СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Технологическая карта урока по теме: "Географические координаты" по географии 6 класс

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес тоже состоит из двух частей – широты и долготы. Определить их нам позволяет градусная сеть. Широта показывает место точки на определённой параллели, а долгота – место этой точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес – географические координаты.

Просмотр содержимого документа
«Технологическая карта урока по теме: "Географические координаты" по географии 6 класс»

Предмет

География

Класс

6

УМК

Классическая линия учебников «Дрофа» География.6 класс; учебник для общеобразовательных учреждений. П. Герасимова, Н. П. Неклюкова – М.: Просвещение, 2015

Тип урока

Урок формирования первичных предметных знаний

Тема урока

Географические координаты

Цель урока

Формирование умений работы по определению широты и долготы.

Задачи урока (планируемые результаты)

Личностные:

- умение использовать географические знания для созидательной деятельности.

- понимание значимости знаний о географических координатах для практической жизни людей.

Метапредметные:

Регулятивные:

- уметь организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты

Познавательные:

- умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации.

Коммуникативные:

- владение устной речью.

- развитие компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

- умение организовывать учебное сотрудничество в группе, в паре, с учителем, со сверстниками.

- формировать умения доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Предметные:

Знать: понятия: географические координаты, географическая широта, географическая долгота,

Определять по картам географичес­кую широту и географическую дол­готу объектов.

Находить объекты на карте и глобу­се по географическим координатам.

Сравнивать местоположение объек­тов с разными географическими координатами.

Методы обучения

Поисково – исследовательский, эвристическая беседа, иллюстративный, проблемный диалог

Формы организации познавательной деятельности обучающихся

1. индивидуальная, при проверке ранее полученных знаний;

2. парная, при выполнении пробного упражнения;

3. индивидуальная, при закреплении новых знаний и умений.

Средства обучения

* учебник географии, географический атлас для 6 класса, стенная физическая карта полушарий, стенная физическая карта России:

2. Презентация



Ход урока


Деятельность учителя

Деятельность учащихся


Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная


УУД

УУД

УУД

Организационный момент

- настраивает учащихся на работу, создает благоприятные условия для деятельности

- сообщает тему урока

- раскрывает цели учебного занятия

-сообщает о значимости содержания урока

- актуализирует знания и умения уч-ся по вопросам и заданиям (повторение и систематизация ранее изученных знаний)

- формулирует проблему

«На прошлом уроке мы с вами изучали тему «Градусная сеть». Узнали, что её составляют параллели и меридианы. В рабочей тетради записали число. Нарисовали квадрат размером 2см.× 2см. Поставили буквы и цифры. (Образец на презентации, слайд 2). А сейчас мы с вами сыграем в игру «Морской бой»

СЛАЙД 2.



 

  а  

  б  

  в  

  г  

  1  

 

 

+

 

2

 

 

 

+

3

+

 

 

 

4

+

 

 

 

Рис. 1 Поле для игры «Морской бой».

Учитель зачитывает вопросы, а учащиеся ставят плюсы в клетках.

Вопросы: СЛАЙДЫ 3-6.


1. Условная линия на карте и глобусе, которая делит земной шар на Северное и Южное полушарие:

А) экватор;

Б) параллель;

В) полюс;

Г) меридиан

2. Кратчайшая воображаемая линия, проведённая по поверхности Земли от одного полюса до другого называется:

а) экватором;

б) параллелью;

в) тропиком;

г) меридианом.

3. Направления запад → восток показывают:

а) параллели;

б) меридианы.

4. Расстояние от экватора до полюсов в градусной мере составляет:

а) 90°;

б) 360°;

в) 180°.

Учитель зачитывает вопросы, а учащиеся ставят плюсы в клетках.


Уметь организовывать свою деятельность


Учащиеся рисуют в тетрадях квадрат размером 2см.× 2см.

Расставляют буквы и цифры. (Образец на презентации, слайд 2).

 

  а  

  б  

  в  

  г  

  1  

 

 

+

 

2

 

 

 

+

3

+

 

 

 

4

+

 

 

 

Рис. 1 Поле для игры «Морской бой».

Формулирование темы урока. Постановка цели и задач урока

СЛАЙД 7.

Учитель подводит итог.

На доске написаны правильные ответы.

Учащиеся сами контролируют себя.

Когда вы играете в «Морской бой», то любая клетка на игровом поле имеет свой «адрес», т.е. цифру и букву. СЛАЙД 8.

Можно ли определить «адрес» корабля на игровом поле, зная или только букву, или только цифру?

Учитель: Любая точка на земном шаре имеет свой географический адрес. Этот адрес тоже состоит из двух частей – широты и долготы. Определить их нам позволяет градусная сеть. Широта показывает место точки на определённой параллели, а долгота – место этой точки на конкретном меридиане. Место их пересечения и есть нужный нам адрес – географические координаты.

СЛАЙД 9.

Зная географические координаты, можно найти любой объект на карте и определить его положение к другим объектам. И наоборот, можно нанести новый объект на карту, определив его географические координаты с помощью приборов.

Уметь определять координаты по карте должен каждый человек. Для некоторых профессий это особенно важно.


СЛАЙД 13.

Как вы думаете, ребята, для каких профессий?


Иногда приходится искать в открытом океане терпящих кораблекрушение, а для этого необходимо знать место их нахождения.

Давайте подумаем, какова задача у нас с вами?

И наша с вами задача научиться определять географические координаты, т.е. географическую широту и географическую долготу.

Запишем тему урока в тетрадь.

«Географические координаты»


СЛАЙД 10-12.

Запишем тему урока в тетрадь.

«Географические координаты»


Предлагают идти на помощь Формулируют тему и цель урока


Учащиеся: Нет, нельзя, нужно называть и букву и цифру.


