СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Графические диктанты как средство формирования внимания

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Много лет работу по формированию внимания у первоклассников начинаю с работы над графическими диктантами. Такая работа учит малышей слушать и слышать, развивает внимание, логическое мышление. 

Просмотр содержимого документа
«Рисунки по клеточкам или графические диктанты»

Рисунки по клеточкам или графические диктанты

Зенина Галина Николаевна, МОАУ СОШ №192 г. Свободного Амурской области

Сегодня этим видом работы никого не удивишь. У меня заветная коллекция рисунков по клеткам появилась еще в начале 90-х. Собирала по каплям – в журналах, газетах, а некоторые рисунки придумали и подарили мне мои ученики. Потом эта папка с рисунками путешествовала по всей школе, перерисовывалась, ксерокопировалась. Дети в восторге от этого вида работы. Начинаю с первого класса. Вначале это просто ориентация на листе в клетку, умение слушать и слышать, чего так не хватает современным детям, когда под-диктовку учителя дети ведут непрерывную линию, а в конце случается чудо – на листе появляется забавная фигурка. И когда с первых дней ребенку твердят: «Внимание!», а внимание еще не развито – самое время звать на помощь тетрадь в клеточку и тренировать это самое внимание.

А потом каждый раз происходит усложнение. Появляется термин «по диагонали», и ненароком дети начинают понимать, что такое диагональ. Находим периметр фигурок, потом знакомимся с площадью. Термин «симметрия» при рисовании по клеткам тоже дается легко, когда половина фигуры дается учителем, а вторую половину надо нарисовать уже самому. А еще рисуем берег и отражение фигуры в воде – вот и еще пример симметрии! Изображаем дружбу, когда фигурку животного разворачиваем, и два персонажа поворачиваются друг к другу навстречу. Иногда они ссорятся и поворачиваются друг к другу хвостиками. Высший пилотаж – уменьшение или увеличение фигуры. Здесь не всегда можно просто увеличить или уменьшить количество клеток, часто нарушаются пропорции фигуры. Приходится попотеть!

А в 4 классе, при изучении изображения сторон горизонта на карте, пытаемся рисовать маршрут, учитывая расположение сторон горизонта на карте. Например, если надо провести 3 клетки вверх, говорю: «3 дня путь лежит на север», 2 клетки вправо-вверх по диагонали: « 2 дня путь лежит на северо-восток».

Даже пробовали строить фигуры на координатной плоскости! Получилось!

Конечно, сейчас огромное количество сайтов с подобными заданиями. Но вдруг моя старенькая тетрадка, в которой собрана целая коллекция фигур, кому-нибудь пригодится?

Не знаю как у Вас, а нам всегда приходится иметь такую «дежурную папку». Случается, отменяются по уважительным причинам уроки учителей-предметников – физкультура, музыка. Отпускать детей раньше времени у нас не принято. А учитель начальных классов всегда на посту! Вот тут и приходит такая заветная папка! Дети счастливы!

Мне очень нравится в 1 классе давать детям образцы узоров для продолжения. Такие задания тоже очень полезны для развития внимания, логики. Книгу можно скачать на сайте nashol.com Образцы рисунков см. ниже