СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Графический пейзаж

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: сформировать представление различных графических материалах и их возможностях. Урок- эксперимент. 

Просмотр содержимого документа
«Графический пейзаж»

Технологическая карта урока по предмету Изобразительное искусство.

Тема: «Графический пейзаж »

Программа, автор (ы)

Изобразительное искусство Искусство в жизни человека

Л. А. Неменская

Под редакцией Б.М. Неменского

Класс

6 (4 четверть)

Раздел (содержательная линия)

Человек и пространство. Пейзаж

Тема урока

Графический пейзаж

Цель урока

Сформировать представление о различных графических материалах и их возможностях.

Задачи урока

-Научить использовать возможности графического материала для набора тона и передачи фактуры

- Познакомить с сочетаниями различных средств выразительности для достижения задуманного эффекта

- Воспитание художественного вкуса, интереса к изобразительному искусству.

Тип урока

Знакомство с новым материалом

Основное содержание урока

Изображение линий. Пятно. Смешение растворов и получение нового тона. Кофейная графика.

Термины и понятия

Линия, графика, тональное пятно, фактура


Материалы к уроку

3 листа для акварели (1лист формат А4, 2 листа формат А5 (разделен на 3 квадрата); кисти №2,№6, №9; стакан с чистой водой; стакан с раствором кофе; раствор чая каркаде; сухой кофе; пищевая сода; мерная ложечка; палитра

Планируемый результат

Личностные умения


Метапредметные умения (познавательные, регулятивные, коммуникативные)

Предметные умения


Л1:Заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий; Л2:творческий подход к выполнению заданий.

Л3: Рефлексивная самооценка, умение анализировать свои действия и управлять ими.


М1: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено и того, что еще не известно.

М2: Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя;

М3: Учиться высказывать своё предположение (версию);

М4: Учиться самостоятельно работать по предложенному учителем плану.


П1. Познакомиться с характерными признаками рисования;

П2: Сформировать целостный образ предметов окружающего мира.

П3: Продолжение и закрепление ранее полученных знаний (графический рисунок, графические средства выражения, свет, тень)

П4: Понимать, что эмоциональное звучание линий характеризует изображаемое.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

(информационный, демонстрационный, интерактивный материал)

Формы работы


- МХК (картины художников Югры)

- Литература (стихотворение поэта Югры)

- урок химии

(смешение и взаимодействие кофе с водой, запах, взаимодействие раствора каркаде с пищевой содой)

1)Учебник «Изобразительное искусство» авторы: Л. А. Неменская (под ред. Неменского Б. М.); изд. 2016 г.

2)Готовые рисунки выполненные кофейным раствором

3) презентация

-фронтальная;

-индивидуальная;

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ УРОКА

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Название этапа: Организационный момент (3 мин)

Цели деятельности: Проверить готовность учащихся к уроку.

- Здравствуйте, ребята. Начинаем урок.

Отмечаем отсутствующих.

- У всех на парте заранее готовы принадлежности к уроку.

Приветствуют учителя

Название этапа: Актуализация знаний. Включение в деятельность (5 мин)

Цели деятельности: Подготовка учеников к работе, напомнить ранее изученные темы.

- Рисовать можно все что угодно!!! Рисунок может быть выполнен по представлению, может быть срисован с другого готового рисунка, выполнен по определенной схеме, шаблону, а может быть выполнен с натуры.

- Что такое графический рисунок?

- Какие вы можете назвать графические средства выражения?

- А если я всю свою работу выполню только красной ручкой, или фломастером, карандашом, гуашью… такая работа будет являться графической?

- Я всё думаю: как же работа, выполненная одним цветом, не превращается в единое пятно? Почему наш глаз различает те образы, которые изображены художником? Какие выразительные средства мы используем?




Высказывают свои предположения.


- Графический рисунок – это рисунок, выполненный в едином цвете. При помощи штрихов, линий, пятен.

- Простой карандаш, тушь, уголь, сангина.

- Да, будет


- Художники используют различные линии, штрихи, свет, тень. Переходы от светлого - к темному. Пятно.

Название этапа: Постановка задачи и определение темы занятия. Включение в деятельность (7 мин)

Цели деятельности: Постановка проблемы и темы урока.

- На планете нашей, Земля, есть такой уголок как ХМАО. И в наших краях живут великие поэты и художники, входящие в союз художников и поэтов России. Послушайте отрывок стихотворения Михаила Антохина «Югория»:

Ты- святая земля, ты надежда,

Ты богатством своим дорога.

Летним зноем, зимой белоснежной,

Дорогая моя Югра.

Все до боли тут близко, знакомо,

Сосны, кедры, болота кругом.

Россыпь ягод, тропинка у дома,

Все мы в сердце своем бережем.


