СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Графический метод при анализе художественного образа

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

С помощью графического метода достигается глубокое понимание сущности образа героя, его характера и места в художественном произведении.

Просмотр содержимого документа
«Графический метод при анализе художественного образа»

Тема урока: «Графический метод при анализе художественного образа (на материале романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)».

Тип урока – обобщающий.

Класс – 10.

Цель урока:

  1. Предметная – научиться анализировать образы героев с помощью построения графика с учетом авторской идеи.

  2. Надпредметная - научиться работать в команде, выстраивать информацию графически, обобщать, развивать абстрактное мышление.

Дидактические задачи, которые ставятся на уроке, отвечают его целям:

1. Обобщить полученные знания с помощью построения графика.

2. Выявить сходные места и несовпадения в графических рисунках одноклассников.

  1. Сделать выводы по результатам полученных схем.

Оборудование: презентация, книга – роман Л.Н. Толстого «Война и мир», ПК.


Эпиграфы: 1. «Детская природа ясно требует наглядности (Ушинский К.Д. О наглядности в обучении)». 2. «И ты поймешь счастье прощать» (княжна Марья, Т.3, ч.1, гл.8)

Ход урока

Начало урока.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с Вами урок-обобщения материала, изученного на занятиях по теме «Любимые образы Толстого в романе «Война и мир».

  

- Давайте вспомним причину отъезда князя Андрея Болконского на войну? (Ответ: Желание свободы от неудачного брака, доказать свою значимость, независимость)

- Тема свободы – романтическая тема – и ее поиска составляет важную сторону в замысле романа. Пересекающаяся с ней Тема выбора героя своего пути.

- Давайте посмотрим, как эти две темы отражены в судьбах героев романа.

Основная часть.

Беседа.

Сегодня мы обобщаем материал, связанный с образом героя - князя Андрея Болконского.

Толстой писал в своем рассуждении «Несколько слов по поводу книги «Война и мир»:

«…сознание свободы человека при совершении известного рода поступков ошибочно. Итак, есть два рода поступков. Одни зависящие, другие не зависящие от моей воли. И ошибка, производящая противоречие, происходит только оттого, что сознание свободы, законно сопутствующее всякому поступку, относящемуся до моего я, до самой высшей отвлеченности моего существования, я неправильно переношу на мои поступки, совершаемые в совокупности с другими людьми и зависящие от совпадения других произволов с моим.  Деятельность этих людей была занимательна для меня только в смысле иллюстрации того закона предопределения, который, по моему убеждению, управляет историею, и того психологического закона, который заставляет человека, исполняющего самый несвободный поступок, подделывать в своем воображении целый ряд ретроспективных умозаключений, имеющих целью доказать ему самому его свободу». 

- Итак закон предопределения. Не зря же Андрей Болконский в разговоре с Пьером перед Бородинским сражением откровенно и безапелляционно сказал: «И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!»

- Давайте проследим за судьбой Андрея Болконского, героя, чей образ несколько раз переписывался Толстым, и попробуем ответить на вопрос: «Почему своего любимого героя Толстой «убивает»?»

Практическая часть урока.

- Вспомните, пожалуйста, ключевые события в судьбе Андрея Болконского. Запишите эти события.

Работа в тетрадях и / или за компьютерами (программа Excel)

- Нарисуйте в тетради (в программе Excel) график, где х – ключевые события в судьбе героя, у – степень нравственной оценки поступков персонажа (положительная или отрицательная оценка)

- Посмотрим, что получилось. Давайте сравним графики.

Подведение итогов урока. На пути героев есть и подъемы, и разочарования. Однако, что ему удалось понять: жизнь человека – это сотворчество, любовь, созидание. Счастье человека – это осознание своей причастности к чьей-либо судьбе.

Рефлексия. Обращение ко второму эпиграфу урока.

«И ты поймешь счастье прощать» (княжна Марья, Т.3, ч.1, гл.8)

Вопрос: Так почему же Толстой убивает своего героя?

Ребята на маленьких листочках пишут ответы.

Учитель зачитывает: «Ах, душа моя (Пьеру), последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что понимать стал слишком много. Но это ненадолго…» (князь Андрей).



Приложение

События в судьбе Андрея Болконского:


События в жизни героя

Диапазон нравственной оценки

1

Неудачный брак, разочарование в отношениях

0

2

Шенграбенское сражение

-2

3

Аустерлицкое сражение

-5

4

Имение Отрадное, заочное знакомство с Наташей Ростовой

0

5

Встреча с Наташей Ростовой на балу. Помолвка

+3

6

Отъезд. Разлука с Наташей

-1

7

Расставание с Наташей

- 5

8

Бородинское сражение

+ 5

9

Примирение с Наташей. Осознание бескорыстной, всепрощающей любви

+7


Критерии оценивания работы на уроке (нужное подчеркнуть):


  1. Был активным / пассивным – 0-5 -

  2. Сумел / не сумел выполнить задание по построению графика – 0-5 -

  3. Понял / не понял материал урока – 0-5 -

  4. Сумел / не сумел сделать выводы – 0-5 -


Общий балл за работу на уроке – 0-20 –


Перевод баллов в оценку:

20-18 – 5

17-15 – 4

14-12 – 3

11- менее - 2














Скачать

© 2018, 536 1

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!