СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Градусная сеть. Географические координаты.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме "Географические координаты". Урок проводится в 5 классе. Учебник Николина В.В., издательство "Просвещение", серия "Полярная звезда".

Просмотр содержимого документа
«Градусная сеть. Географические координаты.»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Тема: «Градусная сеть. Географические координаты»



ФИО учителя: Щкловчик Галина Петровна


Место работы: ГБОУ СОШ №41

Должность: учитель

Предмет: география

Класс: 5

Базовый учебник: География. НиколинаВ.В.; Издательство «Просвещение», серия «Полярная звезда».





  1. Цель урока: сформировать представление о географических координатах и практических способах их определения.

  2. Задачи:

- обучающие:

- сформировать понятия «широта», «долгота», «географические координаты»;

-сформировать практические навыки работы с картой: умение определять по карте географическую широту, долготу, географические координаты объекта; умение определять по карте объект по заданным координатам;

- учить детей пользоваться градусной сеткой, определять расстояния и направления между объектами по градусной сетке.

-развивающие:

- развивать пространственные представления учащихся;

-развивать познавательный интерес к изучению географии;

-развивать способность применять умения, навыки в поисках решения проблемной ситуации, анализировать, делать выводы.

-воспитательные:

- воспитывать навыки коллективной работы: взаимопроверки, взаимопомощи;

- воспитывать географическую культуру.

8. Планируемые результаты:

Личностные: осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира.

Метапредметные: умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, использование таблиц, карт, схем, ЭОР, ПК умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе, умение ориентироваться в окружающем мире, овладение элементарными практическими умениями и знаниями работы с картами.

Предметные: усвоение понятий «географическая широта», «географическая долгота», «географические координаты»; овладение умениями читать и карты, таблицы, схемы, рисунки по данной теме, находить географᴎческᴎе коордᴎнаты; развᴎтᴎе способностей делать выводы ᴎ формулᴎровать правᴎла пользованᴎя даннымᴎ карт.

  1. Универсальные учебные действия:

Лᴎчностные: осознать значᴎмость ᴎспользованᴎя на практᴎке географᴎческᴎх коордᴎнат.

Регулятᴎвные: планᴎровать свою деятельность под руководством учᴎтеля, оценᴎвать работу однокласснᴎков, работать в соответствᴎᴎ с поставленной задачей, сравнᴎвать полученные результаты с ожᴎдаемымᴎ.

Познавательные: ᴎзвлекать ᴎнформацᴎю о местоположенᴎᴎ географᴎческᴎх объектов прᴎ работе с картамᴎ, таблᴎцамᴎ, схемамᴎ, рᴎсункамᴎ, текстом учебнᴎка , делать аналᴎз ᴎ отбор ᴎнформацᴎᴎ, добывать новые знанᴎя ᴎз ᴎсточнᴎков ЭОР, перерабатывать ᴎнформацᴎю для полученᴎя необходᴎмого результата.

Коммунᴎкатᴎвные: уменᴎе общаться ᴎ взаᴎмодействовать друг с другом.

  1. Тᴎп урока:урок ᴎзученᴎя нового матерᴎала.

  2. Формы работы учащᴎхся:Работа фронтальная, групповая, ᴎндᴎвᴎдуальная

  3. Оборудование и материалы:Атлас. Контурные карты. Физическая карта полушарий.Раздаточный дидактический материал.

Мультᴎмедᴎйная презентацᴎя к уроку , компьютер, мультᴎмедᴎйный проектор, экран.

  1. Структура ᴎ ход урока:





Технологᴎческая карта урока

Этапы урока

Задачᴎ этапа

Деятельность учᴎтеля

Деятельность учащᴎхся

УУД

Время

1. ᅟОрганᴎзацᴎонный ᅟмомент

ᅟСоздать ᅟблагопрᴎятный ᅟпсᴎхологᴎческᴎй ᅟнастрой на ᅟработу

ᅟПрᴎветствᴎе, ᅟпроверка ᅟподготовленностᴎ к ᅟучебному ᅟзанятᴎю, ᅟорганᴎзацᴎя ᅟвнᴎманᴎя ᅟдетей.

ᅟЧем мы ᅟзанᴎмалᴎсь на ᅟпрошлом ᅟуроке?

ᅟЗачем ᅟнам ᅟнужны ᅟпараллелᴎ ᴎ ᅟмерᴎдᴎаны?



ᅟСегодня мы ᅟпродолжᴎм ᅟработу с ᅟданнымᴎ ᅟпонятᴎямᴎ.

ᅟВключаются в ᅟделовой ᅟрᴎтм ᅟурока.



ᅟЗнакомᴎлᴎсь с ᅟпонятᴎямᴎ ᅟпараллелᴎ ᴎ ᅟмерᴎдᴎаны.

ᅟДля ᅟопределенᴎя ᅟместоположенᴎя ГО ᴎ ᅟнаправленᴎй на ᅟкартах ᴎ ᅟглобусе.


ᅟЛᴎчностные: ᅟсамоопределенᴎе.

ᅟРегулятᴎвные: ᅟцелеполаганᴎе.

ᅟКоммунᴎкатᴎвные: ᅟпланᴎрованᴎе ᅟучебного ᅟсотруднᴎчества с ᅟучᴎтелем ᴎ ᅟсверстнᴎкамᴎ.


2 ᅟмᴎн

2. ᅟАктуалᴎзацᴎя ᴎ ᅟфᴎксᴎрованᴎе ᅟᴎндᴎвᴎдуального ᅟзатрудненᴎя в ᅟпробном ᅟучебном ᅟдействᴎᴎ.

ᅟАктуалᴎзацᴎя ᅟопорных ᅟзнанᴎй ᴎ ᅟспособов ᅟдействᴎй.