- Вспоминаем, чему посвящён четвертый раздел учебника? Есть идеи, что мы сегодня будем рисовать на уроке?

- Хорошо, только уточните какой?

-Правильно! Тема нашего урока «Графический пейзаж». (записываю на доске) (слайд 1)

- Как вы думаете, на каком уроке изучают запахи?

- Теперь скажите мне, как вы думаете, на каком из школьных предметов учащиеся проводят эксперименты с жидкостями, смешивают их между собой?

- Хоть вы и познакомитесь с уроками химии позже, имейте в виду, что и на сегодняшнем уроке проследим взаимосвязь.

- Ну что, дорогие мои алхимики, готовы приступить к сегодняшнему эксперименту?

Мне нужно по 1 человеку с каждого ряда. Раздайте по 1 стаканчику на парту. А теперь давайте посмотрим, что там налито. Чувствуете запах?

- Конечно, вот только пить мы его не будем))) при смешении сухих гранул кофе и воды какая химическая реакция происходит?

-Если мы в воду добавим 1 гранулу? А половинку чайной ложки? А если много сухого парашка и немного воды? Значит….. Хорошо!

- Как думаете, для чего нам этот раствор?

Задание 1

- У всех на парте лежит 2 листа акварельной бумаги. Возьмите 1 и примерно мысленно разделите его на 2 половинки. Самой большой кистью быстро смачиваем чистой водой половинку листа и ставим произвольную кофейную каплю на одну половинку листа. Можете наклонять его в стороны, чтобы капля растеклась, подуть. Смотрите, как красиво идут разводы. Поставьте несколько таких капель.

- Что получилось?

- Мы познакомились с «пятном»

- Пятно будет являться рисунком?

- Теперь отложим его в сторону, чтобы лист немного подсох.

Задание 2

- Попробуйте провести одной кистью № 6 линию, еле касаясь кончиком кисти бумаги.

- Проведите линию среднего нажатия.

- Надавите всем полотном кисти на бумагу.

- А теперь давайте соединим все эти стадии нажатия в единую линию. Как вы думаете, где можно применить такие волнистые вариации?

- Мы познакомились с «линией».

Задание 3

- Возьмите кисть и закрасьте первый квадрат просто одним тоном. Во втором квадрате нарисуйте веточки и травинки. В третьем, точечными движениями изобразите неровную фактуру. Для этого хорошо оботрите края кисти об стакан, чтобы было мало воды на ней. Можете сверху присыпать кофейными крошками.

- Что вы видите?

- Это называется «фактурой».


Слушают стихотворение















- Четвертая четверть посвящена пейзажам. Мы будем рисовать пейзаж.


- тема урока «Графический пейзаж»



- Уроках химии



- Тоже уроке химии




Дети включаются в работу.

С каждого ряда выходит по 1 человеку и раздают по 1 стаканчику на парту.



- Пахнет кофе


- Реакция смешения. Гранулы растворяются в воде.

- Раствор будет светлый. Насыщеннее.

Густой.

- Мы будем им рисовать




Обсуждают.






- Пятно

- Нет, пятно не является самостоятельно полноценным рисунком.




Слушают пояснения учителя

- Получилась тонкая линия

- Получилась средняя линия

-Получилась самая толстая линия

- Получилась волнистая линия.

- Листья растений, волосы, волны и пр.




Берут заготовленный листок с расчерченными квадратиками. Выполняют задание учителя.


- Во всех трёх квадратах разный рисунок

Название этапа: Практическая деятельность. (18 мин)

Цели деятельности: Урок – эксперимент. Работа в графической технике. Работа с натуральными природными красителями.

- Графическая работа с кофейным ароматом. И то, что кофейная гуща – отличный материал для графики, знают не многие. Кофейная живопись – довольно популярное направление в современном поп-искусстве. Стилистика художников, работающих в жанре «кофейная живопись» очень разнообразна. Это и классический реализм, и пуантилизм, и прозрачная акварель. (слайд 3- 6).( На слайдах пейзажи художников Югры)

- Ребята, давайте поскорее уже приступим к работе! (креплю на доске магнитами лист форматом А2)

- Наш план работы: я вам буду показывать некоторые моменты на своем рисунке, вы внимательно смотрите. Эти моменты будут дублироваться на слайдах. Только потом приступаете к выполнению. Не переживайте, я к вам буду подходить. Нам не нужна точная копия в работе, помните, что хоть мы и выполняем вместе, все работы будут отличаться друг от друга и иметь свой почерк и индивидуальность! Главное- получить удовольствие от процесса.

Выполнение работы:

- с левой стороны нашего листа схематически повторяем за мной рисунок дома. Сразу обратите внимание, где рисунок остаётся не прокрашенным. С правой стороны листа рисуем ствол, дерево, кроны дерева. (слайд 7)

- Белая не закрашенная бумага в нашей работе также является цветом.

