Программа, автор (ы) | Изобразительное искусство Искусство в жизни человека Л. А. Неменская Под редакцией Б.М. Неменского |
Класс | 6 (4 четверть) |
Раздел (содержательная линия) | Человек и пространство. Пейзаж |
Тема урока | Графический пейзаж |
Цель урока | Сформировать представление о различных графических материалах и их возможностях. |
Задачи урока | -Научить использовать возможности графического материала для набора тона и передачи фактуры - Познакомить с сочетаниями различных средств выразительности для достижения задуманного эффекта - Воспитание художественного вкуса, интереса к изобразительному искусству. |
Тип урока | Знакомство с новым материалом |
Основное содержание урока | Изображение линий. Пятно. Смешение растворов и получение нового тона. Кофейная графика. |
Термины и понятия | Линия, графика, тональное пятно, фактура |
Материалы к уроку | 3 листа для акварели (1лист формат А4, 2 листа формат А5 (разделен на 3 квадрата); кисти №2,№6, №9; стакан с чистой водой; стакан с раствором кофе; раствор чая каркаде; сухой кофе; пищевая сода; мерная ложечка; палитра |
Планируемый результат |
Личностные умения | Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные) | Предметные умения |
Л1:Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; Л2:творческий подход к выполнению заданий. Л3: Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими. | М1: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно. М2: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя; М3: Учиться высказывать своё предположение (версию); М4: Учиться самостоятельно работать по предложенному учителем плану. | П1. Познакомиться с характерными признаками рисования; П2: Сформировать целостный образ предметов окружающего мира. П3: Продолжение и закрепление ранее полученных знаний (графический рисунок, графические средства выражения, свет, тень) П4: Понимать, что эмоциональное звучание линий характеризует изображаемое. |
Организация образовательного пространства |
Межпредметные связи | Ресурсы (информационный, демонстрационный, интерактивный материал) | Формы работы |
- МХК (картины художников Югры) - Литература (стихотворение поэта Югры) - урок химии (смешение и взаимодействие кофе с водой, запах, взаимодействие раствора каркаде с пищевой содой) | 1)Учебник «Изобразительное искусство» авторы: Л. А. Неменская (под ред. Неменского Б. М.); изд. 2016 г. 2)Готовые рисунки выполненные кофейным раствором 3) презентация | -фронтальная; -индивидуальная; |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА |
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности учащихся |
Название этапа: Организационный момент (3 мин) Цели деятельности: Проверить готовность учащихся к уроку. |
- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок. Отмечаем отсутствующих. - У всех на парте заранее готовы принадлежности к уроку. | Приветствуют учителя |
Название этапа: Актуализация знаний. Включение в деятельность (5 мин) Цели деятельности: Подготовка учеников к работе, напомнить ранее изученные темы. |
- Рисовать можно все что угодно!!! Рисунок может быть выполнен по представлению, может быть срисован с другого готового рисунка, выполнен по определенной схеме, шаблону, а может быть выполнен с натуры. - Что такое графический рисунок? - Какие вы можете назвать графические средства выражения? - А если я всю свою работу выполню только красной ручкой, или фломастером, карандашом, гуашью… такая работа будет являться графической? - Я всё думаю: как же работа, выполненная одним цветом, не превращается в единое пятно? Почему наш глаз различает те образы, которые изображены художником? Какие выразительные средства мы используем? | Высказывают свои предположения. - Графический рисунок – это рисунок, выполненный в едином цвете. При помощи штрихов, линий, пятен. - Простой карандаш, тушь, уголь, сангина. - Да, будет - Художники используют различные линии, штрихи, свет, тень. Переходы от светлого - к темному. Пятно. |
Название этапа: Постановка задачи и определение темы занятия. Включение в деятельность (7 мин) Цели деятельности: Постановка проблемы и темы урока. |