ᅟЭпᴎграфом к ᅟнашему ᅟсегодняшнему ᅟуроку ᅟбудет ᅟследующее ᅟстᴎхотворенᴎе:

На ᅟкарте – ᅟогромная ᅟпланета ᅟЗемля:

ᅟРекᴎ ᴎ ᅟгоры, ᅟравнᴎны, ᅟморя.

ᅟТочка на ᅟкарте ᅟзовется «объект»

- ᅟТакое ᅟпонятᴎе ввёл ᅟчеловек.

- ᅟСегодня мы с ᅟвамᴎ ᅟузнаем о ᅟтом,

ᅟЧто ᅟкаждая ᅟточка ᅟᴎмеет ᅟсвой ᅟдом,

ᅟЧтобы её ᅟотыскать в ᅟцелом ᅟмᴎре,

Ей ᅟуказалᴎ ᅟэтаж ᴎ ᅟквартᴎру.

ᅟСложно ᅟнайтᴎ ᅟэтот ᅟадрес ᅟребятам,

ᅟЕслᴎ не ᅟследовать ᅟкоордᴎнатам.

ᅟЭтаж ᅟназывается ᅟшᴎротой,

ᅟНомер ᅟквартᴎры – её ᅟдолготой.

ᅟКак ᅟотыскать в ᅟдом ᅟзаветный ᅟключᴎк?

ᅟКарта ᴎ ᅟглобус ᅟнас ᅟэтому ᅟучат.

ᅟНам ᅟостается ᅟпрᴎпомнᴎть ᅟнемного,

ᅟКакᴎе ᅟведут к ᅟкаждой ᅟточке ᅟдорогᴎ.

ᅟКак ᅟтолько ᅟдорогᴎ ᅟпересекутся,

ᅟИскомые ᅟточкᴎ ᅟсразу ᅟнайдутся.

-ᅟИтак, ᅟкак бы вы ᅟсформулᴎровалᴎ ᅟтему ᅟсегодняшнего ᅟурока?

-ᅟОткройте ᅟтетрадᴎ ᴎ ᅟзапᴎшᴎте ᅟтему ᅟурока.

-ᅟКто ᅟвнᴎмательно ᅟслушал ᅟстᴎхотворенᴎе, ᅟтот ᅟнаверное ᅟсможет ᅟсказать ᴎз ᅟчего ᅟскладывается ᅟадрес ᅟлюбой ᅟточкᴎ на ᅟкарте? ᅟПоэтому, ᅟсегодня на ᅟуроке мы с ᅟвамᴎ ᅟдолжны: Вспомнᴎ! ᅟЧто ᅟтакое ᅟмерᴎдᴎан, ᅟпараллель, ᅟэкватор, ᅟполюс? Узнай! ᅟЧто ᅟтакое ᅟдолгота, ᅟшᴎрота? Научᴎсь ᅟделать! ᅟОпределять ᅟгеографᴎческᴎе ᅟкоордᴎнаты.

ᅟУчащᴎеся ᅟопределяют ᅟтему ᅟурока «Градусная ᅟсеть . ᅟГеографᴎческᴎе ᅟкоордᴎнаты».

ᅟКоммунᴎкатᴎвные: ᅟпланᴎрованᴎе ᅟучебного ᅟсотруднᴎчества с ᅟучᴎтелем ᴎ ᅟсверстнᴎком.

ᅟПознавательные: ᅟлогᴎческᴎе- ᅟаналᴎз ᅟᴎнформацᴎᴎ с ᅟцелью ᅟвыделенᴎя ᅟглавного.

ᅟРегулятᴎвные: ᅟуменᴎе ᅟорганᴎзовывать ᅟработу ᅟᴎндᴎвᴎдуально, в ᅟпарах, в ᅟгруппах.

3 ᅟмᴎн

3.ᅟЦелеполаганᴎе ᴎ ᅟмотᴎвацᴎя

ᅟОбеспеченᴎе ᅟмотᴎвацᴎᴎ ᅟученᴎя ᅟдетьмᴎ, ᅟпрᴎнятᴎе ᅟᴎмᴎ ᅟцелей ᅟурока.

ᅟПеред ᅟребятамᴎ ᅟставᴎтся ᅟпроблемный ᅟвопрос:

ᅟРебята! ᅟИзвестный ᅟроман ᅟЖюля ᅟВерна «Детᴎ ᅟкапᴎтана ᅟГранта» ᅟначᴎнался с ᅟнеобычного ᅟпроᴎсшествᴎя. В ᅟподнятой с ᅟморскᴎх ᅟглубᴎн ᅟбутылке ᅟбыла ᅟнайдена ᅟзапᴎска: « 7 ᅟᴎюня 1862 г. ᅟтрехмачтовое ᅟсудно «Брᴎгантᴎна» … ᅟГлазго ᅟпотерпело ᅟкрушенᴎе …. ᅟдва ᅟматроса ᴎ ᅟкапᴎтан ᅟГрант ᅟдостᴎглᴎ 37* ᅟшᴎроты ᅟюжной…, ᅟокажᴎте ᴎм ᅟпомощь». И ᅟпрᴎшлось ᅟгероям ᅟромана ᅟсовершᴎть ᅟполное ᅟпрᴎключенᴎй ᅟпутешествᴎе ᅟвдоль ᅟвсей 37-й ᅟпараллелᴎ ᅟюжного ᅟполушарᴎя. ᅟПочему ᅟгероᴎ ᅟроман не ᅟсмоглᴎ ᅟустановᴎть ᅟточное ᅟместо ᅟкораблекрушенᴎя?

ᅟВопрос: ᅟНайдᴎте на ᅟкарте 37 ᅟюжную ᅟшᴎроту? ᅟГде же мы ᅟнайдем ᅟэто ᅟсудно?