- Обратите внимание, что мы работаем без простого карандаша. Без предварительного наброска. Сразу тоном.

-У вас у всех на партах лежат палитры. Большой кистью добавьте раствор в ячейку и насыпьте несколько гранул кофе. Взяв в руки кисть среднего размера, тщательно перемешиваем. Что нам дало данное смешение?


- Проверим так ли это? Добавляем тень на доме, Рисуем ствол, дерево, кроны дерева, травиночки… в детали не углубляемся, нас интересует силуэт. (слайд 8)

Добавьте камни.

-У всех получается?

- Светлым тоном покрываем некоторые части фона. Пока мы нанесли основные детали рисунка, дадим ему минуточку подсохнуть. Отложите в сторону.


- Давайте немного отступим в сторону от нашей темы «Графический рисунок», ради нового эксперимента! Мне снова нужно по 1 помощнику с каждого ряда. Раздайте по 1 стаканчику на парту. Что вы видите?

-Можете предположить её цвет?

-Вернемся к нашему первому листу и снова поставим на него каплю.. . Что получилось?

- Это чай каркаде. Если цветки растения залить кипятком, то они дают такой малиновый цвет. Чем больше лепестков, тем ярче цвет.

-Помним, что сначала следим за моими движениями и только потом выполняем

- Берем в руки среднюю кисть №6 и штрихами наносим на ту часть неба, которая ближе к линии горизонта. Не прокрашиваем плотным тоном. Оставляем белые пробелы. (слайд 9)


Прохожу по рядам. Смотрю процесс работы. Подбадриваю.


- И, наконец, самая интересная часть нашего эксперимента… Набираем кистью раствор в ячейку палитры. Добавляем туда маленькую щепотку соды. Средней кистью тщательно размешиваем и закрашиваем оставшуюся верхнюю часть неба. Несколько штрихов добавляем в оставшиеся проблески в вечернем малиновом фоне. (слайд 10)

-Что вы можете сказать по этому поводу?

- Как вы думаете, почему поменялся цвет?

- Действительно. Кто-нибудь пробовал раньше этот чай на вкус? Он имеет ягодно-кисловатый привкус. А мы с Вами знаем, что при смешении кислоты и пищевой соды происходит реакция окисления.

Слушают пояснения учителя


-Знакомятся с поставленным перед ними натюрмортом. Анализируют предстоящую им работу.






Смотрят работы художников Югры.


Готовят второй лист акварельной бумаги для работы.








Далее приступают к его оформлению и прорисовке сперва крупных, затем более мелких деталей. Обозначают тоновыми пятнами свет, тень..












- Мы получили более насыщенный цвет, чем предыдущий





Выполняют задание учителя.


Работают совместно с учителем.


Копирование работы не обязательно.


Возможны добавления собственных деталей.




Раздают на парты новые стаканчики с раствором


Выдвигают свои предположения



Возвращаются к первому листу бумаги и наносят на его вторую половину цветовые пятна.

- Малиновый, розовый, красный





Возвращаются к основной работе





Набирают кистью раствор каркаде в ячейку палитры. Добавляют в раствор небольшое количество пищевой соды. Смешивают. Получают новый цвет . кистью наносят полученный цвет в свою работу.


Удивляются тому, что цвет изменился.

- Чай каркаде изменил свой цвет!!!

- Из-за того, что мы в него добавили пищевую соду.


Название этапа: осмысление и закрепление знаний. Рефлексия. Включение в самоанализ проделанной работы (5 мин)

Цели деятельности: экспресс-выставка

- Давайте посмотрим на работы товарищей, чтобы оценить, какие ошибки, возможно, вы допустили в своих работах.

Проводим выставку работ.

-Как вам понравилась наша сегодняшняя работа?

- Что получилось, а что вызвало трудности?

- Теперь, вы можете самостоятельно выполнить подобную работу, опираясь на полученные сегодня знания. Подумайте, чем ещё можно рисовать: какими природными материалами?

Проводим выставку работ.

Оставляют работы для проведения выставки недели.


Рассказывают о своих впечатлениях.

Высказывают своё мнение о проделанной работе.

Дают характеристику и оценку своим работам.



- сок свеклы, моркови, ягод

Название этапа: Домашнее задание (2).

Домашнее задание: внимательно рассмотреть кляксы и что в них увидит ваша фантазия ДОРИСОВАТЬ детали. Может пятно похоже на паучка, или дерево, цветок, человечка, животного – дальше только полёт вашей фантазии. Всем творческих успехов

Спасибо за работу на уроке. До свидания

записывают домашнее задание



4



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!