МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ
«ШКОЛА № 107»
ГРАФФИТИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ: ВАНДАЛИЗМ ИЛИ ИСКУССТВО
Секция 8. Искусство и культура
Коломейцева Валерия Аркадьевна 6 «А» класс
Зимина Кристина Игоревна
2019 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………….........стр. 3
Раздел 1. История граффити……………………………………….….. стр. 4
1.1 Самое интересное из истории граффити…………………….…….стр. 4
1.2 Граффити, исследование проблемы современных городов .…...стр. 7
Раздел 2. Стили граффити……………………….………………….…..стр. 9
Раздел 3. Топ самых известных граффитистов………………….…...стр. 10
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..………стр. 11
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………..стр. 13
Приложение 1…………………………….…………………..……...........стр. 14
Приложение 2…………………………..…………………………………стр. 15
Приложение 3…………………………..…………………………………стр. 15
Приложение 4…………………………..…………………………………стр. 16
Приложение 5…………………………..…………………………………стр. 16
Приложение 6…………………………..…………………………………стр. 17
Приложение 7…………………………..…………………………………стр. 18
Приложение 8…………………………..…………………………………стр. 18
Приложение 9…………………………..…………………………………стр. 19
Приложение 10…………………………..………………………………..стр. 20
Приложение 11…………………………..………………………………..стр. 20
Приложение 12…………………………..………………………………..стр. 21
Приложение 13…………………………..………………………………..стр. 21
Приложение 14…………………………..………………………………..стр. 22
Приложение 15…………………………..………………………………..стр. 23
Приложение 16…………………………..………………………………..стр. 24
Приложение 17…………………………..………………………………..стр. 24
Приложение 18…………………………..………………………………..стр. 25
ВВЕДЕНИЕ
Есть потрясающие строки, с которых хотелось бы начать мой исследовательский доклад: Я – повелитель красок,
Я – властелин цветов,
Я – граффити художник,
Создатель городов.
Одним своим движеньем
Рисунок нанесу
Уверен – красотою
Я целый мир спасу. Ты скажешь – невозможно!
А я отвечу – вздор!
Проложат эти краски
Пространственный узор.
И время усмехнётся,
Притормозит свой бег,
И может, даже станет
Добрее человек.
«Ультрамарин», вот с чего началось мое увлечение стрит артом… А если подробнее, то — это авторитетный онлайн-журнал о граффити, стрит-арте, дизайне, искусстве и уличной культуре в России и за рубежом. Команда издания вместе с главным редактором Дмитрием Аске работала над созданием известного печатного граффити-журнала Code Red, который выходил в 2005-2010-м годах, затем полностью перешел в онлайн, а в 2015-м году получил новое название: «Ультрамарин».
Уже давно прошло то время, когда уличные рисунки считались только вандализмом и не показывали ничего хорошего. Нет, конечно, бессмысленные рисунки и надписи есть и никуда не денутся. Но современное граффити уже давно больше, чем глупые надписи на гаражах.
Как-то раз мы с родителями ездили на море. И пока мы ехали по городу, я заметила, что на некоторых зданиях нарисованы какие-то непонятные надписи. Мне стало интересно, кто и зачем это сделал, но больше всего меня удивил стиль надписи. Ведь любое слово, интересную картинку или что-то необычное можно нарисовать так, как ты захочешь. Такой рисунок может украсить даже заброшенное здание.
Да, я и раньше видела разные слова и рисунки, то на стене, то на заборе, но они выглядит лишь как акт вандализма. Этим я хотела сказать, что граффити- настоящие искусство и дано не каждому. Но хочется все-таки разобраться, граффити-это искусство или вандализм?
И я хочу определиться , перебрать все минусы и плюсы, и решить для себя к какой версии я больше склоняюсь.
Цель моего доклада выяснить, что же такое на самом деле граффити вандализм или искусство. Задача моего доклада выяснить – это преображение или бессмысленная трата времени и порча имущества.
Раздел 1. История граффити
Самое интересное из истории граффити
В последние годы граффити стал лучше, и начал привлекать туристов со всего мира.
Предлагаю посмотреть на несколько самых крутых и современных граффити всего мира.
Но для начала разберемся, что представляет из себя граффити – это изображения или надписи, выцарапанные, написанные или нарисованные краской на стенах и других поверхностях. Как я уже успела выяснить, что к граффити можно отнести любой вид уличного украшения стен, на них можно найти и разные рисунки, и цифры, и росписи уличных художников, но искусство ли это, данный вопрос мне еще стоит исследовать.