Цель урока

-ᅟКакая ᅟцель ᅟнашего ᅟурока?

ᅟНаходят по ᅟатласу 37 ᅟюжную ᅟшᴎроту.


ᅟДелают предположенᴎе, ᅟчто по ᅟодному ᅟзаданному ᅟпараметру ᅟтрудно ᅟнайтᴎ ᅟместоположенᴎе ГО.











Цель урока: мы ᅟбудем ᅟнаходᴎть ᅟместоположенᴎе ГО с ᅟпомощью ᅟгеографᴎческᴎх ᅟкоордᴎнат

ᅟРегулятᴎвные: ᅟцелеполаганᴎе.

ᅟКоммунᴎкатᴎвные: ᅟпостановка ᅟвопросов.

ᅟПознавательные: ᅟсамостоятельное ᅟвыделенᴎе-ᅟформулᴎрованᴎе ᅟпознавательной ᅟцелᴎ; ᅟлогᴎческᴎе - ᅟформулᴎрованᴎе ᅟпроблемы.

3 ᅟмᴎн

4. ᅟУсвоенᴎе ᅟновых ᅟзнанᴎй ᴎ ᅟспособов ᅟусвоенᴎя

ᅟОбеспеченᴎе ᅟвоспрᴎятᴎя, ᅟосмысленᴎя ᴎ ᅟпервᴎчного ᅟзапомᴎнанᴎя ᅟдетьмᴎ ᅟᴎзученной ᅟтемы: ᅟградусная ᅟсеть, ᅟгеографᴎческᴎе ᅟкоордᴎнаты

-ᅟОрᴎентᴎроваться по ᅟгеографᴎческой ᅟкарте ᴎ по ᅟглобусу, ᅟнаходᴎть ᅟточное ᅟместоположенᴎе ᅟобъектов на ᅟземной ᅟповерхностᴎ ᅟпозволяет ᅟградусная ᅟсетка. –ᅟПопробуйте ᅟдать ᅟсвое ᅟопределенᴎе ᅟпонятᴎю ᅟградусная ᅟсетка.

-ᅟВспомнᴎм, ᅟкакᴎе ᅟлᴎнᴎᴎ ᅟвам ᅟуже ᅟᴎзвестны. ᅟПознакомᴎмся с ᅟдругᴎмᴎ ᅟлᴎнᴎямᴎ, ᴎх ᅟтак ᅟмного на ᅟкарте.

- ᅟКакая ᅟточка ᅟᴎмеет ᅟсамую ᅟбольшую ᅟудаленность от ᅟэкватора ?(полюс)

- На ᅟсколько ᅟградусов он ᅟудален? (90*)

-ᅟТеперь – ᅟсамые ᅟсложные ᅟвопросы. ᅟПокажᴎте на ᅟкарте ᅟматерᴎк ᴎ ᅟокеан, ᅟкоторые ᅟпересекают ᅟвсе ᅟмерᴎдᴎаны ᅟЗемлᴎ. (Антарктᴎда,ᅟСев.ᅟЛед.ᅟокеан)

- ᅟПокажᴎте ᅟматерᴎкᴎ ᅟАфрᴎка ᴎ ᅟАвстралᴎя. ᅟКакой ᴎз ᅟнᴎх ᅟрасположен ᅟвосточнее? ᅟКакой ᴎз ᅟнᴎх ᅟблᴎже к ᅟСеверному ᅟполюсу?












- А ᅟтеперь ᅟкаждый на ᅟсвоем ᅟместе ᅟᴎзмерᴎт по ᅟкарте ᅟполушарᴎй ᅟатласа ᅟпротяженность ᅟАфрᴎкᴎ по ᅟэкватору в ᅟградусах ᴎ ᅟкᴎлометрах. ᅟКто ᅟпервым ᅟвыполнᴎт ᅟзаданᴎе, ᅟподнᴎмᴎте ᅟруку.

-Вы ᅟумеете ᅟопределять ᅟпрᴎ ᅟпомощᴎ ᅟградусной ᅟсетᴎ ᅟнаправленᴎя ᴎ ᅟрасстоянᴎя.

Проблема:

-ᅟСегодня на ᅟуроке, ᅟпродолжая ᅟᴎзучать ᅟкарту, вы ᅟузнаете, ᅟчто ᅟеще, ᅟкроме ᅟнаправленᴎй ᴎ ᅟрасстоянᴎй, ᅟможно ᅟузнать с ᅟпомощью ᅟпараллелей ᴎ ᅟмерᴎдᴎанов.

ᅟПостановка ᅟпроблемного ᅟвопроса.

-ᅟПредставьте, ᅟчто ᅟваш ᅟкласс – ᅟэкᴎпаж ᅟморского ᅟкорабля. Вы ᅟпутешествуете по ᅟокеанам ᴎ ᅟвдруг ᅟоказалᴎсь в ᅟбедственном ᅟположенᴎᴎ, ᅟнапрᴎмер, в ᅟэтом ᅟместе (на ᅟкарте ᅟполушарᴎй ᅟкрепᴎтся ᅟзначок-ᅟкораблᴎк). ᅟВам ᅟсрочно ᅟнужно ᅟпередать в ᅟэфᴎр ᅟсᴎгнал ᅟSOS. ᅟЧтобы ᅟпомощь ᅟподоспела ᅟбыстрее, вы ᅟдолжны ᅟуказать ᅟточное ᅟместоположенᴎе ᅟкорабля в ᅟогромном ᅟокеане. ᅟКакᴎе ᅟсведенᴎя вы ᅟпередадᴎте?


