Технологическая карта урока
Предмет: география
Класс: 5 «б»
Автор УМК: Алексеев А.И., Липкина Е.К., Николина В.В.
Тема урока: «Градусная сетка »
Тип урока: урок усвоения новых знаний
Цель урока: формирование понятий «параллель», «меридиан» - линий градусной сетки.
Формы работы обучающихся: фронтальная, групповая, индивидуальная
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично-поисковый, практическая работа
Технология проведения урока : объяснительно-иллюстративного обучения, формирования учебной деятельности школьников, коммуникативно-диалоговой деятельности, ИКТ.
Деятельностная цель : формирование УУД при изучении градусной сетки.
Предметно-дидактическая цель: изучение обучающимися градусной сетки.
Учитель: Пивненко Е.П.
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность ученика
Планируемые результаты
Предметные
УУД: познавательные, регулятивные, коммуникативные
Личностные
Мотивация к деятельности
Приветствие. Включение в деловой ритм. Проверка готовности обучающихся к уроку.
Рефлексия настроения и эмоционального состояния
Беседа.
Что такое географическая карта?
Чем план местности отличается от географической карты?
Какими свойствами обладает карта?
Сегодня на уроке мы познакомимся с одним из свойств географической карты: математической основой.
Приветствуют учителя. Настраиваются на урок, на восприятие темы. Определяют готовность необходимого оборудования (карты атласа)
определяют свою готовность к уроку.
Дети отвечают.
Формирование
знаний о градусной сетке, параллели и меридиане, необходимость знаний для решения практических задач.
Познавательные УУД:
подведение под понятие, вспоминают полученные знания
Коммуникативные УУД: отвечают на поставленные вопросы,.
Формирование норм и правил поведения в социуме. Формирование мотивации.
Самоопределение
Актуализация знаний
Проблемная ситуация.
В чем сходство шахматной доски и географической карты?
Какова тема нашего урока?
Сформулируйте цели нашего урока.
А какая самая главная цель нашего урока?
-формирование представлений о … (вывешивается на доску)
- Что будет источником информации?
В ходе урока мы будем заполнять таблицу и работать с контурной картой.
- Как вы думаете, понадобиться ли нам в жизни знания о градусной сетке?
Дети отвечают. (сетка)
Градусная сетка.
Работают с текстом учебника и зачитывают вопросы.
Узнать, что такое градусная сетка.
Узнать, как выглядит градусная сетка на глобусе и картах.
Узнать, как ведут отсчет параллелей и меридианов.
Дети продолжают предложение.
…градусной сетке.
Дети отвечают: учебник, карты, глобус.
Дети отвечают.
Познавательные УУД:
логические действия анализа и синтеза
Самоопределения
«Открытие» нового знания.
Работа по карте.
Работа с текстом учебника на с. 44.
Работа по рис. 30 на с.44.
Найдите на рисунке экватор. Экватор – самая длинная параллель. Все точки, лежащие на одной параллели, находятся на одинаковом расстоянии от экватора.
Какое направление можно определить по параллелям? Запишите в таблицу.
Начало отсчета параллелей?
Окончание отсчета?
Какова длина в градусах?
Длина в км?
Длина в 1 в км.
Форма на глобусе.
Форма на карте полушарий.
Работа по рис. 31 на с. 44 и 45.
Работа по рис. 33 на с. 46.
- Объясните, почему на первом рисунке неправильное определение направлений?
6. Работа по карте «Физическая карта Российской Федерации».
- Рассмотрите, как изображены параллели и меридианы на карте.
Работают по карте.
Читают текст.
Дети отвечают. (восток – запад). Записывают в таблицу.
Записывают – экватор. Полюс.
0 – 90.
40000 – 0 км.
111 км – 0.
Выполняет группа. Окружности.
Параллели – дуги, экватор – прямая линия.
Дети читают и заполняют таблицу.
Признаки | Меридианы | Параллели |
Направление на стороны горизонта | | |
Начало отсчета | | |
Окончание отсчета | | |
Длина в градусах | | |
Длина в км | | |
Длина 1° в км | | |
Форма на глобусе | | |
Форма на карте полушарий | | |
Дети отвечают.
Дети отвечают.
Умение формулировать определение «градусная сетка», «параллель», «меридиан». Находить информацию в учебнике.
Умение выполнять учебные действия в соответствии с заданием.
Выполняют задание самостоятельно, в соответствии с требованиями задания.
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать и обобщать факты.
Выявлять причины.
2. Работать с различного рода информацией.
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой.
4. Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать еѐ достоверность.
Коммуникативные УУД: умение использовать устную и письменную речь при ответах, умение слушать и слышать.
Регулятивные УУД: организовывать свою деятельность с поставленной целью.
Познавательные УУД: извлечение необходимой информации.
Формирование коммуникативной компетенции в общении и
умении слушать, формируют умение способности к саморазвитию; пониманию значимости получаемых знаний.
Формирование ответственного отношения к учению.
Включение нового знания в систему знаний и повторений.
Работа на контурной карте в тренажерах.
- Обведите 40 параллель северного полушария цветным карандашом.
- Какие материки она пересекает?
-Обведите 20 меридиан восточного полушария цветным карандашом.
- Какие материки она пересекает?
2. В каких полушариях находится Сосновый Бор?
3. Географический диктант.
- Вставьте пропущенные слова.
Дети работают на контурных картах и отвечают.
Дети вставляют слова. Проверка в парах.
Выполняют задание самостоятельно, в соответствии с требованиями задания.
Умение выполнять учебные действия в соответствии с заданием.
Коммуникативные УУД: умение использовать устную и письменную речь при ответах, умение слушать и слышать.
Регулятивные УУД: организовывать свою деятельность с поставленной целью.
Познавательные УУД: извлечение необходимой информации.
Формирование ответственного отношения к учению.
Рефлексия деятельности.
Ответьте на вопросы:
1. Я сегодня на уроке узнал, что ….
2. Я сегодня на уроке научился ….
3. Я сегодня на уроке понял…
4. Я поставлю себе за урок оценку…
Дети отвечают.
Регулятивные УУД: умение осуществлять самоанализ своей деятельности и соотносить полученный результат с задачами урока.
Эмоционально-ценностное отношение к уроку, понимание причин успеха/ неуспеха на уроке
Итог. Домашнее задание.
- Что такое градусная сетка?
- Как выглядит градусная сетка на глобусе и картах?
- Как ведут отсчет параллелей и меридианов?
С. 44 – 47., ответить на вопросы 1 – 9 на с. 47.
Отвечают на вопросы.
Познавательные УУД: настрой на структурирование знаний, поиск информации.
Формирование ответственного отношения к учению.