- На планете нашей, Земля, есть такой уголок как ХМАО. И в наших краях живут великие поэты и художники, входящие в союз художников и поэтов России. Послушайте отрывок стихотворения Михаила Антохина «Югория»: Ты- святая земля, ты надежда, Ты богатством своим дорога. Летним зноем, зимой белоснежной, Дорогая моя Югра. Все до боли тут близко, знакомо, Сосны, кедры, болота кругом. Россыпь ягод, тропинка у дома, Все мы в сердце своем бережем. - Вспоминаем, чему посвящён четвертый раздел учебника? Есть идеи, что мы сегодня будем рисовать на уроке? - Хорошо, только уточните какой? -Правильно! Тема нашего урока «Графический пейзаж». (записываю на доске) (слайд 1) - Как вы думаете, на каком уроке изучают запахи? - Теперь скажите мне, как вы думаете, на каком из школьных предметов учащиеся проводят эксперименты с жидкостями, смешивают их между собой? - Хоть вы и познакомитесь с уроками химии позже, имейте в виду, что и на сегодняшнем уроке проследим взаимосвязь. - Ну что, дорогие мои алхимики, готовы приступить к сегодняшнему эксперименту? Мне нужно по 1 человеку с каждого ряда. Раздайте по 1 стаканчику на парту. А теперь давайте посмотрим, что там налито. Чувствуете запах? - Конечно, вот только пить мы его не будем))) при смешении сухих гранул кофе и воды какая химическая реакция происходит? -Если мы в воду добавим 1 гранулу? А половинку чайной ложки? А если много сухого парашка и немного воды? Значит….. Хорошо! - Как думаете, для чего нам этот раствор? Задание 1 - У всех на парте лежит 2 листа акварельной бумаги. Возьмите 1 и примерно мысленно разделите его на 2 половинки. Самой большой кистью быстро смачиваем чистой водой половинку листа и ставим произвольную кофейную каплю на одну половинку листа. Можете наклонять его в стороны, чтобы капля растеклась, подуть. Смотрите, как красиво идут разводы. Поставьте несколько таких капель. - Что получилось? - Мы познакомились с «пятном» - Пятно будет являться рисунком? - Теперь отложим его в сторону, чтобы лист немного подсох. Задание 2 - Попробуйте провести одной кистью № 6 линию, еле касаясь кончиком кисти бумаги. - Проведите линию среднего нажатия. - Надавите всем полотном кисти на бумагу. - А теперь давайте соединим все эти стадии нажатия в единую линию. Как вы думаете, где можно применить такие волнистые вариации? - Мы познакомились с «линией». Задание 3 - Возьмите кисть и закрасьте первый квадрат просто одним тоном. Во втором квадрате нарисуйте веточки и травинки. В третьем, точечными движениями изобразите неровную фактуру. Для этого хорошо оботрите края кисти об стакан, чтобы было мало воды на ней. Можете сверху присыпать кофейными крошками. - Что вы видите? - Это называется «фактурой». | Слушают стихотворение - Четвертая четверть посвящена пейзажам. Мы будем рисовать пейзаж. - тема урока «Графический пейзаж» - Уроках химии - Тоже уроке химии Дети включаются в работу. С каждого ряда выходит по 1 человеку и раздают по 1 стаканчику на парту. - Пахнет кофе - Реакция смешения. Гранулы растворяются в воде. - Раствор будет светлый. Насыщеннее. Густой. - Мы будем им рисовать Обсуждают. - Пятно - Нет, пятно не является самостоятельно полноценным рисунком. Слушают пояснения учителя - Получилась тонкая линия - Получилась средняя линия -Получилась самая толстая линия - Получилась волнистая линия. - Листья растений, волосы, волны и пр. Берут заготовленный листок с расчерченными квадратиками. Выполняют задание учителя. - Во всех трёх квадратах разный рисунок |
Название этапа: Практическая деятельность. (18 мин) Цели деятельности: Урок – эксперимент. Работа в графической технике. Работа с натуральными природными красителями. |
- Графическая работа с кофейным ароматом. И то, что кофейная гуща – отличный материал для графики, знают не многие. Кофейная живопись – довольно популярное направление в современном поп-искусстве. Стилистика художников, работающих в жанре «кофейная живопись» очень разнообразна. Это и классический реализм, и пуантилизм, и прозрачная акварель. (слайд 3- 6).