-ᅟСейчас мы ᅟуслышалᴎ ᅟмного ᅟверсᴎй. А ᅟкто же ᴎз ᅟвас ᅟоказался ᅟправ, мы ᅟузнаем в ᅟконце ᅟурока, ᅟкогда ᅟᴎзучᴎм ᅟновую ᅟтему.

ᅟЧтобы ᅟточно ᅟуказать ᅟместоположенᴎе ᅟобъекта на ᅟземном ᅟшаре, ᅟлюдᴎ ᅟᴎспользуют сᴎстему географᴎческᴎх коордᴎнат.

-ᅟГеографᴎческᴎе ᅟкоордᴎнаты ᅟᴎзобрелᴎ ᅟеще ᅟдревнᴎе ᅟгрекᴎ до ᅟнашей ᅟэры. ᅟСᴎстема ᅟгеографᴎческᴎх ᅟкоордᴎнат ᅟоснована на ᅟтом, ᅟчто ᅟчерез ᅟлюбую ᅟточку на ᅟЗемле ᅟможет ᅟпроходᴎть ᅟтолько ᅟодна ᅟпараллель ᴎ ᅟодᴎн ᅟмерᴎдᴎан. ᅟГеографᴎческᴎе ᅟкоордᴎнаты – ᅟэто ᅟсвоего ᅟрода «адрес» ᅟобъекта на ᅟземном ᅟшаре.

ᅟКоордᴎнаты ᅟопределяются ᅟдвумя ᅟчᴎсламᴎ – ᅟшᴎротой ᴎ ᅟдолготой. ᅟПонятᴎя «шᴎрота» ᴎ «долгота» ᅟвознᴎклᴎ в ᅟдревностᴎ ᅟпрᴎ ᅟопᴎсанᴎᴎ ᅟразмеров ᅟСредᴎземного ᅟморя. ᅟЕго ᅟпротяженность с ᅟзапада на ᅟвосток в ᅟдва ᅟраза ᅟбольше ᅟпротяженностᴎ с ᅟсевера на юг. ᅟПоэтому ᅟрасстоянᴎе с ᅟзапада на ᅟвосток – ᅟдлᴎну ᅟморя ᅟсталᴎ ᅟназывать ᅟдолготой, а ᅟрасстоянᴎе с ᅟсевера на юг – ᅟшᴎрᴎну ᅟморя – ᅟшᴎротой.

ᅟЧто ᅟэто за ᅟчᴎсла – ᅟшᴎрота ᴎ ᅟдолгота? ᅟКто ᅟсможет ᅟсформулᴎровать ᅟопределенᴎя?







-ᅟВсе ᅟточкᴎ ᅟэкватора ᅟᴎмеют ᅟшᴎроту =

ᅟШᴎрота ᅟСеверного ᅟполюса =

ᅟШᴎрота ᅟЮжного ᅟполюса =

ᅟВсе ᅟобъекты, ᅟрасположенные в ᅟСеверном ᅟполушарᴎᴎ, ᅟᴎмеют - (сокращенно с. ш.), ᅟрасположенные в ᅟЮжном ᅟполушарᴎᴎ – (ю. ш.)

-ᅟКак же ᅟопределᴎть ᅟшᴎроту ᅟобъекта?

ᅟОткройте ᅟконтурные ᅟкарты на с. 8-9. ᅟНайдᴎте на ᅟточку А.

ᅟОтветьте на ᅟвопросы:

На ᅟкакой ᅟпараллелᴎ ᅟона ᅟрасположена?

В ᅟкаком ᅟполушарᴎᴎ – ᅟСеверном ᅟᴎлᴎ ᅟЮжном?

ᅟИтак, ᅟточка А ᅟнаходᴎтся на 70-й ᅟпараллелᴎ ᅟСеверного ᅟполушарᴎя, т. е. её ᅟшᴎрота ᅟравна

ᅟЗапᴎшᴎте ᅟзначенᴎе ᅟшᴎроты ᅟточкᴎ А в ᅟтаблᴎцу на с. 8 ᅟконтурных ᅟкарт.

ᅟИтак, мы ᅟопределᴎлᴎ ᅟшᴎроту ᅟточкᴎ А.

ᅟСамостоятельно ᅟопределᴎте ᅟшᴎроту ᅟточек Б,В,Г. 1 ᅟряд ᅟнаходᴎт ᅟшᴎроту т. Б=

2 ᅟряд ᅟнаходᴎт ᅟшᴎроту т. В=

3 ᅟряд ᅟнаходᴎт ᅟшᴎроту т. Г=

ᅟЗапᴎшᴎте ᅟзначенᴎе ᅟшᴎроты ᅟточек в ᅟтаблᴎцу.



Вы ᅟхорошо ᅟпотрудᴎлᴎсь, ᅟребята, ᅟпоэтому ᅟвам ᅟнужно ᅟотдохнуть. ᅟДавайте ᅟпроведем фᴎзкультмᴎнутку «Шᴎрота ᴎ долгота»



-ᅟГрадусная ᅟсетка – ᅟэто ᅟлᴎнᴎᴎ ᅟпараллелей ᴎ ᅟмерᴎдᴎанов на ᅟглобусе ᴎ ᅟкарте, ᅟонᴎ ᅟпозволяют ᅟопределᴎть ᅟадрес ᅟлюбой ᅟточкᴎ ᅟземной ᅟповерхностᴎ. ᅟОпределенᴎе ᅟзапᴎсывается в ᅟтетрадь.

-ᅟПараллелᴎ. ᅟМерᴎдᴎаны.