Изучив историю граффити, я обнаружила, что настенные надписи известны с глубокой древности, они открыты в странах Древнего Востока, в Греции, в Риме. Значение этого слова очень обширно: так могут называться рисунки на заборах, гаражах, домах, это могут быть рисунки, напечатанные на клавиатуре (фото). Самые ранние граффити появились в 30 тысячелетии до н. э. Тогда они были представлены в форме доисторических наскальных рисунков, нанесенных на стены такими инструментами, как кости животных, палки, камни. Такие рисунки моно было встретить внутри пещер, в которых жили люди. Чаще всего на них изображали животных, живую природу и сцены охоты. Эта форма граффити нередко вызывает споры, насколько вероятно, что подобные изображения создавались именно членами доисторического общества.
Американский фотожурналист, Марта Купер (Martha Cooper), одной из первых начала документировать граффити и хип-хоп культуру Нью-Йорка 1980-х годов. Автор десятка книг продолжает активно работать и вдохновлять других, как раз ее работами была вдохновлена и я. Во-первых мне очень нравится английский язык, а во-вторых мне безумно нравится хип-хоп культура.
Американку захватил мир граффити и хип-хопа, и когда райтеры поняли, что она снимает гораздо лучше, чем они, ей стали часто звонить по ночам и говорить, где и когда можно будет сфотографировать новый рисунок. Именно тогда она познакомилась с Дуро (Duro), Леди Пинк (Lady Pink) и другими активными райтерами Нью-Йорка и стала «своей». Забавно, что за фотоаппарат фирмы Kodak, на который она снимала, ее прозвали «Кодакгёрл» (Kodakgirl).
Изучив ее работу, я стала придерживаться мнения, что граффити на сегодняшний день — это вид уличного искусства и одна из самых актуальных форм художественного самовыражения по всему миру.
Появление современного граффити можно отнести к началу 1920-х годов, когда рисунками и надписями помечали товарные вагоны, курсирующие по США. Однако зарождение граффити движения в современном его понимании связано с деятельностью политических активистов, которые использовали граффити для распространения своих идей. Поэтому граффити перестало быть простым актом вандализма и стало видом распространения различной информации или украшением серых обыденных фасадов. И уже к концу 1960-х стали повсеместно появляться подписи, так называемые теги, исполненные райтерами из Нью-Йорка. Райтера Cornbread часто называют одним из основателей современного граффити. Период с 1969 по 1974 год можно назвать революционным для граффити. За это время заметно выросла его популярность, появилось много новых стилей.
Существует множество разных стилей и видов граффити. По слова Марты Купер, произведения, создаваемые граффити-художниками, — самостоятельный жанр современного искусства, неотъемлемая часть культуры и городского образа жизни. Во многих странах и городах есть свои известные художники, создающие на улицах города настоящие шедевры.
В большинстве стран мира нанесение граффити на чью-либо собственность без разрешения владельца считается вандализмом и карается по закону. Иногда граффити используют для распространения сообщений политического и социального характера. Для некоторых людей граффити — настоящее искусство, достойное размещения в галереях и на выставках, для других — это вандализм. Давайте же разберемся подробнее, что происходило с данным направлением, как боролись с ним, и кто победил.
1.2. Граффити, исследование проблемы современных городов
Так как в нашем мире существует огромное количество стран со своими культурами и традициями, мы рассмотрим культуру граффити лишь на примере нескольких из них.
Южная Америка Искусно выполненное граффити в городе Олинда, Бразилия. В Бразилии, как ни в какой другой стране Южной Америки, граффити имеет значительные традиции и долгую историю. В настоящее время Сан-Паулу считается столицей граффити и местом вдохновения для райтеров со всего мира.
Россия. Рисунок (Приложение 1. Россия) Граффити в Москве на пересечении Покровки и Армянского переулка почти полностью копируют злополучные нацистские листовки, развешанные в местечке Бабий Яр на Украине.
Зарождение отечественного граффити движения произошло в 1980-х годах в СССР. Первыми отечественными граффитчиками считаются Вадим Крыс из Латвии и Олег Баскет из Ленинграда. С 1980-х годов и до середины 1990-х граффити в России носит эпизодический характер и только к концу 1990-х приобретает массовый характер. Это связано с доступом к информации, которая стала поступать лавинообразно с популяризацией интернета, а также с использованием граффити в шоу-рынке и коммерческих целях (реклама на ТВ и в журналах). Большую роль в популяризации граффити сыграла российская брейк-данс команда Da Boogie Crew, ведущая специальную рубрику в популярном молодёжном журнале Птюч.