( На слайдах пейзажи художников Югры) - Ребята, давайте поскорее уже приступим к работе! (креплю на доске магнитами лист форматом А2) - Наш план работы: я вам буду показывать некоторые моменты на своем рисунке, вы внимательно смотрите. Эти моменты будут дублироваться на слайдах. Только потом приступаете к выполнению. Не переживайте, я к вам буду подходить. Нам не нужна точная копия в работе, помните, что хоть мы и выполняем вместе, все работы будут отличаться друг от друга и иметь свой почерк и индивидуальность! Главное- получить удовольствие от процесса. Выполнение работы: - с левой стороны нашего листа схематически повторяем за мной рисунок дома. Сразу обратите внимание, где рисунок остаётся не прокрашенным. С правой стороны листа рисуем ствол, дерево, кроны дерева. (слайд 7) - Белая не закрашенная бумага в нашей работе также является цветом. - Обратите внимание, что мы работаем без простого карандаша. Без предварительного наброска. Сразу тоном. -У вас у всех на партах лежат палитры. Большой кистью добавьте раствор в ячейку и насыпьте несколько гранул кофе. Взяв в руки кисть среднего размера, тщательно перемешиваем. Что нам дало данное смешение? - Проверим так ли это? Добавляем тень на доме, Рисуем ствол, дерево, кроны дерева, травиночки… в детали не углубляемся, нас интересует силуэт. (слайд 8) Добавьте камни. -У всех получается? - Светлым тоном покрываем некоторые части фона. Пока мы нанесли основные детали рисунка, дадим ему минуточку подсохнуть. Отложите в сторону. - Давайте немного отступим в сторону от нашей темы «Графический рисунок», ради нового эксперимента! Мне снова нужно по 1 помощнику с каждого ряда. Раздайте по 1 стаканчику на парту. Что вы видите? -Можете предположить её цвет? -Вернемся к нашему первому листу и снова поставим на него каплю.. . Что получилось? - Это чай каркаде. Если цветки растения залить кипятком, то они дают такой малиновый цвет. Чем больше лепестков, тем ярче цвет. -Помним, что сначала следим за моими движениями и только потом выполняем - Берем в руки среднюю кисть №6 и штрихами наносим на ту часть неба, которая ближе к линии горизонта. Не прокрашиваем плотным тоном. Оставляем белые пробелы. (слайд 9) Прохожу по рядам. Смотрю процесс работы. Подбадриваю. - И, наконец, самая интересная часть нашего эксперимента… Набираем кистью раствор в ячейку палитры. Добавляем туда маленькую щепотку соды. Средней кистью тщательно размешиваем и закрашиваем оставшуюся верхнюю часть неба. Несколько штрихов добавляем в оставшиеся проблески в вечернем малиновом фоне. (слайд 10) -Что вы можете сказать по этому поводу? - Как вы думаете, почему поменялся цвет? - Действительно. Кто-нибудь пробовал раньше этот чай на вкус? Он имеет ягодно-кисловатый привкус. А мы с Вами знаем, что при смешении кислоты и пищевой соды происходит реакция окисления. | Слушают пояснения учителя -Знакомятся с поставленным перед ними натюрмортом. Анализируют предстоящую им работу. Смотрят работы художников Югры. Готовят второй лист акварельной бумаги для работы. Далее приступают к его оформлению и прорисовке сперва крупных, затем более мелких деталей. Обозначают тоновыми пятнами свет, тень.. - Мы получили более насыщенный цвет, чем предыдущий Выполняют задание учителя. Работают совместно с учителем. Копирование работы не обязательно. Возможны добавления собственных деталей. Раздают на парты новые стаканчики с раствором Выдвигают свои предположения Возвращаются к первому листу бумаги и наносят на его вторую половину цветовые пятна. - Малиновый, розовый, красный Возвращаются к основной работе Набирают кистью раствор каркаде в ячейку палитры. Добавляют в раствор небольшое количество пищевой соды. Смешивают. Получают новый цвет . кистью наносят полученный цвет в свою работу. Удивляются тому, что цвет изменился. - Чай каркаде изменил свой цвет!!! - Из-за того, что мы в него добавили пищевую соду. |
Название этапа: осмысление и закрепление знаний. Рефлексия. Включение в самоанализ проделанной работы (5 мин) Цели деятельности: экспресс-выставка |
- Давайте посмотрим на работы товарищей, чтобы оценить, какие ошибки, возможно, вы допустили в своих работах. Проводим выставку работ. -Как вам понравилась наша сегодняшняя работа? - Что получилось, а что вызвало трудности? - Теперь, вы можете самостоятельно выполнить подобную работу, опираясь на полученные сегодня знания. Подумайте, чем ещё можно рисовать: какими природными материалами? | Проводим выставку работ. Оставляют работы для проведения выставки недели. Рассказывают о своих впечатлениях. Высказывают своё мнение о проделанной работе. Дают характеристику и оценку своим работам. - сок свеклы, моркови, ягод |
Название этапа: Домашнее задание (2). |
Домашнее задание: внимательно рассмотреть кляксы и что в них увидит ваша фантазия ДОРИСОВАТЬ детали. Может пятно похоже на паучка, или дерево, цветок, человечка, животного – дальше только полёт вашей фантазии. Всем творческих успехов Спасибо за работу на уроке. До свидания | записывают домашнее задание |