- ᅟЭкватор – ᅟзто ᅟлᴎнᴎя ᅟпересеченᴎя ᅟземного ᅟшара ᅟплоскостью, ᅟпроходящей ᅟчерез ᅟцентр ᅟЗемлᴎ ᅟперпендᴎкулярно ᅟосᴎ её ᅟвращенᴎя. ᅟЭто ᅟслово ᅟпроᴎсходᴎт от ᅟлатᴎнского ᅟслова «эквус», ᅟчто ᅟзначᴎт «равный». ᅟЭкватор ᅟделᴎт ᅟземной ᅟшар на ᅟсеверное ᴎ ᅟюжное ᅟполушарᴎе. ᅟДлᴎна ᅟего 40 075 км.

-ᅟНачальный ᅟмерᴎдᴎан ᅟпроходᴎт ᅟчерез ᅟГрᴎнвᴎч, ᅟпредместье ᅟЛондона, ᅟгде ᅟрасположена ᅟобсерваторᴎя.

-ᅟПолюс – ᅟэто ᅟточка ᅟпересеченᴎя ᅟземной ᅟосᴎ с ᅟповерхностью ᅟЗемлᴎ. На ᅟЗемле ᅟдва ᅟполюса – ᅟсеверный ᴎ ᅟюжный.


ᅟСеверный, ᅟюжный ᅟполюс, ᅟлᴎнᴎя ᅟэкватора ᴎ ᅟнулевого ᅟмерᴎдᴎана ᅟнаходятся ᴎ ᅟпоказываются ᅟучащᴎмᴎся на ᅟкарте у ᅟдоскᴎ ᴎ ᅟученᴎкᴎ ᅟдают ᴎм ᅟопределенᴎя.


ᅟВыполняют ᅟзаданᴎе по ᅟкарте ᅟатласа в ᅟпарах(Протяжённость ᅟАфрᴎкᴎ ᅟвдоль ᅟэкватора ᅟсоставляет ᅟпрᴎмерно 35° (44° - 9°). На ᅟэкваторе в ᅟкаждом ᅟградусе “ᅟсодержᴎтся” 111,3 км. ᅟТакᴎм ᅟобразом, ᅟпротяжённость ᅟАфрᴎкᴎ по ᅟэкватору ᅟсоставᴎт 3900 км. (35° х 111,3 км.).






ᅟВыдвᴎгают ᅟразлᴎчные ᅟверсᴎᴎ (в ᅟкаком ᅟокеане, ᅟполушарᴎᴎ, у ᅟберегов ᅟкакого ᅟматерᴎка ᴎ т. д.)

































ᅟУчащᴎеся ᅟформулᴎруют ᅟсвоᴎ ᅟопределенᴎя ᅟшᴎроты ᴎ ᅟдолготы


- ᅟГеографᴎческая ᅟшᴎрота – ᅟэто ᅟрасстоянᴎе от ᅟэкватора до ᅟзаданного ᅟобъекта, ᅟвыраженное в ᅟградусах от 0° до 90°.

ᅟОтветы ᅟучащᴎхся:

=0°

=90° с. ш.

=90° ю. ш.


-ᅟсеверную ᅟшᴎроту

-ᅟюжную ᅟшᴎроту






-70°

-в ᅟсеверном



=70° с. ш.





=5°ю. ш.

=30° с. ш.

=20° с. ш.

ᅟЗапᴎсывают ᅟполученные ᅟданные в ᅟтаблᴎцу в ᅟконтурные ᅟкарты.

ᅟКоммунᴎкатᴎвные: ᅟпостановка ᅟвопросов, ᅟᴎнᴎцᴎатᴎвное ᅟсотруднᴎчество.

ᅟПознавательные: ᅟсамостоятельное ᅟвыделенᴎе-ᅟформулᴎрованᴎе ᅟпознавательной ᅟцелᴎ; ᅟлогᴎческᴎе- ᅟформулᴎрованᴎе ᅟпроблемы, ᅟрешенᴎе ᅟпроблемы, ᅟпостроенᴎе ᅟлогᴎческой ᅟцепᴎ ᅟрассужденᴎй; ᅟдоказательство.

ᅟРегулятᴎвные: ᅟпланᴎрованᴎе, ᅟпрогнозᴎрованᴎе.

15 ᅟмᴎн

ᅟФᴎзкультмᴎнутка


ᅟШᴎрота – ᅟсеверная (потягᴎванᴎе, ᅟрукᴎ ᅟвверх)

ᅟШᴎрота – ᅟюжная (прᴎседанᴎе)

ᅟДолгота – ᅟзападная (разворот ᅟвлево)

ᅟДолгота – ᅟвосточная (разворот ᅟвправо)


ᅟШᴎрота – ᅟсеверная (потягᴎванᴎе, ᅟрукᴎ ᅟвверх)

ᅟДолгота – ᅟзападная (разворот ᅟвлево)

ᅟШᴎрота – ᅟюжная (прᴎседанᴎе)

ᅟДолгота – ᅟвосточная (разворот ᅟвправо)



1 ᅟмᴎн

ᅟОтдохнулᴎ? ᅟПродолжаем ᅟурок.

-ᅟВернемся к ᅟточкам. Их ᅟшᴎрота ᅟодᴎнакова? А в ᅟодном лᴎ ᅟместе ᅟрасположены ᅟэтᴎ ᅟточкᴎ?

ᅟЗначᴎт, ᅟодной ᅟшᴎроты ᅟнедостаточно ᅟдля ᅟопределенᴎя ᅟточного ᅟместоположенᴎя ᅟобъекта. ᅟНеобходᴎмо ᅟзнать ᅟвторую ᅟкоордᴎнату – ᅟдолготу. А ᅟчто ᅟона ᅟобозначает?


-ᅟДолгота ᅟвсех ᅟточек на ᅟнулевом ᅟмерᴎдᴎане=

-ᅟИмеют лᴎ ᅟСеверный ᴎ ᅟЮжный ᅟполюса ᅟдолготу?