Северная Америка. Рисунок (Приложение 2. Северная Америка) Ликвидация граффити в Берлине. В Европе также создавались отделения по ликвидации граффити, которые порой приступали к выполнению обязанностей с безудержной энергией. Так случилось в 1992 году во Франции, когда члены местной команды скаутов так рьяно уничтожали граффити, что повредили два доисторических изображения бизона в пещере Мэйри, недалеко от французской деревни Брюникель. За это в 1992 году команде скаутов была вручена Шнобелевская премия по археологии.
Европа. Рисунок (Приложение 3. Европа) Знак криминальной группировки на дорожном знаке. Спокан, штат Вашингтон
Защитники воспринимают граффити как способ преобразования общественного пространства или как открытую демонстрацию произведений искусства; их оппоненты считают граффити нежелательной помехой или актом вандализма, которое требует значительных средств на восстановление испорченного имущества. Граффити можно рассматривать и в контексте уровня жизни: противники граффити подчеркивают, что там, где есть граффити, возникает ощущение нищеты, запустения, а также повышенное чувство опасности.
Австралия. (Приложение 4. Австралия) Намереваясь снизить уровень вандализма, многие австралийские города выделили специальные стены и зоны для граффитчиков. Один из таких примеров — «Туннель граффити», расположенный на территории университета Сиднея. Любой студент университета может рисовать там, рекламировать что-либо, вывешивать плакаты или выражать себя любым другим образом.
Китай. (Приложение 5. Китай) Китае граффити появились одновременно с политической деятельностью Мао Цзэдуна, который в 1920-е годы использовал нанесение революционных слоганов и рисунков в общественных местах для поддержания и оживления коммунистической революции в стране. Мао принадлежит рекорд в создании самого длинного граффити, содержащего 4000 героев, в котором он критикует китайское общество.
Раздел 2.Стили граффити
Существует множество стилей граффити, но я расскужу лишь о тех, которые показались мне самыми интересными.
Bubble letter (Приложение 6) - это один из самых первых стилей в граффити, для него характерно написание дутых больших букв и объемность форм, с английского переводится как «пузырь».
Throw-up (Приложение 7) - самый простой стиль зародился в Нью-йорке, выполняется в двух цветах. Похож на стиль Bubble letter, главное как можно больший размер надписи и простота линий.
Blockbusters (Приложение 8) - простой стиль рисуется иногда даже одним цветом, отличающийся большими, широкими, часто трехмерными буквами, с английского переводится как «бомба» или «лидер продаж».
Charaster (Приложение9) – в нем используются образы мультипликационных персонажей, исполненные в стиле комиксов.
Messiah Style (Приложение 10) - этот стиль был изобретен жителем Нью-Йорка Vulcan, в нем буквы, как будто написанные на разных листах и наложенные друг на друга.
Computer Roc Style (Приложение 11) - Этот стиль придуман жителем Нью-Йорка под ником Case2, этот стиль еще называют "перелом". Он предполагает разделение букв или изображения на отдельные фрагменты, каждый такой фрагмент наклонен в разные стороны.
Wild Style (Приложение 12) или «Дикий стиль» - это динамичный стиль, трудный для прочтения. Рисуется 3-4 и более цветами, с множеством различных деталей и переплетений, которые сильно затрудняют прочтения текста.
FX или 3D style (Приложение 13), «объемный стиль» - отличительные особенности этого стиля понятны по названию, стиль отличается абсолютным объемом создаваемых образов. Большинство таких граффити легальные и рисуются за деньги заказчиков.
Раздел 3. Топ самых известных граффитчиков в мире
Паша 183 - русский Бэнкси (Приложение 14), граффити-художник прославился своим умением превращать практически любые детали пейзажа в произведение искусства. Город, мегаполис с его урбанистическими ландшафтами предоставлял мастеру все необходимое для творчества, и Паша 183 пользовался дарами урбана по полной программе. Известность Паше принесли несколько статей в The Guardian, где автор сравнивал работ райтера со стилем Бэнкси.
Шепард Фейри (Приложение 15) известен также под псевдонимом Obey, личность свою не скрывает. Напротив, он превратил свое увлечение в настоящий бизнес: под лейблом Obey выходит весьма востребованная линия одежды и аксессуаров. Известность Фейри заработал всего двумя работами, написанными с перерывом в пару десятков лет.
Бэнкси(Приложение 16). Публике известен лишь псевдоним одного из самых знаменитых граффити художников мира. Как и Ник Уокер, Бэнкси прославился благодаря остросоциальной направленности своих работ. Стала популярна и его манера исполнения — трафареты. Вокруг личности Бэнкси ведется много споров, однако, даже снятый райтером фильм («Выход через сувенирную лавку») не внес ясности по этому вопросу. Работы Бэнкси продаются за очень крупные суммы.