Мотивация на обучение и способность к выстраиванию образовательной траектории




Учащиеся: Штурманы, военные, географы, водители, геологи.


Учащиеся: Наша задача научиться определять географические координаты, т.е. географическую широту и географическую долготу.


Уметь определять цели и задачи

































Записывают тему урока в тетрадь

Актуализация знаний

СЛАЙД 14.

Решим задачу.

«Потерпевший кораблекрушение герой романа Жуля Верна капитан Грант («Дети капитана Гранта») сумел добраться до острова Табор (37° ю.ш., 153° з.д.) Найдите этот остров на карте.»


Учитель. Почему вы не смогли определить место крушения?





Учитель: А что нужно сделать, для того чтобы определить координаты?


Учащиеся открывают «Физическую карту полушарий» и пытаются выполнить задание, но у них ничего не получается, т.к. они не знают как определяется широта и долгота.


Учащиеся фиксируют свои затруднения (проговаривают вслух). «Мы не знаем, как определить географическую широту и географическую долготу, т.е. географические координаты»


Учащиеся: Нужно научиться определять сначала географическую широту, а затем географическую долготу.

Выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач

Готовность к самообразова нию и саморазвитию

Первичное усвоение новых знаний

Таким образом, чтобы отправиться спасать, что мы должны будем узнать с начала, а что потом? Планируют последовательность действий: Планировать способы и ситуации. В этом нам поможет ваш учебник география

(Указывает источник, где можно найти нужную информацию)

Откройте стр. 48 учебника, прочитайте первый абзац, и выпишите в тетрадях, что же означает термин “географические координаты”, “географическая широта”. СЛАЙД 15

(высвечивается сначала - термин географические координаты, географическая широта, после ответов детей, значение термина) - Как научиться определять широту вы узнаете на стр. 49

СЛАЙД 16-18 (изображение глобуса и объектов на ней) 3. Некоторые параллели специально подписывают и отмечают на картах. Обратите внимание на параллель 23,5 с.ш. - это северный тропик и 23,5 ю.ш.- южный тропик

Умение отбирать нужную информацию, работать с различными источниками, владеть информационно- коммуникативными технологиями получения и обработки информации




Работа с инструктивными карточками

Владение устной речью.

Развитие компетенции в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).

Умение организовывать учебное сотрудничество в группе, в паре, с учителем, со сверстниками.


Уметь выбирать средства реализации цели и применять их на практике

Первичная проверка понимания

СЛАЙД 21.

На контурных катах обведите простым карандашом тропики и полярные круги


Формирование научного мироворениян на основе географическ их знаний


Формировани е системы знаний об основных этапах определения географическо й широты


Ценностное отношение к изучаемой теме

Первичное закрепление

Учитель: Используя «Физическую карту полушарий», выполним задания.

СЛАЙД 22.

Задание 1.

10 января 1821 года русская экспедиция на судах «Восток» и «Мирный» открыла остров. Его координаты: 69° ю.ш. и 91°з.д. Что это за остров?



СЛАЙД 23.

Задание 2.

Шхуна «Пилигрим» (Ж.Верн «Пятнадцатилетний капитан») находилась на 44° ю.ш. и 165° долготы к западу или востоку от линии Гринвича. В каком океане?

  1. Учитель: Выполним задания на контурной карте.

СЛАЙД 24.

  • В 1911 году группа норвежцев под командованием Руаля Амундсена достигла Южного полюса. Началось их путешествие в Китовой бухте (78°ю.ш., 165°з.д.). Отметьте на карте их маршрут и укажите направление движения.

  • Задание повышенной сложности.

СЛАЙД 25.

В 1937 году В.П. Чкалов совершил беспосадочный перелёт по маршруту Москва - Северный полюс – Северная Америка (точка приземления – 49°с.ш., 123°з.д.).

Обозначьте на карте маршрут перелёта, укажите его направление, координаты основных пунктов.

Далее учитель показывает на карте полушарий образец выполненной работы (на «Физической карте полушарий» стрелками на магнитах показан маршрут движения Руаля Амундсена (стрелки синего цвета) и В.П. Чкалова (стрелки красного цвета)).

Учащиеся определяют, что это остров Петра I (трое учащихся определяют точку на глобусах).


Учащиеся определяют, что шхуна находилась в точке с координатами 44° ю.ш. и 165°з.д. (т.к. 44°ю.ш. и 165°в.д. находятся острова Новая Зеландия)

Учащиеся: определяют точки по координатам, отмечают на карте маршрут и указывают направление движения.

Учащиеся: определяют координаты основных пунктов, отмечают на карте маршрут

Учащиеся самостоятельно выполняют задания на контурной карте. Затем проводят взаимоконтроль.



Использовать устную речь , аргументируя свою точку зрения

Уметь оценивать достигнутые результаты

Домашнее задание

СЛАЙД 26.

- придумать свой маршрут путешествия, отметив его на контурной карте, при этом отметить не менее 5 городов, через которые он проходит, их названия и координаты.

- придумать и записать в тетрадь задания на определение:

а) координат объектов

б) объекта по координатам

- для желающих: выполнить тестовое задание, используя ЭОР

Отработка навыков в определении географических координат объектов



Закрепление.




Рефлексия

СЛАЙД 27 (вопросы помогающие сделать итог урока)

- Что вы узнали, чему научились на уроке? 

 -Приведите примеры, где используются  координаты  в жизни  и деятельности  людей.


И в заключение, посмотрите на слайд и закончите предложения:

«А у меня сегодня получилось…

« Я и не подозревал…

Обучающиеся анализируют что нового узнали, чему научились, делают вывод, опираясь если нужно на вопросы с доски

Умение аргументировать свою точку зрения

Уметь оценивать достигнутые результаты




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!