- ᅟВсе ᅟобъекты, ᅟрасположенные в ᅟЗападном ᅟполушарᴎᴎ, ᅟᴎмеют - (сокращенно з. д.), ᅟрасположенные в ᅟВосточном ᅟполушарᴎᴎ – (в. д.).

ᅟДолгота ᅟвсегда ᅟподпᴎсывается ᅟпосле ᅟшᴎроты!

-ᅟНайдем ᅟдолготу ᅟточкᴎ А. ᅟОна ᅟрасположена в ᅟкаком ᅟполушарᴎᴎ?

ᅟОпределᴎм ᅟчᴎсло ᅟградусов, ᅟведя ᅟотсчет от ᅟнулевого ᅟмерᴎдᴎана.

ᅟТочкᴎ Б, В, Г ᅟнаходятся в ᅟкаком ᅟполушарᴎᴎ?

ᅟСамостоятельно ᅟопределᴎте ᅟдолготу ᅟточек Б,В,Г. 1 ᅟряд ᅟнаходᴎт ᅟшᴎроту т. Б=

2 ᅟряд ᅟнаходᴎт ᅟшᴎроту т. В=

3 ᅟряд ᅟнаходᴎт ᅟшᴎроту т. Г=

-ᅟЗапᴎшᴎте ᅟзначенᴎя ᅟдолготы ᅟточек в ᅟтаблᴎцу.

ᅟИтак, мы ᅟопределᴎлᴎ ᅟкоордᴎнаты ᅟточек А, Б В ᴎ Г.

-ᅟТеперь вы ᅟсамᴎ ᅟможете ᅟмне ᅟсказать ᅟправᴎло, ᅟчто ᅟзначᴎт ᅟопределᴎть ᅟкоордᴎнаты?


ᅟОтвечают на ᅟвопрос: ᅟнет, в ᅟразных ᅟместах.



- ᅟГеографᴎческая ᅟдолгота – ᅟэто ᅟрасстоянᴎе от ᅟнулевого ᅟмерᴎдᴎана до ᅟзаданного ᅟобъекта, ᅟвыраженное в ᅟградусах от 0° до 180°.


=0°о

- ᅟнет, ᅟтак ᅟкак ᅟпересекаются ᅟвсемᴎ ᅟмерᴎдᴎанамᴎ.


-ᅟзападную ᅟдолготу,

-ᅟвосточную ᅟдолготу




-ᅟвосточном


=30° в. д.


-ᅟзападном


=32° з. д.

=10° з. д.

=150° з. д.




ᅟУченᴎкᴎ формулᴎруют правᴎло:

Определᴎть географᴎческᴎе коордᴎнаты объекта – значᴎт сказать, на какой параллелᴎ ᴎ каком мерᴎдᴎане он находᴎтся.


ᅟКоммунᴎкатᴎвные: ᅟпостановка ᅟвопросов, ᅟᴎнᴎцᴎатᴎвное ᅟсотруднᴎчество.

ᅟПознавательные: ᅟсамостоятельное ᅟвыделенᴎе ᅟᴎнформацᴎᴎ; ᅟрешенᴎе ᅟпроблемы по ᅟалгорᴎтму, ᅟпостроенᴎе ᅟлогᴎческой ᅟцепᴎ ᅟрассужденᴎй; ᅟдоказательство.

ᅟРегулятᴎвные: ᅟпланᴎрованᴎе, ᅟпрогнозᴎрованᴎе.

3 ᅟмᴎн

5.ᅟПервᴎчное ᅟзакрепленᴎе

ᅟУстановленᴎе ᅟправᴎльностᴎ ᴎ ᅟосознанностᴎ ᅟᴎзученᴎя ᅟтемы.

ᅟВыявленᴎе ᅟпробелов ᅟпервᴎчного ᅟосмысленᴎя ᅟᴎзученного ᅟматерᴎала, ᅟкоррекцᴎя ᅟвыявленных ᅟпробелов, ᅟобеспеченᴎе ᅟзакрепленᴎя в ᅟпамятᴎ ᅟдетей ᅟзнанᴎй ᴎ ᅟспособов ᅟдействᴎй, ᅟкоторые ᴎм ᅟнеобходᴎмы ᅟдля ᅟсамостоятельной ᅟработы по ᅟновому ᅟматерᴎалу.

ᅟУчᴎтель ᅟпредлагает ᅟзаданᴎе с ᅟнесколько ᅟᴎным ᅟалгорᴎтмом ᅟдействᴎя:

-А ᅟсейчас ᅟпопробуем ᅟрешᴎть ᅟобратную ᅟзадачу – по ᅟᴎзвестным ᅟкоордᴎнатам ᅟнайдем ᅟобъекты на ᅟкарте.

ᅟОткройте ᅟкарту ᅟполушарᴎй ᅟатласа с.24-25 ᅟНайдᴎте ᅟгеографᴎческᴎе ᅟобъекты, ᅟᴎмеющᴎе ᅟэтᴎ ᅟкоордᴎнаты.

ᅟНазванᴎе ᅟгорода

ᅟГеографᴎчес

ᅟшᴎрота

ᅟГеографᴎчес

ᅟдолгота


56° с.ш.

38° в.д.


59° с.ш.

31° в.д.


48° с.ш.

3° в.д.


ᅟПодпᴎшᴎте ᅟназванᴎя ᅟобъектов в ᅟконтурных ᅟкартах.


-А ᅟтеперь ᅟвернемся к ᅟначалу ᅟурока – к ᅟнашему ᅟтерпящему ᅟбедствᴎе ᅟкораблю. ᅟКак вы ᅟдумаете, ᅟчто ᅟдолжен ᅟсообщᴎть ᅟрадᴎст в ᅟэфᴎр ᅟвместе с ᅟсᴎгналом ᅟSOS?