Адам Нит (Приложение 17). Судя по всему, атмосфера Лондона каким-то образом провоцирует граффити-райтеров на творчество: еще один уроженец Британии, Адам Нит, считается одним из самых влиятельных художников этого направления. Английская The Telegraph наградила Нита званием известнейшего художника современности. Первые работы Адам выполнял на плотном картоне, который затем оставлял в разных местах Лондона. Сегодня его картины выставляются в галереях, а самая известная, The Apprentice, была продана недавно за внушительные $ 69 692.
Ник Уокер(Приложение 18). Один из старейших и наиболее известных стрит-арт художников. Первые работы Уокера появились в Бристоле еще в начале 1980-х. Трафаретные рисунки райтера украсили стены родного Лондона чуть позже, к началу 90-х. Многие критики считают, что именно Ник Уокер повлиял на знаменитого Бэнкси, который также начинал свою карьеру в Бристоле.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В россии большинство людей не считают граффити искусством, особенно если речь идёт о текстовых граффити и тегах. Что нужно сделать, чтобы уличное искусство перестали воспринимать как вандализм?
Важно понимать, что не все граффити являются произведениями искусства. Я часто вижу какую-нибудь надпись и думаю: «Здесь это совсем не уместно, зря ты испортил эту красивую мраморную плиту». На улицах полно откровенно плохого искусства — правда, и в музеях его хватает. Граффити однозначно лучше, чем наружная реклама, которая так же засоряет город. Ты смотришь на нарисованную кем-то надпись и думаешь, что до тебя здесь был кто-то живой, он вложил в это душу, оставил свой след. У рекламных баннеров нет такой ауры, они просто пытаются заставить тебя что-то купить.
Думаю, симпатия к уличному искусству появляется вместе с «приобретённым вкусом» — для этого нужно увидеть много произведений искусства, не только уличного, но и классического. Мне многие картины в музеях не нравятся, но они, в отличие от граффити, не вторгаются в моё личное пространство — так что я отлично понимаю людей, которые выступают против граффити. Мне бы, например, не хотелось, чтобы кто-то без спросу расписал стену моего дома.
В завершении моих исследований я могу сказать, что граффити открылось для меня с другой стороны. Раньше я думала, что это непонятные закорючки, нарисованные подростками на гаражах, но теперь я уверена, что граффити – это настоящие искусство, которое должно развиваться. Я узнала сколько людей занимаются этим делом, сколько времени и фантазии они тратят на то, чтобы это направление в искусстве становилось лучше и современнее. Художники придумывали разные стили, формы зарисовки. Граффити то становилось более популярнее, то менее, но это выражение самого себя переросло все упадки и стало известным на весь мир. На вопрос граффити - это искусство или вандализм, я с уверенностью могу сказать, что это искусство! И фото с изображениями являются неотъемлемым доказательством отого.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
ФОТОГРАФИИ: Martha Cooper/Everybody Stree/All Day Every Day, Carmachael Gallery, Wikipedia.
Источник: http://caitik.ru/1155-style-graffiti.html.
[Электронный ресурc] / Библиотекарь.ру. 2014 г. http://bibliotekar.ru/nauka/45-5.htm.
Вудуорд, У. Покажи мне, что ты рисуешь. // Ровесник. Издание №4 - 2014г.
Мулина, О. В нарисованном городе ярче живется//Семья. – 2016г. - №33.
Изобразительное искусство. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ (Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова, Г.А. Поровская и др.); под ред. Т.Я. Шпикаловой. М. : Просвещение,2015г..
Прохоров, А. М. Советский Энциклопедический Словарь. // Москва издание №3 2018 г.
Луков В. Хип-хоп культура // Знание. Понимание. Умение. Издание № 2 — 2015.
Виноградов В.В. История слов. - М: Институт русского языка им. В.В. Виноградова РАН, 2015г.
Балонова. М.Г. Искусство и его роль в жизни общества. [Электронный ресур] / Грамота.ру. 2014 г. - http://www.gramota.ru/slovari/info/bts/.
2.БОНДАРЕВА Юлия Новости [Электронный ресурc] / Комсомольская правда. 2014 г.- http://samara.kp.ru/online/news/1275850.
Приложение 1. Россия


Приложение 2. Северная Америка
Приложение 3. Европа

Приложение 4. Австралия

Приложение 5. Китай

Приложение 6.

Приложение 7.

Приложение 8.

Приложение 9.

Приложение 10.

Приложение 11.

Приложение 12.

Приложение 13.

Приложение 14.

Приложение 15.

Приложение 16.

Приложение 17.

Приложение 18.

12