, параллельные экватору? …….
- При движении к полюсам длина этих линий остается такой же, уменьшается или увеличивается? ……..
- Самая длинная параллель называется ……
- Направление каких сторон горизонта показывают эти линии? ……
Шаг 5
- Заполните таблицу в тетради «Свойства линий градусной сетки»
Признаки линий градусной сетки
Меридианы
Параллели
Определение
В какие стороны горизонта направлены?
Какова длина в километрах?
Какова длина в градусах?
Какую форму имеют на глобусе?
Какую форму имеют на карте полушарий?
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ВАРИАНТ №1
Показатель, по которому можно определить во сколько раз расстояния на местности уменьшены при отображении их на карте называется
Ориентир
Глазомер
Масштаб
Планиметр
Масштаб карты 1:10 000 означает, что изображение на карте уменьшено по сравнению с реальным
В 10 раз
В 100 раз
В 1000 раз
В 10000 раз
Численный масштаб карты 1:2 500 000 соответствует именованному
В 1 см 25 000км
В 1 см 250 км
В 1 см 25 км
В 1 см 2 500 км
Какой масштаб из перечисленных более крупный
1:500 000
В 1 см 500 км
В 1 см 50 км
1:5 000
Самый древний глобус, сохранившийся до наших дней, изготовил
Аристотель
Птолимей
М. Бехайм
Меркатор
ВАРИАНТ №2
Как называется масштаб, записанный в следующем виде в 1 см 150 м?
Линейный
Численный
Именованный
Масштаб карты 1:700 означает, что изображение на карте уменьшено по сравнению с реальным
В 70 раз
В 700 раз
В 7 раз
В 77 раз
Численный масштаб карты 1:1 5 000 000 соответствует именованному
В 1 см 150000 м
В 1 см 150 км
В 1 см 15 км
В 1 см 1 500 км
Какой из данных масштабов наиболее удобен для построения плана дачного участка
1:2 500
1:2 5000
1:250 000
1:2 500 000
Форма материков и очертания океанов наиболее точно переданы на
Карте
Глобусе
Плане
Аэрофотоснимке