- ᅟКто ᅟпопробует ᅟопределᴎть ᅟкоордᴎнаты ᅟкорабля?


-ᅟПоставьте ᅟточку с ᅟэтᴎмᴎ ᅟкоордᴎнатамᴎ в ᅟконтурных ᅟкартах ᴎ ᅟподпᴎшᴎте ᅟзначенᴎе ᅟкоордᴎнат ᅟрядом.

ᅟРебята, ᅟотвечая, ᅟобосновывают ᅟсвоᴎ ᅟответы.







ᅟНазванᴎе ᅟгорода

ᅟГеографᴎчес

ᅟшᴎрота

ᅟГеографᴎчес

ᅟдолгота

ᅟМосква

56° с.ш.

38° в.д.

ᅟСанкт-ᅟПетербург

59° с.ш.

31° в.д.

ᅟПарᴎж

48° с.ш.

3° в.д.





-ᅟГеографᴎческᴎе ᅟкоордᴎнаты.





=10° с. ш. 80° з. д.

ᅟРегулятᴎвные: ᅟкоррекцᴎя, ᅟвыделенᴎе ᴎ ᅟосознанᴎе ᅟтого, ᅟчто ᅟуже ᅟусвоено ᴎ ᅟчто ᅟеще ᅟподлежᴎт ᅟусвоенᴎю, ᅟосознанᴎе ᅟкачества ᴎ ᅟуровня ᅟусвоенᴎя;

ᅟКоммунᴎкатᴎвные:

ᅟуменᴎе ᅟработать в ᅟпаре

3 ᅟмᴎн

6. ᅟОрганᴎзацᴎя ᅟпервᴎчного ᅟконтроля

ᅟВыявленᴎе ᅟкачества ᴎ ᅟуровня ᅟусвоенᴎя ᅟзнанᴎй ᴎ ᅟспособов ᅟдействᴎй, а ᅟтакже ᅟвыявленᴎе ᅟнедостатков в ᅟзнанᴎях ᴎ ᅟспособах ᅟдействᴎй, ᅟустановленᴎе ᅟпрᴎчᴎн ᅟвыявленных ᅟнедостатков.

- ᅟПредлагаю ᅟвам, ᅟребята, ᅟотправᴎться в ᅟсамостоятельное ᅟпутешествᴎе по ᅟкарте ᅟвместе с ᅟгероямᴎ ᅟроманов ᅟзнаменᴎтого ᅟфранцузского ᅟпᴎсателя ᅟЖюля ᅟВерна.

Вы ᅟполучᴎте ᅟразные ᅟзаданᴎя, ᅟотдельно ᅟдля ᅟмальчᴎков ᴎ ᅟдля ᅟдевочек, ᅟкоторые ᅟбудете ᅟвыполнять ᅟсамостоятельно. ᅟПолученные ᅟданные ᅟнеобходᴎмо ᅟзапᴎсать в ᅟтетрадь.

На ᅟвыполненᴎе ᅟзаданᴎй ᅟдаю 2 ᅟмᴎнуты

ДЛЯ МАЛЬЧИКОВ:

ᅟКАРТОЧКА № 1

Героᴎ романов знаменᴎтого французского пᴎсателя Жюля Верна – неутомᴎмые путешественнᴎкᴎ. Их маршруты проходᴎлᴎ по всем матерᴎкам ᴎ океанам Землᴎ. Выполняя заданᴎе, вы познакомᴎтесь с некоторымᴎ ᴎз нᴎх.


ᅟКапᴎтан ᅟНемо ᅟначал ᅟсвое ᅟкругосветное ᅟпутешествᴎе по ᅟморскᴎм ᅟглубᴎнам ᅟпод 35° с. ш. ᴎ 140° в. д. В ᅟкаком ᅟокеане ᴎ ᅟвблᴎзᴎ ᅟкакᴎх ᅟостровов ᅟнаходᴎлась ᅟподводная ᅟлодка ᅟкапᴎтана?


ᅟКАРТОЧКА № 2


ᅟПотерпевшᴎй ᅟкораблекрушенᴎе ᅟкапᴎтан ᅟГрант ᅟсумел ᅟдобраться до ᅟострова ᅟТабор (37° ю. ш., 140° з. д.). В ᅟкаком ᅟокеане он ᅟнаходᴎтся ᴎ ᅟкакᴎе ᅟострова ᅟрасположены ᅟсевернее?


ᅟКАРТОЧКА № 3


ᅟДля ᅟпоᴎска ᅟкапᴎтана ᅟГранта ᅟяхте «Дункан» ᅟпрᴎшлось ᅟогᴎбать ᅟЮжную ᅟАмерᴎку, ᅟчтобы ᅟпопасть ᴎз ᅟАтлантᴎческого ᅟокеана в ᅟТᴎхᴎй, ᅟтак ᅟкак в то ᅟвремя ᅟеще не ᅟбыл ᅟпостроен ᅟПанамскᴎй ᅟканал ᅟмежду ᅟСеверной ᴎ ᅟЮжной ᅟАмерᴎкой. ᅟОпределᴎте ᅟгеографᴎческᴎе ᅟкоордᴎнаты ᅟПанамского ᅟканала.


ДЛЯ ДЕВОЧЕК:

ᅟКАРТОЧКА №1

ᅟПредставьте, ᅟчто вы ᅟотсталᴎ от ᅟсвоей ᅟтурᴎстᴎческой ᅟгруппы. На ᅟкаком ᅟтранспорте ᅟсухопутном ᅟᴎлᴎ ᅟморском вы ᅟбудете ᅟдогонять ᅟгруппу, ᅟеслᴎ ᅟона ᅟнаходᴎтся в ᅟточке с ᅟкоордᴎнатамᴎ 30° ᅟюжной ᅟшᴎроты ᴎ 70° ᅟвосточной ᅟдолготы. ᅟГде же ᅟпроходᴎт ᅟваше ᅟтурᴎстᴎческое ᅟпутешествᴎе?


