Тема урока: «Графический метод при анализе художественного образа (на материале романа Л.Н. Толстого «Война и мир»)».
Тип урока – обобщающий.
Класс – 10.
Цель урока:
Предметная – научиться анализировать образы героев с помощью построения графика с учетом авторской идеи.
Надпредметная - научиться работать в команде, выстраивать информацию графически, обобщать, развивать абстрактное мышление.
Дидактические задачи, которые ставятся на уроке, отвечают его целям:
1. Обобщить полученные знания с помощью построения графика.
2. Выявить сходные места и несовпадения в графических рисунках одноклассников.
Сделать выводы по результатам полученных схем.
Оборудование: презентация, книга – роман Л.Н. Толстого «Война и мир», ПК.
Эпиграфы: 1. «Детская природа ясно требует наглядности (Ушинский К.Д. О наглядности в обучении)». 2. «И ты поймешь счастье прощать» (княжна Марья, Т.3, ч.1, гл.8)
Ход урока
Начало урока.
- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас с Вами урок-обобщения материала, изученного на занятиях по теме «Любимые образы Толстого в романе «Война и мир».
- Давайте вспомним причину отъезда князя Андрея Болконского на войну? (Ответ: Желание свободы от неудачного брака, доказать свою значимость, независимость)
- Тема свободы – романтическая тема – и ее поиска составляет важную сторону в замысле романа. Пересекающаяся с ней Тема выбора героя своего пути.
- Давайте посмотрим, как эти две темы отражены в судьбах героев романа.
Основная часть.
Беседа.
Сегодня мы обобщаем материал, связанный с образом героя - князя Андрея Болконского.
Толстой писал в своем рассуждении «Несколько слов по поводу книги «Война и мир»:
«…сознание свободы человека при совершении известного рода поступков ошибочно. Итак, есть два рода поступков. Одни зависящие, другие не зависящие от моей воли. И ошибка, производящая противоречие, происходит только оттого, что сознание свободы, законно сопутствующее всякому поступку, относящемуся до моего я, до самой высшей отвлеченности моего существования, я неправильно переношу на мои поступки, совершаемые в совокупности с другими людьми и зависящие от совпадения других произволов с моим. Деятельность этих людей была занимательна для меня только в смысле иллюстрации того закона предопределения, который, по моему убеждению, управляет историею, и того психологического закона, который заставляет человека, исполняющего самый несвободный поступок, подделывать в своем воображении целый ряд ретроспективных умозаключений, имеющих целью доказать ему самому его свободу».
- Итак закон предопределения. Не зря же Андрей Болконский в разговоре с Пьером перед Бородинским сражением откровенно и безапелляционно сказал: «И хочешь, я тебе скажу, что, что бы там ни было, что бы ни путали там вверху, мы выиграем сражение завтра. Завтра, что бы там ни было, мы выиграем сражение!»
- Давайте проследим за судьбой Андрея Болконского, героя, чей образ несколько раз переписывался Толстым, и попробуем ответить на вопрос: «Почему своего любимого героя Толстой «убивает»?»
Практическая часть урока.
- Вспомните, пожалуйста, ключевые события в судьбе Андрея Болконского. Запишите эти события.
Работа в тетрадях и / или за компьютерами (программа Excel)
- Нарисуйте в тетради (в программе Excel) график, где х – ключевые события в судьбе героя, у – степень нравственной оценки поступков персонажа (положительная или отрицательная оценка)
- Посмотрим, что получилось. Давайте сравним графики.
Подведение итогов урока. На пути героев есть и подъемы, и разочарования. Однако, что ему удалось понять: жизнь человека – это сотворчество, любовь, созидание. Счастье человека – это осознание своей причастности к чьей-либо судьбе.
Рефлексия. Обращение ко второму эпиграфу урока.
«И ты поймешь счастье прощать» (княжна Марья, Т.3, ч.1, гл.8)
Вопрос: Так почему же Толстой убивает своего героя?
Ребята на маленьких листочках пишут ответы.
Учитель зачитывает: «Ах, душа моя (Пьеру), последнее время мне стало тяжело жить. Я вижу, что понимать стал слишком много. Но это ненадолго…» (князь Андрей).
Приложение
События в судьбе Андрея Болконского:
| События в жизни героя | Диапазон нравственной оценки |
1 | Неудачный брак, разочарование в отношениях | 0 |
2 | Шенграбенское сражение | -2 |
3 | Аустерлицкое сражение | -5 |
4 | Имение Отрадное, заочное знакомство с Наташей Ростовой | 0 |
5 | Встреча с Наташей Ростовой на балу. Помолвка | +3 |
6 | Отъезд. Разлука с Наташей | -1 |
7 | Расставание с Наташей | - 5 |
8 | Бородинское сражение | + 5 |
9 | Примирение с Наташей. Осознание бескорыстной, всепрощающей любви | +7 |
Критерии оценивания работы на уроке (нужное подчеркнуть):
Был активным / пассивным – 0-5 -
Сумел / не сумел выполнить задание по построению графика – 0-5 -
Понял / не понял материал урока – 0-5 -
Сумел / не сумел сделать выводы – 0-5 -
Общий балл за работу на уроке – 0-20 –
Перевод баллов в оценку:
20-18 – 5
17-15 – 4
14-12 – 3
11- менее - 2