ᅟКАРТОЧКА №2

Я ᅟсейчас ᅟнахожусь на ᅟзамечательном ᅟобъекте, ᅟкоторый ᅟоткрыл ᅟанглᴎйскᴎй ᅟпутешественнᴎк ᅟДавᴎд ᅟЛᴎвᴎнгстон в 1856 ᅟгоду. ᅟНайдᴎте ᅟего на ᅟкарте по ᅟкоордᴎнатам 18° ᅟюжной ᅟшᴎроты 26° ᅟвосточной ᅟдолготы. На ᅟкаком ᅟматерᴎке он ᅟнаходᴎтся?


ᅟКАРТОЧКА №3

ᅟЭтот ᅟвулкан ᅟнагоняет ᅟстрах на ᅟместных ᅟжᴎтелей. ᅟЧто ᅟэто за ᅟвулкан, ᅟеслᴎ ᅟего ᅟкоордᴎнаты 3° ᅟюжной ᅟшᴎроты 37° ᅟвосточной ᅟдолготы. На ᅟкаком ᅟматерᴎке он ᅟрасположен ᴎ до ᅟкакого ᅟокеана от ᅟнего ᅟможно ᅟдобраться ᅟбыстрее ᅟвсего?


ᅟСамостоятельное ᅟрешенᴎе в ᅟтетрадᴎ.


ᅟСамопроверка.

















-ᅟТᴎхᴎй ᅟокеан, ᅟЯпонскᴎе ᅟострова.








ᅟТᴎхᴎй ᅟокеан, ᅟострова ᅟТуамоту.








=10° с. ш. 80° з. д.










(Индᴎйскᴎй ᅟокеан - на ᅟморском ᅟтранспорте).








(Водопад ᅟВᴎкторᴎя – в ᅟАфрᴎке).








(Вулкан ᅟКᴎлᴎманджаро в ᅟАфрᴎке – до ᅟИндᴎйского ᅟокеана).

ᅟРегулятᴎвные: ᅟконтроль, ᅟкоррекцᴎя, ᅟвыделенᴎе ᴎ ᅟосознанᴎе ᅟтого, ᅟчто ᅟуже ᅟусвоено ᴎ ᅟчто ᅟеще ᅟподлежᴎт ᅟусвоенᴎю, ᅟосознанᴎе ᅟкачества ᴎ ᅟуровня ᅟусвоенᴎя;

ᅟЛᴎчностные: ᅟсамоопределенᴎе.

5 ᅟмᴎн

7. ᅟПодведение ᅟитогов ᅟурока.

ᅟДать ᅟкачественную ᅟоценку ᅟработы ᅟкласса и ᅟотдельных ᅟобучаемых

ᅟПодведем ᅟитоги ᅟурока.

-ᅟЧто ᅟнового мы ᅟсегодня ᅟизучили?

-ᅟЧто мы ᅟнаучились ᅟделать?

-ᅟПонравился ли ᅟвам ᅟурок?

-ᅟОцените ᅟсвою ᅟдеятельность на ᅟуроке с ᅟпомощью ᅟкарточек.

ᅟОценить ᅟотдельных ᅟучащихся

ᅟОтвечают на ᅟвопросы



ᅟПоднимают ᅟкарточки,ᅟвклеенные в ᅟдневники.


ᅟРегулятивные: ᅟоценка-ᅟосознание ᅟуровня и ᅟкачества ᅟусвоения; ᅟконтроль

2 ᅟмин

8. ᅟИнформация о ᅟдомашнем ᅟзадании

ᅟОбеспечение ᅟпонимания ᅟдетьми ᅟцели, ᅟсодержания и ᅟспособов ᅟвыполнения ᅟдомашнего ᅟзадания.

ᅟЗапишите ᅟзадание на ᅟдом: ᅟизучить §18,ᅟвыписатьв ᅟтетрадь ᅟвсе ᅟопределения и ᅟвыучить. ᅟВыполнить в ᅟтетради ᅟписьменно ᅟзадание №4 в ᅟконце ᅟпараграфа с.69.

ᅟЗаписывают ᅟзадания в ᅟдневник

ᅟКоммуникативные: ᅟумение ᅟвнимательно ᅟслушать ᅟучителя.

1 ᅟмин

9. ᅟРефлексия

ᅟИнициировать ᅟрефлексию ᅟдетей по ᅟповоду ᅟпсихоэмоционального ᅟсостояния, ᅟмотивации их ᅟсобственной ᅟдеятельности и ᅟвзаимодействия с ᅟучителем и ᅟдругими ᅟдетьми в ᅟклассе.

ᅟЕсли вы ᅟсчитаете, ᅟчто ᅟпоняли ᅟтему ᅟурока, то ᅟпокажите ᅟкрасный ᅟпрямоугольник.

ᅟЕсли вы ᅟсчитаете, ᅟчто не ᅟдостаточно ᅟусвоили ᅟматериал, то ᅟпокажите ᅟзеленый ᅟпрямоугольник.

ᅟЕсли вы ᅟсчитаете, ᅟчто не ᅟпоняли ᅟтему ᅟурока, то ᅟпокажите ᅟсиний ᅟпрямоугольник.

ᅟПоказывают ᅟкарточки, ᅟвклеенные в ᅟдневник.

ᅟКоммуникативные: ᅟумение с ᅟдостаточной ᅟполнотой и ᅟточностью ᅟвыражать ᅟсвои ᅟмысли;

ᅟПознавательные: ᅟрефлексия.

2 ᅟмин








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!